Домой Придомовые постройки Производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция). Инструкция по эксплуатации дизель- генераторной установки Инструкция по обслуживанию дэс в зс

Производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция). Инструкция по эксплуатации дизель- генераторной установки Инструкция по обслуживанию дэс в зс

Безотказная и безаварийная работа электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, знающие условия эксплуатации данного оборудования.

Если ДЭС обслуживают две бригады — электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудования ДЭС в целом.

Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.

Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте с расположением и состоянием оборудования каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника; после этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС, подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию ДЭС.

2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ К РАБОТЕ

Перед пуском электроагрегат ДЭС должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра 500 В проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.

Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 МОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, произвести сушку генератора. При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправить системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторных батарей более 50% не разрешается.

Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение Открыто. Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.

Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.

В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости нужно подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.

Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной захлопни.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС.

Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение Ручное управление или Автомагический пуск.

После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленным к пуску и работе.

3. ПУСК, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ИХ ОСТАНОВКА

Пуск и остановка ДЭС могут быть ручными — с местного щитка управления дизелем, дистанционными — с пульта дистанционного управления или автоматическими— без вмешательства обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате.

Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частоты вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления уставки напряжения по вольтметру устанавливают номинальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.

Для остановки ДЭС следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.

Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности схемой автоматики.

В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка Нормальная работа; если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка ДЭС.

Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.

Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.

Сигналом для автоматической остановки является снижение общей нагрузки двух параллельно работающих электроагрегатов (основного и резервного) до 80% номинальной мощности или восстановление напряжения в контролируемой промышленной сети.

Автоматическая остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Включение генераторов ДЭС на параллельную работу производится в соответствии с рекомендациями.

Наблюдение за работой ДЭС в нормальных эксплуатационных условиях.

Во время работы дизеля необходимо:

  • следить за показаниями приборов контроля работы дизеля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к частям дизеля и работой различных датчиков дизеля;
  • вовремя пополнять топливные баки горючим; обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в дизеле;
  • при отсутствии автоматики следить за частотой вращения дизеля и производить, если это необходимо, ее подрегулировку.При обслуживании генератора необходимо: следить за показаниями амперметров, вольтметров, ваттметров. Превышение номинальных значений недопустимо. Допускаются несимметричная нагрузка до. 25% номинального тока и перегрузка по току не более 10% в течение 1 ч.;
  • контролировать температуру и шум подшипников. Температура подшипников контролируется на ощупь рукой (или термометром) по температуре крышек в доступных местах и не должна превышать 80° С. Шум подшипников следует прослушивать через специальную деревянную рейку. Один конец рейки нужно приложить к уху, а другой к ступице или другой части подшипникового щита. При хорошем состоянии подшипников слышен равномерный гул без стуков и ударов;
  • проверить наощупь величину вибрации генератора. Если вибрация больше обычной, ее измеряют виброметром в радиальном направлении вертикально и горизонтально. Двойная амплитуда вибрации генератора при работе с дизелем, измеренная на подшипниковых щитах, не должна превышать 0,2 мм или данных, приведенных в инструкции на генератор;
  • производить подрегулировку напряжения и частоты в пределах номинальных значений;
  • наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами: при необходимости принимать меры по устранению ненормальных режимов;
  • периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;
  • равномерно распределять нагрузку (при отсутствии автоматики) между параллельно работающими генераторами;
  • периодически выслушивать генератор на отсутствие стуков и посторонних шумов;
  • при внезапном исчезновении показаний одного из приборов статора или ротора проверить по другим приборам, не является ли это результатом порчи самого прибора, подводящих цепей и т. д.

Если прибор или подводящея цепь повреждены, то, не изменяя режима работы генератора, надо принять меры к устранению неисправности.

Российская ФедерацияОбразцы документов и формы отчетности

Производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция)

установить закладку

установить закладку

Настоящая производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция) разработана на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС N 3), Правил технической эксплуатации дизельных электростанций (ПТЭД), утверждённых Минтопэнерго РФ 09.02.93.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Машинист ДЭС (дизельная электростанция), далее по тесту машинист ДЭС, является рабочим и подчиняется непосредственно мастеру (руководителю структурного подразделения).

1.2. Машинисту ДЭС необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. На должность машиниста ДЭС назначается лицо, имеющее среднее образование и соответствующую подготовку по специальности (среднее профессиональное образование).

1.4. Машинист ДЭС должен знать:

технические условия на проведение испытаний изделий;

устройство машин (механизмов), правила и инструкции по их эксплуатации, техническому обслуживанию и профилактическому ремонту;

способы производства работ при помощи соответствующих машин;

технические требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов сооружений;

нормы расхода горючих и смазочных материалов и электроэнергии.

1.5. Машинист ДЭС назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.6. К работе машинистом ДЭС допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Машинист ДЭС обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.

1.8. Машинисту ДЭС необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.9. Машинист ДЭС должен:

применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать машину в технически исправном состоянии. Не допуская работу с неисправностями при которых эксплуатации запрещена;

быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

применять безопасные приемы выполнения работ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Машинист ДЭС перед началом работы обязан:

надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений, а также надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;

проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками;

удостовериться в наличии средств пожаротушения.

2.2. Машинисту ДЭС запрещается начинать работу в случае:

неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;

наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;

отсутствия или неисправности защитного заземления;

обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;

отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;

нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов или строящихся зданий.

2.3. Во время работы Машинист ДЭС обязан:

2.3.1. При пуске электростанции машинист обязан:

проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;

производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);

после прогрева двигателя следует поворотом рукоятки реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети;

после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети;

при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить неисправность.

2.3.2. Во время работы машинист ДЭС обязан:

вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления:

контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора;

следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;

не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;

производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;

пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, диэлектрическими перчатками диэлектрической подставкой или ковриком;

открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного патрубка.

2.4. Машинисту ДЭС запрещается:

заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;

брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя;

использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;

пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов;

ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;

измерять уровень масла случайными предметами;

превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.

2.5. В случае аварийных ситуаций машинист ДЭС обязан:

в случае воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком, брезентом;

запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением;

в случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность;

при сообщении об аварии на электролинии или электростанции машинист обязан немедленно отключить электрогенератор;

2.6. Машинист ДЭС в конце рабочего дня обязан:

отключить внешние линии электропередачи;

остановить двигатель;

провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;

проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;

привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный металлический ящик;

привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления;

сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист ДЭС несет ответственность за:

3.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него обязанностей.

3.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

3.3. Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и Правил дорожного движения РФ .

3.4. Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.

3.5. Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

3.6. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов машинист ДЭС может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

4. ПРАВА

Машинист ДЭС имеет право:

4.1. Получать от работников предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.3. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего квалификационного разряда.

4.4. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

4.5. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

4.6. Пользоваться всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации .

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана инструкция.

5.2. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью инструкции, хранящемся у работодателя.

С инструкцией ознакомлен:

(инициалы, фамилия)

(подпись)

Безотказная и безаварийная работа дизельной электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию дизельных электростанций могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, условия эксплуатации данного оборудования.

Если дизельную электростанцию обслуживают две бригады - электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудование ДЭС в целом,

Лица, обслуживающие дизельные электростанции, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.

Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте, каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника. После этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию дизельных электростанций.

Подготовка дизельных электростанций к работе

Перед пуском электроагрегат дизельной электростанции должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 мОм.

Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 мОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, провести сушку генератора. При подготовке дизельных электростанций к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправность системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторной батареи более 50% не разрешается.

Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение "Отрыто". Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.

Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные бачки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.
В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.

Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной заслонки.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации дизельных электростанций .

Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение «Ручное управление» или «Автоматический пуск».

После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленный к пуску и работе.

Пуск и остановка дизельных электростанций

Пуск и остановка дизельных электростанций могут быть ручными - с местного щитка управления дизелем, дистанционными - с пульта дистанционного управления или автоматическим - без вмешательств обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате

Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частот вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления установки напряжения по вольтметру устанавливают на минимальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.

Для остановки дизельных электростанций следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.

Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности.
В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка "Нормальная работа". Если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка дизельной электростанции.

Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.
Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.
Сигналом для автоматической остановки является снижение общей нагрузки двух параллельно работающих злектроагрегатов (основного и резервного) до 80% номинальной мощности или восстановление напряжения вконтролируемой промышленной сети.

Автоматическая остановка элсктроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Включение генераторов ДЭС па параллельную работу производится в соответствии с рекомендациями.

Безотказная и безаварийная работа электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, знающие условия эксплуатации данного оборудования.
Если ДЭС обслуживают две бригады - электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудования ДЭС в целом.
Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.
Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте с расположением и состоянием оборудования каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника; после этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС, подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию ДЭС.

2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ К РАБОТЕ

Перед пуском электроагрегат ДЭС должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра 500 В проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.
Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 МОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, произвести сушку генератора. При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправить системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторных батарей более 50% не разрешается.
Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение Открыто. Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.
Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.
В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости нужно подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.
Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной захлопни.
Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС.
Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение Ручное управление или Автомагический пуск.
После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленным к пуску и работе.

3. ПУСК, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ИХ ОСТАНОВКА

Пуск и остановка ДЭС могут быть ручными - с местного щитка управления дизелем, дистанционными - с пульта дистанционного управления или автоматическими- без вмешательства обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате.
Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частоты вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления уставки напряжения по вольтметру устанавливают номинальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.
Для остановки ДЭС следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.
Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности схемой автоматики.
В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка Нормальная работа; если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка ДЭС.
Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.
Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.
Сигналом для автоматической остановки является снижение общей нагрузки двух параллельно работающих электроагрегатов (основного и резервного) до 80% номинальной мощности или восстановление напряжения в контролируемой промышленной сети.
Автоматическая остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Включение генераторов ДЭС на параллельную работу производится в соответствии с рекомендациями.

Наблюдение за работой ДЭС в нормальных эксплуатационных условиях.

Во время работы дизеля необходимо: следить за показаниями приборов контроля работы дизеля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к частям дизеля и работой различных датчиков дизеля;
вовремя пополнять топливные баки горючим; обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в дизеле;
при отсутствии автоматики следить за частотой вращения дизеля и производить, если это необходимо, ее подрегулировку.

При обслуживании генератора необходимо: следить за показаниями амперметров, вольтметров, ваттметров. Превышение номинальных значений недопустимо. Допускаются несимметричная нагрузка до. 25% номинального тока и перегрузка по току не более 10% в течение 1 ч.;
контролировать температуру и шум подшипников. Температура подшипников контролируется на ощупь рукой (или термометром) по температуре крышек в доступных местах и не должна превышать 80° С. Шум подшипников следует прослушивать через специальную деревянную рейку. Один конец рейки нужно приложить к уху, а другой к ступице или другой части подшипникового щита. При хорошем состоянии подшипников слышен равномерный гул без стуков и ударов;
проверить наощупь величину вибрации генератора. Если вибрация больше обычной, ее измеряют виброметром в радиальном направлении вертикально и горизонтально. Двойная амплитуда вибрации генератора при работе с дизелем, измеренная на подшипниковых щитах, не должна превышать 0,2 мм или данных, приведенных в инструкции на генератор;
производить подрегулировку напряжения и частоты в пределах номинальных значений;
наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами: при необходимости принимать меры по устранению ненормальных режимов;
периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;
равномерно распределять нагрузку (при отсутствии автоматики) между параллельно работающими генераторами;
периодически выслушивать генератор на отсутствие стуков и посторонних шумов;
при внезапном исчезновении показаний одного из приборов статора или ротора проверить по другим приборам, не является ли это результатом порчи самого прибора, подводящих цепей и т. д.
Если прибор или подводящея цепь повреждены, то, не изменяя режима работы генератора, надо принять меры к устранению неисправности.
Во время работы ДЭС необходимо осматривать щиты и панели генератора собственных нужд, аппаратуру возбуждения и силовое электрооборудование ДЭС.

Бесперебойная подача электроэнергии дизельной электростанцией будет обеспечена только при исправной слаженной работе всех составляющих узлов и систем станции. Для обеспечения правильной работы ДЭС , к ее обслуживанию должны быть допущены только подготовленные специалисты. Обслуживающий персонал проходит проверку полноты усвоения правил техники безопасности и пожарной безопасности при работе на ДЭС, изучает инструкции по эксплуатации дизельной электростанции и другую необходимую техническую документацию, а также правила оказания первой медицинской помощи. Каждый работник должен пройти стажировку на рабочем месте под руководством опытного наставника. Стажировка должна длиться не менее двух недель. На рабочем месте персонал должен детально ознакомиться с расположением узлов и блоков станции, а также органов управления. Изучаются основные режимы работы ДЭС. В дальнейшем с целью обеспечения безопасности при обслуживании станции, обслуживающий персонал периодически проходить проверку знаний по технике безопасности, а также правил эксплуатации ДЭС. Специалисты по обслуживанию станции должны четко знать схему ДЭС, порядок работы и конструктивные особенности каждого узла (блока) дизельной электростанции . Только после выполнения всех требований, работники могут быть допущенными до самостоятельной эксплуатации станции. Обслуживающий персонал станции обеспечивается необходимой спецодеждой, а также средствами индивидуальной защиты. В обязательном порядке возле каждой ДЭС должна быть в наличии медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи. Все опасные доступы до агрегатов ДЭС должны быть ограждены и обозначены специальными знаками, проходы содержатся свободными, не заваленными другими предметами.

Подготовка ДЭС к работе

Инструкция по эксплуатации ДЭС предписывает, что непосредственно перед началом работы все узлы и агрегаты станции должны быть в обязательном порядке тщательно осмотрены. С помощью прибора мегаомметра проверяется сопротивление изоляции. Значение сопротивления должно быть не меньше 0,5 мОм (при включенных выключателях). При несоответствии значения сопротивления нормированному значению, нужно очистить от пыли, протереть и просушить изоляцию. Топливный бак должен быть полностью заправлен, а кран топливного бака должен быть в положении «открыто». Заправленный полностью топливный бак обеспечит автономную непрерывную работу станции на протяжении четырех часов. Необходимо убедиться, что в топливную систему не попал воздух. Заправить охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверить, чтобы не было течи с системы охлаждения, топливной системы и системы смазки. При необходимости подтянуть соответствующие гайки и хомуты. Необходимо проверить также исправность системы зажигания и степень заряда аккумуляторной батареи. Пуск двигателя с разряженной более чем на 50% батареей не допускается. Все переключатели (тумблеры) на панели управления должны быть выставленными в исходные положения, определенными в инструкции по эксплуатации. Только после выполнения вышеизложенных пунктов дизельная электростанция считается подготовленной к пуску и дальнейшей работе.

Проведение запуска ДЭС

Запуск и остановку дизельной электростанции можно проводить в ручном, автоматическом или дистанционном режиме. Ручной запуск станции осуществляется со штатного щитка управления дизельным двигателем. После запуска, двигатель согласно инструкции по эксплуатации, прогревают на холостом ходу, доводя постепенно частоту вращения двигателя до максимального значения. После возбуждения генератора, изменяя частоту вращения двигателя, выставляется частота тока в 50 Герц. По вольтметру в ручном режиме выставляется номинальное требуемое напряжение. Дистанционный запуск дизельной электростанции осуществляется с пульта дистанционного управления. Автоматический пуск ДЭС производится по сигналу автоматики в случае изменения показателей контрольных параметров без вмешательства инженерного состава. Операции по запуску и остановке двигателя производятся в установленной технологической последовательности схемой ДЭС. При нормальном запуске загорается сигнальная лампочка. При возникновении аварийного режима срабатывает аварийная сигнализация и ДЭС автоматически останавливается. Следующий запуск электростанции разрешается проводить только после устранения неисправности, повлекшей аварийное отключение станции. Непосредственно перед пуском дизельной электростанции проверяется герметичность механизма работы воздушной заслонки и плотность соединения воздухоочистителя.

Обеспечение бесперебойной работы ДЭС.

Для бесперебойной работы станции нужно контролировать ее состояние за показаниями встроенных приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла, охлаждающей жидкости и пр.). Топливные баки необходимо вовремя пополнять топливом. Особое внимание во время контроля над работой дизельной электростанции необходимо обращать на наличие шумов (стуков) в двигателе. Периодически нужно осуществлять регулировку частоты вращения двигателя (если отсутствует автоматика). Контролю подлежат и подшипники (на шум и температуру). Температура подшипников, которая контролируется термометром или, в крайнем случае, на ощупь, не должна быть больше 80 градусов. Исправный подшипник выдает ровный гул. Если имеет место дефекты подшипников, то будут прослушиваться стуки и удары. В этом случае неисправные узлы подлежат немедленной замене. Величина вибрации генератора измеряется виброметром и не должна превышать значение, приведенное в инструкции по эксплуатации дизельной электростанции. При превышении уровня допустимой вибрации, проводятся регулировочные работы. Выполнение всех контрольных операций, обеспечивает продолжительную бесперебойную работу ДЭС.

Новое на сайте

>

Самое популярное