Домой Дизайн Тёмная триада. За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить

Тёмная триада. За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое : формы, возможности.

Зачем человеку : связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. ). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое : роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о : от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.

Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

Чем уникален головной мозг?

На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы :

  1. От чего зависит уровень интеллекта?
  2. По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это?
  3. С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства?
  4. Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало огромное количество материала, но именно здесь исследования и застопорились. Оказалось, что современные методы исследований не могут позволить выявить хоть какую-нибудь достоверную закономерность между исследуемыми материалами.

Выдвигалось множество теорий, но все они разрушались о суровую реальность статистических данных. До сегодняшнего дня не существует универсальных показателей головного мозга, по которым можно было бы установить будущий потенциал человека.

Как работает нервная система?

Но было бы преступлением сказать, что в этом направлении человечество совсем уж не продвинулось. Далеких от медицины людей может заинтересовать, каким образом вообще ученые смогли определить, за что именно отвечает каждый отдел головного мозга? Неужели они проводили чудовищные эксперименты, удаляя или повреждая отдельные участки? Нет, особенность функционирования нашего мозга заключается в том, что:

  • В определенной точке происходит формирования нервного импульса.
  • Этот сигнал является электрическим зарядом. Слишком слабым раздражителем, чтобы навредить, и достаточно сильным, чтобы передать информацию.
  • Нервная ткань возбуждается в точке нахождения импульса, а раз уж он передается соседним клеткам - переходит и участок возбуждения.
  • Современный уровень технического прогресса помогает фиксировать электрическую активность мозга за счет электроэнцефалограммы.

Так что достаточно подключить испытуемого к оборудованию и поставить перед ним несколько простых задач:

  1. Что-то прочесть или написать.
  2. Заговорить с кем-то из окружающих.
  3. Попытаться решить математическую задачу.
  4. Нарисовать портрет или любой другой рисунок.
  5. Пошутить.

Оказалось, что каждый раз возбуждение возникает в разных отделах. Не существует одной универсальной зоны, которая отвечала бы за все перечисленные действия. Исследования проводились не ради самих исследований, данные имеют важнейшее практическое значение. Ведь благодаря ним мы можем предположить, какие именно функции нарушатся при тех или иных повреждениях головного мозга.

За что отвечает левое полушарие мозга?

В левом полушарии расположены центры, отвечающие за :

  1. Возможность чтения и письма.
  2. Восприятие речи в ее буквальном смысле.
  3. Анализ данных, в том числе математических.
  4. Восприятие математических знаков и символов.
  5. Последовательное логическое мышление.

Если у человека полностью отсутствуют функции, осуществление которых возложено на левое полушарие, назвать такого индивида полноценным членом общества сложно. Но посмотрите на список, он весь состоит из каких-то формальностей. Как будто бы речь идет о роботе.

Да, умение читать, писать и говорить это базовые навыки, которые необходимы каждому человеку. Без логики и последовательности тоже сложно прожить. Но где же эмоции, переживания, образность речи? Очевидно, за это отвечает другой отдел.

Левое и правое полушарие мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Контроль над всей правой половиной тела.

Контроль над всей левой половиной тела.

Склонность к формальности и стереотипности в своих действиях.

Полет фантазии и абстрактность мышления, способность «ломать рамки».

Логика и циничный расчет.

Чувства, эмоции и воображение.

Способность разбить проблему или ситуацию на отдельные этапы и пытаться решить их в определенной последовательности.

Всесторонний охват любой проблемы. Попытка разрешить ее сразу же, как нечто целостное и комплексное.

Никому не будет достаточно для нормальной, полноценной жизни вариантов только из одного столбца. Каждый человек представляет собой сложный синтез различных качеств:

  • Часть из них мы получили в наследство.
  • Другая часть сформировалась в процессе жизни под действием внешних факторов.
  • Остальные мы выработали самостоятельно, при помощи силы воли.

Как сформировать собственную личность?

Эмоциональность и логичность две хорошие черты, но яркое преобладание одной из них может испортить жизнь человеку и всем кто его окружает. Что плохого в любителе чистых эмоций? Регулярные истерики. В склонном к анализу и логике? Постоянное занудство и эмоциональная холодность.

Если замечаете, что у вас четко выражен один тип мышления, в то время как другой почти не проявляется - попытайтесь отвлечься. Ознакомьтесь с противоположной стороной жизни, которой вы до сих пор не касались. Такие контакты поспособствуют стимуляции и развитию не доминантной половины головного мозга.

Так за что же отвечает левое полушарие головного мозга :

  1. Будет с легкостью решать любые математические задачи.
  2. У него начнет проявляться любовь к цифрам, запоминанию дат и номеров еще с ранних лет.
  3. В детстве покажет себя как сдержанный ребенок, возможно немного замкнутый.
  4. Эмоциональные проявления могут быть не так ярко выражены, как у окружающих.
  5. Иногда не будет понимать метафоры и иносказания. Табличка «сарказм» пригодится.
  6. Всегда сможет составить план решения проблемы.

Классический право- или левосторонний вариант мышления практически не встречается, всегда есть вкрапления и дополнения. Нужно знать, что левое полушарие мозга отвечает за формальную логику . Но эта информация не так уж ценна, ведь, несмотря на доминирование одной половины мозга, вторая все еще играет огромную роль в формировании вашей личности.

Видео о левом полушарии

На этом видео Аркадий расскажет об основных функциях и назначении левого и правого полушария мозга человека, как устроен этот орган:

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже - точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой - большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой - вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой - внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой - треугольник (или другие геометрические фигуры, главное - чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой - за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой - кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

За что отвечает правое полушарие мозга?

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону. Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.

Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец



Новое на сайте

>

Самое популярное