Домой Придомовые постройки 3 критерия стратификации современного общества. Теории социальной стратификации и социальной мобильности

3 критерия стратификации современного общества. Теории социальной стратификации и социальной мобильности

6.4. Социальная стратификация

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum – слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Цж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П. Сорокин (2.7) выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства); 2) политическую (по критериям влияния и власти); 3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс (2.8) выделил три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т. д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т. д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т. д.).

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение;

образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения (так, в советской школе было принято: начальное образование – 4 года, неполное среднее образование – 8 лет, полное среднее образование – 10 лет);

престиж – общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Доход, власть, образование и престиж определяют совокупный социально-экономический статус, который является обобщенным показателем положения в социальной стратификации. Некоторые социологи предлагают и другие критерии выделения страт в обществе. Так, американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знание; 4) религиозная или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Французский социолог А. Турен, напротив, считает, что в настоящее время ранжирование социальных позиций проводится не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации: господствующее положение занимает тот, кто владеет наибольшим объемом знаний и информации.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса составляет примерно 5–7 %, среднего – 60–80 % и низшего класса – 13–35 %.

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это влиятельные политики и общественные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.

В состав среднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.

По мнению большинства социологов, средний класс представляет собой своеобразный социальный стержень общества, благодаря которому оно сохраняет устойчивость и стабильность. Как подчеркивал известный английский философ и историк А. Тойнби, современная западная цивилизация – это прежде всего цивилизация среднего класса: западное общество стало современным после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т. д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

? высший – высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

? низший – высший класс («новые богатые», не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные родовые кланы);

? высший – средний класс (адвокаты, предприниматели, менеджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

? низший – средний класс (клерки, секретари, служащие и другие категории, которые принято называть «белыми воротничками»);

? высший – низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

? низший – низший класс (хронические безработные, бездомные, бродяги и другие деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Так, одни социологи считают, что рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами. Другие включают высококвалифицированных рабочих в средний класс, но в низшую его страту. Третьи предлагают выделять в рабочем классе два слоя: верхний и нижний, а в среднем классе – три слоя: высший, средний и низший. Варианты разные, но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из трех основных классов – богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, социальная стратификация отражает неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и приобретает характер иерархического ранжирования различных видов деятельности. Объективная потребность в таком ранжировании связана с необходимостью мотивировать людей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Социальная стратификация закрепляется и поддерживается различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модернизируется, что является важным условием нормального функционирования и развития любого общества.


| |

Критерии стратификации

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации в рамках социальной науки Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,- класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении. Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.

Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, нем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п.

Престиж - авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое "умение жить". Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость. В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга.

Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении "соответствующей дистанции" по отношению к престижным фигурам.

Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем 100 лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Социолог Амос Холи заметил: "Каждый социальный акт есть проявление власти, каждое социальное взаимоотношение - это уравнение власти, и каждая социальная группа или система - это организация власти".

Основы власти подразделяются на три категории ресурсов. Во-первых, существует принуждение - ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения. Люди обычно относятся к ограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущерб имуществу, телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы - ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества. Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением, поскольку они предполагают передачу социально признанных хороших вещей - материальных объектов, услуг или социального положения - в обмен на выполнение воли властных структур. В-третьих, есть сила убеждения - ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Под влиянием убеждения, базирующегося на репутации, мудрости, личном обаянии или контроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группы начинают выступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью.

Таким образом, овладеть важными ресурсами - значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы - значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей.

Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.

Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение. Жизненный статус предполагает наличие социального расслоения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управлять поведением других людей, в приказном порядке или посредством влияния; если основа его престижа - важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение коллег. Относительный статус является основным фактором, определяющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей. Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста.

Самые разительные проявления статусных групп обнаруживаются в кастовой системе Индии. В индийских деревнях обычно проживают члены нескольких малых эндогамных групп, основанных на традиционных занятиях, причем контакты с человеком более низкой касты (например, еда или питье, принятые из его рук, телесные контакты) оскверняют членов более высокой касты и требуют ритуального очищения.

Система возрастной градации, существующая во многих традиционных восточно-африканских обществах, также напоминает систему статусных групп.

Билет 9. Социальная стратификация: критерии и типы

Социальная стратификация это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

    экономическую (по критериям дохода и богатства);

    политическую (по критериям влияния и власти);

    профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

    доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

    богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

    власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

    образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

    престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации : рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

    высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

    низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

    высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

    низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

    высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

    низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю.Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии.

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

  • 1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;
  • 2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;
  • 3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного описания каждого слоя.

П. Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» ?5?. Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты ) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:

    низшие слои всегда намного шире высших,

    количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,

    толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

  • 1. Одномерная стратификация . В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:
  • 1) половозрастные;
  • 2) национально-языковые;
  • 3) профессиональные;
  • 4) образовательные;
  • 5) религиозные;
  • 6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

  • 1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);
  • 2) этнические общности (племя, народность, нация);
  • 3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);
  • 4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);
  • 5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);
  • 6) общественные классы.

Современный английский исследователь Э. Гидденс предлагает ряд отличий классовой системы от рабской, кастовой и сословной:

  • 1. Классы не образуются на основе религиозных убеждений. Принадлежность к классу не определяется приверженностью к тем или иным обычаям, традициям и нравам. Классовая система более подвижна, чем другие типы стратификации. Основой классового деления выступает труд.
  • 2. Принадлежность человека к тому или иному классу достигается зачастую им самим, а не дается от рождения.
  • 3. Экономический признак является основой для отнесения индивида к тому или иному классу.
  • 4. В других типах социальной структуры неравенство выражает, главным образом, личную зависимость одного индивида от другого. Классовая структура общества, наоборот, характеризуется личной независимостью индивидов друг от друга?6?.

В социологии существует несколько основных подходов к стратификационной структуре.

  • 1. Экономический подход , сторонники которого (К. Маркс, Э. Дюркгейм и др.) рассматривали разделение труда в качестве главной причины социальной дифференциации. К. Маркс первым разработал теорию экономической основы классов. Он связывал существование классов лишь с определенными историческими формами развития производства, где собственность на средства производства распределена равномерно между различными слоями населения, в результате чего одни эксплуатируют других, и между ними неизбежна борьба.
  • 2. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер. Политическая стратификация – это различия между политически господствующими группами и массами, при которых сама вертикаль политической иерархии выстраивается сквозь призму принадлежности к определенным политическим силам, а основным критерием выделения той или иной политической страты служит уровень обладания политической властью. Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.
  • 3. Функционалистская концепция социальной стратификации, которая основывается на идеях Т. Парсонса, К. Дэвиса, У. Мура. Т. Парсонс считает стратификацию аспектом любой социальной системы. Он исходит из того, что любое действие неизбежно связано с выбором и оценкой. Общепринятые стандарты оценок позволяют ранжировать позиции как выше- и нижерасположенные. Так как желаемых позиций недостаточно, то для сохранения системы необходима институализация неравенства, позволяющая взаимодействиям протекать без конфликтов. Обобщенность и общепринятость оценочной шкалы предполагает охват всех типов вознаграждений, из которых самым важным считается «уважение».

Каждое данное лицо, по Парсонсу, фактически пользуется уважением, соотнесенным с градуированной иерархией, его относительное уважение в упорядоченной тотальной системе дифференцированной оценки – это престиж, что означает сравнительную оценку. В свою очередь, дифференцированный престиж является основой стратификации.

Дэвис и Мур справедливо полагают, что некоторые позиции в социальной системе важнее в функциональном отношении, чем другие, и требуют для своей реализации специальных умений. Однако количество индивидуумов, обладающих этими способностями, ограничено. Следовательно, этим позициям должен придаваться стимул в виде дифференцированного доступа к ограниченным по количеству и желаемым вознаграждениям общества, для того, чтобы заставить талантливых лиц принести жертву и приобрести необходимую подготовку. Эти дифференцированные вознаграждения ведут к дифференциации престижа слоев и, следовательно, к социальной стратификации.

Современные исследования социальной стратификации используют теоретическую базу указанных выше подходов, а также исходят из принципа многомерности стратификационных измерений. Основы такого подхода были заложены уже в работах М. Вебера, который исследовал взаимозависимость между различными критериями стратификации. Вебер считал, что классовая принадлежность определяется не только характером отношения к средствам производства, но и экономическими различиями, не имеющими прямого отношения к собственности: например, квалификация, умения и навыки, образование.

Другими критериями стратификации, по Веберу, являются статус и партийная принадлежность (группы индивидов, имеющие общее происхождение, цели, интересы).

Американский социолог Б. Барбер, исходя из многомерности и взаимосвязанности измерений, предложил следующую концепцию структуры социальной стратификации.

  • 1. Престиж профессии, занятия, должности, оцениваемый по функциональному вкладу в общественное развитие.
  • 2. Власть, рассматриваемая как институционально определенное право влиять на действия других людей, вопреки или независимо от их желания.
  • 3. Доход или богатство. Различные профессиональные статусы в обществе обладают разной способностью к получению дохода и к накоплению богатства в виде капитала; имеются различные шансы на получение богатства в наследство.
  • 4. Образование. Неодинаковый доступ к образованию предопределяет возможности индивидов занять то или иное положение в обществе.
  • 5. Религиозная или ритуальная чистота. В некоторых обществах решающее значение имеет принадлежность к определенному вероисповеданию.
  • 6. Ранжирование по родственным и этническим группам.

Таким образом, доход, власть, престиж и образованиеопределяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе.

В современной социологической науке сосуществуют различные подходы к анализу социального расслоения (деятельностный, концепция «эмерджентности» возникновения неожиданных критериев социального неравенства и др.).

С точки зрения деятельностно-активистского подхода к анализу социальных неравенств (Т.И. Заславская) социальная иерархия современного российского общества может быть представлена следующим образом?7?:

    элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%;

    верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;

    средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;

    базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;

    нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;

    социальное дно – до 5%.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации.

В марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат: отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит: от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположникструктурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основныекритерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:высший, средний и низший.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

34.​ Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин.Он называл социальной мобильностью переход индивида между различными уровнями социальной иерархии, определяемой с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Т. е. мобильность – это переход из одного социального положения в другое в социальном пространстве.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Виды социальной мобильности можно выделить и по другим критериям:

1. по дальности;

2. по количественному показателю;

3. по степени организованности:

Изучение социальной мобильности производится с помощью двух систем показателей. В первой в качестве единицы счета выступает индивид. Основными показателями выступают объем мобильности (абсолютный и относительный, совокупный и дифференцированный) и степень мобильности. Объем мобильности показывает число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Степень мобильности определяется двумя факторами: диапазоном мобильности (количество статусов в данном обществе) и условиями, которые позволяют людям перемещаться. Так максимум мобильности всегда наблюдается в обществе в период каких-либо социальных и экономических преобразований. Степень мобильности зависит также от исторического типа стратификации.

Во второй единицей отсчета служит статус. В данном случае объем мобильности (количество людей изменивших свой статус) описывает её направление. Мерой мобильности выступает шаг мобильности (дистанция), который показывает количество ступенек, на которые переместился индивид в вертикальном направлении. Может быть межпоколенным и внутрипоколенным, межклассовым и внутриклассовым.

П.А.Сорокин разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса.

35. Маргинальность как социальное явление

Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Введенное в науку Р. Парком это понятие служило для изучения положения мигрантов, мулатов и других «культурных гибридов», их неадаптированности в условиях различных конфликтующих между собой культур.

Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: маргинальность характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное соотношение подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности.

Т. Шибутани рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в понимании маргинальности здесь признается доминирование социальных изменений, трансформация социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга.

Утверждается также направление исследования маргинальности как состояния социальной исключенности (или неполной включенности), позиции в социальной структуре, характеризуемой высокой дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" ("на краю" общества).

Называют следующие типы маргинальности:
- культурная маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция);
- маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.);
- структурная маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Выделяются два основных подхода в рассмотрении маргинальности. Маргинальность как противоречие, неопределенное состояние в процессе мобильности группы или индивида (изменение статуса); маргинальность как характеристика особого маргинального (окраинного, промежуточного, изолированного) положения групп и индивидов в социальной структуре.

Своеобразие подходов к определению маргинальности и пониманию ее сущности во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

Концептуальные разработки понятия "маргинальность" привели к появлению комплекса связанных с ним понятий.

Маргинальная зона – те срезы социальной действительности, где происходят наиболее интенсивные и значимые изменения структуры отношений, позиций, образа жизни.

Маргинальная ситуация – комплекс и структура факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинальности индивида или группы.

Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член.

Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отяг-ченной противоречиями социально – ролевого конфликта.

Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориальные, профессиональные, рассовые и др.)

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетерогенных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни.

36. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях).

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

37. Понятие социального института. Причины их возникновения и функционирования в обществе. Классификация социальных институтов.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф - Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

· ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

· организованная система формальных и неформальных структур;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

· устойчивый комплекс социальных действий.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов:

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

38. Социальные институты в экономической сфере.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

· взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

· наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

· определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

· регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Основными функциями экономики как социального института являются:

· согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

· удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

· укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.



Новое на сайте

>

Самое популярное