Домой Ландшафтный дизайн Эмбриональный период презентация. Презентация на тему "эмбриональное развитие организма"

Эмбриональный период презентация. Презентация на тему "эмбриональное развитие организма"

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Презентацию на тему "Эмбриональное развитие организма" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Медицина. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития

Эмбриональное развитие организма

Слайд 2

Проникновение сперматозоида в яйцеклетку

Слияние ядер гамет и образование зиготы

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

Яйцеклетка после оплодотворения

Оплодотворение

Слайд 3

Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.

Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула.

Этапы эмбриогенеза

Слайд 4

Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами.

В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой.

Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?

зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягода

Слайд 5

Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.

Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).

Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.

Слайд 6

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа.

У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

Слайд 7

В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты.

эктодерма энтодерма первичный рот

вторичная полость тела

Слайд 8

Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.

В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

Слайд 12

Слайд 13

По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.

Слайд 14

Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.

Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).

Слайд 15

Формирование органов

Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия)

Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

Слайд 16

Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем.

Карл Бэр (1792 1876)

«Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Слайд 17

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом

Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.

Эрнст Геккель (1834-1919)

Фриц Мюллер (1822 - 1897)

Слайд 20

Нервная система и органы чувств

Эпидермис кожи Производные кожи

Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

Слайд 21

Энтодерма

Эпителий органов дыхания

Эпителий органов пищеварения

поджелудочная железа

Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

мочевого пузыря

Щитовидная железа

Слайд 22

мускулатура

кровеносная система

мочеполовая система

Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

Мезодерма дерма склера

Слайд 23

Оплодотворение яйцеклетки. 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула). 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла). 3 надели. Начало органогенеза. 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм. 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца. 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы. 11 недель и 12 недель Продолжается развитие всех систем организма. 16 недель и 18 недель.Плод быстро растет и мать ощущает его движение. 7 месяцев. Завершающий период развития. 9 месяцев. Рождение человека.

Развитие эмбриона

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.





  • Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 1 стадия


    Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 2 стадия


    Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 3 стадия


    Общие закономерности развития зародышей организмов. Общность строения различных организмов проявляется на ранних стадиях развития их зародышей. Отличительные признаки организма создаются в ходе развития зародыша постепенно и в строгой последовательности Видовые различия проявляются на поздних стадиях развития зародышей.


    4 неделя беременности Малыш на 4ой неделе беременности все еще очень мал – его длина составляет от 0,36 до 1 мм. С этой недели начинается эмбриональный период развития, который продлится до конца десятой недели. Это время формирования и развития всех органов ребенка, некоторые из которых уже начнут функционировать.




    7 неделя беременности На 7 неделе беременности ребенок вырос приблизительно до 8 мм он как горошина (Причем в начале недели его рост от макушки до копчика составлял 4-5 мм, а к концу до мм). Вес – около 0,8 г. Большое событие этой недели – на развивающихся ручках и ножках появились кисти и ступни!




    10 неделя беременности Человек внутри матери размером всего лишь со сливу, а основные органы, системы и части тела у него уже сформированы и теперь будут стремительно расти и «дозревать». Самый критический эмбриональный этап пройден и начинается плодный период развития.


    12 неделя беременности После 12-й недели беременности новые органы уже не образуются, но уже имеющиеся продолжают расти и развиваться. На этой неделе появились рефлексы! Локальная стимуляция плода может заставить его прищуриться, открыть рот, пошевелить пальцами рук или ног. Пальчики скоро начнут сгибаться и разгибаться, а рот будет совершать сосательные движения.


    13 неделя беременности В 13 недель беременности на малюсеньких пальчиках появились отпечатки пальцев, вены и органы хорошо просматриваются через пока еще очень тонкую кожу, а тельце начинает догонять по размерам голову (которая теперь составляет только треть общего размера). Если будет девочка, в ее яичниках уже появилось более 2 миллионов яйцеклеток.


    14 неделя беременности С 14 недели беременности ребенок умеет жмуриться, хмуриться, гримасничать, писать и, возможно, сосать свой пальчик. Почки производят мочу, которой он мочится в околоплодную жидкость. Малыш подрос – длина от макушки до копчика составляет 8-8,9 см.


    15 неделя беременности Малыш достиг примерно 9,3-10,4 см в длину от макушки до копчика. Он тренируется в дыхании, втягивая околоплодные воды (амниотическую жидкость) в легкие и выталкивая ее из легких назад. Околоплодные воды «обновляются» 8 – 10 раз в сутки! Это позволяет поддерживать их стерильность при сохранении нужного химического состава (соотношения воды, минералов и органических веществ).


    17 неделя беременности В 17 недель беременности малыш весит около 100 гр., а его рост от макушки до копчика равняется см. У него уже развиты все суставы, а скелет, до этого больше напоминающий хрящ, костенеет. Улучшается слух. Пуповина, соединяющая его с плацентой, становится толще и крепче.




    19 неделя беременности Руки и ноги пропорциональны друг другу и остальному телу. Почки продолжают производить мочу, а голова начинает покрываться волосиками. В 19 недель беременности настал критический момент для развития пяти основных чувств: мозг малыша определяет специальные области, которые будут отвечать за обоняние, вкус, слух, зрение и осязание.


    21 неделя беременности Вес ребенка сейчас составляет где-то гр. Полностью оформились бровки и веки. И в 21 неделю беременности мать наверняка чувствуешь его движения.




    26 неделя беременности Ребенок подрос до 32,5 см и прибавил в весе до гр. Малыш все лучше различает звуки. Детки больше всего любят «Времена года» Вивальди, Моцарта. Легкие развиваются и он продолжает делать небольшие вдохи околоплодной жидкости, готовясь к своему первому вдоху воздуха.


    28 неделя беременности В 28 недель беременности он моргает глазками, на которых видны реснички! С развитием зрения малыш уже может видеть свет просвечивающий через живот. В мозге развиваются миллиарды нейронов (до этого времени мозг плода был гладким, к 28-й неделе на нем начинают появляться характерные борозды и извилины), увеличивается и масса мозга, а тельце обзаводится подкожным жирком, готовясь к жизни снаружи.


    32 неделя беременности 1,8 кг. и 42 см.! С личика малыша исчезло большинство морщин. У него есть полноценные ногти на ногах, руках и настоящие волосы, или по крайней мере заметный пушок. Кожа к 32 неделям беременности становится мягкой и гладкой, а конечности более пухленькими.


    37 неделя беременности Доношенными считаются детки, родившиеся в промежутке недель. Родившиеся раньше 37 недель – недоношенными, а позже 42 – переношенными.




    Через 18 дней после зачатия начинают ощущаться удары сердца зародыша и приходит в действие особая, его собственная система кровообращения. В 7 недель у нерожденного ребенка фиксируются мозговые импульсы, он имеет сформированные внешние и внутренние органы, глаза,нос, губы, язык. В 12 недель, когда по нашему законодательству разрешается аборт, все органы ребенка сформировались и остается только развитие. Ребенок уже поворачивает голову, сжимает кулачок, гримасничает, находит рот и сосет палец. Знаете ли вы, что


    СДЕЛАВ АБОРТ, кроме смертельной опасности, вы рискуете остаться бесплодными или рожать больных и ослабленных детей. Делая операцию по прерыванию беременности, врач дважды нарушает клятву Гиппократа: во-первых, клятва Гиппократа прямо запрещает подобные действия, во-вторых, нарушается первая заповедь медицины – «не навреди». Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией. В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами.


    Критические периоды развития человека в эмбриогенезе. Эмплантация зародыша в стенку матки (6-7 сутки) 4-8 неделя – период закладки основных органов и систем неделя – ускоряется рост головного мозга неделя – дифференцировка полового аппарата и зародышевые основные функциональные системы. Дробление. Дробление – это процесс увеличения числа клеток, без увеличения их размеров (отсутствует стадия роста). Типы дробления: -полное: равномерное и неравномерное - неполное: поверхностное (у насекомых) и дискоидальное Типы бластул: - целобластула – это полый шарик, один слой бластодермы. - амфибластула – бластодерма многослойная, бластоцель смещена к апикальному полюсу. -дискобластула – это зародышевый диск, лежащий на массе нераздробившегося желтка, бластоцель между ними. - морула – это шарик из бластомеров, бластоцели нет. - перебластула – бластомеры расположены по поверхности, а в центре нераздробившийся желток (у насекомых).


    Гаструляция. Гаструляция – это сложный процесс химических и морфо-генетических изменений, которые сопровождаются делением, ростом, перемещением и дифференцировкой клеток. Способы гаструляции: - инвагинация (впячивание) -иммиграция (выселение) -деляминация (расслоение) -эпиболия (обрастание) Геном единый. Идет депрессия и репрессия генов. И в каждом клеточном типе эта картина будет своя. Поэтому идет дифференцировка клеток.


    Нейруляция. Нейруляция – это часть органогенеза. Образуется зародыш – нейрула. К этому моменту в нейруле есть осевой комплекс зачатков органов (нервная трубка, хорда, полость первичной кишки, эктодерма, энтодерма, мезодерма дифференцирована на сегментированную мезодерму – сомиты и несегментированную – спланхнотом).

    Cлайд 1

    Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития Эмбриональное развитие организма

    Cлайд 2

    Проникновение сперматозоида в яйцеклетку Слияние ядер гамет и образование зиготы 1 2 3 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается Яйцеклетка после оплодотворения Оплодотворение

    Cлайд 3

    Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек. Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула. Этапы эмбриогенеза

    Cлайд 4

    Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой. Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах? зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягода

    Cлайд 5

    Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки. Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры). Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.

    Cлайд 6

    Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа. У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

    Cлайд 7

    В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты. эктодерма энтодерма первичный рот вторичная полость тела

    Cлайд 8

    Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками. В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

    Cлайд 9

    Cлайд 10

    Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

    Cлайд 11

    В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

    Cлайд 12

    После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

    Cлайд 13

    По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.

    Cлайд 14

    Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция. Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).

    Cлайд 15

    Формирование органов Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия) Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка. Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

    Cлайд 16

    Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем. Карл Бэр (1792 1876) «Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

    Cлайд 17

    Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины. Эрнст Геккель (1834-1919) Фриц Мюллер (1822 - 1897)

    Cлайд 18

    Cлайд 19

    Cлайд 20

    Нервная система и органы чувств Эпидермис кожи Производные кожи Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

    Слайд 2

    Оплодотворение

    Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

    1. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку
    2. Слияние ядер гамет и образование зиготы
    3. Яйцеклетка после оплодотворения
  • Слайд 3

    Этапы эмбриогенеза

    Развитие организма с момента оплодотворения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.

    1. Дробление зиготы.
    2. Образование бластулы.
    3. Гаструляция.
    4. Нейрула.
  • Слайд 4

    Первый этап эмбрионального развития

    • Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель.
    • С этого момента зародыш называется бластулой.
    • Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?
  • Слайд 5

    Дробление

    Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:

    1. бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;
    2. бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.

    Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).
    Бластула состоит из:

    1. бластодермы – оболочки из бластомеров;
    2. бластоцели – полости, заполненной жидкостью.

    Бластула человека – бластоциста.

    Слайд 6

    Гаструляция

    • Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.
    • Гаструляция у человека происходит в 2 этапа.
    • У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
  • Слайд 7

    Формирование хориона

    В процессе первого этапа образуются 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма), 2 провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты.

    Слайд 8

    Второй этап гаструляции

    • Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.
    • В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Гисто– и органогенез

    Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

    Слайд 11

    Гаструляция

    В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

    Слайд 12

    Дифференцировка

    После детерминации клеток, т.е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

    Слайд 13

    Окончание второй стадии гаструляции

    По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.
    Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.
    На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

    1. хорды;
    2. нервной трубки;
    3. кишечной трубки.
  • Слайд 14

    Функции хориона и желточного мешка

    Функции хориона:

    1. защитная;
    2. трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.
    3. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

    Функции желточного мешка:

    1. кроветворение (образование стволовых клеток крови);
    2. образование половых стволовых клеток (гонобластов);
    3. трофическая (у птиц и рыб).
  • Слайд 15

    Формирование органов

    Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям:

    1. организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
    2. каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

    Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша.

    Слайд 16

    Законы Бэра

    Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный в последствии его именем.

    «Законы Бэра»:

    • наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
    • после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
    • зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
    • зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
  • Слайд 17

    Биогенетический закон Геккеля-Мюллера

    • Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом
    • Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки
    • У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.
  • Слайд 18

    Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития

  • Слайд 22

    Мезодерма

    Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера.

    Слайд 23

    Развитие эмбриона

    • Оплодотворение яйцеклетки.
    • 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).
    • 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла).
    • 3 надели. Начало органогенеза.
    • 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм.
    • 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца.
    • 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы.
    • 11 недель и 12 недель продолжается развитие всех систем организма.
    • 16 недель и 18 недель. Плод быстро растет и мать ощущает его движение.
    • 7 месяцев. Завершающий период развития.
    • 9 месяцев. Рождение человека.
  • Слайд 24

    Критическими периодами в развитии человека

    1. гаметогенез (спермато– и овогенез);
    2. оплодотворение;
    3. имплантация (7 – 8-е сутки);
    4. плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
    5. стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
    6. формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
    7. рождение ребенка;
    8. период новорожденности (до 1 года);
    9. период полового созревания (11 – 16 лет).
  • Слайд 25

    Вопросы к размышлению

    Каково значение знаний о развитии эмбриона?

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

    2 слайд

    ОНТОГЕНЕЗ Онтогенез, или индивидуальное развитие, - процесс развития особи от момента образования зиготы до смерти. ОНТОГЕНЕЗ Проэмбриональный период Эмбриональный период Постэмбриональный период

    3 слайд

    4 слайд

    Дробление После оплодотворения зигота быстро начинает делиться митозом. Интерфазы очень короткие, поэтому образовавшиеся клетки – бластомеры не успевают вырасти. Дробление заканчивается образованием бластулы, однослойного зародыша, внутри которого находится полость -бластоцель. По величине бластула не превышает размеров зиготы.

    5 слайд

    Гаструляция На одном из полюсов бластулы появляется углубление и происходит впячивание одного слоя клеток внутрь полости. В результате образуется гаструла, двухслойный зародыш, который состоит из наружного зародышевого листка – эктодермы, и внутреннего зародышевого листка – энтодермы. Полость, образовавшаяся внутри гаструлы – первичная кишка, а отверстие, ведущее в первичную кишку – первичный рот.

    6 слайд

    У зародышей многоклеточных животных, за исключением губок и кишечнополостных, закладывается ещё и третий зародышевый слой – мезодерма. Она образуется между первым и вторым зародышевыми слоями – эктодермой и энтодермой

    7 слайд

    Образование органов В энтодерме образуется зачаток хорды. Из эктодермы закладывается нервная пластика, которая в дальнейшем сворачивается в нервную трубку. Трубка погружается под эктодерму, формируя зачаток центральной нервной системы

    8 слайд

    Формирование органов Эктодерма Мезодерма Энтодерма Нервная система Эпителиальные покровы тела Хрусталик глаза Эмаль зубов Мышцы Скелет Почки Сердечно-сосудистая система Половая система Пищеварительная система Дыхательная система Выделительная система Железы внутренней секреции

    9 слайд

    Постэмбриональное развитие Развитие Прямое Непрямое, или с метаморфозом С полным метаморфозом С неполным метаморфозом

    10 слайд

    Прямое развитие Происходит без превращений Родившийся организм имеет сходство со взрослой особью, отличается величиной, пропорциями тела и недоразвитием некоторых органов Рыбы Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие

    11 слайд

    Развитие с неполным превращением У личинок и взрослых особей, как правило, одинаковый образ жизни и есть внешнее сходство Отряды насекомых Стрекозы Прямокрылые Подёнки Термиты и др.

    12 слайд

    Развитие с полным превращением Личинки и взрослые особи, как правило, резко отличаются друг от друга внешне, образом жизни, характером питания Миноги Земноводные Отряды насекомых: Жесткокрылые, Чешуекрылые и др.

    13 слайд

    Постэмбриональное развитие растений Период молодости Период зрелости Период старости Начинается с момента прорастания семени и образования проростка, и завершается с началом цветения растения. Растение способно цвести и давать плоды. В это время растение наиболее жизнеспособно. Завершающий этап в жизни растения. Растение не способно к половому размножению, постепенно истощается и умирает.



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное