Домой Стены Знаменитая петриковская роспись – визитная карточка Украины, народное традиционное искусство.

Знаменитая петриковская роспись – визитная карточка Украины, народное традиционное искусство.

Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Неудивительно, что в 2013 году уникальное искусство внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами зародилась в Украине задолго до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Вот почему петриковской росписью в качестве оберега часто расписывали оружие и жилища запорожские казаки .


Современная возникла в XVII в. вместе с приходом в Петриковку (нынешняя Днепропетровская область), первых поселенцев. С тех пор петриковская роспись стала неотъемлемой частью украинского быта. Люди, строя светлые хаты-мазанки, расписывали их роскошными цветочными рисунками, создавая целый художественный ансамбль, ведь украшался не только интерьер дома (стены, печь), но и внешний фасад, а еще посуда, свадебные сундуки, мебель и прочая домашняя утварь.

Хозяев, чьи дома не были расписаны яркими орнаментами, в деревне не уважали , считая их морально убогими и недостойными даже приветствий односельчан.


Петриковская роспись - это своеобразная декоративно-художественная летопись флоры и фауны Приднепровья. Как искусно деревенские художники передают динамику птичьего полета, как тонко воссоздают малейшие колебания растений от ветра, как изысканно сочетают свет и тень!

Основным элементом петриковских орнаментов является цветок - символ пышной природы. Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.


А до чего же интересные принадлежности для росписи! Кисточки народные умельцы изготавливают самостоятельно - из кошачьей шерсти, выстриженной из груди . Благодаря такому инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок выполняется пальцами.

Интересно, что краски для петриковских произведений никогда не смешивают . Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая - все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость. А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами. Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.


Мастера петриковской росписи передают секреты уникального живописи местной детворе. Технике создания рисунке обучают с детства, видимо, поэтому создается впечатление, что петриковская роспись наполнена солнцем - есть в ней что-то наивное и чистое, родом из детства. Самых старательных и опытных художниц называют «чепурушками» ,они-то и делятся тайнами создания узоров со младшими поколениями.


Настоящее села Петриковка

Сегодня в Петриковке по собственным эскизам и исключительно по своим идеям работают 45 мастеров. Особой популярностью пользуются работы Валентины Деки, Андрея Пикуша, Нины Турчин, Екатерины Тимошенко.


Есть в селе и музей народного творчества , где ты можешь увидеть расписные украшения, картины, предметы быта. Посетив Петриковку, можно не только насладиться произведениями народных умельцев, но и попробовать создать собственный шедевр в петриковском стиле и приобрести уникальный сувенир друзьям и родным. Петриковские мастера с радостью соглашаются сделать индивидуальную роспись посуды или украшений для всех желающих.

Энциклопедия Технологий и Методик

Петриковская роспись

(Петриковка)

Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» - мастериц по росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.


Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение. Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя стенную роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковки, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды.


Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц".

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.


Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.


Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучики" и "кучерявки", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными каменьями начинают переливаться и обычные краски.



Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.


Петриковская роспись традиционно исполнялась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Разрисовывались не только фасады дома, но зачастую украшались и внутренние стены помещений, печи, камины - все это создавало единый художественный ансамбль.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари - мебель, посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность и в других регионах Украины.


В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались. Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника.


Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые "малёвки". Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника - местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду художников. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем - экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.



Петриковская роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти (лучше использовать кисточку-кошачку, как ее сделать, я расскажу ниже, а тем у кого нет такой возможности, можно использовать обычные беличьи кисти №2, 3, 4), палитра, вода, пипетка, мастихин.

Изготовление кисточки-кошачки

Вы можете сами сделать кисточку-кошачку, т.к. в магазине они не продаются. Именно этой кистью выполняются изысканные ярко-красочные мазки.

Уроки рисования. Техника выполнения Петриковской росписи

Усвоение рисования мазка "зернышко"

Обучение петриковькй росписи начинаем с простых упражнений. Выполняем элементы, из которых получаются все рисунки. Простейшим и наиболее распространенным элементом петриковской росписи является "зернышко". Элемент называется так потому, что он подобен зернышку яблока, груши и т.п.. С помощью только "зернышка" можно нарисовать разнообразные цветы, листья, птиц, сложные пейзажи и т.п..

Опытные художники выполняют рисунки без карандаша, держат весь рисунок в памяти. Также можно выполнять роспись сразу красками.

Не будет ошибкой, если кто-то сначала сделает рисунок карандашом, намечая основные элементы, потом меньшие и в конце концов - совсем мелкие. Но перед тем как начать рисовать какую-то композицию, нужно выполнить подготовительные упражнения. К простейшим из них отностится рисование "зернышка" по вертикали, по горизонтали, под углом, по кругу. При этом следует стараться, чтобы "зернышки" были одного размера, одинаково отдаленные одно от одного. После этого целесообразно нарисовать "зернышки" разных размеров. В дальнейших росписях обязательно будут элементы, которые будут состоять из "зернышек" разных размеров - от маленьких к больших.
Для выполнения мазкая "зернышко" берем мягкую акварельную кисточку из ворсинок меха белки с острым кончиком и акварельнe., гуашеву. или темперную краску, которую разводим водой в отдельной небольшой баночке. Краска должна быть довольно густой, чтобы мазок вышел выразительным с четко очерченным контуром. Набрав на кисточку краску, делаем на бумаге оттиск. Сначала прикасаемся к бумаге острой частью кисточки, а потом прижимаем пятку, то есть широкую часть кисточки. Чтобы увеличить размер мазка, нужно после острого усика несколько миллиметров протянуть кисточку и тогда прижать пяткой. Для выполнения больших размеров мазков можно использовать большие кисточки.

Мазки, которые поставлены рядом и начинаются c утолщения, а заканчиваются острым усиком, называют "гребешком". Его делают нажимом кисточки и заканчивают легким прикосновением.
Возможно, во время выполнения этих упражнений мазки сначала не будут аккуратными, четкими и выразительными, поэтому следует повторить их выполнение много раз. Чем большее вы повторите подготовительные упражнения, то большая вероятность того, что ваша роспись будет совершенной.
Мазки следует размещать по вертикали, горизонтали, под углом, по прямой и по кругу. После того как вы достигнете достаточно высокого уровня исполнительского мастерства этого элемента, можно выполнить простые цветы, например, ромашку, листки, колоски и т.п..


Усвоение рисования мазка "изогнутое зернышко"

"Изогнутое зернышко" :- это мазок очень похожий на "зернышку". Он широко используется для рисования лепестков цветов, листьев, бутонов и других элементов орнамента. Этот мазок следует выполнять так: на кисточку набираем краску, прижимаем кончик кисточки к бумаге, немного протягиваем с легким поворотом в левую сторону или в правую сторону и снова прижимаем пяткой кисточки к листу. Упражнение этом довольно простое в выполнении, но чтобы достичь уверенности, следует повторять элемент много раз.

Выполните мазки "изогнутые зернышки" одинакового размера, разместив их по прямой линии, потом разместите их параллельно друг другу. Теперь нарисуйте их разных размеров - от маленьких, постепенно пропорционально увеличивая.

Очень важным упражнением является рисование "изогнутых зернышек", размещенных по кругу и в других композиционных соотношениях. Упражнение следует выполнять до времени достижения уверенности движений руки, четкости и красоты элементов.

Очень полезно выполнять эти элементы без помощи карандаша, сразу красками: это поможет усовершенствованию творческого воображения, умению предусмотреть всю композицию в памяти, реализовать свой замысел постепенно на бумаге, начиная c основных больших элементов росписи и постепенно переходя к маленьким элементам росписи. Выполнением этого упражнения целесообразно завершить рисованием простых цветов с липестками, бутонами и т.п..

С помощью "изолгнутых зернышек" и "зернышек" можно образовать "орешек". "Орешек" состоит из двух "изогутых зернышек", которые поставлены одно напротив другого, с заполнением пустого места между ними одним, двумя или тремя "зернышками". Образованный элемент по форме очень похож на лесной орех.

Усовершенствование техники мазка "изогнутое зернышко"

Третье упражнение - продолжение усовершенствования упражнений, где основным элементом является "изогнутое зернышко".

В этом упражнении продолжаем усовершенствовать привычки рисования разных элементов (колосок, бутоны, цветы), применяя исключительно "изогнутые зернышки". Желательно попробовать повторить соотношения "изогнутых зернышек", представленных
на рисунке

Но еще лучшее, если вы создадите свои элементы, которые состоят из "изогнутых зернышек". Это могут быть лепестки цветов, листва, колоски и бутоны. Во многих случаях нужно от острого кончика мазка к расширенной его части протянуть на бумаге определенное расстояние. Это расстояние зависит от величины мазка, что может быть длиной от 4,5 миллиметров до 2-3 и больше сантиметров. Четкий контур, плавная линия, выразительный насыщенный контур мазка и элементов росписи, которые с его помощью получаются, будут характеризовать, насколько совершенно выполненное упражнение.
Перед выполнением упражнения потренируйте руку. Держа кисточку тремя пальцами перпендикулярно к бумаге, проведите разнообразные линии, точки, мазки в разных направлениях.

Усвоение рисование элементов декоративной росписи с помошью пальца

Как известно, немало элементов пстриковской росписи можно выполнять и без кисточки - одним из пальцев руки. Это упражнение состоит в том, чтобы вы попробовали с помощью краски и пальца выполнить некоторые элементы пєтриковськой росписи. Опустите мизинец в краску, потом вытяните его и попробуйте сделать ним оттиск на бумаге. Они будут круглыми, именно такими, как ягодки калины. Если, набрав на палец краску, протянуть его по листу, вы получите оттиск извлеченной формы. Такими оттисками можно образовать листки, лепестки цветов и т.п.. В процессе рисования можно использовать и другие пальцы, например, указательный. Все зависит от того, какого размера пятно вам нужна. Оттиски пальцев довольно часто могут использоваться в объединении с другими элементами. В искусстве можно пользоваться разными приемами выполнения своих замыслов, возможно, вы примените свой вариант росписи. Очень ценным является наличие собственного оригинального почерка.
Попробуйте с помощью пальцев руки выполнить разнообразные элементы росписи: цветы, листки, ягодки и т.п..

Усвоение рисования частей растений с помощью элементов декоративной росписи

Изучая петриковськую роспись, выполненную многими авторами, становится понятно, что все богатство нашей природы вторично оживает в произведениях петриковских мастеров, всегда живых, ярких, голосистых, оптимистичных. Каждый цветок, бутон, листочек обогащенные творческой фантазией автора, несут народную мудрость, талант, совершенную эстетику.
Наиболее частое в композициях встречаем ромашку, колокольчики, подсолнухи, васильки, мальви, пионы, ягоды земляники, калины, высшие, колоски, разнообразная листья, птиц и зверей.
Среди цветов и животных есть и такие, которых в природе не существует, они родившиеся творческой фантазией автора. Все элементы выполняются в той же последовательности, что и предшествующие, описанные в первых упражнениях. Конечно, в многих элементах вводятся дополнительные цвета, тонкие темные (черные, коричневые) линии, которые подчеркивают пластику и форму цветов, прожилки листков и т.п..
Довольно часто вводится дополнительно белые, желтый, красный и прочие цвета для предоставления четкости, яркости, завершености росписи.
Выполните эти элементы пєтриківського росписи

Выполнение композиций росписи, которые состоят из цветов, листков, стеблей и других мелких элементов

В таких рисунках основные элементы - цветы, птицы - выполняются большими по размеру и более яркими красками. Основных элементов может быть один, два, три, пять. Характерными композициями петриковской росписи являются букеты, вазоны, дерева, птицы на калине, птицы и цветы и т.п.. Первыми росписями должны быть простые рисунки, но они должны быть с выразительно выполненными элементами. Петриковску. роспись можно выполнять, прибавляя к гуаши или акварели желток куриного яйца и уксус. В отдельную баночку вливаем желток, прибавляем 5-6 капель уксуса, размешиваем эту смесь и разводим ею краски, а кисти моем в другой воде, которую ставим рядом.

Так рисунок приобретает насыщенность красок и блеска. Используя этот раствор, можно делать освещения определенных мест палочкой, ручкой кисточки или ваткой, которую наматывают на палочку. Такие освещения необходимо делать только на влажной бумаге. Выполнять такие рисунки можно "зернышком", "кривым зернышком", "переходным мазком" или всеми этими элементами вместе.
Выполнение композиции можно условно разделить на три этапа. Выполнение наброска карандашом, выполнение рисунка, выполнение рисунка красками.

Можно рекомендовать и выполнение композиции сразу красками. В этом случае начинаем рисовать наибольшие, центральные элементы, потом листки, стебля, другие мелкие элементы росписи.
Два варианта выполнения простых композиций петриковской росписи

Следующее упражнение - выполнение "лучковички" как "переходным мазком", так и обычным. Этим упражнением углубляем привычки выполнения сложных элементов петриковськой росписи.
Упражнение можно выполнять как с помощью карандаша, если выполняется сначала подготовительный рисунок, а потом красками, так и сразу красками. Последовательность выполнения этого элемента в обоих случаях показан в таблицы

При необходимости вносим дополнительный цвет, в данном случае - желтый. Если выполнение элемента условно разделить на четыре этапа, то первым будет рисунок карандашом, потом подмальовок желтой краской, первые мазки красной и завершение рисунка. В другом варианте сначала выполняем по правую сторону и по левую сторону мазки, которые определяют размер элемента, потом закрашиваем вспомогательным цветом, потом последовательно завершаем рисунок, а под конец более темным цветом проводим прожилки. Рисунок должен быть выразительной, мазки плавные, размещенные симметрично к средней линии элемента.
1.Последовательность выполнения сложного элемента петриковской росписи с помощью наброска, выполненного карандашом
2.Один из вариантов выполнения сложного элемента петриковской росписи - сразу красками, без карандаша.

Выполнение сложного элемента: одного из разновидностей луковички, калины, листочка

Выполним следующее упражнение, которое состоит из сложного элемента - одного из разновидностей "лучка" - калины, листочка.

Упражнение можно выполнять двумя способами. Первый вариант демонстрирует четыре этапа последовательного выполнения композиции с помощью карандаша, а второй - четыре этапа рисования без вспомогательного рисунка. Роспись можно выполнять простым мазком и "переходным мазком". Красные ягодки калины попробуйте выполнить кончиком пальца мизинца, листок - "переходным мазком", середину листочка затонируйте отдельным цветом.

Основной элемент сложного конструктивного строения многоцветный, все составные его части размещенные с сохранением симметрии. Цвета - голубые, красные, оранжевые, желтые.

1. Последовательность выполнения петриковской росписи с сложным элементом с помощью нвброска, выполненного карандашом.

2. Один из вариантов последовательности выполнение композиции петриковской росписи со сложным элементом сразу красками, без карандаша.

Выполнение сложных элементов петриковской росписи

Петриковская роспись богата сложными элементы, как относительно рисунка, так и относительно цвета, тона. Эти элементы, как правило, занимают центральные части рисунков. Это в основном цветы сложной формы, птицы, животные и.т.п.. Цветы в большинстве случаев симметричные и состоят из многих деталей.
Чтобы выполнить такие рисунки, можно сначала сделать подготовительный рисунок, который начинается c размещения этих элементов на листе, нахождение его основных размеров - высоты и ширины, общей формы, соотношение деталей. Если такой подготовительный рисунок выполнен, можно рисовать красками. Такие сложные рисунки можно рисовать сразу красками, если есть достаточный опыт, умение, творческое воображение.
Рисунки, выполненные сразу красками, имеют немало преимуществ - в них больше выражен индивидуальный творческий почерк автора, его неповторимость и оригинальность. В композициях с такими сложными элементами могут объединяться такие мазки, как "зернышко", "кривое зернышко", "переходный мазок" и т.п..
Выполнение росписи с сложной элементом.

Выполнение росписи по предлагаемым схемам

Следующее упражнение - выполнение росписи за предлагаемыми схемами. Цветы, листочки, ягодки калины, подсолнечник - по собственному выбору. В упражнении можно попробовать применить "простой мазок", "зернышко", "изогнутое зернышко", "переходный мазок", применить освещение и выделение отдельных деталей. Упражнение желательно выполнить с использованием желткового растворителя. Необходимые освещения в отдельных местах делают палочкой, ручкой кисточки или спичкой с намотанной ваткой, промокая краску по мокрому изображению. Дополнительные вкрапления делают кончиком маленькой кисточки светлой краской на темном фоне или темного на светлом фоне: проведение прожилок, выделение контрастными цветами отдельных элементов цветов или листков.
Рисунки выполнены в два этапа: контурный рисунок карандашом и роспись красками.
Выполните один из рисунков сразу красками.

Рисование орнаментов

Выполнять орнаменты можно после получения навыков в процессе выполнения разнообразных элементов как сложной, так и простой форм.
Орнамент - это отделочный узор, построенный на ритмическом чередование мотивов. В орнаментах могут повторяться одних или несколько орнаментальных мотивов. В Петриковской росписи эти преимущественно растительные мотивы - цветы, листки, ягоды и т.п.. Чтобы выполнить узор в ленте, нужно сначала очень упрощенно разместить основные элементы на бумаге, сохраняя определенный ритм. Это делают путем набросков карандашом. Если место нахождения.основных элементов определенно, нужно выполнить более детальный рисунок карандашом, после чего выполнять орнамент красками.
Целесообразно выполнить орнамент насыщенный элементами: цветами, бутонами, листками. Стараться придерживать четкой схемы размещения элементов орнамента. Процесс построения орнамента условно разделенный на треи этапа. Первый - нахождение места основным элементам, второй - детальный рисунок контуров и третий - выполнение красками. Цвета попробуйте взять холодные: синие, голубые и зеленые. Середины цветов и листков - контрастные желтые.
Три этапа выполнения сложного орнамента петриковской росписи.

Последовательность выполнения петриковского орнамента в ленте

I вариант. Три этапа выполнения орнамента петриковской росписи с использованием наброска элементов карандашом.

II вариант. Выполнение орнамента петриковской росписи без карандаша - сразу красками. Обдумайте последовательность выполнения и выполните собственный орнамент.

Выполнение росписи в круге

Композиция в круге используется в процессе росписи декоративных тарелок, сундучков и т.п.. Особенность состоит в том, что мотивы росписи нужно размещать таким образом, чтобы избегать прямых линий, а все движение должен направляться вдоль кривых линий, будто обтекая основные элементы. Основные элементы размещаем в центре кола, листки и прочие элементы дополняют, объединяют композицию в единое целое.
Сначала выполним рисунок карандашом, где найдем положения основных элементов, их форму и размер. В процессе рисования красками можно использовать все известные элементы и формы мазков "зернышко", "изогнутое зернышко" и т.п.. В отдельных местах подчеркиваем прожилки более темной краской. Цвета росписи красно-золотистые. Приобрести определенный опыт, можно выполнить роспись в круге без применения карандаша, а сразу красками. Но во всех случаях начинаем с размещения основных, центральных элементов росписи.
Два варианта выполнения декоративной росписи в круге.
1. Последовательность выполнения росписи с вспомогательным рисунком карандашом.
2. Последовательность выполнения росписи без использования карандаша - cразу красками.

Рисование птиц

В петриковской росписи важное место занимают изображение птиц. Птицы - павлины, петухи, кукушки и т.п. - отличаются декоративностью, богатством цвета. Они, как правило, занимают центральное место в произведениях петриковских мастеров. Изображение птиц отвечает техническим и колористическим приемам народной росписи. Выполнение рисунка с изображением птицы - это сложный процесс, который условно можно поделить на 4 этапа. Первый - нахождение общей формы птицы, композиционное размещение на плоскости, динамика или статика композиции, нахождение пропорций, характерной позы, соотношение частей. Поэтому на первом, начальном, этапе рисунок выполняем карандашом. Но если вы уже достигли высокого исполнительского мастерства и имеете богатое творческое воображение, то можно попробовать на первом этапе работать сразу красками, именно так делают некоторые опытные народные мастера.

На следующем этапе тонируют цветом силуэт птицы. Цвет птицы зависит от цветной га-ми композиции в целом. В нашем случае это голубой цвет. Силуэт птицы может быть затонирован и несколькими цветами.

Третий этап - рисование пера туловища, крыльев, хвоста.
И на завершающем этапе рисунка проводим моделирование головки птицы, рисуем глаз, клюв, завершаем декорирование туловища, хвоста, крыльев. Подчеркиваем темной краской те детали, которые хотим выделить, подчеркиваем детали светлым, в данном случае - желтым цветом.

В нашем упражнении представленная последовательность выполнения рисунка с изображением самой птицы без окружения. Но в росписях, как правило, птицу или птиц окружают цветы, листки, стебля, ягоды и т.п..

Приводим один из вариантов поэтапного выполнения росписи птицы.

Выполнение пейзажа в петриковской росписи

Немало мастеров петриковськой росписи очень интересно и успешно рисуют пейзажи, в которых изображают деревья, кусты, цветы, дома, людей, небо, тучки на небе, животных, птиц и т.п.. В этом упражнении попробуем выполнить фрагмент пейзажа в своеобразном петриковском стиле. Для примера возьмем три дерева желтого, оранжевого и зеленого цветов.

Сначала затонируем силуэт дерева этими цветами, а потом найдем формы ветвей и их расположение на кроне среднего дерева и меньших боковых деревьев. Формы всех трех деревьев определяют характер, размещение и размер ветвей и способы их рисования. Цвет светлый, а в центре - темно-коричневый, зеленый.

Окружение дерева, то есть землю, небо рисуем таким же мазком, только по форме волнистой линии, которая напоминает рельеф местности и форму тучки на небе.
Четыре этапа выполнения деревьев.

Изображение фигур людей в украинской декоративной росписи"

Изображение людей или, как его называют, фигуративное изображение в росписях, находится большей частью в статической динамике. Размещенны фигуры на росписях или в профиль, или в анфас.
Если рассмотреть декоративные росписи Н. Билокинь, то легко заметить, что фигуры женщин размещенны в профиль, они очень спокойные и монументальные, почти застывшие, напоминают фигуры египетских росписей. Но, несмотря на статичность фигур девушек, все окружение: цветы, растения, калина, стебля выполненные так, что мы ощущаем внутреннее движение.

В других росписях этого автора, в особенности в его "свадебных поездах" стремительность движения передают встречный лет птиц, наклон травы, которая стелется под ногами коней, динамическим соседством розеткових звезд в небе и т.п.. Цвета этих росписей яркие и звучные, здесь много красного и зеленого цветов, они заполнены пульсирующим светом. Создаются такие росписи сначала в воображении, в мечте и лишь затем на бумаге. Чтобы выполнить такую роспись, следует сначала наметить главные элементы росписи, то есть фигуры людей, а потом создавать декоративный фон - цветы, листья, плоды и.т.п.. Элементы должны и колоритом, и формой создать одну цельную завершенную композицию.

Основные этапы выполнения фигур людей в декоративной росписи.

Ты даже не представляешь, насколько популярной стала петриковская роспись. Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печи, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.





А еще живописными элементами флоры и фауны модно украшать различные предметы, одежду и даже автомобили.






Если Ты внимательно рассмотришь петриковскую роспись, то заметишь, что в ней нет никаких наслоений и переплетов. Ни один цветок или листочек не заслоняет друг друга – они расположены рядом. Красочная петриковская роспись не знает смешивания цветов, и это придает рисункам деликатность и изысканность.

Правила и элементы петриковской росписи

Сегодня я покажу Тебе, как рисовать петриковскую роспись пошагово. Для того, чтобы овладеть техникой «петриковка», нужно знать несколько основных правил.

  • Для выполнения петриковской росписи возьми плотную бумагу или ватман.
  • Если Ты еще не совсем уверенный в себе художник, не выполняй рисунок сразу с помощью краски. Сначала легонько наведи карандашом контуры будущего рисунка.
  • Используй для рисования гуашь, разведенную с клеем ПВА (1 капля ПВА на 10 капель краски).
  • Рисуй пальчиком! Ягодки без отпечатков выглядят ненастоящими. Точечки можно делать и ушными палочками.
  • Держи кисточку под углом примерно 80° к бумаге.
  • Научись аккуратно и четко выполнять основные элементы петриковской росписи.
  • Размещай все элементы петриковской росписи на одинаковом расстоянии.
  • Экспериментируй с цветами!
  • Рисуй ежедневно и совершенствуй свою технику.

Теперь внимательно рассмотри основные элементы петриковской росписи:


Техника рисования бегунка

Одним из элементов петриковской росписи является так же бегунок - цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет - от кувшина и до избы. Как убеждают мастера петриковской росписи, это , обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме .

Начинаем рисовать бегунок.

1. Разведи на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.

2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначь расположение цветков, ягод и листиков на «волне».


3. А сейчас принимайся рисовать ягодки. Разведи красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижми палец к бумажному листу. Молодец! Принимайся за другие ягодки. Если все сделаешь правильно, гроздья получатся аккуратными и красивыми.

4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.


5. Особое внимание удели листочкам . Разведи зеленую краску и четко прорисуй каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета. Можно наносить рисунок.


Все сделал? Отлично! Продолжаем урок петриковской росписи.

6. Пришло время изобразить цветы. Обмакни кисть в желтую краску, а затем слегка - в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.


Вот, собственно, и все! Теперь изобразить петриковскую роспись для Тебя не составит особого труда. Осталось лишь найти походящий предмет или стену, чтобы отточить полученные навыки.


Хочешь узнать больше об истории и секретах петриковской росписи?

Преподаватель декоративно-прикладного искусства

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1 >

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2 >

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3 >

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4 >

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками ”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5 >

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <



Новое на сайте

>

Самое популярное