Домой Инструмент Урок мы знаем русском языке. Конспект урока

Урок мы знаем русском языке. Конспект урока

Что мы знаем о русском языке

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

учителя русского языка

Бухановой А.М.

МБОУ «СОШ №19 им.Л.А.Попугаевой»

г.Удачный РС (Я)


Четвёртое сентября. Классная работа. Что мы знаем о русском языке.


Современный русский литературный язык – это язык нормированный.

Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам.


Основные нормы литературного языка определил говор Москвы.

В 17-18 веках Москва стала политическим, экономическим и культурным центром страны.

Для московского говора характерно слияние двух основных наречий нашего языка: северного (напр.: взрывной [Г] и твёрдый [Т] в окончаниях 3 лица глаголов) и южного (аканье).


Работа с учебником:

стр.6, упр.6

(1 –устно; 2 – письменно).


Русский язык – это национальный язык русского народа, язык русской нации.

Славянская группа языков:

  • восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский);
  • западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий);
  • южнославянские языки (болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский).

Русский язык – язык межнационального общения.

На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком.


Русский язык – один из 6 мировых языков.

Языки мира:

Английский;

Испанский;

Французский;

Португальский;

Китайский;

Русский.

  • - английский; - испанский; - французский; - португальский; - китайский; - русский.
  • - английский; - испанский; - французский; - португальский; - китайский; - русский.

Русский язык – один из богатых языков мира.

Богатство и выразительность русского языка отмечали многие деятели культуры.

Работа с учебником :

стр.6, упр.7.


А.И.Куприн : «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Л.В.Щерба : «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит».


Домашнее задание:

Упр. 7 – 1 текст наизусть;

ЗСП-3 на стр.7 – письменно.

Всё ли мы знаем о русском языке?

Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.

· В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.

· В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

· Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на - шеее: например, криво-, коротко-).

· В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

· Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем - им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень - ня- был переосмыслен как суффикс - ну- (как в сунуть, дунуть).

· В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов и и а.

· Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

· Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.

· До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

· В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.

· В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв.

· Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).

· Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).

· Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).

· Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарем.

· Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

· Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.

· В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения:

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг.

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес!

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

(А. Шибаев)

Многие ребята не любят уроки русского языка. Почему? Ответ на этот вопрос попробовали найти …..

Представление итогов мини-исследования «Отношение к урокам русского языка»

Вывод: Русский язык – это словари, правила, ошибки… Справиться с этим не каждому под силу…

2. – Но сегодня праздник русского языка. И мы убеждаемся в том, что к изучению его нужно относиться по-особенному. Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает… Рассказ легенды подготовленным учащимся :

- Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон - «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.

Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. А в чём нам посчастливилось?

Запись предложения:

Наш язык удивительно гибкий, звучный, богатый.

А почему русский язык называют богатым?

Запись предложения:

Русский язык богат, потому что в нём очень много слов.

А как можно назвать народ, которому дан такой язык?

Запись предложения:

Народ русский могуч и велик, велик и его язык.

3. Представление мини – проекта «Что значит любить русский язык?»

Слайд 2

Язык всем знаниям и всей природе ключ. Г.Р. Державин

Слайд 3

Единицы языка и разделы лингвистики

  • Слайд 4

    ЗСП

    З С П ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМНОЕ СТРОЕНИЕ (СТРУКТУРА)

    Слайд 5

    СЛОВО

    лексическое значение строение (структура) как часть речи главный смысл грамматическое значение

    Слайд 6

    Комментарий к схеме

    «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил», - утверждал А.П. Сумароков. С этими словами невозможно не согласиться. Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключён в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно написать слово. Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма. Слово, кроме лексического, обладает и грамматическим значением, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, мы сможем правильно применить правило. Для того чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе.

    Слайд 7

    М.В. Ломоносов. У. 6 с. 6.

  • Слайд 8

    Русский язык

    Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К.Г. Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

    Слайд 9

    Слайд 10

    К слову нужно относиться бережно. Как писал поэт В. Шефнер, Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Пословицы о слове

    Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит.

    Картинками

    Тема урока: Что мы знаем о русском языке. Тип урока:открытие нового знания Цели урока обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков. развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым. воспитательные:продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека. Методы и приемы: объяснительно­иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения). Технологии обучения ­ здоровьесбережение; ­ проблемного обучения; ­ развивающего обучения; ­ поэтапного формирования умственных действий Метапредметные связи:литература. Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать. Оборудование: учебник. портрет М. В. Ломоносова; План проведения урока: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Проблемное объяснение нового знания. 4. Первичное закрепление.

    5. Итог урока (рефлексия). 6. Домашнее задание Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. ­Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ­ Как много улыбок засветилось. Спасибо! Улыбнулись друг другу Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. УУД Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Интрига Подытожим, для чего же человеку нужен язык? Дают ответ 1. Язык позволяет людям думать Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, ­ немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте Личностные:приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно

    Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф. Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением, главой, поясняющая идею, смысл текста). . Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь Л. В. Щерба: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку. III.Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения. Интрига Слушают III. Беседа о русском языке. Сообщается, что ученым известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Киплинга «Маугли». Но это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в четыре года. Дают ответы Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

    – Как вы думаете, почему это произошло? – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради): Человеческое слово стрелы острее. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. На великое дело – великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. Делают вывод Учащиеся дают ответы Пословицы Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц.

    IV. Решение проблемы происхождения языка. У ч и т е л ь. А вы когда­нибудь задумывались о том, как возник язык? – Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания». Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа. Обращаю внимание детей на эти в о п р о с ы: 1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы основные этапы эволюции человека и его языка? 4. Каковы условия происхождения языка? Подведем итог Физминутка. IV.Первичное закрепление. Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения. Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

    Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию V. Работа по учебнику. 1. В ы п о л н е н и е упражнений 6, 7 (устно) на с. 6. Объясняют значение слова. 2. Р а с с к а з ы о деятельности М. В. Ломоносова (по материалу и дополнительному подобранному учащимися самостоятельно). материалу, упражнения домашнего Дети лингвистические сопоставляют орфографические близкородственных языков. фонетические анализируют тексты, и особенности 3. В ы п о л н е н и е упражнения ЗСП­3 на с. 7. Проверяют и оценивают. 2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?». ударений, Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова. Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП. Оценивают свою работу. Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД:оценка ­ выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на Дают ответы на вопросы Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели;



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное