Домой Придомовые постройки Регулярная планировка парка. Регулярный стиль

Регулярная планировка парка. Регулярный стиль

Французские регулярные парки в XVII-XVIII вв.

Культура итальянского Ренессанса оказала большое влияние на культуру Франции. Это влияние сказалось и на развитии французского садово-паркового ландшафтного искусства.

В середине XVII в. во Франции укрепился абсолютизм и искусство стало предметом особой заботы короля Людовика XIV, который рассматривал его как средство возвеличения своей власти. Идеи абсолютизма нашли отражение в создании французских регулярных парков, идеология которых была разработана и воплощена Андре Ленотром (1613-1700). Под его руководством были построены и перепланированы парки: Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.), Версаль (1661-1700 гг.), Тюильри (1664-1672 гг.), Кланьи (1674 г.), Со, Медон (1680 г.), Сен-Клу, Шантильи, Шуази (1693 г.), Марли (1699 г.) и ряд других.

Французские регулярные парки имели симметричное построение вдоль главной композиционной оси, но в отличие от итальянских террасных садов, где применялся тот же принцип композиционного построения, они располагались на равнинном рельефе. Это позволяло формировать большие открытые пространства. Природа в них была подчеркнуто искусственной: стриженые деревья и кустарники , декоративные партеры с цветниками сложных рисунков, зеркальные поверхности бассейнов.

Первый крупный парковый ансамбль, спроектированный и построенный Андре Ленотром совместно с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном для министра финансов Франции Фуке - Во-ле-Виконт . Парк занимает территорию более 100 га, его протяженность - 2,5 км. Центральная часть паркового комплекса имеет четкую регулярную планировку, в которой выделена главная композиционная ось, ориентированная на дворец. Большое открытое пространство перед дворцом хорошо просматривается, в ландшафтную композицию включены партеры, водные плоскости. Периферия комплекса решена как лесопарк.

Вершиной садово-паркового ландшафтного искусства Франции XVII в. считается парк в Версале, созданный для Людовика XIV. Заболоченная плоская местность с мелким лесом превращена в пространственно богатый и разнообразный парковый ансамбль.

Версальский дворцово-парковый комплекс производит сильное впечатление на посетителей, в том числе благодаря своим огромным размерам. Версальский парк занимает территорию 1738 га, из которых передняя часть 100 га. Главная композиционная ось (восток-запад) имеет протяженность 4 км. Вдоль нее расположен Большой канал длиной 1,4 кв. Фасад дворца (архитекторы Луи Лево и Ж. Ардуэн Мансар) имеет протяженность 500 м.

Из главного помещения дворца - спальни короля - открывается грандиозная панорама парка. Парадная часть паркового комплекса - партер перед дворцом. Ниже высокой террасы перед дворцом расположены боскеты - плотные зеленые массивы деревьев, окруженные высокими стенами стриженой зелени. Часть из них внутри решена как открытые пространства. На территории парка 14 тысяч фонтанов, многие из которых украшены скульптурам. Водоснабжение фонтанов сконструировал Пьер де Франсини. В скульптурном оформлении дворца и парка участвовали Марси, Тюби, Лонг, Жирарден.

В Версальском дворцово-парковом комплексе повторен композиционный прием, примененный Андре Ленотром ранее в Во-ле-Виконт - трехлучевая радиальная ландшафтная планировка улиц, ориентированных на дворец. Версаль должен был прославлять «короля-солнце» - Людовика XIV. Улицы символизировали солнечные лучи, расходящиеся от дворца. Центральный луч - улица, ведущая в Париж, что также символично. Аналогичный смысл заложен в радиально-лучевое построение аллей Версальского парка, расходящихся от композиционно важных пунктов - начала Большого канала, Королевской площади.

Основным назначением аллей было раскрытие дальних перспектив, что и определяло их ширину. Поэтому аллеи могли включать газонные покрытия, например Королевская аллея, открывающая перспективу на Большой канал, в который вечерами уходит закатное солнце.

Идеи А. Ленотра оказали большое воздействие на развитие европейского садово-паркового ландшафтного искусства XVII - первой половины XVIII в. Регулярные парки получили широкое распространение во всех европейских странах.


Ландшафтные композиции, которые выполняются в данном стилеподразумевают собой правильное расположение элементов по отношению к конкретной заданной или же главной оси. Кроме того, здесь обязательно присутствие строгих геометрических элементов ландшафта. Деревья и кустарники высаживаются по квадратной, прямоугольной или шахматной схемам. В этом случае их обязательно стричь, придавая им форму различных геометрических фигур (например, конуса, эллипсоида, куба, пирамиды и т.п.). Водоемы обладают в данном случае симметричной, обычно прямоугольной формой, а дорожки и аллеи здесь должны быть прямыми, ровными и четкими.

Одним из наиболее значимых элементов регулярного стиля сада является партер в виде композиции, выполненной в горизонтальной плоскости на значительном открытом пространстве. Напомним, что название «партер» было образовано из французских слов «par» и «terre», что значит «по земле». Сам по себе партер может быть, как газонным, так и цветочным или кружевным или выполненным из узоров разного цвета. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне и партер – это очень хорошее сочетание в любом случае, поэтому при использовании партера в своем саду или на территории приусадебного участка вы точно не ошибетесь.

Регулярный стиль сада подразумевает под собой оформление участка в лаконичном и простом направлении. В большинстве случае – это красивая и умеренная по цветам кайма, состоящая из нескольких однолетников, которые цветут продолжительное время. Сюда можно отнести бархатцы, петунии , виолу. Также подойдет и бордюр из стелющихся растений , только важен тщательный контроль над их ростом и обязательным отступом от края газона. Зачастую может применяться контейнерная посадка растений. Контейнеры, в свою очередь, должны быть из керамики, правильной формы и размещаться в определенном направлении и в соответствии с симметрией всего регулярного стиля в ландшафтном дизайне.

Сады здесь можно обносить высокими стенами или живыми изгородями, но иногда такие элементы могут разграничивать и зоны, расположенные внутри участка. В большинстве случаев при расположении приусадебного участка на склоне в оформление ландшафтного дизайна могут включаться многоуровневые террасы, соединяемые между собой при помощи различных лестниц, мостков. В процессе декорирования могут применяться скульптуры, кованые ограждения и контейнеры с цветами.

Ярко выраженным представителем регулярного ландшафтного стиля можно назвать и львиную долю парков,расположенных в Париже. Если рассматривать в этом плане нашу страну, то это, прежде всего, многочисленные садово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий. Есть и столичные усадьбы, выполненные в регулярном стиле.

Регулярный стиль ландшафта (видео)

Довольно часто парки, выполненные в регулярном стиле, имеют две ключевые точки – это нижняя, где расположен вход и верхнюю, откуда и можно увидеть прекрасную панораму сада. В том случае, если парк находится в одной плоскости, то роль верхней точки выполняет какое-нибудь многоэтажное здание, например, большой дворец.

Итак, можно сказать, что основным принципом регулярного стиля является сочетание порядка и закономерности во всем. Парк, созданный во французском стиле, создается по единому плану, который подчиняется всей идее в целом. Все линии такого парка имеют геометрически правильную форму, а дорожки его всегда прямые и даже линии изгибов этих дорожек вычерчиваются на плане с использованием циркуля. Парк регулярного стиля всегда требует постоянного ухода, ведь в противном случае он попросту придет в упадок. Рекомендуем .

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (20 фото)





Отзывы и комментарии

(5 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Игорь 16.04.2015

Регулярный или дворцовый французский или голландский стиль — это все-таки очень старый и, как правило, требующий значительного ухода. Не говоря уже о проращивании и высаживании рассады. Так как одной из характеристик стиля являются многочисленные однолетники. Словом, потребуется немало ручного труда и общих затрат. Есть, правда, более дешевые вариации по мотивам.

Александра 28.12.2015

Для тех, кто решит соорудить такой фонтан на своем участке, хочу обратить внимание на два таких важных момента, которые не освещены автором статьи.
Во первых — емкость должна быть достаточной глубины. Иначе вместо «журчания» воды Вы будете слышать звук работающего насоса. Поэтому испытайте насос до установки емкости и при необходимости замените на более глубокую
В торой момент- подводка электропитания к насосу. Лучше всего кабель проложить в земле в металлической или полиэтиленовой трубе с тщательной герметизацией всех стыков. И регулярно, до включения насоса проверяйте герметичность ввода электрокабеля в корпус насоса. Это самое слабое место и очень часто повреждается от вибрации.

Саша 30.07.2016

Мне вот интересно, а какой шанс сделать всю эту красоту самому и что для этого потребуется? Кроме прямых рук конечно же, а то хотелось бы хотя бы самую малость у себя сделать на даче подобное, чтобы было красивое, но вот с чего начать не знаю)

Maxim Tumaew 20.03.2017

Хотя в подобных случаях затрагивается очень много ручного труда, вид пред усадебного участка должен соответствовать! Подобные участки, имея красивые образы и чёткие геометрические формы, успокаивают, заряжают организм природной энергией и умиротворяют! Стиль таких участков хорошо влияет на эмоциональное состояние, подчёркивает гармонию в жизни и гармонию с природой.

Добавить комментарий

Любой приусадебный участок выглядит привлекательно, если хозяева хорошо ухаживают за ним. Создать уют, красоту, единство пространства достаточно сложно. Обычно в саду отведено определенное место для цветочных клумб, кустарников, овощных насаждений. Только все это не имеет логического завершения, единства стиля. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне помогает решить такую проблему.

Совсем другое дело, когда входишь в парк, прилегающую территорию муниципальных учреждений, элитных усадеб, где на каждом шагу присутствует рука опытного садовода. Все деревья высажены в определенную линию, цветы образуют на клумбах замысловатые узоры, сменяя друг друга в определенном пространстве. Но это только малая часть стиля. Познакомимся с ним подробнее, чтобы смочь воплотить идеи на своем участке.

Красотой, ухоженностью прилегающей территории люди занимаются очень давно. В больших усадьбах и поместьях требовалось создать оригинальный дизайн ландшафту, чтобы все было безупречно. Регулярный стиль позволяет выполнить такую задачу. Ровные правильные линии дорожек, уходящие вдаль от основного здания, украшены стройными рядами деревьев.

Каждое дерево и кустарник аккуратно пострижены определенной формой - в виде свечи или шара. За основу берется пруд, бассейн, фонтан, большая клумба, беседка. От объекта в обе стороны симметрично расходятся дорожки, обрамленные ухоженным газоном. Газон присутствует в обязательном порядке. Он должен быть всегда идеально подстрижен, иметь правильную форму.

Если перестать ухаживать за травяным покрытием, нарушиться вся композиция. В регулярном стиле нет мелочей, которые можно пропустить мимо своего взора и оставить без ухода. Любой момент будет выбиваться из безупречного стилистического оформления ландшафтного дизайна.

На просторах регулярного сада или поместья в обязательном порядке создается растительный объект, напоминающий собой беседку, арку, уютную площадку для отдыха. Эти объекты формируются из специальных растений (кустов, маленьких деревьев), высаженных в одну линию и образующих живую стену.

Живая растительная стена образуется по кругу, прямоугольником или другой фигурой. Зависит от того, что желает изобразить художник. Прогуливаясь по аллее, окруженной живой стеной, обнаружите как тропинка свернет вправо или влево через декоративную арку, а там окажется зеленая беседка, имеющая крышу из растений, повторяющую арочную форму.

Основная специфика регулярного стиля заключается в осевом формировании ландшафта.

Регулярному стилю присущи единичные композиции в виде кустов, постриженных под животных. Такую работу может выполнить только опытный садовник, который тщательно следит за сохранностью первозданного вида. Если вовремя не обрезать отрастающие ветки, зеленый слон превратится в обычный неприглядный шар.

Элементы в регулярном стиле

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне представлен не только растительными насаждениями. Если просмотреть фото дворцовых садов, ярких представителей регулярного стиля, можно заметить наличие статуй, расставленных симметрично вдоль аллеи или какого-то объекта.

Статуи бывают разного направления:

  • животные;
  • известные люди;
  • мифологические боги;
  • большие вазоны;
  • многое, что придет в голову владельцу земельного участка и ландшафтного дизайнера.

Регулярный стиль хорошо просматривается на больших площадях, где есть место для распределения основных ландшафтных зон. Весь декоративный ансамбль должен хорошо быть виден с высокой площадки, чтобы получить полное ощущение растворения в красоте природы. Таким местом может быть балкон дома, беседка со смотровой площадкой на крыше или другая возвышенность, позволяющая окинуть всю территорию взглядом.

Обязательным пунктом регулярного стиля в ландшафте является идеально ровная поверхность. На земельном участке не должно быть ни одной ямки, бугорка, перепада, чтобы зеленый газон, клумбы, кустарники росли по ровной линии. При формировании регулярного стиля в своем саду сначала необходимо выровнять поверхность.

Присутствие камня в регулярном стиле тоже обязательно. Из него выстраиваются определенные композиции, выкладываются дорожки, аллеи, площадки вокруг пруда, фонтана. Но камень также должен иметь правильные формы и симметрично выкладываться вдоль выбранной оси. Бордюр может быть из камня, газона, однолетних цветов, долго радующих глаз своим пышным цветением.

Встретить регулярный стиль в ландшафте современного общества можно нечасто. Для него требуются большие ровные площади, постоянный уход садовников.

Поэтому любоваться регулярным стилем можно в озелененных местах города:

  • парковая зона;
  • бульвары;
  • прилегающая территория муниципальных учреждений;
  • старинные дворцы;
  • частные поместья.

Если вы являетесь поклонником регулярного стиля в ландшафтном дизайне, дадим советы по его созданию даже на маленькой территории.

Создание регулярного стиля в ландшафтном дизайне своего участка

Хоть для создания регулярного стиля требуются большие площади, организовать уютный уголок дворцового дизайна можно на нескольких сотках. Это будет своеобразная миниатюра, которая украсит ваш сад.

В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди , перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами , пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 - 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

    Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.

    Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.

    Ярко выражена основная ось композиции - стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.

    Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.

    Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.

    Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.

    В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Регулярный стиль планировки зародился во Франции, во время царствования прославленного "короля-солнца" Людовика XIV. Пожалуй, лучшим образцом регулярного стиля садово-паркового искусства можно назвать загородную резиденцию Людовика XIV - Версаль. Великолепный дворец является центром всей композиции, от него прямыми лучами расходится ухоженные аллеи, парадные цветники и ровно подстриженные газоны занимают отведенные для них места. Все это в восхитительном райском уголке:- и блестящая поверхность воды в искусственных прудах, и причудливо подстриженные деревья и кустарники, и великолепные клумбы. Людовик IV стремился продемонстрировать свою власть не только над людьми, но и над природой.

Регулярная планировка предполагает четкое распределение прямых, как стрела, или диагональных аллей и дорожек, рядовую посадку древесных культур, создание бордюров, организацию геометрически правильных площадок и водоемов, стрижку крон деревьев и кустарников в виде конусов, кубов, шаров и пирамид, а также строго симметричное или геометричное расположение на участке цветников, беседок, скульптур. фонтанов и пр. деталей.

Один из историков ландшафтного дизайна отмечал, что в регулярных зеленых насаждениях "искусственность не только выставлялась на первый план, но и обязательно вытесняла всякую естественность". Неотъемлемым элементом регулярного сада или парка является вода: искусственно создаваемые водоемы должны отличаться строгой геометрической формой, предусматривается организация каскадов и пристенных фонтанчиков, не говоря уже о больших фонтанах в виде скульптур.

По соседству с низкими партерными посадками - декоративными геометрическими композициями из низкорослых растений, оформленными скульптурами и декоративными газонами, - лучше всего смотрятся боскеты. Эффектно выглядят и солитерные посадки. Характерными особенностями регулярного стиля являются терраса, завершающиеся подпорными стенками и сообщающиеся между собой декоративными лестницами, многочисленные скульптуры, чугунные или литые ограждения с классическим рисунком решетки, мощение из серой каменной крошки или смешанного с песком гравия, керамические (чаще всего терракотовые) контейнеры для растений, имеющие выпуклый орнаментальный или растительный рисунок. Прекрасный вид на все это великолепие открывается из нижней части благоустраиваемого участка, где расположен центральный вход.

В настоящее время в чистом виде данный стиль сохранился лишь в старинных поместьях-музеях, представляющих большую историческую ценность; на прочих благоустроенных территориях отмечается смешение стилей .

Одной из разновидностей классического стиля являются партерные сады и сады-лабиринты. В первом предусматривается устройство многочисленных цветочных клумб и использование декоративных элементов, создающих на участке затейливый орнамент. Сад-лабиринт предполагает сооружение на участке геометрических или извилистых узоров, образуемых низко подстриженными живыми изгородями из вечнозеленых кустарников, и заполнение свободного пространства между стенками лабиринта красивыми цветами, гравием или цветным песком.

регулярный стиль

регулярный стиль стиля он

Основой регулярного стиля регулярном стиле

Позднее, когда регулярные

Регулярный стиль

регулярных

Наиболее широкое распространение регулярный стиль получил в садах и парках Италии. Её сады оказали сильное влияние на композиции садов более северных стран. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия вызвали к жизни новые приемы планировки. Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяются устройством плоских широких террас, а текущая и падающая вода - спокойной водной гладью.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: «зеленая скульптура», «растительная архитектура», а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.

Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.

Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы.

Посадки часто ограничиваются несколькими яркоцветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки-шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

Использование классической планировки актуален и сегодня. Например. если хозяин обширной зогородной резиденции мечтает поразить своих гостей достатком, изысканностью и тонким вкусом, можно организовать на участке великолепный регулярный сад.



Новое на сайте

>

Самое популярное