Домой Придомовые постройки Абрахам Маслоу: основные достижения и исследования.

Абрахам Маслоу: основные достижения и исследования.

Абрахам Маслоу - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год). Его теория потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере - Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка. Детские годы Маслоу могли бы послужить замечательным сюжетом для психоаналитического очерка. Его отец оказался далеко не идеальным семьянином, точнее говоря - пьяницей и бабником. Он надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей (их в семье было трое) определялось главным образом его отсутствием. Остается только удивляться, что семейный бизнес довольно успешно развивался и позволял семье вполне благополучно существовать. А впоследствии и сам Абрахам, уже будучи дипломированным психологом, принимал участие в руководстве производством бочек.

Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы.

Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)».

Важно отметить, что Абрахам был совсем не красавцем. Щуплое телосложение и огромный нос делали его отталкивающе-комичным. Он настолько тяжело переживал недостатки своей внешности, что даже избегал ездить в метро, подолгу дожидаясь пустого вагона, где мог бы никому не попадаться на глаза. Можно даже сказать, что в детстве и юности он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. Может быть, именно поэтому его впоследствии так заинтересовала теория Альфреда Адлера, с которым он даже познакомился лично, когда тот переселился в Америку. Ибо сам Маслоу был живым воплощением этой теории. В полном соответствии с идеями Адлера (с которыми он, разумеется, в юности еще и не был знаком) он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой.

В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все».Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема.

Небезынтересно, что в отличие от красавца-жизнелюба Уотсона, заслужившего немало упреков в распущенности, неказистый Маслоу отличался редким постоянством в интимных отношениях. В юности он страстно влюбился в свою кузину, но, терзаемый комплексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым. Когда же его робкое проявление чувств было неожиданно встречено взаимностью, он испытал первое в своей жизни пиковое переживание (это понятие впоследствии стало одним из краеугольных камней его системы). Взаимная любовь стала огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди поженились (ему было 20, ей - 19) и, как пишут в романах, жили долго и счастливо.

Систематические занятия психологией Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет, и это едва не погасило его зарождавшийся интерес к этой науке. Дело в том, что первый прослушанный им в Корнелле курс психологии читал ученик Вундта структуралист Эдвард Титченер.

На фоне неотразимого обаяния Уотсона и растущей популярности его бихевиористских идей академические рассуждения Титченера звучали унылым анахронизмом. По словам Маслоу, это было нечто «невыразимо скучное и совершенно безжизненное, ничего общего не имеющее с реальным миром, и потому я с содроганием бежал оттуда».

Он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 - магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.

В те годы проблема сексуальности, несмотря на бурный расцвет психоанализа, продолжала оставаться для общественности пугающе-пикантной, и немногие ученые решались к ней подступиться. В силу этого Маслоу оказался одним из немногих, кого можно было с известной натяжкой назвать специалистом по данной проблеме. Поэтому именно к нему впоследствии обратился Альфред Кинси, которому предстояло революционизировать американское общественное сознание обнародованием результатов своих социологических изысканий на сексуальные темы.

Интересно, что Маслоу предложение о сотрудничестве отклонил. Впоследствии его неоднократно упрекали в пренебрежении научными методами и вообще критериями научности. А вот с Кинси он не сошелся как раз на той почве, что счел его исследования не соответствующими критериям научности. По мнению Маслоу, выборку респондентов Кинси нельзя считать репрезентативной, поскольку в опросах участвовали только те, кто на это добровольно согласился. Делать выводы по такому деликатному вопросу, как особенности сексуального поведения, по мнению Маслоу, допустимо было бы лишь с учетом мнения и тех, кто отвергает саму возможность обсуждения этой темы. Поскольку это невозможно, то и выводы вряд ли достоверны.

Статья Маслоу по этому вопросу появилась в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1951 году, но осталась практически незамеченной и сегодня никем не вспоминается. А зря! Идея-то верная. Мы ведь и сегодня горюем о сексуальной распущенности молодежи, наблюдая самых «отвязных» ее представителей и забывая про тех, кто ведет себя деликатно и скромно.

Маслоу на самом деле научным экспериментированием отнюдь не пренебрегал и подходил к этому делу со всей серьезностью. Просто полученные результаты невольно затерялись на фоне его философских по своей сути рассуждений. Так, например, мало кому известна его замечательная работа, выполненная уже в середине шестидесятых и посвященная проблеме социальной перцепции.

Маслоу предлагал своим испытуемым оценить предъявлявшиеся фотопортреты по параметру привлекательности (следует отметить, что лица для этой цели обычно выбираются самые заурядные). Проделать это требовалось в разных условиях, точнее, в по-разному оформленных помещениях - в комнате «красивой и уютной», «обычной» и «безобразной». Результат оказался легко предсказуем: чем приятнее для восприятия окружающая среда, тем более высокую оценку по параметру привлекательности заслуживают воспринимаемые лица. Интересный эксперимент, есть над чем задуматься. По крайней мере, иному психологу одного такого опыта хватило бы для прижизненной славы. Маслоу свою славу снискал в иной сфере.

Первая его научная публикация увидела свет в 1937 году и представляла собой главу о кросс-культурных исследованиях в сборнике «Психология личности» под редакцией Росса Стагнера. В этой публикации нашел отражение опыт, приобретенный Маслоу в ходе исследовательской работы в индейской резервации. Даже при самом внимательном анализе никаких намеков на его последующие теоретические построения в этой работе усмотреть не удается, и о ней сегодня знают лишь немногие историки науки.

Во второй половине тридцатых Маслоу удалось лично познакомиться со многими выдающимися психологами, которых исторические катаклизмы вынудили перебраться из Европы в Америку. Из перечисления этих блестящих имен можно было бы составить достаточно представительное оглавление хрестоматии по истории психологии ХХ века - помимо уже упоминавшегося Адлера, это были Эрих Фромм, Карен Хорни, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Макс Вертгеймер.

Последний оказал на Маслоу особенно большое влияние - не только как ученый, но и как человек. Именно под влиянием благоговейного восторга перед Вертгеймером Маслоу занялся изучением психически здоровых людей, которым удалось достичь в жизни самоактуализации. Именно Вертгеймер, а также еще одна знакомая Маслоу - известный американский антрополог Рут Бенедикт послужили для него примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. Приходится, однако, с сожалением признать, что таких примеров даже Маслоу, истый гуманист и оптимист, насчитывал единицы.

Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли - гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Review в 1943 году (их содержание в расширенном виде позднее включено в его известную книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений.

По его мнению, психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.

В 1951 году он получил приглашение во вновь открытый университет Брэдейса под Бостоном. Маслоу принял приглашение и проработал в этом университете до 1968 года, заведуя кафедрой психологии.

Следует отметить, что попытки Маслоу гуманизировать психологию встречали ожесточенное отвержение со стороны большинства коллег, придерживавшихся бихевиористской ориентации. Хотя студенты Маслоу чуть ли не боготворили, редакции ведущих психологических журналов на протяжении ряда лет без рассмотрения отвергали любые его рукописи.

По сути дела, студенты и внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации. Но произошло это уже в другую эпоху, в конце 60-х - в эпоху Боба Дилана и Энди Уорхолла, Тимоти Лири и Кена Кизи. Наверное, когда говорят, что молодежь 60-х изменила лицо Америки, в этом есть доля правды. По крайней мере, для психологии это справедливо.

Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, - «Мотивация и личность» - увидела свет в 1954 году. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.

Чрезвычайно интересным аспектом теории Маслоу представляется постулирование им так называемого комплекса Ионы, который даже профессионалам почему-то менее известен, чем, скажем, пресловутый комплекс кастрации, хотя в реальной жизни гораздо легче подметить первый, чем второй.

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.

Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Невольно напрашивается параллель с идеями Фромма, которые он высказал в своей знаменитой книге «Бегство от свободы». Впрочем, о явном и неявном влиянии европейских коллег на становление идеологии Маслоу уже шла речь.

Кстати, говоря о термине «самоактуализация», нужно отметить, что он использовался еще К.-Г. Юнгом, хотя это редко отмечается психологами-гуманистами. По Юнгу, самоактуализация означала конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Весьма близки по своему содержанию к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.

В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.

С научной, точнее - с естественно-научной точки зрения, позиция Маслоу весьма уязвима для критики. Самые важные его теоретические суждения явились результатом житейских наблюдений и размышлений, никак не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив - постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»…

Впрочем, сам Маслоу, похоже, отдавал себе в этом отчет и подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой механистическому, естественно-научному подходу, а дополнением к нему.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно - ненасыщаемые. (Снова невольно вспоминается фроммовское «Иметь или быть»). Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

До осуществления своих надежд он не дожил - скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года. Правда, надо сказать, что доживи он хоть до ста лет, его чаяниям не суждено было сбыться. Ибо и сегодня справедливо звучит приговор, вынесенный авторами американской «Истории современной психологии» - супругами Шульц: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев - и вовсе не подтверждается».

Тем не менее уже несколько десятилетий предпринимаются попытки ее практического использования, в частности - в практике управления. И что самое интересное - попытки эти по большей части довольно успешные. Как тут не вспомнить слова вышедшего из моды классика о самом надежном критерии истины!

Тридцать лет назад Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь.» Сам он, судя по всему, был счастливым человеком.

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

1908 года в Нью-Йорке (США). Своей фамилией, по-русски произносимой как «Маслов», он обязан отцу, выходцу из южных губерний Российской империи.

В школе Маслоу был одним из лучших учеников, и после её окончания в 1926 году он поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросил его и перешел в Корнельский университет, где начал изучать психологию.

В 1928 году Маслоу переводится в университет штата Винконсис, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 – магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.
В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у известного бихевиориста Эдварда Торндайка, а через три года принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. Тогда же увидела свет его первая научная публикация, которая представляла собой главу о кросс-культурных исследованиях в сборнике «Психология личности» (1937).

В это время происходит знакомство Маслоу с плеядой известных европейских психологов, эмигрировавших в США из нацистской Германии, в их числе - Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, Макс Вертгеймер и Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Маслоу стал одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями, и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Однако, попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали идеи бихевиоризма.

В 1951 году Маслоу получил приглашение на должность декана психологического факультета во вновь открытый университет Брандейса под Бостоном. Здесь он проработал до 1969 года. Именно в этот период происходит признание его идей, он становится популярным, а гуманистическая психология оформляется как отдельное направление.

Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, – «Мотивация и личность» – увидела свет в 1954 году. В ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

Именно «Пирамида Маслоу», диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности, наиболее известна из научного наследия ученого.

Его теория иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. «Пирамида Маслоу» в целом отражает эволюционное развитие личности по мере удовлетворения от физиологически детерминированных потребностей к интеллектуальным. В 1950-е и особенно в 1960-е, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание, хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно ненасыщаемые. Впрочем, и эти работы автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь ».

Абрахам Маслоу скоропостижно скончался от сердечного приступа

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Вис-консинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов.

После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека.

Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.

Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.

Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества.

Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдш-тейном, который первым использовал сам термин.

Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Сам-нера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.

Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности.

Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли.

Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви и привязанности;

4) потребность в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть оценки;

8) мистичность и опыт высших состояний,

9) чувства сопричастности, единения с другими,

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различение средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора,

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры.

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации

1 Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.

2 Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития

3 Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.

4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия.

5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума

6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций.

7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования.

8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон.

Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией.

В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.

Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

АБРАХАМ КАРЛ. Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это спровоцировало

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

АБРАХАМ ЛУИ БРЕГЕ Бетанкура и Маничарова связал их общий друг Абрахам Луи Бреге - знаменитый французский часовщик. Он родился в 1747 году в швейцарском городе Нёфшателе. В возрасте пятнадцати лет переехал во Францию, где прошел серьезное теоретическое и практическое

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Маслоу (1908–1970) С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста стали одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря,

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Майкельсон Альберт Абрахам (1852-1931) Американский физик Альберт Абрахам Майкельсон родился в Стрельно (Германия), близ польской границы, в семье торговца Сэмуэля Майкельсона и дочери врача Розали (Пжлюбска) Майкельсон. Альберт был старшим из трех детей. Когда ему было два

Из книги Всем бедам назло автора Норрис Чак

Ваксман Зельман Абрахам (1888-1973) Американский микробиолог и биохимик Зельман Абрахам Ваксман родился в маленьком украинском местечке Нова-Прилука, что в 15 км. от Винницы, в семье мелкого арендатора Якова Ваксмана и владелицы промтоварного магазина Фрейды Ваксман (урожд.

Из книги автора

Чак Норрис Кен Абрахам Всем бедам назло ГЛАВА 1 Сигнал тревоги Я встретился взглядом со своим телохранителем и сразу понял, что что-то случилось. Я находился в Вашингтоне, куда был приглашен в качестве особого гостя недавно избранного президента Соединенных Штатов

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow, 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э.Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса.

Книги (4)

Дальние пределы человеческой психики

Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогового труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и высшими (растущими) потребностями.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей и теорией психологии, науками о человеке.

Мотивация и личность

Через много лет после первого выхода в свет книга «Мотивация и личность» по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии.

Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему большую ясность и структурированность, сделав его, таким образом, пригодным для использования в учебных курсах по психологии.

В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.

Новые рубежи человеческой природы

Последняя книга Абрахама Маслоу - основателя и лидера гуманистической психологии, открывшего новые перспективы психологического понимания человека и оказавшего огромное влияние на изменение облика психологической науки во второй половине нашего столетия.

По направлению к психологии бытия

В своей книге он продолжает начатую работу по созданию основ для `формирования единой психологии и философии, включающей в себя как глубины, так и высоты человеческой природы`. Это попытка соединить `психологию развития и роста` с психопатологией, психоаналитической динамикой и движением к целостности.

Комментарии читателей

Константин / 20.06.2018 А. Маслоу, конечно не все учел в человеческом поведении и не все описал, так как нам было бы приятно делить, актуализировать или даже читать. Он и сам говорил, что "совершенства на свете просто не существует". Господин "отец" Российского образования, Леонтьев это и заметил, но практика жизни показала, что построенный эти "отцом" Российской психологии система образования привела к краху самого образования, а вот труды Маслоу поражают своей актуальностью и сегодня. Не смотря, на то, что я лично не со всеми выводами автора согласен, особенно в мотивации личности, тем не менее работы Маслоу следует изучать. потому что в базовых своих вариантах они не просто работают, а доказывают жизнеспособность. Рекомендую всем, как таблетку от психологии "достягательства" и психологии совершенствования. А также тем, кто искренне интересуется психологией личности.

Александр Воскресший / 25.10.2016 Вот отсюда и следует стартовать современным психологам - вперёд, а не назад, к Фрейду и от него...

Гость / 25.01.2014 «Размещение в едином, количественно измеримом пространстве человечности всех заболеваний, которыми заняты психиатры и терапевты, всех нарушений, которые дают пищу для раздумий экзистенциалистам, философам, религиозным мыслителям и социальным реформаторам, дает огромные теоретические и научные преимущества. Мало того, мы можем разместить в этом же континууме разнообразные виды здоровья, о которых мы уже знаем, в полной палитре их проявлений, как в пределах границ здоровья, так и за пределами оного - мы подразумеваем здесь проявления самотрансценденции мистического слияния с абсолютом и прочие проявления высочайших возможностей человеческой натуры, которые раскроет нам будущее».

А.Х.Маслоу (1908-1970), основатель гуманистической психологии, один из основателей трансперсональной психологии.

Strannic / 12.11.2013 По мнению Д.А. Леонтьева, одним из существенных недостатков теории А. Маслоу является теоретическая аморфность понятия "самоактуализация". Включая в себя процессы самореализации, самовыражения, самоутверждения и саморазвития, данное понятие
игнорирует существенные различия между ними, что затрудняет возможность его операционализации (Леонтьев Д.А., 1997, с. 171)
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997г. - С. 156-176.

Александр / 6.06.2013 Очень вдохновлен им как ученым и как Человеком.
Наиболее важным его вкладом в психологию было существенное расширение карты и горизонтов территории психологии. Он уделял очень основательное и серьезное внимание исследованию здоровья, самоактуализации, высшего в человеке. Так же он выступил одним из первых ученых работавшим над созданием интегральной модели развития личности, стремящейся объединить в себе подходы других школ.
Маслоу был основателем двух существующих сегодня направлений в психологии – гуманистичской и трансперсональной.
Хочется сказать об общем стиле его работ. В них нельзя найти безупречной системности, его ход мысли развивается очень живо и свободно, стараясь захватить и увлечь читателя, указать ему на возможность непосредственного переживания тех вещей, о которых идет речь. Его слова словно искрятся и разгораются.
Однозначно рекомендую, всем кто имеет хоть какое то отношение к психологии, да и просто всем)

Гость / 4.05.2013 очень многое можно узнать про себя. Благодарю

Роман Т / 9.11.2011 Великий психолог!!!

Гость / 1.09.2011 всем советую прочесть, кто не знает чего он хочет в жизни!

Наталья / 25.03.2010 Спасибо за прекрасную подборку книг Маслоу! Пишет отлично, то что необходимо для работы. Классик!

Вера / 11.10.2009 Первым начал исследовать здоровых индивидуумов. Ориентироваться, пожалуй, разумнее на здоровых личностей.

Максим / 7.06.2009 Великий психолог, которого стоило бы поставить в один ряд с Фрейдом и Юнгом. Он придумал новую теорию, развивает концепции гуманистической психологии. Стоит почитать всем, кто интересуется психологией личности



Новое на сайте

>

Самое популярное