Домой Ландшафтный дизайн Вихревая аэродинамика. Вихревые технологии

Вихревая аэродинамика. Вихревые технологии

PPV > Дмитрий, Вы дискутируете со мной, или с книгой Г.С. Бюшгенса?

С тем, что именно вы привели из книги. То есть, с вами. Не надо было? Могли ведь не цитировать это вот "мы пахали".

Оценим их по делам их. И не всегда в ЦАГИ, даже когда в СССР дела эти.

PPV > По поводу тупого наплыва на МиГ-29 спорить не буду, а вот по поводу крыла для Т10-1 - это тема для отдельного большого разговора о том, кто и что именно рекомендовал ОКБ Сухого применительно к теме Су-27 в интервале 1971-76 г.г. У меня нет никакого желания ввязываться вновь в дискусиию на эту тему, замечу лишь, что форма и профилировка крыла Т10-1 оптимизировалась отнюдь не на сверхзвук, а на достижение Кмакс на дозвуке...

С учётом того, что самолёт сверхзвуковой. Тут сокращать нелепо. Спорить о наплыве МиГ-29 не надо, его переделали.

PPV > А я выше уже писал Вам, что для истребителей 4-го поколения а/д компоновка оптимизировалась отнюдь не для сверхзвука, а именно для обеспечения высоких маневренных характеристик на дозвуке, которые достигаются таки отнюдь не на режимах Кмакс, а на режимах, близких к Судоп.

А я не поверил. Просто в новом поколении провели большее число оптимизаций, для нескольких целей. Что вовсе не отменяет старых добрых и главных.

Т-10-1 сильно оптимизировали на дозвуковую дальность и сверхзвук. Потом занялись манёвренностью, когда уже полетел.

А F-15 оптимизировали на скорость и потолок, хороший набор высоты, сверхзвуковые манёвры на M>1.5. А ещё лёгкость и относительную простоту, стоимость.

PPV > Ну ведь ясно написано: "превышающих критические ДЛЯ КРЫЛА БЕЗ НАПЛЫВА". Это значит, что такие углы, которые будут закритическими для исходного крыла (без наплыва), для крыла, оснащенного корневым наплывом, эти углы будут вполне таки рабочими, срыва на них еще не будет, и будет, т.о. достигнуто увеличение Сурасп.

Срыв будет. Нет волшебных средств. А увеличивать подъёмную силу можно иначе, без наплывов. Большое простое в плане крыло теперь модно или ПГО.

При обычных углах и дозвуковых скоростях наплывы лишние. Я об этом писал, а вы возражаете, почему-то.

PPV > Дмитрий, а в чем в данном случае заключается "вред" вихря? В том, что он создает разрежение на верхней поверхности крыла? Должен создавать наоборот, избыточное давление?

Вихрь поглощает энергию движения самолёта. В нужном месте он может затянуть срыв потока, но и тогда разрежение создаёт не он, а крыло, которое продолжит работать.

"Наоборот" не должен.

PPV > Тут налицо подмена понятий. У меня речь шла об истребителях 4-го поколения, а Вы теперь говорите о каком-то современном самолете. Уточните, о каком именно? И кто такие эти самые "профессионалы"?

Чтобы с темы съехать? Не буду. Тут нет подмены понятий: большинство новых истребителей без наплывов. Т-50 исключение, а 1.42 тоже без них, что занятно.

PPV > Я имел в виду оптимум по маневренным характеристикам. Вы ведь не будете спорить, что 4-е поколение истребителей, по сравнению с 3-м, должно было обеспечить гораздо более высокий уровень именно маневренных характеристик. А по поводу отсутствия сверхзвуковых самолетов с оптимумом на сверхзвуке - так и хочется сказать про унтер-офицерскую вдову. Это я к тому, что это Вы, а не я настойчиво говорите здесь о "сверхзвуковых" истребителях и об улучшении их а/д характеристик на сверхзвуке.

Да сдались вам манёвренные. Скорость и дальность, нагрузка, взлёт, посадка - это важнейшее. С этого всё начинается. А дальше да, можно учесть эффекты второго порядка малости.

Крыло увеличили для безопасной посадки. Наплывы или треугольность для скорости. И так далее.

Это настолько понятно, что мало обсуждается, так как, начиная с некоторого времени, число оптимизаций увеличилось. Наплывы, ПГО, ЭДСУ, снижение устойчивости, даже вертикальное оперение - для скорости и дальности, во-первых.

На F/A-18A сделали щели. Они только для манёвренности. Их уменьшили, а после убрали.

PPV > Согласитесь, Дмитрий, что Ваши рассуждения о концепции американских истребителей 4-го поколения построены на общемурзилочных рассуждениях, почерпнутых из популярной технической литературы, поскольку Вы никогда в глаза не видели никаких реальных документов, которыми задавалось бы создание этих самолетов. И уж тем более не видели отечественных подобных документов типа ТТТ на самолет, чтобы потом рассуждать на тему о том, чем именно и почему Су-27 или МиГ-29 отличается от F-15/16/18...

Соглашусь, с тем изъятием, что стремлюсь опираться на факты - дела. Мнения не мурзилок даже, а маститых академиков лишь принимаю к сведению.

Познакомите с ТТТ? Не из мурзилок ли ваши догадки о волшебных вихрях?

На этом снимке очень хорошо видны вихревые "колбаски", генерируемые корневым наплывом крыла. При оценке движения воздушных масс следует помнить, что туман визуализирует не весь вихрь, а только его центральную часть. То есть, реальный диаметр вихрей раза в полтора больше, и нижняя часть вихря плотно прилипает к поверхности центроплана.

Визуализировано и разрежение над верхней плоскостью крыла - а по интенсивности тумана можно судить о глубине достигаемого разрежения. То есть, густой туман в вихревых колбасках против легкого затуманивания над поверхностью крыла означает, что разрежение в вихрях намного больше, а значит, значительна и подъемная сила, формируемая вихрями.

Именно этим и объясняются пресловутые "40% подъемной силы, создаваемой фюзеляжем", которыми характеризуется аэродинамическая компоновка МиГ-29/Су-27.

Вихревая аэродинамика - это аэродинамика нового поколения, отличающаяся от классической аэродинамики, в которой подъемная сила вычисляется через циркуляционный вихрь, оборачивающийся вокруг крыла (по формуле Жуковского). В вихревой аэродинамике ф-ла Жуковского неприменима - продольный вихрь существует в трехмерии и потому требуется интегрирование по другому контуру.
Кроме того, вихрь целиком располагается над несущей поверхностью и потому совершенно не имеет значения ни профиль этой поверхности, ни то, что находится под поверхностью - важна лишь "поляна" над которой гуляет вихрь. И потому с одинаковым успехом работает и крыло в варианте бесхвостки (Ту-144/конкорд, а так же МФИ 1.44), и уплощенный фюзеляж с разнесенными мотогондолами - в варианте МиГ-29/Су-27.

Следует обратить внимание на то, что при всей внешней схожести, аэродинамика F-15 в значительно меньшей степени обусловлена вихревым компонентом - для получения существенного эффекта от вихревой аэродинамике необходимо закрутить вихрь, как можно более сильно. Для этого требуется развитой наплыв с определенной конфигурацией (толщиной профиля и т.п).
В мощном вихре за счет центробежных сил формируется большое разрежение - в результате вихрь становится заметно легче окружающего воздуха и пытается всплыть, подсасывая вслед за собой любую поверхность, над которой он проносится. Потому вторым важным атрибутом вихревой аэродинамики являются "штаны" - так на профессинальном жаргоне именуют соответствующие аэродинамические элементы. по которым скользит вихрь. Например, в отличие от Ф-15, одномоторный Ф-16 имеет "правильный" наплыв, а так же и "штаны". Но у Ф-16 проблемы с поперечной устойчивостью на закритических углах атаки - его единственный киль попадает в затенение и машина валится на крыло. На МиГ-29/Су-27 эта проблема решена за счет установки широко разнесенного двухкилевого оперения.

Еще один важный момент, который следует обязательно отметить в исторической перспективе - изобретение вихревой аэродинамики ошибочно приписывается фирме Сухого. Хотя на самом деле первый вариант Су-27 не обладал элементами вихревой аэродинамики - достаточно взглянуть на первый прототип Т-10-1:

Мы видим тонкий оживальный наплыв, который малоэффективен в качестве вихрегенератора - его назначение другое: препятствовать перебалансировке на сверхзвуковой скорости, происходящей вследствие смещения аэродинамического фокуса крыла назад.
Для эффективной вихрегенерации форма наплыва в плане должна быть такой:


Это МиГ-21И - самолет-аналог, на которой изучалась аэродинамика будущего Ту-144. Микояновцы располагали всей полнотой информации по наплыву и потому применили его в проекте 9-12, несколько усовершенствовав (увеличив толщину профиля наплыва, что дало стабильную вихрегенерацию в более широком диапазоне углов атаки, а так же, изменило закон перемещения аэродинамического фокуса, позволив впоследствии реализовать "кобру", основанную на автоматическом возвращении машины из закритических углов атаки. Соавтором этой концепции вместе с микояновскими аэродинамичками является аэродинамик ЦАГИ Георгий Сергеевич Бюшгенс.
Примечание: к середине 80-х годов концепция наплыва была усовершенствована далее - и на модели проектировавшегося в ОКБ Микояна одномоторного истребителя ЛФИ, которая имеется в музее фирмы, показан вариант компоновки с "лямбда-наплывом" - то есть, наплывом, имеющем в переднюю кромку с обратной стреловидностью и образующую "рог", направленный в поток...

Таким образом, МиГ-29 начиная с прототипа 9-12 полностью соответствовал концепции сверхманевренного самолета, реализующего принципы вихревой аэродинамики. Су-27 в первой своей инкарнации этому совершенно не соответствовал и был не сверхманевренным аппаратом. Лишь после полной переработки проекта в вариант Т-10С, он стал этим принципам соответствовать.

Еще одним позитивным свойством корневого вихря является то, что он препятствует скосу потока, характерному для стреловидного крыла - если рассмотреть схему перемещения потоков воздуха, то можно обнаружить, что в зоне сопряжения центроплана с консолью (точка сопряжения передней кромки наплыва с передней кромкой крыла) вихрь направлен вверх от плоскости крыла. В результате, он отсасывает воздух с плоскости вдоль ее размаха и порождает силу, препятствующую скосу потока. Это уменьшает индуктивный вихрь на конце крыла (визуализируемый дымовыми трассерами на исходном снимке) и в конечном итоге увеличивает аэродинамическое качество самого крыла.
Если взглянуть на снимок Т-10-1, то можно увидеть на крыле вертикальные перегородки, традиционно используемые отечественной аэродинамической школой в качестве средства против скоса потока на стреловидном крыле. Этот факт подтверждает отсутствие корневого вихря - то есть, неиспользование принципов вихревой генерации.

Еще один снимок, позволяющий с другого ракурса взглянуть на конфигурацию вихрей:

Изъято у

ВИХРЕВАЯ ТЕОРИЯ , теория вихрей , учение о вихревом движении жидкости, имеющее большие приложения в аэродинамике и гидродинамике и являющееся одной из важнейших глав этих наук. Так как почти во всех действительных гидродинамических явлениях возникают вихри, то приложение теории вихрей к изучению этих явлений имеет большое значение. За последнее время вихревая теория дала возможность исследовать такие сложные явления, какими являются работа гребного винта, сопротивление тел и т. п.

Можно показать, что движение малой жидкой частицы составляется: 1) из поступательного движения центра тяжести частицы, 2) из движения с потенциалом скоростей, которое выражается в деформациях частицы, и 3) из вращательного движения частицы (1-я теорема Гельмгольца). Проекции угловой скорости частицы на оси координат будут ξ, η, и ζ (см. Аэродинамика). При равенстве нулю этих компонентов вихря ξ, η, и ζ, движение будет с потенциалом скоростей.

Если в жидкости проследить непрерывное изменение направления мгновенных осей вращения частиц и провести линию, касательные к которой будут совпадать с этими осями, то такая линия будет называться вихревой линией . Поверхность, проведенная через какую-нибудь линию в жидкости и образованная из вихревых линий, называется вихревой поверхностью . Жидкость, заключенная внутри вихревой поверхности, построенной на бесконечно малом замкнутом контуре, называется вихревой нитью . Если среди незавихренной жидкости имеется вихревая область, которая заключена в конечной толщины трубку, образованную вихревой поверхностью, то она называется вихревым шнуром . Если же эта область заключена между двумя близкими вихревыми поверхностями, она называется вихревым слоем . Произведение площади сечения вихревой нити на угловую скорость вращения жидкости w в этой нити называется напряжением вихревой нити . Напряжение вдоль вихревой нити остается постоянным (2-я теорема Гельмгольца), а отсюда следует, что вихревые нити сами на себя замыкаются или лежат на границах жидкости, ибо если вихревая нить кончилась бы в жидкости острием, то = 0, и w обратилась бы в ∞. Возьмем в жидкости какой-либо замкнутый контур, спроектируем на касательную в каждой его точке скорость в этой точке v и возьмем по всему контуру сумму произведений этих проекций на элемент контура. Полученное выражение J = ∫ v∙cos α∙ds, где α - угол между касательной и направлением скоростей, a ds - элемент контура, называется циркуляцией по данному контуру . Циркуляция играет очень большую роль в вихревой теории, ибо при помощи ее значительно упрощаются некоторые определения, выводы и формулы. Циркуляция аналогична работе в механике, только в ней роль силы играет скорость. По теореме Стокса , циркуляция по взятому замкнутому контуру в односвязном пространстве (т. е. в пространстве, в котором всякий контур можно обратить в точку) равна удвоенной сумме напряжений всех вихревых нитей, проходящих через площадь, охватываемую контуром. Из этой теоремы следует, что если циркуляция по любому контуру равна нулю, то угловая скорость вращения частиц равна нулю:

w 2 = ξ 2 + η 2 + ζ 2 = 0, отсюда ξ = η = ζ = 0;

это и есть признак наличия потенциала скоростей и, следовательно, незавихренности потока. Т. о. в невихревом потоке циркуляция по любому контуру равна нулю. Циркуляция по замкнутому контуру, проводимому через одни и те же частицы жидкости, остается во все время движения постоянной (теорема Томсона). Отсюда следует, что если потенциал скоростей существовал в начальный момент, то он будет существовать и все время, и, наоборот, вихревое движение, раз оно существует, разрушиться не может. Таким образом, в идеальной жидкости вихри возникнуть не могут.

Рассмотрим бесконечно длинный прямолинейный вихревой шнур с циркуляцией J, находящийся в среде, в которой других вихрей нет. Этот вихревой шнур вызовет вокруг себя определенное поле скоростей; линии токов этого движения будут концентрическими окружностями, и мы получим т. н. циркуляционный поток (фиг. 1), скорости которого найдутся из следующих соображений.

Так как вне вихря других вихрей нет, то, следовательно, по теореме Стокса, вокруг этого вихря циркуляция по любому контуру будет равна J. Циркуляция по концентрической вихрю окружности с радиусом r будет: J = 2π∙v∙r, откуда скорость v = J/2πr. Если радиус цилиндрического вихря обозначить через r 0 и скорость на поверхности через v 0 , то скорость в любой точке вне вихря будет скорость v = (r 0 ∙v 0)/r. Если принять v за ось ординат, а r - за ось абсцисс, то это уравнение представит собой равнобокую гиперболу. Как видим, скорость при небольших r изменяется очень быстро, и при очень тонком шнуре, радиус которого близок к нулю, скорость близка к бесконечности; следовательно, теоретически, около такого бесконечно тонкого вихря получаются бесконечно большие скорости. Давление в каждой точке найдется по уравнению: р = Const-v 2 /2. Т. к. с уменьшением радиуса скорость увеличивается, то внутри вихря будет пониженное давление. Указанный тип вихря встречается в природе в виде смерчей, тайфунов и американских торнадосов. Вследствие пониженного давления внутри вихря он захватывает с собой встречающиеся по пути его движения предметы. Сравнительно резко ограниченная область больших скоростей и пониженного путь опустошения смерча также резко очерченным.

В случае наличия нескольких прямолинейных вихрей скорость, вызванную ими в какой-нибудь точке жидкости, можно найти, пользуясь принципом независимости действия, согласно которому полная вызванная вихрями скорость равна геометрической сумме скоростей, вызванных отдельными вихрями. В случае криволинейных шнуров вызванная элементом вихря ds скорость dv в точке А выражается следующим образом (фиг. 2):

где J - циркуляция вокруг вихря, ϕ - угол между расстоянием от данной точки до элемента вихря ds и осью вращения точки А.

Эта формула является аналогичной формуле электродинамики, выражающей закон Био-Савара о действии электрического тока на магнитный полюс. Вообще говоря, между электромагнитными и гидродинамическими явлениями наблюдается большая аналогия. Движение вихрей, даже прямолинейных, довольно трудно поддается математическому исследованию вследствие сложности самого явления; эти явления упрощают, рассматривая плоское движение, перпендикулярное оси вихрей. Если принять напряжение вихря за его массу, то при наличии нескольких прямолинейных вихрей можно, найти их общий центр тяжести. Если имеются два прямолинейных параллельных вихревых шнура, вращающихся в одну и ту же сторону, то они будут вращаться около общего центра тяжести; при вращении в разные стороны они будут двигаться прямолинейно, сохраняя одинаковые между собой расстояния. Одиночные вихри остаются неподвижными, если нет переносного движения. Интересными вихреобразованиями являются вихревые кольца, которые представляют собой вихревые шнуры, замкнутые сами на себя. Эти кольца двигаются по тому направлению, по которому отбрасывается жидкость внутри кольца. Чем тоньше кольцо, тем быстрее при той же циркуляции оно движется. Если выпустить одно за другим два вихревых кольца, то будет наблюдаться т. н. игра колец, при которой одно кольцо попеременно догоняет другое и кольца, изменяя свою величину, проходят одно сквозь другое.

Объяснение образования вихрей около обтекаемого жидкостью тела при наличии хотя бы малой вязкости дал в 1904 году Прантль, пользуясь теорией пограничного слоя . При движении тела в жидкости, на его поверхности, вследствие трения, скорость равна нулю, возрастая при удалении от поверхности и, наконец, становясь равной окружающему потоку (фиг. 3).

Т. о. около тела образуется пограничный слой некоторой толщины δ, скорости в котором отличны от таковых в окружающем потоке и толщина которого зависит от вязкости жидкости; чем меньше вязкость, тем меньше его толщина; для идеальной жидкости, без вязкости, толщина этого слоя будет равна нулю.

Рассмотрим движение цилиндра (фиг. 4) в вязкой среде. Теоретически в точках А и А" имеется повышенное давление и в точках С и С" - пониженное. Поэтому около поверхности цилиндра получаются течения от А к С и к С" и от А" к С и С"; этими течениями пограничный вихревой слой увлекается, и за точками С и С" вследствие получившихся противоположных токов начинают появляться вихри (фиг. 5).

При малых скоростях движения течение получается почти точно симметричное. При увеличении же скорости вихри за цилиндром приобретают известную интенсивность и питаются пограничным слоем, смываемым общим течением (фиг. 6), и за телом образуются два симметрично расположенных вихря.

Однако такое расположение парных вихрей не является устойчивым: наличие каких-либо случайных причин, хотя бы в виде сотрясений, ведет к изменению их на вихри, отрывающиеся от цилиндра поочередно и располагающиеся сзади в шахматном порядке (фиг. 7).

Периодическое отрывание таких вихрей наблюдается и при обтекании других тел и может, при известной частоте, произвести слышимый звук (например, в органных трубах) или, попадая в резонанс, произвести колебания других систем (например, вибрации проволок на аэроплане или стабилизатора от вихрей, срывающихся с крыльев аэроплана). Система шахматных вихрей позволила профессору Карману создать вихревую теорию лобового сопротивления .

Таким образом, общее сопротивление тела в жидкости состоит из сопротивления, обусловленного образованием вихрей, и из сопротивления трения.

02-07-2017

Течения жидких и газообразных сред бывают двух типов: 1) спокойные, плавные и 2) нерегулярные, со значительным перемешиванием объемов среды и хаотическим изменением скоростей и других параметров. Первые называют ламинарными, а для вторых английский физик У. Томсон предложил термин "турбулентные" (от англ. turbulent - бурный, беспорядочный). Большинство течений в природе и технике относятся именно ко второй, наименее изученной группе. В этом случае применяют статистические (связанные с осреднением по времени и пространству) способы описания. Во-первых, потому, что практически невозможно уследить за пульсациями в каждой точке течения, а во-вторых, эти данные бесполезны: их нельзя использовать в конкретных приложениях.

Поскольку турбулентность - одно из глубочайших явлений природы, при самом общем подходе к его изучению оно смыкается с философским проникновением в суть вещей. Знаменитый ученый Т. Карман очень образно охарактеризовал это, сказав, что, когда предстанет перед Создателем, первое откровение, о котором будет просить, - раскрыть тайны турбулентности.

Наибольший практический интерес представляют такие течения, которые соответствуют весьма большим числам Рейнольдса Re = u0b/n. В эту безразмерную величину входят основная скорость u0 (в струе - скорость истечения, для самолета - скорость полета), характерный линейный размер b (диаметр сопла или хорда крыла) и вязкость среды n. Число Рейнольдса определяет соотношение инерционных сил и сил трения (вязкости). Типичные значения этого числа в авиации таковы: Re=105-107.

Что такое вихревая аэродинамика?

Вихревые течения воды и воздуха известны нам с детства. Ставя запруды в ручьях, мы могли наблюдать, как, обтекая края, вода интенсивно вращается, образуя водовороты. Когда вода вытекает из ванны, появляется жидкая воронка с вращением. За летящим самолетом можно отчетливо видеть два устойчивых следа: это с концов крыла сходят вихревые жгуты, которые тянутся на много километров. Вихревые течения представляют собою вращающиеся объемы среды - воды, воздуха и т.д. Если сюда поместить маленькую крыльчатку, она также станет вращаться.

Простейший математический образ, описывающий чисто вращательное движение жидкости, - тонкая прямолинейная нить бесконечной длины. Из соображений симметрии ясно, что во всех плоскостях, перпендикулярных нити, картина скоростей одинакова (плоскопараллельное течение). Кроме того, на любой окружности радиуса r с центром на нити скорость v будет направлена по касательной к окружности и постоянна по величине.

Интенсивность вихря принято характеризовать циркуляцией скорости по замкнутому контуру, охватывающему вихрь. В данном случае на окружности радиуса r циркуляцияG=2prv. В силу теоремы о постоянстве циркуляции, справедливой для идеальной (лишенной трения) среды, Gне зависит от r. В результате получаем частный вид формулы Био-Савара

Как видно из уравнения (1), по мере приближения к оси вихря (т. е. при r ® 0) скорость неограниченно возрастает (v ® ¥) как 1/r. Такую особенность принято называть сингулярной.

17 января 1997 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Н. Е. Жуковского, "отца русской авиации". Он заложил теоретическую базу современной аэродинамики, сделав ее основой авиации: установил механизм образования подъемной силы крыла в идеальной жидкости, ввел понятие присоединенных (неподвижных относительно крыла) вихрей, стал родоначальником так называемого вихревого метода. Согласно этому методу, крыло или летательный аппарат (ЛА) заменяют системой присоединенных вихрей, которые в силу теоремы о сохранении циркуляции порождают свободные (не несущие) вихри, движущиеся вместе с жидкой средой. При этом задача сводится к определению интенсивности всех вихрей и положения свободных вихрей. Вихревой метод оказался особенно эффективным с появлением компьютеров и созданием численного метода дискретных вихрей (МДВ) .

Вихревая компьютерная концепция турбулентных следов и струй

За последние десятилетия достигнут значительный прогресс в изучении фундаментальных проблем турбулентности, чем мы обязаны прежде всего А. Н. Колмогорову и А. М. Обухову, их ученикам и последователям, а также их предшественникам Л. Ричардсону и Д. Тейлору .

При больших числах Re общепринятым стало понимание турбулентности как иерархии вихрей разных размеров, когда имеют место пульсации скорости потока от больших до самых малых значений. Крупномасштабная турбулентность определяется формой обтекаемого тела или конфигурацией сопла, откуда вытекает струя, режимом истечения, состоянием внешней среды. Здесь силы вязкости при формировании следов и струй можно не учитывать. При описании мелкомасштабных турбулентных течений на определенном этапе следует вводить в рассмотрение механизм молекулярной вязкости.

Согласно теории Колмогорова-Обухова, локальное строение мелкомасштабной развитой турбулентности в значительной степени описывается универсальными закономерностями. Доказано, что в области достаточно малых масштабов должен господствовать статистический универсальный режим, практически стационарный и однородный.

Обосновано также существование некоторого промежуточного режима турбулентности - инерционного, возникающего на масштабах, малых по сравнению с характерным размером течения в целом, но больших, чем тот микромасштаб, где уже существенны явления вязкости. Таким образом, в этом интервале, как и в начальной стадии турбулентности, вязкость среды можно не учитывать.

Однако общая теория турбулентности, которая содержала бы не только качественное описание основных процессов, но и количественные соотношения, позволяющие определять турбулентные характеристики, еще не создана. Построение строгой в математическом смысле теории затруднено еще и тем, что едва ли возможно дать исчерпывающее определение самой турбулентности.

С другой стороны, на вопросы, возникающие в связи с разнообразными техническими приложениями, требовались оперативные ответы - хотя бы и приближенные, но научно обоснованные. В результате стала интенсивно развиваться так называемая полуэмпирическая теория турбулентности, в которой наряду с теоретическими закономерностями и расчетами используются экспериментальные данные. Вклад в становление этого направления внесли такие ученые, как Д. Тейлор, Л. Прандль и Т. Карман . Развитию и внедрению в практику этих подходов содействовали Г. Н. Абрамович , А. С. Гиневский и др.

В полуэмпирической теории турбулентности проблема рассматривается упрощенно, поскольку изучаются не все статистические характеристики, а только самые важные для практики - в первую очередь средние скорости и средние значения квадратов и произведений пульсационных скоростей (так называемые моменты 1-го и 2-го порядков). Недостаток такого подхода прежде всего в том, что надо из эксперимента получать целый ряд данных для каждой группы конкретных условий: для тел разных форм при изучении следов, для различных конфигураций сопл, из которых истекают струи, и т. д. Кроме того, эта теория основана на стационарных подходах (развитие процесса во времени не рассматривается), что сужает ее возможности.

Развиваемая нами вихревая компьютерная концепция турбулентных следов и струй представляет собой замкнутую конструктивную математическую модель (ММ). Она основана на использовании всех достижений вихревой аэродинамики, завоеванных применением МДВ, для реализации тех современных представлений о турбулентности, о которых шла речь выше . Построение ММ ведется для больших чисел Re и базируется на трактовке свободной турбулентности как иерархии вихрей разного масштаба. При этом турбулентное движение рассматривается в общем случае как трехмерное и нестационарное.

Практическая реализация моделирования нестационарных струйных течений осуществляется методом дискретных вихрей. При этом непрерывная по пространству и времени модель заменяется ее дискретным аналогом. Дискретизация по времени состоит в том, что процесс полагается изменяющимся скачкообразно в моменты времени tn=nDt (n=1,2,...). Дискретизация по пространству заключается в замене непрерывных вихревых слоев гидродинамически замкнутыми системами вихревых элементов (вихревых нитей или рамок). Важен также учет в ММ того обстоятельства, что свободные вихри движутся со скоростями жидких частиц, причем число их со временем возрастает.

Указанный подход к моделированию течений позволяет без привлечения дополнительной эмпирической информации исследовать общий характер развития процесса во времени. ММ, созданные на базе МДВ, описывают все главные черты развития турбулентных следов, струй и отрывных течений, включая переход от детерминированных процессов к хаосу. Они позволяют также рассчитывать статистические характеристики турбулентности (моменты 1-го и 2-го порядков).

Главное внимание мы уделяли компьютерному расчету обтекания тел, построению ближних участков следов и струй. Большой материал, накопленный нами в этой области, включает не только прямые сопоставления расчета с экспериментом, но и проверку ММ на выполнение универсальных законов Колмогорова-Обухова развитой турбулентности, которые, таким образом, играют роль независимых тестов . Численный эксперимент в сочетании с физическим и комплексный анализ результатов привели нас к следующим выводам .

Основные черты и макроэффекты отрывного обтекания тел при больших числах Re, в том числе ближний след и его характеристики, при известных местах отрыва потока (на острых кромках, изломах, срезах тел и т. д.), а также в струях не зависят от вязкости среды; они определяются инерционным взаимодействием в жидкостях и газах, которые описывают нестационарные уравнения идеальной cреды. Дальнейший анализ показал, что в ряде задач необходимо учитывать и вязкие отрывы, особенно на поверхности гладких тел (таких, как круговые и эллиптические цилиндры). Поэтому следующий шаг в развитии данной концепции состоял в том, что нестационарные модели идеальной среды были дополнены нестационарными уравнениями пограничного слоя для определения места отрыва .

Таким образом, была обоснована и осуществлена смена приоритетов: на первый план вышла не вязкость среды, а нестационарные явления.

Основополагающая работа Жуковского "О присоединенных вихрях" была опубликована в 1906 г. Современность выдвинула новые проблемы, а компьютерные технологии расширили области применимости теоретических методов. Классические идеи Жуковского переживают ныне вторую молодость, открывая новые возможности теории идеальной среды и вихревых методов.

Важно подчеркнуть, что в природе вихревые течения и хаос живут бок о бок, становясь прародителями турбулентности. Вращение жидких объемов порождает неустойчивость, а также появление и распад регулярных структур, что ведет к образованию новых вихрей и развитию хаоса.

1, 2

1 ФГБОУ ВПО "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (НГУ)

2 ФГБУН Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН

Выполнено физическое моделирование структуры турбулентного закрученного потока в изотермической лабораторной модели вихревой топки новой конструкции с рассредоточенным тангенциальным вводом воздушных струй. Наличие в исследуемой конструкции вихревой топки рассредоточенных по периметру горелочных струй, ориентированных в противоположных направлениях, обеспечивает гибкость управления структурой течения и режимными параметрами, а горизонтальная ось вращения потока увеличивает полноту выгорания топлива. Исследован способ управления аэродинамикой течения в вихревой топке за счет использования цилиндрической вставки, установленной на оси камеры горения. Измерения скорости течения проведены с использованием метода лазерной доплеровской анемометрии. Получено распределение средней скорости потока в объеме топки. Показано, что наличие цилиндрической вставки позволяет устранить прецессию вихревого ядра. Полученные результаты могут быть использованы для решения задачи определения оптимального диаметра вставки на основе численного моделирования топочных процессов.

лазерная доплеровская анемометрия

цилиндрическая вставка

аэродинамика

горизонтальный вихрь

вихревая топка

1. Саломатов В.В. Природоохранные технологии на тепловых и атомных электростанциях / В.В. Саломатов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – 853 с.

2. Патент РФ № 2042084, 20.08.1995.

3. Физическое и численное моделирование внутренней аэродинамики вихревой топки с рассредоточенным вводом горелочных струй / Ю.А. Аникин [и др.] // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Сер.: Физика. – 2013. – Т. 8, вып. 2. – С. 86-94.

4. Экспериментальное исследование структуры закрученных потоков методом лазерной доплеровской анемометрии / И.С. Ануфриев [и др.] // Вестник Томского гос. ун-та. Математика и механика – 2011. – вып. 2 (14). – С. 70–78.

5. Экспериментальное и численное исследование аэродинамических характеристик закрученных потоков в модели вихревой топки парогенератора / В.В. Саломатов [и др.] // Инженерно-физический журнал. – 2012. – Т. 85, № 2. – C. 266-276.

В теплоэнергетике с целью повышения эффективности процессов сжигания распыленного угольного топлива широко применяются вихревые технологии . Закрутка потока в топочной камере приводит к его стабилизации, лучшему заполнению объема камеры, интенсификации процессов тепломассопереноса за счет усиления перемешивания и увеличения времени пребывания частиц топлива в камере горения, а следовательно - к уменьшению габаритов котлоагрегата. Возможность достижения заданных теплотехнических и экологических показателей при сжигании топлива в вихревом потоке в основном обеспечивается совершенством внутренней аэродинамики топочного устройства. И напротив, появление таких аэродинамических факторов, как рециркуляционные зоны и возвратные течения, прецессия вихревого ядра, эффект Коанда, может оказывать негативное влияние на протекание топочных процессов, и, соответственно, на энергоэффективность и другие показатели котла. Поэтому при разработке или модернизации топочных устройств, использующих вихревую технологию сжигания, необходимо детальное изучение сложной пространственной структуры их внутренней аэродинамики, а также всей совокупности протекающих топочных процессов, основанное, в частности, на результатах физического моделирования.

В данной работе исследуется перспективное вихревое топочное устройство новой конструкции с горизонтальной осью вращения и рассредоточенным по периметру тангенциальным вводом топливовоздушных струй (патент РФ № 2042084) . Основными отличительными особенностями новой конструкции вихревой топки (по сравнению с известной конструкцией вихревой топки Н.В. Голованова ) является: дополнительный тангенциальный подвод топлива, расположенный в нижней части камеры сгорания, и увеличенная ширина горловины диффузора. Наличие в исследуемой конструкции вихревой топки рассредоточенных по периметру (условной окружности камеры горения) горелочных струй, ориентированных в противоположном направлении, обеспечивает гибкость управления структурой течения и режимными параметрами, а горизонтальная ось вращения потока увеличивает полноту выгорания топлива.

Результаты предыдущих работ авторов показали, что наличие дополнительных (нижних) горелок позволяет эффективно управлять аэродинамикой потока, создавая более благоприятные режимы работы топки. Однако, как и в топке Голованова , в конструкции с рассредоточенным вводом топливовоздушных струй может проявляться такой негативный фактор, как прецессия вихревого ядра (ПВЯ) . Для устранения указанной особенности вихревого течения предложено новое конструктивное решение, предусматривающее цилиндрическую вставку, установленную на условной оси камеры горения и позволяющую зафиксировать ось потока.

В данной работе, по аналогии с , с целью исследования предложенного способа оптимизации структуры течения, выполнено физическое моделирование структуры турбулентного закрученного потока в изотермической лабораторной модели вихревой топки (рис.1) с использованием метода лазерной доплеровской анемометрии (ЛДА). Модель изготовлена из оргстекла толщиной 10 мм (размеры 300´1200´300 мм). Отношение диаметра цилиндрической вставки к диаметру камеры сгорания составляет 0,37 (условный диаметр топки 300 мм). В качестве рабочей среды использовался сжатый воздух.

Рис.1. Схема экспериментального стенда для исследования аэродинамики в вихревой топке:

1 - магистраль подачи сжатого воздуха; 2 - запорный кран; 3 - запорно-регулирующий клапан с электроприводом; 4 - преобразователь расхода; 5 - шкаф управления; 6 - манометры; 7 - дымогенератор; 8 - модель вихревой топки; 9 - вентиляция; 10 - лазерная доплеровская измерительная система; 11 - координатное перемещающее устройство; 12 - компьютер.

Для бесконтактной диагностики структуры течения применялся двухкомпонентный лазерный доплеровский анемометр ЛАД-06, разработанный в ИТ СО РАН. Описание экспериментальной установки и методики проведения ЛДА-измерений изложено в работах . Число Рейнольдса, рассчитанное по диаметру камеры сгорания, составляло Re=3×105 (при этом среднерасходные скорости на срезе каждого сопла задавались равными 15 м/с). Измерения проводились в двух сечениях XOY: по центру сопла и в плоскости симметрии. Пространственный шаг сетки составлял 5 мм. Для получения среднего значения в каждой точке было сделано 2000 измерений (погрешность измерения средней скорости - не более 2%).

(а) (б)

Рис.2. Векторное поле скорости в сечении по центру горелки (м/с):

(а) (б)

Рис.3. Векторное поле скорости в плоскости симметрии (м/с):

(а) с цилиндрической вставкой; (б) без вставки .

Результаты измерений модуля средней скорости представлены на рисунках 2-а, 3-а. Векторные поля средней скорости построены в пакете Surfer. Для сравнения на рисунках 2-б, 3-б приведены результаты численного 3-D моделирования изотермического течения, проведенного для таких же входных условий и геометрии лабораторной модели топки, но без цилиндрической вставки (методика расчетов описана в ). Анализ полученных результатов показывает, что при наличии цилиндрической вставки ПВЯ не наблюдается. В сечении по центру сопла (рис.2-а) слева от цилиндрической вставки возникает дополнительный вихрь. Кроме этого, в плоскости симметрии между соплами (рис.3-а) над цилиндрической вставкой имеет место незначительная закрутка потока, а слева от цилиндра присутствуют противотоки, вызванные перераспределением течения вдоль оси z. В остальном структуры потоков различаются незначительно.

На основе проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что применение цилиндрической вставки оказывает позитивное влияние на аэродинамическую структуру течения в вихревой топке, предотвращая возможную низкочастотную прецессию вихревого ядра закрученного потока, негативно влияющую на стабильность процесса горения. Полученные результаты позволяют поставить задачу определения оптимального диаметра цилиндрической вставки на основе вариантных численных расчетов топочных процессов.

Исследования выполнены при поддержке РФФИ (гранты №№ 12-08-31004-мол_а, 13-08-90700-мол_рф_нр), Министерства образования и науки Российской Федерации (Соглашение № 8187) и Стипендии Президента РФ молодым ученым и аспирантам СП-987.2012.1.

Рецензенты:

Шарыпов О.В., д.ф.-м.н., профессор, ФГБОУ ВПО "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (НГУ), г.Новосибирск.

Меледин В.Г., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник, ФГБУН Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения Российской академии наук (ИТ СО РАН), г.Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Аникин Ю.А., Копьев Е.П., Саломатов В.В., Шадрин Е.Ю., Ануфриев И.С., Аникин Ю.А., Копьев Е.П., Красинский Д.В., Саломатов В.В., Шадрин Е.Ю. УПРАВЛЕНИЕ АЭРОДИНАМИКОЙ ЗАКРУЧЕННОГО ПОТОКА В ВИХРЕВОЙ ТОПКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10326 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Новое на сайте

>

Самое популярное