Домой Электрика и освещение Шахматы фигуры и их названия. Шахматная доска и расстановка шахматных фигур на ней

Шахматы фигуры и их названия. Шахматная доска и расстановка шахматных фигур на ней

Описания фигур

Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

Король Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке . Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно - самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь). Ферзь (королева) Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом. Ладья (турá) Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке . Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайных полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи , от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. Слон (офицер) Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона - белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» - «епископ». Конь Ходит русской буквой «Г» - сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» - ходит не в плоскости доски и может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая - король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» - рыцарь. Пешка Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Классификация

Фигуры делятся на:

  • Лёгкие фигуры - конь и слон.
  • Тяжёлые фигуры - ладья и ферзь.
  • Король - из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
  • Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 1
Конь 3
Слон 3
Ладья 5
Ферзь 9 [источник? ]

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями - нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться - нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

История облика

Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона - bishop ), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

До середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге . Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур - короля и ферзя, - сходна с кукурузными початками. . Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона , увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон , заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

Туры могли сойти за рюмки, король - за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы : блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Символы в Юникоде

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Название Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка
Белые Символ
Код U+2654 U+2655 U+2656 U+2657 U+2658 U+2659
HTML
Чёрные Символ
Код U+265A U+265B U+265C U+265D U+265E U+265F
HTML

Примечания

Литература

З дравствуйте, здравствуйте. Друзья, Вы знаете, как называются фигуры в шахматах? Дело в том, что мои друзья и я совершенно по-разному называем одни и те же фигуры, и бывает, что путаемся в названиях. Поэтому я и пишу эту статью, из которой Вы узнаете названия шахматных фигур в разных странах, и почему они так называются и какой размер имеют. Давайте уже разберемся с наименованиями фигур.

Я не считаю себя сильным игроком, но все же кое-что умею. Мат в четыре хода, например. И получается так, что в шахматы играем мы с друзьями довольно редко, но продолжительно: игра ведь не из быстрых и довольно интересная. Шахматы появились давно, и в разных странах их называют (называли) по-разному. Так как мне нравится все простое (вспомните «Все гениальное – просто»), то и названия шахматных фигур я люблю простые: королева, офицер, ладья…

А вот мои друзья предпочитают более современные наименования, из-за чего у нас происходит некоторое недопонимание – кто к чему привык, знаете ли. Но во всем этом прямо сейчас мы и будем разбираться.

За рубежом

Вы когда-нибудь задумывались, почему именно так выглядят современные шахматы? Их внешний вид сформировался давно, но под влиянием многих факторов. И как-то так получилось, что мы переняли внешний вид шахмат, но названия дали свои, хотя и не брезгуем пользоваться иностранными.

Начнем с малого – пешек. Что у нас, что за границей пешки так и называются пешками (pawns). Здесь – ничего необычного, но дальше – больше.

Конь. Как бы Вы думали иностранцы зовут коня? Думаете, как и мы – конем? А вот не угадали: у них это рыцарь (knight). Ну, как бы рыцарь на коне, Вы понимаете.


Офицер. Здесь вообще все интересно. Я всегда задавался вопросом, почему у офицера такой конусообразный вид. Ответ меня шокировал. Помните, я говорил, что мы переняли внешний вид, хотя дали свои названия? Так вот, за рубежом наш офицер (вдохнули поглубже!) – это епископ (bishop), священник. А теперь касательно внешнего вида: вспомните католических священников с их конусообразными головными уборами (хотел сказать шапочками). Вот и получился такой облик офицера.

Вы думаете на этом все? Неа. Слон. Так еще называют офицера. Честно, не знаю, почему слона назвали слоном, но подозреваю, что из-за древнего вида этой фигуры. Это у нас он стал офицером, а заграницей епископом. До этого же – слон. Вот так: три названия одной фигуры.

Ладья. Странность в том, что ладья – это древнерусское судно, хотя фигура имеет вид башни. Опять-таки, чужой внешний вид и наши названия. У арабов это была Птица Рух, созвучная с английским словом «rook» — утес или башня. Получите, распишитесь. Но это иностранцы ладью называют турой, что получило распространение и у нас. Тура с различных европейских языков переводится как крепостная башня. Но так как крепостные башни не могут передвигаться, то тура – осадная башня. Сами понимаете, это тяжелая и медленная конструкция. Может быть поэтому ее поставили на край шахматной доски для более сложного выведения на «поле боя»? Как считаете?

Ферзь. В переводе с персидского – полководец (ferz). У нас обычно ферзя так и называют, но я частенько слышу (да и сам приверженец его – так проще) другое название. Для меня в юношестве не было понятно, что такое ферзь: это потом я уже узнал истинное значение. А вот «королева» — понятно ребенку.

Король так и остался королем. С ним все. Хотя Вы удивитесь его названию в тогдашней Российской Империи. Об этом чуть ниже.


Наши названия

Всего лишь век назад у нас слона называли офицером, ладью называли турой (о чем я говорил) ферзя – королевой, а короля – генералом. Хотя мне невдомек, почему королева ниже по статусу генерала. Пешка и конь так и были пешкой и конем.

Лично мне удобно так: пешка, конь, офицер, ладья, королева, король. Согласитесь, просто и понятно, не то что эти ферзи, туры, слоны…

Размеры фигур

Какого бы размера не была фигура, ее рост не говорит об ее мощи. Так, самой высокой фигурой является король, хотя его трудно назвать сильной фигурой. За ним идет королева (ферзь) – совсем чуть-чуть ниже его. После идет офицер (слон), хотя он по ударной силе и ценности уступает ладье, которая ниже его.

Вровень с ладьей стоит конь, хотя тоже равноценными фигурами их не назовешь: конь явно слабее и менее ценен. А самой маленькой является пешка – это понятно. Вот такая нелогичность прослеживается в размерах шахмат.

Правда, в последнее время ученые, то ли где-то раскопали, то ли придумали еще одну версию появления шахматного слона на русских шахматных досках . Оказывается, что слон – это такое большое животное, которое Слоном Слоняется по лесам. Вот такие ученые, не поймешь их иногда.

Сказочная шахматная история о шахматных слонах, офицерах и шутах

Где водятся слоны? Какие из них более ленивые?

Слоны водятся в Африке и в Индии. Правда, сейчас их можно встретить в любой стране, но только в Зоопарке или Цирке. А на вопрос, какие слоны более ленивые, ответ очень простой. Африканские Слоны страшно ленивые и вредные. Их совсем невозможно заставить работать. Ходят себе по Африке и листья с баобабов объедают. Поэтому в Африке такие огромные пустыни.
Индийские же слоны, наоборот – трудяги. И они никогда не отказываются немножко поработать. Однажды, когда в Африке снимался фильм, то на съемки пригласили Индийских Слонов, так как африканские работать отказались. Стояли и смотрели, как Индийские слоны играли за Африканских. Тем бы все на солнышке греться. Такое частенько случается и на шахматной доске. Пока одни шахматные слоны работают, другие загорают и жру бананы!
Слоны у древних индусов были и помощниками дома, если было нужно перенести тяжелый груз, и средством передвижения, если индус хотел поехать в гости, и боевым другом. Слоны не могут наступить на человека, так как они очень аккуратные животные. Но если им сделать больно – хлестнуть плеткой, то слон побежит, куда его направит наездник.

За долгие столетия у шахматных слонов отвалились хобот, уши и хвост. Много в них играли, и бедняги часто падали на пол. При падении бивни и другие части откалывались, а потери не всегда восстанавливались на месте. Бивни часто исчезают и сейчас даже у настоящих слонов. Любят богатые люди, когда разные украшения и шахматные фигуры делают из слоновой кости.
Поэтому шахматные слоны перестали пастись на шахматной доске, а вместо них появились…
Вспомните ШАХскую армию . Войско было очень сильным. Пехоту поддерживала быстрая конница, управляемая смелыми джигитами, и могучая слоновница. Боевые слоны, хоть и умные животные, но все равно ими надо управлять и кормить. Поэтому на каждом слоне сидел опытный наездник, как правило, офицер. Во время сражения слоны могли встретиться друг с другом, столкнуться и от сильного удара всадник мог слететь со слона. То же могло произойти и во время долгих переходов. Монотонное покачивание усыпляло всадника, и он мог сползти с головы слона и упасть на землю. Поэтому заботливый Ферзь приказал надевать на голову Офицеров высокие остроконечные шлемы, чтобы им при падении шишек не набить. Офицер падал со слона головой вниз, зарывался шлемом в песочек и так и стоял, дрыгая ножками, пока не подходила пехота, вытаскивали его из земли и закидывала его обратно на слона.
Так часто приходилось бедным солдатам закидывать Офицеров на Слонов, что со временем у всех офицеров появилась кличка «СЛОН». «Опять этот СЛОН заснул», - говорила пехота. Значит опять трудягам-солдатам работать. Поэтому нетрудно догадаться, почему у шахматной фигуры за 2000 лет отвалились хобот, уши, бивни и хвост, зато появился острый длинный шлем. Но название СЛОН осталось, хотя, признаться и не во всех странах.

Именно название шахматного слона «говорит» о том, что игра шахматы родилась на Востоке. В России это слово – название фигуры – прижилось потому, что наши переводчики точно перевели название шахматных фигур.
По-арабски ФИЛ – слон. Но итальянцы и французы не захотели «узнать» в арабских и персидских Филах могучее животное и тем более выпустить его на шахматную доску. То ли они не услышали, то ли специально поменяли всего одну букву и вместо Фила получился Фул, то есть вместо Слона – Шут! Без шутов при дворах французских королей было бы скучновато, он всех веселил, говорил то, о чем даже боялись подумать другие.
Со временем все привыкли, что около Королевских Величеств всегда были шуты. Кстати, чаще всего шутами были умнейшие дворяне, а при дворе это была очень высокая должность.
Шуты оставили след в истории и в литературе. Шута при короле Лире прославил Шекспир. Только шут действительно любил своего короля. Он предупреждали Лира не отдавать все своим жестоким дочерям. Не послушался король своего шута…
Не менее известен шут Великого Петра I – Степан Вытащи, кстати, прекрасный шахматист. Частенько он самого Царя обыгрывал в шахматы . Еще одна должность была у шута Степана Одной шутовской зарплаты не хватало, чтобы прокормить семью, и он подрабатывал палачом.
След в истории оставил шут Балакирев. Сколько анекдотов и веселых историй, связанных с этим шутом, дошло до наших дней. Ох, и досталось же от него многим знатным Фигурам Российского Царства! Шуты были особами, особо приближенными к Монархам. Они выполняли важнейшие поручения, могли просто дать совет в шутливой форме королю, а то и грубо раскритиковать действия Их Величества. Многие придворные пользовались этим, но сначала им приходилось сходить к шуту на поклон и заручиться его поддержкой.
Шут не ходил прямо по ковровым дорожкам королевского дворца, ему большее удовольствие доставляло пересекать залы наискосок по диагонали, так же ходит и шахматный слон, по диагонали.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Шахматы - одна из древнейших и самая популярная интеллектуальная игра в мире. В них играют как индивидуально, так и командами; составляют шахматные композиции и задачи. В шахматном мире постоянно возникают новые разновидности игры со своими правилами, целями и способами их достижения.

Наименование самой игры происходит от персидских слов «шах» и «мат», что дословно обозначает «король (или шах) умер». Названия фигур со временем в разных регионах планеты менялось. В настоящий момент существуют их официальные названия, связанные, естественно, с историческими наименованиями, и принятые к использованию во время международных соревнований. В зависимости от этимологии обозначений шахматных единиц, некоторые из них имеют соответствующий внешний вид.

Количество фигур в игре

В классической шахматной игре на доске присутствуют 32 фигуры , по 16 у каждого игрока. В их число входят:

  • король;
  • ферзь;
  • две ладьи;
  • два слона;
  • два коня;
  • восемь пешек.

В конце игры (эндшпиль) количество ферзей, слонов, ладей может увеличиваться за счёт правила превращения пешек. Так, если последняя достигла самой дальней линии доски относительно своего начального положения, согласно правилам игры, она может быть заменена на любую другую фигуру (кроме короля). Чаще всего пешек заменяют ферзями , но иногда позиции соперников диктуют необходимость замены на более слабую фигуру. При этом количество вновь появившихся ферзей, коней, слонов или ладей не зависит от того, сколько осталось таких же шахматных единиц на доске.

Названия шахматных фигур

Большинство названий шахматных фигур являются калькой или переводом персидских обозначений, принятых ещё в древности. Некоторые единицы игры называются согласно обозначениям, принятым в европейских государствах.

Король и королева

Король - главный персонаж игры, которого все остальные должны защищать. Название шахматной единицы является переводом с персидского наименования «аль-шах» - король.

Ферзь - наиболее сильная единица на доске, поскольку может ходить на любое количество клеток по вертикали, горизонтали или диагонали. Согласно историческим данным, первоначально ферзь был слабой фигурой и мог ходить только на одну клетку. С XV столетия в европейской шахматной мысли за ним закрепляются сегодняшние возможности в игре. Считается, что название произошло от персидского «аль-фирзан», в переводе - учёный, мудрец или полководец . В некоторых странах ферзя часто называют королевой.

Другие фигуры

Обозначения при записи

Названия шахматных единиц влияют также на записи партий, композиций или задач. Обычно, применяются два варианта записи - сокращения на родном языке (в любительских соревнованиях) и согласно международным обозначениям. Единственной фигурой, которая не имеет своего обозначения при записи, является пешка - в её случае записывается только направление хода (например, е2-е4, где латинскими буквенными символами обозначены вертикали игрового поля, а цифрами - горизонтали). Другие присутствующие на доске имеют следующие сокращения при записи:

  • Король: в русском языке сокращается до «Кр», в английском - до К (king).
  • Ферзь: «Ф» - русское сокращение, и Q (queen) - английское.
  • Ладья: «Л» и R (rook).
  • Конь: «К» и N (kNight).
  • Слон: «С» и B (bishop).

Иногда пешка может обозначаться в русском сокращении символом «п», в английском - р (pawn).

Шахматные фигуры, их названия и особенности поведения на доске менялись в течение столетий. Понимание этимологии названий и наименований единиц игры на иностранных языках напрямую помогает в чтении шахматной нотации и партий, задач и композиций.

Шахматная доска и фигуры

Шахматная партия ведётся двумя противниками1 на 1. Один игрок руководит белыми фигурами, другой - чёрными. Игра происходит на квадратной доске, каждая сторона которой состоит из 8 клеток, или полей. Соответственно, всего клеток 8х8=64. Для удобства различия границ полей, они разукрашены попеременно в светлые и тёмные цвета. Светлые для простоты называются белыми полями, а тёмные - чёрными. В нижнем левом углу доски всегда чёрное поле:

Вертикальные столбцы полей обозначаются латинскими буквами от a до h. А горизонтальные ряды - цифрами от 1 до 8. Соответственно, каждое поле доски можно обозначить буквой вертикали и цифрой горизонтали, на пересечении которых оно находится. Например, b3, d5, f2, h6 итд. Помимо вертикалей и горизонталей выделяют и диагонали - линии полей под углом 45 градусов. Чтобы назвать диагональ, говорят начальное и конечное поле. Например, диагональ a1-h8, диагональ h3-c8 итд.

У каждого игрока имеется по 8 фигур (король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня) и 8 пешек:

Первоначальная расстановка фигур на доске, или т.н. начальная позиция:

Ходы фигур и взятия.

Партия состоит из перемещений фигур по доске, или ходов. Совершаются ходы по очереди. Первый ход в партии делают белые. Ход может состоять из взятия фигуры соперника кроме короля. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры. Рассмотрим как ходит каждая из фигур.

Король

Король может пойти на одну любую соседнюю от себя клетку по вертикали, горизонтали и диагонали.


Ферзь

Ферзь ходит на любое количество полей по вертикали, горизонтали и диагонали.

Ладья

Ладья ходит по вертикали и горизонтали.

Слон

Слон ходит только по диагонали.

Очевидно, что слон, стоящий на белом поле, никаким образом не может попасть на чёрное, сколько бы и каких ходов он не сделал. И наоборот. Посмотрев на начальную позицию, вы увидите, что у каждой стороны один слон ходит по белым, другой - по чёрным полям. Соответственно, один слон называется белопольным, другой - чернопольным.

Конь

У этой фигуры необычный ход. Конь ходит буквой "Г". Точнее на поле, находящееся "на острие" этой воображаемой буквы: две клетки по вертикали или горизонтали плюс одна клетка вбок. Посмотрите на схеме и тогда всё станет понятно:

Фигуры не могут "перепрыгивать" другие фигуры, свои или чужие. Конь может. Например, на данной диаграмме даже если на полях c4, c3, d3 находятся какие-то фигуры или пешки, конь всё равно может пойти на b3 или с2 (Если конечно b3 и c2 не заняты собственными фигурами. Если чужими, то их можно взять).

Пешка

Пешка может ходить только на одно поле вперёд. Назад пешки не ходят. В начальной позиции имеется выбор: пойти на 1 или 2 поля вперёд.


Особенные ходы

Рокировка

Рокировка - это одновременный ход королём и ладьёй. Он возможен, если обе фигуры стоят на начальной позиции. Король ходит на два поля по направлению к ладье. Ладья занимает поле, которое "перепрыгнул" король. В зависимости от того, в какую сторону сделана рокировка, она может быть короткой или длинной. На диаграмме для примера изображена конечная позиция короля и ладьи при длинной рокировке белых и короткой рокировке чёрных:

Рокировка невозможна в следующих случаях:

1) Король или ладья, участвующая в партии, уже ходили в партии
2) Король находится под шахом (см. ниже)
3) Король после рокировки попадает под шах
4) Между королём и ладьёй, участвующей в рокировке находится своя или чужая фигура
5) Король (но не ладья) переходит поле, атакованное фигурой соперника

Рокировка - самый необычный ход в шахматах. Новички часто путаются в том, когда рокировка возможна, а когда нет. Для лучшего запоминания приведём наглядный пример:


Предположим, что ни белый, ни чёрный король, а также ни одна из ладей ещё не ходили в партии. Тогда белые могут рокироваться в короткую сторону. В длинную они рокироваться не могут, так как после завершения хода белый король окажется на с1 под нападением чёрного ферзя g5. Чёрные не могут рокироваться в короткую сторону, так как в этом случае чёрный король перешёл бы поле f8, которое контролируется белым ферзём а3. В длинную сторону чёрные могут сделать рокировку. Обратите внимание: тот факт, что ладья а8 под боем слона g2, а поле b8 под боем слона g3, никак рокировке не мешает.

Взятие на проходе

Если пешка, сделав из начальной позиции ход на 2 поля, становится рядом с пешкой противника, то она может взята "на проходе", так как прошла поле, находящееся под ударом этой пешки.

Предположим, в позиции на диаграмме белые делают ход пешкой с с2 на с4. В этом случае чёрные при желании могут взять пешку на проходе. При этом чёрная пешка переместится на поле с3, а белая пешка исчезнет с доски.

Право на такое взятие можно осуществить только немедленно в ответ на двойной ход пешки. В дальнейшем это право теряется.

Превращение пешки

Если пешка ступает на последнюю горизонталь (для белых - на восьмую, для чёрных - на первую), то она должна быть превращена в одну из фигур своего цвета: ферзя, ладью, слона или коня. Выбор фигуры не зависит от того, какие фигуры есть в данный момент на доске. Пешка убирается с доски и заменяется на новую фигуру на том же поле.

Цель игры и возможные варианты окончания партии

Главная фигура в шахматах - король. Им по правилам нельзя ходить на битое соперником поле. Нападение на короля называется шахом . При шахе сторона, которой он был объявлен, обязана защитить короля. Например, переместить его на другое поле (не находящееся под обстрелом фигур противника), или уничтожить неприятельскую фигуру, которая даёт шах, или поставить свою фигуру на линию между атакующей фигурой и королём. Если ни один из способов невозможен, значит на доске мат , и партия немедленно заканчивается победой той стороны, которая его объявила. Мат подразумевает, что на следующем ходу король противника был бы неизбежно взят. Таким образом, конечная цель игры - объявить мат королю соперника.

Вот несколько примеров, в которых белые объявили мат.



Новое на сайте

>

Самое популярное