Домой Калькуляторы Может ли священник отказать в…. Может ли батюшка отказать в крещении

Может ли священник отказать в…. Может ли батюшка отказать в крещении

Православные христиане перед каким-нибудь важным делом или событием обычно отправляются в церковь и просят у священника благословения. Зачем это нужно?

В чем смысл

Дело в том, что священник является посредником между Богом и людьми, и обращаясь к нему за благословением, вы получаете поддержку Высших сил. Если ваше дело одобрил сам Господь, то вы получаете от Него духовную помощь. Само слово «благословение» означает, что вы получаете от Бога слово на благо вашей души.

В старину без благословения вообще не предпринимали ничего серьезного. Cчиталось, что дело, начатое без благословения, обречено на неуспех, а то и ввергает человека в опасность: например, на купца, отправившегося с товаром в другой город, могли напасть по дороге разбойники.

Благословения просят, как правило, для каких-то важных для человека событий – поездки, операции, лечение, поступление в учебное заведение, устройство на работу, женитьба, начинание какого-то проекта.

Как правильно просить

Благословение просят после литургии. Если в храме присутствует несколько священников, то брать благословение лучше у того, кто выше по чину.

Как обряд благословение представляет собой особый вид крестного знамения. При этом верующий, который просит благословение, должен сложить руки крестом – правая ладонь на левую, ладонями вверх, и произнести слова: «Благословите, батюшка». После получения благословения необходимо поцеловать священнику руку – это символизирует целование Христовой руки.

Может ли священник отказать

Может, если он сочтет, что ваше дело идет вразрез с религиозными канонами. Например, существуют ограничения для некоторых действий в пост. Вряд ли также вы получите благословение на развод или аборт: по церковным правилам это недопустимо. Однозначно священник не даст благословение на что-то, имеющее сомнительную нравственную сторону. Так, не стоит у него просить благословение, если вы, к примеру, устраиваетесь на работу в ночной клуб.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Почему крестят детей?

Какие обязанности у крестных?Можно ли девушке стать крестной у девочки?

Можно ли отказаться быть крестным? В каких случаях могут отказать в крещении?

Таинство Крещения: ответы на вопросы

Что такое крещение? Почему оно называется таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное - не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника.

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом - исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи - не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же - только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын - Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это - полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.

Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:

Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?

Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником - крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник - такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все - сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и - мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду - тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

ЗАПРЕТЫ НА КРЕСТИНЫ
Самое главное правило, о котором священнослужители устали повторять, касается присутствии крестных родителей в церкви. Если человек не присутствовал во время проведения обряда - крестным он не считается.
Безусловно, помогать ребенку и молиться за него никто не запрещает, но своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником и обязуется воспитывать дитя согласно христианской веры. Заочно этого нельзя сделать.


Крестными могут быть только те, кто уже крещен. Причем главный крестный у ребенка один: у мальчика - отец, у девочки - мать. Поэтому, если других вариантов нет, на крестинах может присутствовать один человек. Матери строго воспрещается присутствовать на таинстве в течение 40 дней после родов. До этого времени она считается нечистой. Запрет на вхождение в храм касается и крестной, если день крестин совпал с ее месячными.

Запрещается крестить ребенка человеку, который принял монашество или болеет психическим расстройством.Родителям нельзя быть крестными собственному дитю. На приемных родителей этот запрет тоже распространяется.

Строго-настрого запрещены браки и любовные отношения между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника. Вопрос брака восприемников между собой является спорным и в разных храмах к нему относятся по разному.Хотя у нас принято считать, что брать семейную пару за крестных нежелательно, но это скорее традиция, чем запрет. Служители церкви напоминают, что духовное родство всегда превыше телесного.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей. Восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак».


Мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. И разрешается крестить детей «крест на крест», то есть родители ребенка (по крайней мере один из них) могут быть крестными у своих кумовьев.
Запрещено проводить святой обряд крещения сознательно второй раз. Если человек не знает, был ли он крещен, совершить таинство можно только после разрешения священника.


В старинных канонах встречается запрет на купание ребенка после крестин. Омовение нужно совершать на восьмой день после обряда.Запрещено причащать ребенка, крещенного до 40 дней от рождения. Первое причастие возможно только после воцерковления, которое совершается на сороковый день от роду или позже.


Чтобы не допустить нарушений и не испортить праздник, заранее сходи в храм и узнай у батюшки, как правильно провести обряд, как подготовиться, что нужно купить заранее, а что можно в церкви.
Если у тебя есть крестники, вспоминай о них не только на дни рождения. Приглашай ребят сходить в храм на исповедь и причастие. А в ежедневной молитве всегда проси у Господа защиты для них и благословения.

Может ли батюшка отказать в крещении?

Быстро пролетели святочные дни… Завершились они, как известно, праздником Крещения Господня, давшим начало первому, обязательному для каждого христианина таинству - Крещению. В чем заключается его основной смысл, когда лучше совершать это таинство над младенцами и кто при этом может присутствовать - на эти и другие вопросы, интересующие наших читателей, отвечает клирик сормовского храма в честь Всех Святых иерей Сергий Ериськин, представитель Нижегородской епархии для работы по взаимодействию с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

На предварительной встрече перед крещением батюшка, проверяя нашу готовность к таинству, задавал различные вопросы. Он спросил, для чего вообще крестят детей. Я ответила, что для очищения и оставления грехов. Священник назвал ответ неверным, сказал, что дети безгрешны до семи лет. Нам было отказано в крещении в ближайшее воскресенье, несмотря на мои просьбы.

Такое строгое отношение к кандидатам на крещение обычно связано со стремлением излечить общество от магического отношения к таинству («грех простится, болеть будет меньше» и т. п.) и акцентированием внимания на главном. Основное значение крещения - это духовное рождение и вхождение в Церковь Христову, а оставление грехов - уже следствие.

В древности будущие христиане два-три года проводили в огласительном училище, и если демонстрировали положительные изменения в своей жизни, а не только формальные знания, допускались к участию в крещении.

То, что в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского омытие первородного греха стоит на первом месте, а духовное рождение и вхождение в Церковь на втором и третьем соответственно - это недостаток формулировки. Приведу текст полностью:

«Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова».

Что касается ситуации с отказом в крещении, то в ней можно разобраться только ознакомившись с практикой подготовки к крещению в конкретном храме: прописаны ли требования к крещающимся и восприемникам? есть ли список обязательных к изучению пособий? проводятся ли занятия перед этой, предварительной, встречей? Священник вправе отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Собираемся крестить дочь, но слышали, что жене нельзя быть в храме при крещении, если не прошло 40 дней после родов. Так ли это? Обязательно ли (может быть, это желательно?) крестить ребенка в день его небесного покровителя? И есть ли в Церкви какие-то временные рамки для крещения новорожденных?

Крещение детей обычно совершается после 40 го дня. В таком случае мама может присутствовать на крещении своего ребенка. Если младенец слаб здоровьем, то крещение можно совершить в любой день, даже в сам день рождения. До революции чаще всего крещение совершалось в 8 й день вместе с наречением имени. Имя могли подобрать из святцев, совпадающее с днем рождения или с днем крещения, но это не было обязательным.

Можно ли быть крестной во второй раз?

Можно быть крестной несколько раз, но вы должны соизмерять свои возможности: сможете ли вы участвовать в духовном воспитании всех своих крестников.

Мы очень ждали рождения второго ребенка, но в середине беременности супругу экстренно госпитализировали, и врачи, без согласования с нами, приняли решение сделать операцию, дабы спасти мать от потери крови. После выписки мы получили документы, в которых написано, что мы согласились на аборт. Вменяется ли нам это за грех убийства?

Не хотелось бы давать оценку действиям врачей, так как они, без сомнения, действовали в интересах пациента, и при этом вряд ли могли принимать решение без согласования с родственниками госпитализированной. Если все же допус­тить, что действия медиков велись без согласования с вами и ни вы, ни ваша супруга не давали письменного или устного разрешения на прерывание беременности, то на вас нет греха детоубийства.

С другой стороны, супруге есть смысл на исповеди упомянуть об этом случае и покаяться в вольных или невольных действиях (не совсем внимательное отношение к своему здоровью и т. п.), которые могли привести к такому развитию событий.

Если прерывание беременности совершено с разрешения беременной, но по медицинским показаниям, связанным с опасностью для жизни женщины, тяжесть такого греха намного меньше, чем аборт, совершенный по «социальным показаниям» или просто по желанию человека. О таком грехе, в любом случае, нужно сказать на исповеди и исполнить наложенную священником епитимью.

Если от блудной связи рождается ребенок, значит ли это, что Бог попускает блуд? Ведь только Он дает жизнь человеку.

Создавая человека, Бог вложил в человеческую природу среди прочего способность к размножению и свободную волю. Как человек распорядится полученными способностями (в том числе и этой) - согласно с волей Божией или против нее - зависит от выбора самого человека. Господь может вмешиваться в ход человеческой истории через Свой Промысл о мире, но старается делать это, не ущемляя нашей свободной воли.

Удаление новообразований, в том числе родинок, не является грехом.

Грехом не являются лечебные процедуры, направленные на устранение опасностей для жизни и здоровья, или устранение физиологических аномалий. Грехом можно считать чрезмерную заботу о своей внешности, проявляющуюся в подтяжках, уколах ботокса и прочих способах побороть внешние признаки старения. Или попытки с помощью хирургического вмешательства подогнать свою внешность под «общепринятые стандарты» красоты. При этом Церковь приветствует здоровый образ жизни (физическая культура, правильное питание и т. п.) как естественный способ сохранить здоровье и красоту.

Людмила Крапивина

На публичные акции Ивана Охлобыстина можно было бы не обращать внимания, если бы он не оставался священником, пусть и временно запрещенным в служении. Это самый известный случай отказа священника от служения и возвращения к мирской профессии, но далеко не единственный. Сменой профессии в наше время никого не удивишь, но священство служение, а не профессия. Насколько допустим добровольный отказ от него? На этот и другие вопросы о священническом служении отвечает настоятель храма равноапостольных Константина и Елены города Абакана протоиерей Геннадий ФАСТ

Протоиерей Геннадий ФАСТ родился в 1954 году в Сибири в семье политических ссыльных. В 1978 году окончил физический факультет Томского государственного университета. Остался работать на кафедре теоретической физики, но вскоре за веру в Бога был уволен. В 1980 рукоположен в диаконы, в 1982 - в священники. Духовное образование получал заочно. В 1992 году окончил Московскую Духовную академию. Кандидат богословия. С 1983 до 2010 года служил в городе Енисейске Красноярского края. С декабря 2010 года - настоятель храма равноапостольных Константина и Елены в городе Абакане. Отец пятерых детей, дедушка трех внуков.

— Отец Геннадий, многие со временем осознают, что ошиблись в выборе профессии, и у некоторых хватает решимости сменить ее, найти себе дело по душе. Известны случаи отказа и от священнического служения. Человек остается православным, но понимает, что поспешил с рукоположением. Можно ли относиться к этому так же просто, как к смене мирской профессии?
— Я считаю, что лучше никогда не иметь дара священства, чем получить его, а потом им пренебречь. Дается этот дар человеку пожизненно - рукоположение, как и крещение, отменить нельзя. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение», - пишет апостол Павел Тимофею (2 Тим., 1, 6). Вот и мы должны по совету апостола возгревать дар Святого Духа, полученный при рукоположении, и в соответствии с ним служить Богу и людям. А за пренебрежение этим великим даром придется отвечать перед Богом. Конечно, если человек, отказываясь от священства, не отрекается от Бога, он может покаяться и причащаться как мирянин, надеясь на спасение своей души. Но мне кажется, что это все равно внутренняя трагедия для того, кто отказывается. Для мирян смена профессии действительно возможна - даже офицеры, которые, как и мы, дают присягу, могут уйти в отставку и заняться на гражданке совсем другим ремеслом. А священство надо пронести до последнего вздоха. Помню, еще когда я был диаконом, встретил в церковном дворе молодого, совсем недавно рукоположенного священника. Он трепетно держал в руке священнический крест. Увидев меня, сказал: «Донести бы». Никого не хочу осуждать, понимаю, что в жизни всякое может случиться, но нельзя считать отказ от священства нормой.

— Но отец Иоанн Охлобыстин не отказался от священства, а лишь попросил временно запретить его в служении, пока он не определится.
— Он поступил честно - видимо, сам почувствовал несовместимость служения в алтаре и игры на экране. Но люди знают, что он, хоть и запрещен, остается священником, и видят его действия, священнику не подобающие. Не только сам пастырь не может быть актером, но и его жена. В соответствии с 18 Апостольским правилом: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина». «Позорищную» - это как раз о лицедействе. Слово славянское, означает оно не «позорный», а «зрелищный». И участвовать в гражданском управлении священник не может. Но от идеи баллотироваться в президенты отец Иоанн отказался, а сниматься продолжает. Как я понимаю, священноначалие дает ему шанс определиться, но до бесконечности пребывать в таком положении нельзя. Это промежуточное состояние, и ему все равно придется определяться: либо он перестает сниматься, либо не может быть священником. Запрет служить обратим - человек может покаяться и вернуться к служению, а из сана извергают пожизненно.

— Случай отца Иоанна Охлобыстина самый известный, но далеко не единственный. Некоторые священники возвращаются к мирской профессии, потому что не могут прокормить семью. Можно ли осуждать за это многодетного батюшку из провинции?
— Осуждать вообще никого нельзя. И материальное положение семьи священника - очень серьезная проблема. Насколько мне известно, ее обсуждали на последнем Архиерейском Соборе, вынесена она и на обсуждение Межсоборного присутствия. Действительно, многие сельские приходы в глубинке не в состоянии прокормить священника. Именно прокормить - я уж не говорю о том, чтобы дети священника могли получить нормальное образование, заниматься в музыкальной или художественной школе. Это не излишество!

Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Можно создавать сильные многоштатные приходы в городах, а сельские храмы приписывать к этим приходам. Когда я служил в Красноярской и Енисейской епархии, в нашем благочинии так и делали - каждый священник в Енисейске и Лесосибирске регулярно ездил в один или несколько сельских малых приходов. Второй вариант - создание общецерковной кассы вспомоществования. Все мы знаем, что некоторые приходы в городах имеют немалые доходы. Вот и нужно эти средства перераспределять, чтобы часть из них шла на содержание настоятелей и клириков малых сельских приходов. Но бросать священника на голодную смерть безнравственно. И это не громкие слова - знаю случаи, когда в девяностые годы и даже в начале двухтысячных некоторые священники досыта хлеба не ели. У меня по милости Божьей до такого не доходило (все-таки Енисейск - районный центр, место паломничества). Но когда все пятеро моих детей учились в старших классах и вузах, тоже крутился как папа Карло. У меня, правда, вся подработка была в контексте пастырского служения - преподавал в православной гимназии и в Красноярском педуниверситете. И сейчас читаю там лекции и веду дипломников, а тогда преподавал с первого класса по пятый курс включительно.
Понимаю, что не у всех священников есть такая возможность, поэтому допустим третий вариант. Особенно он распространен в русской диаспоре - многие священники и диаконы за границей в будни работают на гражданской работе, а по воскресным и праздничным дням служат в храме. Есть такие случаи и у нас, в том числе и в Абаканской епархии: по благословению правящего архиерея священники на гражданской работе зарабатывают на хлеб насущный и при этом честно и исправно служат Богу. Мне кажется, что это не лучший вариант (в идеале пастырь не должен отвлекаться от своего служения), но по необходимости возможный. Исключение - актерство, государственное управление и воинская служба. Миряне могут трудиться на этих поприщах, священникам каноны запрещают.

Никто не освобождал священника от венчальных обетов. Как может человек предстоять народу Божьему, если не обустроил домашнюю церковь? Увы, не все это понимают. Один архиерей прямо сказал: «Я с матушками не работаю, я работаю только с батюшками». Думаю, что это неправильная позиция. Потом сами архиереи не знают, как помочь священникам, у которых семьи распались.

— И часто распадаются семьи из-за того, что матушки не выдерживают и уходят?
— Бывает, но, к счастью, нечасто. Все-таки куда иголка, туда и нитка. Если батюшка ревностно относится к своему служению, то, как правило, и матушка подтягивается, даже если изначально она была светской девушкой, не очень к этому расположенной. Но это не значит, что не надо поддерживать семьи священников. Надо, и не только материально, но также духовно и морально. Как и любой семейный человек, священник должен уделять время своей семье, заботиться о ней. И это не должно считаться чем-то второстепенным.

— Но ведь бывает, что и сам священник уходит из семьи.
— Вот таких случаев я как раз знаю немало. Многие священники, рукоположенные в девяностые годы, совершали грехи, не совместимые с саном, в том числе и грех блуда. Конечно, тут ни о каком временном запрещении не может быть и речи - за блуд надо извергать из сана. Как ни горько, что такие случаи в наше время не единичны, удивляться нечему. Люди сейчас духовно очень слабы, не умеют любить, жить в семье. Сколько в мире семей распадается! А священники не с луны прилетают - они из этого же мира приходят. При рукоположении всегда нужна была осмотрительность, а сегодня особенно.

— Блуд - тяжкий грех и для мирянина. Но если священник отказывается от служения, чувствуя, что этот крест ему не по силам, он ли в этом виноват? Не большую ли ответственность несут те, кто его рукополагал?
— Ответственность несут все: духовник, который рекомендовал его в священники, архиерей, который рукополагал, но и сам священник. Не секрет, что в девяностые рукополагали быстро, без должной подготовки, в лучшем случае требовали рекомендацию духовника. Этого явно недостаточно, и сегодня во многих епархиях созданы специальные комиссии, рассматривающие кандидатуры. Особенно это важно для крупных епархий, где архиереи не в состоянии даже запомнить всех, кого они рукополагали, а не то что побеседовать с каждым кандидатом. А в первые века священника избирала община, и я считаю, что хорошо было бы вернуться к той древней практике (кстати, на Соборе 1917-1918 гг. этот вопрос обсуждался). Соборно надо решать, достоин ли человек священства.

— А как вы относитесь к тому, что сегодня многие поступают в семинарию сразу после школы? Ведь единицы в 17 лет готовы к принятию ответственных решений.
— Пусть поступают - мы не должны им запрещать. Но это не значит, что семнадцатилетнего семинариста надо рукополагать. И после того, как он окончит семинарию, необязательно спешить с рукоположением. В соответствии с 14 правилом VI Вселенского Собора запрещено рукополагать в диаконы до 25 лет и в священники — до 30. Это правило никто не отменял, тем не менее Устав Русской Православной Церкви разрешает рукополагать в священники с 18 лет. И я встречал девятнадцатилетних священников. Это безобразие! Что может девятнадцатилетний юноша посоветовать взрослым людям? Мы не фарисеи - исключения возможны, но именно исключения. Не должен церковный устав так расходиться с каноническими правилами.

Если юноша поступает в семинарию после школы, я бы порекомендовал ему потом продолжить учебу в академии. И к окончанию академии он как раз приблизится к каноническому диаконскому возрасту, а, главное, после 8 лет пребывания в церковной среде сможет принять более трезвое решение. А если не готов принять, пусть едет миссионерствовать в Якутию или идет работать в редакцию. Во всех епархиях не хватает деятельных и грамотных мирян. Потрудится во славу Божию, а когда определится, можно и рукополагать. А поймет, что не его это путь, тоже греха не будет.

— Значит, хорошо, что ушла в прошлое дореволюционная практика, когда священниками становились преимущественно сыновья священников?
— Это не хорошо и не плохо. Изменилась жизнь. До революции русское общество четко делилось на сословия, и одним из сословий было духовенство. Естественно, дети священников продолжали династию. Во всем есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, династическое священство больше укоренено в традиции, эти люди не колеблются ветром. Но часто они шли по стопам отцов формально, не пережив личную встречу со Христом. В таких случаях и других привести ко Христу они не могли. Из светского мира в священники приходят люди, встретившие Христа. Но именно потому, что они не укоренены в традиции, некоторым не хватает устойчивости. Есть семьи, где возрождаются священнические династии, и многие дети священников становятся замечательными пастырями. Некоторые из них говорили мне, что перед ними никогда не стоял выбор, куда поступать - они знали, что пойдут учиться в семинарию. Слава Богу! А другие находят себя в миру. Мне посчастливилось знать Ивана Всеволодовича Шпиллера - главного дирижера Красноярского оркестра. Его отца, протоиерея Всеволода Шпиллера, я не знал, но читал его книги и воспоминания о нем, поэтому понимаю, какой это был выдающийся пастырь. Сын не пошел по его стопам, нашел себя в музыке, но, поверьте мне, он не посрамил фамилию. Иван Всеволодович, как и писатель Виктор Астафьев, был одним из самых уважаемых людей в Красноярском крае, его символом.

Двое моих сыновей тоже получили светское образование: один работает инженером, другой авиадиспетчер. Дочки замужем не за священниками. Еще не осень, возможно, кто-то из сыновей или зятьев со временем придет к священству, но это уже как Бог даст. Я уважаю их сегодняшний выбор. Главное, что все мои дети верующие, ходят в храм, причащаются.



Новое на сайте

>

Самое популярное