Домой Ремонт Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса женщинам.

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса женщинам.

Накануне праздника Преображения Господня, именуемого в народе «яблочный спас», народ интересуется: можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника знать хотят — что такое Преображение, история праздника, где вымыслы, где правда, где досужий домысел? Мы обратились к разным духовным лицам, которые постарались дать исчерпывающие ответы. Если еще останутся вопросы — задавайте в комментариях, пожалуйста, вам ответят священники наших Новомосковских благочиний.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа - Петр, Иаков и Иоанн - увидели, как Учитель преобразился:

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

19 августа православные верующие отмечают праздник Преображения Господня, в народе называемом еще — Яблочный Спас. Некоторые люди, далекие от церкви, и названия самого то праздника не знают, им не ведомо, что за такое «преображение», они знают только, что это Яблочный спас, надо святить яблоки. А до Спаса яблоки есть нельзя, грех, а еще если ребенок умер, и до Яблочного спаса яблочко съесть, то там на небе ему только половинку яблока дадут, когда всем по яблочку и так далее. Народ полон всяческих суеверий, и иногда не понимает даже сути происходящего, и зачем в храм в этот день идет, и что не яблочки все таки самое главное в этом празднике. На самые распространенные вопросы по поводу Преображения Господня и яблочного спаса нам отвечает священник Александр Прокопчук, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Конечно, этот праздник посвящен большому событию евангельскому — преображению Господа нашего, Иисуса Христа, а вот освящать яблоки — это уже чисто русская традиция. Изначально речь идет об освящении винограда, который является евхаристическим плодом, потому как из него делается вино, предназначенное для Евхаристии. Но в эти дни у нас еще виноград не поспевает, и потому на Преображение обычно освящаются яблоки. Это связано с древней традицией — приносить в храм плоды нового урожая в благодарение Господу и освящать его.

— Отец Александр, тогда расскажите нам, что стоит за словом «преображение» и какие события тогда происходили?
— Слово «Преображение» — это, собственно, перемена, которая произошла со Христом, или, вернее, с тем, какое виденье дал апостолам Христос, дабы они Его могли во славе Его узреть. Евангелие говорит нам о том, что после того, как апостолы Петр, Иоанн и Иаков перестали ловить рыбу на Галилейском озере и стали сопровождать Христа, они увидели и услышали много необычного. Слава и величие Иисуса Христа проявлялись в его делах и поступках, но то, что произошло во время Преображения, когда апостолы стали не только свидетелями такой великой перемены в облике их учителя, но и наблюдали, как он беседует с пророками Моисеем и Ильей, это превышало все ранее увиденное ими, поскольку увидеть воочию людей, живших до этого за много-много столетий было не менее удивительно, чем то, что произошло со Христом, когда одежды его стали белыми и сияли белее снега. Преображение, это свидетельство бессмертия, потому как пророки, явившееся во плоти и беседовавшие со Христом, показали апостолам, что у Бога все живы.

— Отец Александр, а вот говорится, что человек родился, чтобы обожествится, что, если человек будет праведную жизнь вести, заповедям следовать, от него может тоже такой божественный свет исходить?
— Но ведь есть пример в рассказах Мотовилова, который вел жизнеописание Серафима Саровского, как однажды в беседе тот так преобразился, что его лицо засияло таким вот небесным светом. А апостол Петр говорит в послании, что когда прозвучит последний глас трубы, извещающей втрое пришествие Христа, то мертвые восстанут и облекутся в свои тела, а живые — преобразятся. Это говорит о том, что человек также призван войти в эту славу и преобразится так, как преобразился Господь. Апостол Петр во втором послании пишет, что они (апостолы) говорят это, как видевшие славу Господню, и слышавшие глас с небес Отца Его: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

— Отец Александр, вот о чем говорится, когда апостол Петр просит Господа, чтобы не уходить отсюда, как здесь хорошо, а сделать три «кущи» и остаться всем им вместе с Господом и пророками на этом благословенном месте?
— Кущи — это палатки, кто знаком хоть немного с Ветхим заветом, знает, что один из праздников так и назывался — Праздник Кущи. Из веток делались палатки, где иудеи жили целую неделю в память о временах исхода из Египта, когда они скитались по пустыне и жили в таких вот походных нелегких условиях. Когда Петр это говорит, ему кажется, что ожидаемое царство уже наступило — 2 ветхозаветных пророка и Христос в центре, во славе, и конечно, Петру хочется остановить мгновение, ничего лучше он не видел и не переживал в своей жизни! Ему кажется, что земля превратилась в небо, и рай воплотился у него на глазах. И еще: в учении в это время Господь говорил, что Ему предстоит (имеется в виду голгофа и Его крестные страдания), и Петру хотелось избежать тех страшных событий, остановить мгновение и оставить все именно так, в такой божественной благодати.

Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

— Отец Александр, а почему Преображение Господне празднуется 19 августа, а не следуя календарной логике тогда, когда это и произошло, в преддверии страстей Христовых?
— На самом деле не совсем так, преображение происходило не совсем перед самыми крестными страданиями Христа, а примерно за полгода до этого. Потому как согласно Евангелию от Иоанна Господь после этого отправляется в Иерусалим на праздник Кущи, который проходил как раз между концом сентября, началом октября, примерно когда у нас сейчас Воздвижение Креста Господня.
— Но почему тогда мы празднуем не в конце сентября, к примеру, а именно 19 августа?
— Мы празднуем за 40 дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста, т.е. связь сохраняется.
— А почему именно трех апостолов взял с собой Господь на Фавор, их ведь, самых близких, было 12?
— Потому что именно число три — столько свидетелей должно быть представлено в суде для подтверждения какого-то факта. И потом — эти трое учеников были ближайшими для Христа, и избрание — это не привилегия, а особое поручение, которое человек получает для выполнения задач, поставленных перед человеком Господом. Притом, им было запрещено рассказывать об увиденном.
— Ну вроде как парадокс получается — в свидетели позвал, а никому нельзя об этом говорить?
— Да, но ведь как часто бывает, очень трудно смолчать о том, что ты видел, что тебя ошеломило, потрясло. А ведь другие апостолы были им ближайшими друзьями, соратниками и даже родственниками, а как тяжело им давалось это сдержание слова не разглашать виденное ими до времени! Может быть, Господь не хотел привлекать к себе дополнительную славу (он и при других чудесах всегда просил не говорить никому, да ведь народу рот не закроешь!).

Но вернемся все же к народным традициям и поверьям, и ответим на некоторые вопросы, связанные с этим праздником.

— Отец Александр, почему в народе интересуются, можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника слышать хотят на эту тему, в чем тут истина?
— Связано это с тем понятием, что первое с урожая нужно принести Богу, ведь это Он нам его послал, а затем уже самим пользоваться плодами. Но — в нашей стране яблоки поспевают в разных областях в разные сроки, и от сортов зависит, и многие сорта яблок поспевают в южных районах гораздо ранее наступления яблочного спаса, поэтому это все довольно таки условно. Это всего лишь традиция и она не имеет никакого отношения к заповедям Божьим, потому грехом это не считается.
— Отец Александр, а вот люди у нас часто из всего делают какие-то магические ритуалы, например, многие считают, что нужно идти освящать в храме на Преображение яблочки, потому как в результате они становятся «волшебными» и, откусив такое яблочко, можно загадать желание и оно сбудется. Как относится к таким советам?

— Ну, это уже какое сказочное продолжение освящения яблок, оно не имеет никакого отношения к реальности, потому как в этом случае яблоки рассматриваются как какой-то магический элемент, им приписывается магическая сила. Для людей воцерковленных понятно, что это полный абсурд.

— А вот еще вопрос: само словосочетание «Яблочный Спас» — ведь Спас — это имеется в виду Спаситель? Нет ли ничего такого, кощунственного в этом словосочетании? — Нет, это как бы такое простонародное устоявшееся выражение, потому как Успенский пост начинается с 14 августа, церковью отмечается Происхождение древ Креста Господня, в простонародье — Медовый Спас, потому как совершается водоосвящение, и этой водой окропляется мед. Затем Преображение Господне — второй Спас, яблочный, и сразу после праздника Успения Богородицы совершается Чествование нерукотворного Образа Спасителя — третий спас, ореховый, потому как к этому времени как раз поспевали орехи. То есть, по благочестивой традиции люди приносят в храм освящать как раз урожай, поспевающий к этим дням, и благодарят Бога за то, что Он им дает.

Преображение Господне — что открывает Господь апостолам : рассказывает иеромонах Димитрий (Першин) в этом видеоролике.

Также предлагаем посмотреть фильм «Лето Господне» о Преображении Господа и о святых местах.

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

По материалам православного журнала «Фома»

Праздник Яблочного Спаса является народной интерпретацией церковного торжества Преображения Господнего, который отмечают 19 августа каждый год. По традиции люди отправляются с утра в церковь на богослужение. С собой они несут полную вкусными плодами корзинку, главными из которых являются именно яблоки.

В день Яблочного Спаса народ не трудится. К тому же, Успенский пост продолжается, что накладывает ограничение на прием пищи и проведение праздничных гуляний.

Перед походом в церковь люди готовили праздничную корзинку. В нее клали всевозможные летние плоды, уже согревшие к этому торжеству. Главным "гостем" богослужения являются яблоки, отсюда и название Второго Спаса. Все это наполнение праздничной корзины на Яблочный Спас отдает дань уважения к природе и ее плодам. Ведь именно благодаря им человек живет и не знает голода и бедности.

Кроме яблок праздничную корзинку наполняли урожаем из собственного сада. Среди фруктов можно встретить сливы, абрикосы и персики, белый и красный виноград, груши и, конечно же, яблоки. Не запрещается испечь яблочный пирог с добавлением меда и мака. В корзинку также можно добавить разные целебные травы и колосья пшеницы. Все это освящается в церкви и после идет на угощения для семьи и друзей.

Нельзя приносить на богослужение никакого алкоголя кроме кагора. Фрукты, которые были освящены в церкви нельзя выбрасывать. Если нет возможности есть их самому, то лучше раздать близким друзьям и знакомым.

Традиции празднования дня Яблочного Спаса

С давних пор на утреннее богослужение собираются все православные верующие. Они приносят на освящение яблоки. Ведь праздник 19 августа в народе имеет название Яблочного Спаса, в то время как его церковное название говорит о Преображении Господнем. Это день сравнивают с новым этапом в жизни, когда прощение и преображение можно обрести даже будучи греховным человеком.

В народе существует традиция, согласно который женщины по каким-либо причинам лишившиеся своих детей никогда не ели яблок до Второго Спаса. В день этого праздника они относили освященные яблоки и клали их на могилки умерших младенцев. Так они передавали любовь и заботу свои детям, которые уже ушли в мир иной. Кроме того, яблоки можно было класть и на могилы своих родных или близких.

Главной традицией на Яблочный Спас была выпечка с этими священными плодами. Хозяйки готовили постное тесто, ведь все еще идет Успенский пост, и выпекали из них пироги, караваи и булочки с начинкой из яблок и меда.

Заниматься домашними хлопотами в этот праздник возбраняется. Никакой уборки, шитья и прочего делать на Яблочный Спас нельзя. Кроме того, запрещена работа на поле и в огороде.

На Яблочный Спас доверяют народным приметам

В праздник Яблочного Спаса чтили дары природы, потому до этого дня все летние работы на полях и огородах должны быть закончены. Если же не успеть убрать колосья зерна на праздника, то можно лишиться урожая из-за дождей.

Зимняя погода определялась по дню 19 августа. Если деть прошел без капли дождя, то и до зимы не стоит ждать сильных ливней. Когда погода на Яблочный спас ясная и жаркая, то зима будет суровой.

В народе считалось, что можно загадать желание на Яблочный Спас, съев при этом освященное яблоко и мед, и оно обязательно сбудется. Однако, случится это только тогда, если до этого праздника не употреблять этот плод.

Добрый день

Скажите, пожалуйста, почему запрещается есть яблоки до "яблочного спаса" 19 августа? Где написано, что яблоки есть запрещено или это домыслы и суеверия. Ведь Если не есть яблоки до 19 числа человек пропускает несколько вкусных сортов, которые потом уже отходят. Почему арбузы и дыни можно есть всегда равно как и другие фрукты (сливы, абрикосы).

Как и зачем можно было придумать такое правило?

Петр

Уважаемый, Петр!

В Православной Церкви не запрещается вкушать каких бы то ни было плодов, в какое бы то ни было время!!!
В своих посланиях апостол Павел говорит:"Мне все можно, но не все полезно. Мне все можно, но ничто не должно обладать мною."

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

http://days.pravoslavie.ru/Days/20110806.htm

Что касается обязательности следования традиции не вкушать плодов (в типиконе не говорится "яблоки", но "овоща" в смысле плоды вообще) до их освящения, то пусть каждый определит для себя сам.

Например так: "Господи! Знаю, что входящее в уста не приближает и не удаляет меня от спасения. Но приими от меня ничтожную жертву в виде воздержания от вкушения плодов нового урожая до их освящения в славный праздник Твоего Преображения. Чтобы и мне недостойному иметь надежду на обновление и преображение греховного моего естества, подобно Твоему Преображению. Лишаю себя вкушения плодов этих, которые взрастила десница Твоя, да не лишиши меня окаянного быти причастным Твоего нетварного света, которым просиял Ты на Фаворе"

Или так: "Господи! Не могу спокойно смотреть, как множество плодов, определенных сортов, остается не оприходованными. Славный "Белый налив" и прочая вожделенная снедь, могущая накормить такое множество людей истлевает (впрочем подавляющее большинство этого множества людей даже и не подозревает, что в Церкви Твоей есть такая традиция - воздерживаться от плодов нового урожая до Преображения) - бессмысленно совершая оборот вещества в природе. Прости мне мою хозяйственность и не вмени мне во грех, такого моего попечения о плодах Тобою произведенных. Жаль Господи, что я не могу съесть их все сам, а то ведь все равно много пропадет"

Прошу, Вас Петр, простить меня за иронию, в ней ни в коем случае нет сарказма. Но попытайтесь найти своему желанию не хозяйственно-бытовой, а духовный смысл.

Правил к отлучению от церковного общения за это "преступление" нет. Есть предписание типикона, которое можно считать обязательным только для монашествующих, наказывать братию преступившую данное правило - не вкушать плодов до освящения - запрещением их вкушения во весь август месяц.

Миряне же придерживаются этой традиции подражая в меру своих сил образцовому монашеству, равно с ними ожидая преображения своей природы в Вечной Жизни.

С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, центр его – Преображение Господне и заканчивается праздником Успения Божией Матери.

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21) . И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды» , – заповедует Святая Церковь.

Питание во время Успенского поста

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего Креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов - всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе в Церковном Уставе): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление «любимых» грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

По материалам православных сайтов: Православие и мир, Православие точка ру, Азбука Православия

Не случалось ли так, что, узнав о вашем вкушении яблок до Яблочного Спаса, на вас косились ваши «сильно верующие» православные знакомые? А при упоминании о том, что и майский мед вы едите задолго до 14 августа, вас и вовсе стали почитать за человека нецерковного, почти что «нехристя»? Если такое было, то вы не избежали участи почти всех людей, интересующихся сутью, а не оболочкой церковного учения, сталкивающихся с гранитной сплошной стеной современного обрядоверия. Что же является правдой, а что — выдумкой в благочестивой в целом традиции освящения земных плодов? Попробуем выяснить.

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. Понятно, что никакого Яблочного или Медового Спаса тогда еще не было. Приносить же было положено начатки (то есть первый урожай) от всех плодов, важных для жизни человека. Например, в книге «Левит» говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…

Целью такого приношения было благодарение Бога за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать такой урожай. Как видим, в те времена люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Это благочестивая традиция, которая дошла до нас, хотя во многом и в искаженном виде. Вполне оправданно и похвально, когда человек приносит в храм первый урожай, то, что он вырастил или собрал сам, чтобы поблагодарить за это Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды.

Как мы заметили, таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может «творити ничесоже». Причем следует заметить, что приносятся именно те продукты, которые вырастил или добыл сам. Поэтому в случае с купленными фруктами и виноградом этот смысл, конечно же, вообще теряется.

Второй важный момент: внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме. Эта традиция, согласитесь, у нас редко соблюдается. Обычно мы с тем, с чем приходим, с тем и уходим, при этом чувствуем себя даже «в выигрыше», так как плоды теперь еще оказываются и освящены. Сколько духовного смысла скрыто в такой благочестивой «сделке», каждый пусть судит сам.

Монастырский устав

Теперь коснемся вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда, соответственно — до Медового. Такая традиция действительно имеет место, но только лишь по благословению настоятеля, в монастырях. Причем существует она только с целью смирения пребывающих там в послушании, полного отсечения своеволия, для воздержания и дисциплины. Вот что говорится об этом в Типиконе под 19 августа:

Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец.

Обратим внимание, что речь здесь идет только о винограде, и ничего не сказано об освящении яблок. Впрочем, дальше следует небольшая оговорка, на которой следует остановиться: Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет.

Отсюда видим, что выбор фруктов для освящения продиктован климатическими условиями: где что к этому времени поспевает, то и освящают. Вот почему в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас — яблоки. Причем в некоторых монастырях, если яблоки поспевают раньше, то и освятить их могут раньше, чтобы урожай не пропал. Точно так поступали иногда и в некоторых селах на Руси.

Никакой привязки именно к празднику Преображения нет. Раньше, если плоды не успевали поспеть, их освящали и на Успение. А в Австралии так и вовсе это делают на Сретение.

Что и когда принято освящать?

Какие продукты и когда принято освящать?

  • 14 августа — так называемый в простонародье Медовый Спас, на него принято освящать мед нового сбора, злаки и различные полезные травы, цветы (но не конкретно мак).
  • 19 августа в храме освящают фрукты (яблоки, груши, виноград), почему второй Спас и получил наименование Яблочного.

В чем суть праздников?

В действительности поводов для того, чтобы прийти в храм в эти дни, помимо освящения плодов, более чем достаточно, и они значительны. 14 августа — целых четыре праздника:

  • Изнесение Древ Животворящего Креста (в память о Константинопольской традиции выноса Креста для защиты от болезней);
  • Всемилостивому Спасителю и Богородице (в честь чудотворной помощи князю Андрею Боголюбскому и избавления от иностранных полчищ);
  • ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери и учителя, пострадавших за веру от язычников;
  • День Крещения Руси, т. к. великий князь Владимир именно в этот день принял святое крещение.

Как видим, название Медового Спаса в контексте этих праздников ничем не обусловлено и звучит кощунственно. Еще более издевательски звучит название «Маковея» и, по глупому созвучию, нецерковная традиция освящения в этот день мака, причем отнюдь не с благочестивой целью.

19 августа мы и вовсе отмечаем двунадесятый праздник — Преображение Господне. В этот день уместнее вспоминать о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе, а не думать о земных плодах, принесенных для освящения.

Акафист празднику Преображения Господнего вы можете найти .

Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки?

Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, если вы живете в городе и не имеете дачи или пасеки, освящение яблок и меда в храме вообще не имеет для вас большого духовного смысла. Во-вторых, не вкушать эти продукты до момента их освящения обязательно, пожалуй, только в двух случаях:

  1. если вы живете в монастыре по соответствующему уставу;
  2. если у вас есть на это специальное благословение духовника.

В остальных же ситуациях никакого греха в этом не будет: новые мед и яблоки можно есть, можно и не есть. Многие священники, напротив, считают, что гораздо большим грехом будет, если созревшие плоды — дары Божии — по этой причине просто пропадут. Тем более, ни в коем случае не стоит осуждать тех, кто употребляет названные продукты в пищу до Яблочного Спаса. Вспомните слова апостола Павла:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Интересно также отметить, что чаще всего строгой традиции невкушения меда и яблок до Медового и Яблочного Спаса придерживаются те люди, которые обязательные посты, установленные Церковью, обычно не соблюдают или держат их не так строго. В этом кроется большое несоответствие, парадокс. Ведь если человек решил исполнить какую-то маловажную часть Устава, то логично, что он вполне и бескомпромиссно должен осуществить и все остальные, причем более важные.

Суеверия, связанные с традицией

Наконец, традиция освящения плодов и меда, как это часто у нас бывает, тесно переплелась в народном сознании со множеством глупостей и суеверий. Причем они настолько прочно вошли в обиход, что порой за истинное учение Церкви принимаются вещи абсолютно немыслимые. Уже упомянутое освящение мака и разных «чудодейственных» трав в Медовый Спас — это чистой воды язычество. К православию оно не имеет никакого отношения, а напротив, дискредитирует саму веру.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Это даже породило такой церковный анекдот о том, чем прогневили Бога Адам и Ева — тем, что съели яблоко до Второго Спаса. Кстати, нужно заметить, что запрет именно на яблоки у нас никак не связан с историей грехопадения. Мы даже до сих пор точно не знаем, что это был за плод на Древе познания Добра и Зла, но точно не яблоко, как принято считать: в Библии говорится только «плод» и не уточняется, какой именно.

Зато наш народ придумал очень много магических мистификаций, особенно связанных с яблоками. Так, например, почему-то особенно нельзя их есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт — иначе этот грех якобы никогда не простится. Можно подумать, что если женщина не будет есть яблок, то только за одно это грех и простится.

Еще существует одно суеверие, что если родители до Второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы — райские яблочки. А уж сколько историй придумали про то, куда девать огрызки от освященных плодов! Одним словом, каких только глупостей люди не придумают, чтобы не думать о главном.

С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас — это один из полезнейших продуктов, который является, по сути, натуральной аптекой для человека.

Вот и верьте после этого опытным церковным бабушкам-«целительницам». Одно только можно сказать точно: не может православная вера держаться только на чудодейственных «медах» и освященных огрызках. В чем каждый может убедиться на личном опыте.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще



Новое на сайте

>

Самое популярное