Домой Ландшафтный дизайн Как читать молитвы вслух или про себя. Как правильно читать молитвы дома

Как читать молитвы вслух или про себя. Как правильно читать молитвы дома

Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека... Владыка, почему молиться бывает так трудно?

— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?

— Любить его…

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»

— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»

— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»

— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же?..” Ирина».

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»

— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.

Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.

Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.

— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?

— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.

— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы... Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»

— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.

Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина

Строка поиска: акафис

Найдено записей : 311

Здравствуйте, отче! Господь заповедал нам не быть многословными в молитве. Он знает наши чаяния. У меня есть проблема: дорогой мне человек прервал общение со мной. Я не знаю, случилось ли что-то с ним, а может, я его обидела. Это меня терзает. Мне стыдно перед Богом, что я об этом переживаю больше, чем о своем спасении. Хотела помолиться Богородице, но и к Ней мне стыдно обращаться по пустякам, ведь сейчас на земле есть люди, чье горе в тысячи раз больше моего... За свою влюбленность мне стыдно перед Богом, собой... Можно ли помолиться хотя бы своей святой, может, почитать акафист, чтобы все это решилось, чтобы хотя бы не быть в неведении? Но даже перед своей святой мне неудобно за свою несерьезность. Ведь, получается, что какой-то человек для меня важен, а Христос как-то отходит на второй план...

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Что Вы хотите вымолить? Чтобы Господь или святые угодники по Вашему желанию переменили отношение некоего человека к Вам, вопреки его свободной воле? Эта область бытия настолько священна, что Сам Бог себя смиряет и ограничивает, не нарушая свободы человека в его волеизъявлении. И нам подобает смириться. Просить будем только того, что никем и никогда не может быть отнято от нас - помилования. Только это и может быть нашим. А другой человек, как бы ни был нам дорог и нами любим, никогда нам не принадлежал и принадлежать не будет. Молитесь о смягчении и перемене своего собственного сердца и призывайте благословение на дорогого Вам человека.

иерей Александр Белослюдов

Я читала акафист Блаженной Ксении, и она мне помогла. Я хочу попробовать читать акафист 40 дней. Надо ли брать благословение? И что, если я пропущу какой нибудь день? Дело в том, что я работаю сутками, и не всегда можно найти время на чтение акафиста на работе.

Хайдукова Лариса Анатольевна

Лариса, как раз и надо пойти в храм за благословением, чтобы обсудить с батюшкой все личные вопросы и решить, как лучше молиться.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, посоветуйте, как вести себя с мужем, который не желает побороть свою страсть к винопитию, постоянно терзает меня требованием купить вина (именно, чтобы я купила, чтобы я дала разрешение пить). Я ездила к Матронушке, заказала неусыпаемую Псалтырь, читаю акафист пред иконой Божией матери "Неупиваемая чаша" (взяла у батюшки благословение). А он мне в лицо выпаливает: "В веру ударилась!".

Лидия

Я бы посоветовал поставить ему ультиматум бросить пить, дать ему пару месяцев подумать, и пожить раздельно. Толку от пьяницы не будет, и дети от него хорошему не научатся.

протоиерей Максим Хижий

Людмила

Людмила, креститься удобнее всего после каждого икоса и кондака. Молиться лучше стоя, если позволяет здоровье.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно благословение от батюшки, чтобы читать дома акафист? Моя мама купила икону Божьей Матери "Скоропослушница" на рынке, продавец сказала, что икона освящена. Но у меня сомнения, можно ли освятить икону, и каким образом? Не будет ли грехом, если вдруг икона будет освящена два раза?

вера

Здравствуйте, Вера. Благословение священника обязательно надо брать на регулярное чтение акафиста, когда Вы берете на себя особый подвиг, добавляете акафист к молитвенному правилу. А на разовые чтения, раз в неделю, например, благословения можно не спрашивать. Икону можно отнести в храм и попросить освятить, так будет лучше. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли молиться об одной и той же проблеме разным святым (читаю акафисты) в один день?

марина

Знаете, лучше молиться меньше, да лучше. «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6,7-8) – говорит Господь.

диакон Илья Кокин

Читаю акафист Неупиваемая Чаша примерно два года, правд, каждую субботу, а не каждый день. Недавно мне подарили акафист Помощница в родах, т.к. я сейчас на 6 месяце беременности. Начала его читать, потом узнала, что надо взять благословение у батюшки и читать надо стоя.Это обязательно так? Я не брала благословение на чтение первого акафиста и читала всегда сидя. Как мне быть? Продолжать читать, или нет? Я в растерянности.

Ирина

Дорогая Ирина, по состоянию здоровья, по силам, можно и сидя продолжать читать акафисты. Хорошо будет, когда в храм пойдете, лично спросить благословения на чтение этих акафистов. Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, у меня возникло большое желание читать акафист св.Луке, так как проблемы со здоровьем и у меня, и у моих близких. Икона св. Луки стоит на специальной полке в моей комнате вместе с другими иконами, и я не знаю, можно ли читать акафист сразу перед всеми иконами, или лучше взять икону св. Луки с полки и читать отдельно перед ней? Пожалуйста, подскажите. Простите мое незнание.

Вера

Здравствуйте, Вера! Не надо отдельно доставать икону, чтобы перед ней помолиться. Мы молимся перед нашим домашним иконостасом, а обращаемся попеременно то к Господу, то к Пресвятой Богородице, то к святым. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Господи Спаси и Сохрани! Читаю Акафист Ксении Блаженной неделю, только что узнала, что необходимо благословение. Что теперь делать? Можно ли прекратить чтение, если хотела прочитать его 40 дней?

Юлия

Юлия, ничего страшного. Пойдите в храм, объясните батюшке мотивы Вашего желания и возьмите благословение. С Божиим благословением любое послушание легче и полезнее.

иерей Владимир Шлыков

Отче, подскажите, каким акафистом молиться для того, чтобы помочь супруге прийти в христианство? Она крещеная. Прошу Вашей помощи и молитв. Спаи Бог.

Кирилл

Кирилл, молиться можно любому святому, который близок Вашему сердцу. Также очень важен Ваш личный пример, но не принуждение. Например, вспомните преподобномученицу великую княгиню Елисавету. По ее словам, она полюбила православие всей душой, видя искреннюю веру своего супруга.

иерей Владимир Шлыков

Слава Богу, уважаемые батюшки! Еще раз огромное спасибо за Ваш труд, Ваши советы очень мне помогли. Я одна сейчас воспитываю дочь, была в блудном сожительстве в продолжении 5 лет, венчаться он не хотел, хотя сам из верующей семьи, а расписываться боялся, наверное, потому что я из простой семьи, а за прожитый вместе период он построил дом, боялся что придется им со мной делиться. Я сама ушла от этого мужчины,стало легче на душе. Вот уже три года я живу одна, активно веду духовную жизнь, воспитываю дочь в Вере Православной, мне по духу аскетическая жизнь, дочь(4,10мес) серьёзно интересуется церковным пением, уже поет на клиросе, ходит в воскресную школу, в общем одинокой я себя не чувствую, т.к. чувствую себя членом очень большой Семьи. Бывшие родственники раскольники, внучку любят, но после прошлых отношений на душе есть осадок, особенно, за ребенка, когда мы остались вдвоем без материальной поддержки, без жилья,бывший "муж" не помогал из-за гордости, обида на мой уход, сам остался жить в хорошем доме, я ничего и не просила, надеялась на человеческое понимание. Потом он женился, официально, расписался, но не венчался, в новой семье родились близнецы, я вздохнула с облегчением, была за него искренне рада, ведь жена была дочерью мера. Их брак скоро распался, и вот теперь он участил к нам. Меня его приход всегда смущает, я терплю, осадок и обида за прошлое, старюсь по-христиански его принять. Вижу, что он хочет вернуть нашу семью,я к нему любви не чувствую. Очень хочу если и создавать семью, то крепкую, христианскую, с любящим,заботливым мужем, таким он никогда не был. Скажите возможно, что я перед Господом ДОЛЖНА с ним опять жить без любви, повенчаться, ради ребенка, или у меня есть шанс начать жизнь с чистого листа? Он всегда появляется, когда купила в дом икону Божией Матери "Неувядаемый Цвет", читала акафист "Взыскание погибших", опять приехал, писала записочку на могилке монахини Рафаилы, он звонит сразу.Это знаки от Господа, что я должна простить,больше смириться? Простите за длину письма, не печатайте.

Наталия

Я привык уже к тому, что женщины пишут одно, а думают о другом. «Я к нему любви не чувствую» - так какая может быть семья? Просто сожительство по закону? Ваши «чудеса» можно толковать иначе – стали молиться и дьявол послал искушение. Например, вот так… А может быть, Вы его еще любите? Тогда дело другое. Но надо испытать человека временем, не спешить.

Иерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! У меня пропал сын. Скажите, пожалуйста, какие псалмы надо читать о о без вести пропавших?

Наталья

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как начинаю читать акафист (40 дней) о спасении сына святому, он обязательно сотворит приличную пакость. Понимаю, но хочется Вашего объяснения.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Вы слишком многого ожидаете от человека. Одному Богу ведомы сердца человеческие и истинные причины их поступков. Не думайте, что Господь, оберегающий свободу человека, изменит своей природе и по Вашему прошению лишит свободы Вашего сына. Ведь чтобы, по Вашему желанию, сын перестал грешить, его надо лишить свободы и переменить без всякого с его стороны согласия и усилия. Господь слышит Ваши молитвы, но дает не то, что Вы просите, а то, что Вам полезно. А полезно всем нам смириться.

иерей Александр Белослюдов

Благословите! Подскажите, пожалуйста, у меня проблемы с детьми и хочется усиленно молиться. Кроме акафиста "Воспитание" читаю Псалтирь, Евангелие. Читала,что можно читать канон молебный Богородице и другие каноны Богоматери из Богородичника, Псалтирь Богородице, акафист. Но меня смущает то, что во всех этих молитвословиях молишься о себе, нет конкретно, чтобы о о детях. Как это понимать? Хочешь о детях молиться, а там все о себе.

Анна

Дорогая Анна, Здесь нет противоречия. Несмотря на все объяснения, как "правильно", родитель воспитывает ребенка своим поведением. А если Вы хотите помолиться о своих детках, это можно сделать своими словами. Обо всем, что беспокоит Вас в отношении детей, просите после молитвы акафиста или кафизмы. Благослови вас всех Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть. Мы с мужем оба с высшим, хорошим образованием. А достатка в семье нет. Особенно хочется, что бы хорошая работа была у мужа, ведь он глава семьи. Мы венчанные. Муж очень хороший специалист, но с работой не везет. Платят мало и с большими задержками (по 2-3 месяца). А у нас сын на платном образовании, и другой на следующий год заканчивает школу. Сыновья очень хорошие, старательные, оба учатся на отлично. Я читаю акафисты, молюсь, причащаюсь, но, конечно, и грешу, знаю за собой все, что делаю не так, и прошу у Господа прощения. Высокооплачиваемой работы для мужа у Господа прошу ради детей, их образования и жилья, и чтобы помочь материально нашим родителям, побаловать их, и только в последнюю очередь для себя. Подскажите, как быть.

Высший мир - это целый сонм духов, которые помогают людям проходить жизненные ситуации. В православии существует понятие "лестницы Иакова", на которой расположены духи (Владыки) по степени иерархии. Это духи, которые прошли весь свой земной путь, много раз воплощались на Земле, и искупили все свои грехи, всю земную карму, и стали Высшими духами - каждый на своем уровне.

Это и святые, и ангелы, и архангелы, и Владыки планет - людям неведома вся точная структура Высшего мира, однако во всех религиях существует множество духов, к которым можно обращаться с молитвами и просьбами.

К кому обращаться во время молитвы

Поэтому когда люди молятся, лучше всего обращаться к конкретному святому, Владыке, духу, Высшему учителю, или к самому Творцу. То есть обращения должны быть конкретными, "именными". Почему так? Потому что если ты не знаешь, к кому обращаться, молитва не дойдет.

Ведь молитва - это своего рода мысль, энергия, которая идет в конкретное место, к конкретному духу. Поэтому люди, когда молятся, прежде всего произносят обращение: мусульмане обращаются к Аллаху; христиане - к Христу; буддисты – к Будде или Владыке Майтрейе.

Вообще люди делятся на несколько основных религиозных конфессий, верований и на атеистов. По процентному соотношению картина выглядит так:

  • Христианство – 33%, среди них православные, католики, протестанты и другие мелкие подразделения христианства;
  • Ислам – 23%;
  • Индуизм – 15%;
  • Буддизм – 7%
  • Атеизм – 17-20%

Остальные относятся к самым разным верованиям, перечисление которых займет много времени. Это разные ответвления от основных религий, которые в чем-то не сходятся с ними.

Как правильно молиться

Как бы там ни было, человек любого верования и любой религии молится тем Высшим Духам, кому он верит. И в каждой религии есть правила обращения к Высшему, которые желательно соблюдать.

Что такое молитва? Это просьба о помощи, благодарность за поддержку, просьба о защите и благословении на дела.

Так, к молитве следует приступать, освободившись от всех суетных мыслей, от бытовых проблем. Они мешают соединиться с Высшим миром, с его высокими вибрациями.

Что такое Высший мир – это сплошная чистая радость. Часто ли мы пребываем в таком состоянии?

Поэтому хотя бы перед молитвой нужно настроиться на радость, на легкость, на сознание своей жизни как подарка. Ведь не все духи воплощаются на Землю, а вам разрешили, допустили до этого опыта. Это повышает вибрации, настраивает душу на высокие сферы, и в таком состоянии можно легко соединиться с Высшим миром – он услышит и придет на помощь. В тяжелом, угрюмом или печальном состоянии сделать это гораздо тяжелее.

А вот как молиться – вслух или про себя, это решает каждый. Где молиться – тоже каждый решает сам. Если вспомнить православных подвижников Сергия Радонежского и Серафима Саровского, они вообще ушли от людской суеты в глушь, чтобы там молиться непрестанно. Только молились они не за себя, а за Россию, и за тех, кто в ней живет.

Почему сейчас люди все чаще обращаются к молитве? Потому что в молитвенном состоянии человек отдыхает, расслабляется и начинает понимать больше, чем понимал раньше – у него расширяется сознание. Совсем недавно ученые, которые исследовали иак называемое "молитвенное состояние", пришли к выводу, что молитва оздоравливает.

И все молитвы очищают душу – независимо от того, на каком языке и какому святому молится человек.

Молитва без участия плоти (уст, языка) называется умной. Молитва "про себя" значительно сложнее устной.
В уме легко совершается "полифония", "какофония". Наш ум легко действует в несколько этажей. Внутри нашего ума легко рождаются "голограммы" и иллюзии. Наш ум движется в лабиринте.

Слово, произносимое устами, становится тем фокусом, к которому прижимаются все лучики нашего ума. Во время духовной брани это происходит насильно. Наш ум - решето пшеницы, в котором помыслы прыгают в руках сатаны. Апостол Иаков много пишет об этом недуге людей. Его слова о "языке" - это слова о мысли. Ум находится в круговращении. Нам же нужно держать ум в словах молитвы.

Существует также упражнение для умной молитвы, когда фокусом молитвы становится буква в молитвослове (клиросным - триоде, октоихе и тд). Это упражнение более сложное, чем первое. Но оно также плотское, где вместо языка - глаза.

Единственная возможность избежать круговращения ума при умной молитве - это сделать фокусом молитвы язвы своей души. Тогда человек реально молится как Петр на море, когда тонул. Пока человек не увидит своих язв, у него нет фокуса молитвы в нем самом. Фокус находится вне его - в звуке или букве. Держать фокус в памяти.... гм. Состояние духа, где нет лабиринта, в котором все стены увешаны зеркалами, называется целомудрием - внутренней простотой и целостностью.

Отправлять человека в глубины и дебри умной молитвы без помощи плоти (глаз и языка) - это отправлять человека в плавание в бурю и в раскрытом зонте вместо корабля. Если бы я имел такую силу умной молитвы, я бы не стал об этом говорить, так как это уже значительный духовный возраст.

Я стараюсь быть подобно Ахилу: всегда стоять на земле. Лестница в Небо не высит, а опускается ниже земли.

добавлено: 14 май 2015

К сожалению, для меня это не ответ. Вы отсылаете меня к свт. Игнатию. Но не свт. Игнатий увидел то, что Георгия неправильно поняла о. Рафаила, а о. Алексей. Что вы конкретно заметили? Возможно, я упускаю что-то важное.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Я ничего не заметил относительно Вас. Я заметил, что ответ отца Рафаила отличается от церковного аскетического опыта. Такие же советы, как Вы указали, люди могут получить для частного употребления при частных обстоятельствах.

Что я должен Вам отвечать? Форум - это не исповедальный аналой.
Всерьез принимать молитвенные восторги и рассказы о духовных высотах умного делания на форуме я не могу. Поэтому и высказываться как-то о том, хороший опыт у кого-то или нет, я тоже не могу. Смущает иногда то, какие горизонты нравятся людям, потому что подобные горизонты уже давно описаны о оценены. Не мною.

НБ: Георгия, речь идет не о Вас. Я говорю абстрактно. О неком карикатурном молитвеннике-от-эфиопии....

добавлено: 14 май 2015

Ещё добавлю. Из-за того, что я боюсь, что неправильно поняла о. Рафаила, я не выполняю в точности его совет. Я чередую чтение вслух с чтением про себя. Чтение про себя мне нравится больше. Почему? Потому что при чтении про себя мысли не нужно преодолевать словесный барьер. Она сразу в сердце звучит. Но страх сделать что-то не так и отсутствие духовника меня сдерживают, поэтому заставляю себя читать правило вслух.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Я совсем Вас не понимаю. Я абсолютно не понимаю, что такое "словесный барьер".
Когда я только делал первые шаги в духовной жизни, тогда я не понимал языка, не знал Библии, не знал догматов. К примеру, я читал молитву "Царю Небесный", и думал, что молюсь ко Христу. Я думал, что просьба вселиться в меня, вполне уместна в обращении к Сыну (а я тогда ничего не знал о причастии). У меня была своя трактовка каждого слова молитвословия. И не было никакого "барьера", наоборот, каждое прочитанное слово во мне рождало бурную молитву "от себя"... Слава Богу, что мне удалось подправить себе мозги. Библия - прекрасный учитель молитвы, а догматы - указатель пути ("терминусы"). Но в том-то и дело, что писанные отцами слова молитв - это якоря для моего корабля (все читали финал книги Деяний?). Они нужны, чтобы не сесть на косу. Для меня опыт отцов - это пасхальная горница, ноев ковчег. В этом пределе я могу "резвиться" сколько мне влезет и носиться в любом направлении. Мне понравились слова одного священника начала ХХ века - стенки этого пространства расширяются так, что становятся обширнее целой вселенной (он, правда, писал о литургийном пространстве Храма). Так что место для импровизации ОЧЕНЬ обширное. Наоборот, выйди "за пределы" - и тебя все сжимает только в фантазии и прах земной. Никакой широты. Реальной широты. Одна только фантазия.

добавлено: 14 май 2015

А что Вам мешает искать опыта в том, чтобы каждое прочитанное слово звучало в сердце? Это ведь азы умной молитвы и азы умного делания. (В умном делании главная Ось - Истина, поэтому здесь более чем уместно чтение Евангелия, Библии - по правилам молитвы - чтобы ум вращался вокруг взятой из-вне Истины)

добавлено: 14 май 2015

То есть умная молитва - это частный способ умного делания, или внутреннего духовного поучения. В делании (поучении) чтение (книг, напр, Евангелия) равнозначно с молитвой (как вдох и выдох)

Все зависит от настроения Вашей души. Исходя из личного опыта, могу сказать, что зачастую, для сосредоточения внимания на словах молитвы, считаю нужным молиться вслух. Иногда хочется молиться молча, но периодически следует возвращаться к произнесению слов молитвы вслух, когда подкрадывается рассеянность в мыслях. Главное в этом деле – не допустить «мертвой», невнимательной и бездушной вычитки правила, способного как вознести человека на духовную высоту, так и погубить в состоянии закоренелого начетничества. Человек должен ощущать, что во время молитвы он разговаривает непосредственно с Богом. И хотя Бог неимоверно возвышен, абсолютно свят и управляет всем миром как в глобальных, так и в мельчайших его проявлениях, а человек слаб, ограничен и невежествен, - тем не менее человек устанавливает с Богом прямой личный контакт и ведет с Ним непосредственный диалог. Молитва - часть такого диалога. (Наши "слова" в этом диалоге - это и мысли, и слова, и дела наши; а "слова" Всевышнего - это все то, что с нами происходит.) Простая медитация, т. е. создание настроения близости к Богу, не является молитвой. Молитва должна быть выражена словами, потому что словесная речь - это одна из важнейших особенностей человека, отличающих его от животного. Молитва должна быть не просто проговорена мысленно, но обязательно сказана вслух, т. к. человеку свойственно гораздо более серьезно относиться к реально произносимому слову, чем к произнесенному мысленно. С другой стороны, не следует молиться громко. Желательно, чтобы человек слышал свою молитву сам, но не нужно, чтобы ее слышали окружающие. Мы учимся этому на примере Ханы, матери пророка Шмуэля (Самуила), о которой сказано: "И когда молилась она, то говорила в сердце своем; только губы ее двигались (т.е. она говорила шепотом), голоса же ее не было слышно" (Книга Шмуэля I, 1:13). Только отдельные элементы молитвы разрешается произносить громко. Традиция относит первую молитву человека ко времени пребывания Адама в Саду Эденском. Мидраш сравнивает стих "И сказал Бог: Да произрастит земля зелень: траву, дерево... И выпустила земля зелень, траву и дерево..." (Бытие 1:11), говорящий о Третьем дне Творения, со стихом "Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, пока не было человека для обработки земли" (Бытие 2:5), говорящим о Шестом дне Творения. При этом Мидраш замечает, что вся зелень была "выпущена" землей на Третий день, но ничего не росло до Шестого дня. И когда создал Бог Адама, то повелел Он ему "обрабатывать Сад и охранять его" (Бытие 2:15). Какую же работу Адам делал в Саду? Мидраш объясняет: когда Адам пришел в Сад, то он увидел, что все растения находятся "на выходе из земли", но ничего не растет. И тогда он стал размышлять над тем, чего же не хватает растениям для роста. Он понял, что растениям нужна вода, которую может дать только Бог, и обратился к Всевышнему с молитвой о дожде. Тут же пошел дождь, и выросли все растения в Саду. Из этого Мидраша мы получаем очень важные представления, касающиеся еврейского понимания смысла молитвы. Бог хочет, чтобы человек молился и обращался к Нему с просьбами, ибо молитва - это один из инструментов духовного продвижения человека. Для того чтобы обратиться с просьбой к Всевышнему, человек должен осознать влияние Бога на мир, почувствовать, насколько Божественная помощь необходима для правильного функционирования мира; и это - серьезная внутренняя работа человека, один из путей познания мира. Награда за молитву - это награда именно за такую внутреннюю работу. (Здесь интересно заметить, что на иврите слово "служение" - "авода"" - означает именно "работу". Молитва - "служение сердца" - это "работа над своим сердцем".)



Новое на сайте

>

Самое популярное