Домой Участок Что проповедовали еретики. Борьба католической церкви с еретиками

Что проповедовали еретики. Борьба католической церкви с еретиками

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МБОУ «СОШ № 9 г. Читы»

Реферат по теме

«Борьба католической церкви с еретиками. Инквизиция»

Выполнила: ученица 10А класса

Довгополая Ася

Проверила: учитель истории

Терез Л.В

г. Чита 2013

Введение

В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

К началу Средневековья христианство уже около двух столетий было официальной религией Римской империи.

Причины возникновения движения еретиков

В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства - церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы христианской веры:

§ учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух),

§ о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего),

§ о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми.

Церковь была самым крупным землевладельцем и обладала огромными богатствами. В казну церкви шли доходы от уплаты церковной десятины, продажи церковных должностей, священных реликвий, проведения обрядов.

Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками.

Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.

Священная инквизиция

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!».

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой, ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.

церковь папство инквизиция еретик

Жертвы Священной инквизиции

Одной из служительниц дьявола, колдуньей и святой была Жанна д"Арк (1412-1431), национальная героиня Франции, возглавившая борьбу своей страны с Англией и возведшая на французский трон наследника престола принца Карла. В 1431 году инквизицией в Руане Жанна была сожжена на костре по обвинению в волшебстве и ереси, а в 1456 году -- всего через 25 лет после мучительной смерти -- по ходатайству короля Карла VII, которого она возвела на престол и который и пальцем не шевельнул для её спасения, процесс Жанны был пересмотрен и папа Каликст III признал несчастную девушку невиновной. В 1928 году она была канонизирована как защитница Франции и даже считается сейчас покровительницей телеграфа и радио. В её честь во Франции учрежден национальный праздник, который отмечается каждое второе воскресенье мая.

Николай Коперник (1473-1543) -- польский астроном и мыслитель. Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Сторонником его гелиоцентрической системы был Джордано Филиппо Бруно (1548-1600), итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Ян Гус (1371-1415) -- проповедник и мыслитель, крупный ученый. Гус обличал продажность католического духовенства, торговлю ими индульгенциями -- специальными грамотами об отпущении грехов, по которым можно было получить даже прощение такого тяжкого греха как убийство. Он выступал также против роскоши и богатства духовенства, призывал лишить Церковь собственности и был против немецкого засилья в Чехии. В 1409-1412 годах Ян Гус полностью порывает с католицизмом, ставит авторитет Священного Писания выше авторитета папы. Впоследствии Гус действительно был объявлен святым.

Мартин Лютер (1483-1546), немецкий религиозный деятель. Лютер был основным «создателем» новой веры -- протестантизма, которая признавала абсолютный авторитете Библии, единоспасающей «личной веры» и отменяла церковный культ. Лютер считал, что каждый человек может сам обращаться к Богу без помощи священников, а основой веры человека должны быть не указания папы, а Библия.

Заключение

Едва ли человеческий ум когда-либо придумает нечто более жестокое и мучительное, чем то, что применяли для «спасения» душ еретиков инквизиционные трибуналы. Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени -- таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв -- участники еретических движений и противники папства, руководители восстаний, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители.

Весь ужас инквизиции с ее бесчисленными жертвами стал для западного христианства историей церковного террора и преступлений против человечности.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Положение католической церкви в условиях феодальной раздробленности Европы. Святая инквизиция, ее цели, средства и этапы. Преследования еретиков в Италии, Франции, Испании и других странах. Особенности религиозного туризма: правила и святыни паломников.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Изучение истории средневековой инквизиции. Методы инквизиции, а также процессы над учеными (Николаем Коперником, Галилео Галилеем, Джордано Бруно). Мифы о Великой инквизиции. Нововведения науки, которые, по мнению инквизиторов, подрывали авторитет церкви.

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Понятие святой инквизиции, ее основные цели, задачи. Разделение христианского мира на "мир католический" и "мир православный". Могущество католической церкви в средние века. Усиление власти пап. Раскол единой Римской империи на Западную и Восточную.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    История взаимоотношений английской монархии и Римско-католической церкви. Реформация и возникновение англиканской церкви. Формирование англиканской церкви и становление вероучения. Современное состояние церкви. Новая волна антикатолического движения.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2009

    История инквизиции как оружия против свободомыслия граждан: преследование еретиков до XIII века. Доминиканский период: история испанской инквизиции, инквизиция в Новой Испании и её особенности. Преследование евреев и мавров, аутодафе в Средние века.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Экуменическое движение как инициативы, действия, организации и движения, целью которых является достижение видимого единства христиан. Отношение католической церкви к экуменизму. Роль религии в стабилизации общественно-политической ситуации на Земле.

    доклад , добавлен 28.05.2014

    Власть папы в Церкви как высшая и юридически полная власть над всей католической церковью. Структура и устройство Римо-Католической Церкви. Сущность и особенности апостольского преемства в Московской Патриархии. Структура Русской православной Церкви.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Социально-политические причины возникновения униатства в Украине. Уния как экспансия римско-католической Церкви на православный Восток. Антиуниатское и антикатолическое движение сторонников православия. Особенности вероучения греко-католической Церкви.

    реферат , добавлен 29.01.2012

    Эволюция социальных взглядов в эпоху Средневековья, появление "христианских" утопических теорий в XVI в. Отношение Католической церкви к Французской революции и либерализму. Влияние фундаментальных принципов социального учения церкви на современный мир.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Роль еретических движений западной Европы в период развитого Средневековья в подготовке религиозной Реформации. Догматика вероучения римско-католической церкви. Сущность Ереси, предпосылки ее зарождения, особенности движения в развитом Средневековье.

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами. Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью. Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека. Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три… и т.д. Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер. И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом. Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство.

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Не признавая государственных и языковых границ, с начала 12-го века церковь стала обладать неизмеримой властью и достигла большого могущества. Ни одно событие, будь то свадьба, таинство рождения или смерть не обходились без церкви. Европейцам того времени даже в голову не могла прийти мысль о том, что может быть иначе. Все повседневные дела, поступки, даже мысли были навеяны церковными догмами и являлись частью порядка, установленного церковью. Католический и христианский мир был неразрывно связан с религией.

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия - духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли - все это принадлежало церкви.

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием - не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

Как боролись с еретиками

В те времена самым страшным наказанием было отлучение от церкви. Именно так на первых порах карались еретики. Но, по сути, страдали все люди, окружающие еретика. Что такое еретик? Это человек, высказавшийся против церкви, при этом живущий в деревне или городе, имеющий соседей, друзей и родственников. Прознав про еретика, церковь могла наложить интердикт на целый город или район. Люди в этом месте становились вне закона.

Помимо того, что самого человека не могли приютить, накормить или помочь чем-то, кара касалась и ближнего окружения еретика. В городах, где были еретики, могли закрыть церкви и храмы. А это влекло за собой страшные по тем временам последствия: дети оставались некрещеными, покойники не отпетыми. Все верующие боялись, что неупокоеные души или младенцы, которые не прошли обряд крещения, обречены на вечные муки.

Прощение грехов

В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ - «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.

По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества - огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Священная инквизиция

Дабы еще тщательнее и надежнее бороться с еретиками церковь в конце 15 века создает специальные отряды. Священная инквизиция использовала все подручные средства, чтобы побороть инакомыслие (доносы, пытки, казни). Как раз в это время и выносятся смертные приговоры путем повешения. Именно тогда еретиками стали те, кто «вступил в сговор с нечистой силой», кто пользовался магией, был ведьмой или колдуном. Обвинить в сделке с Дьяволом церковь могла целые деревни. 16-17 века запомнились всем многочисленными судами над ведьмами, которых пытали, вешали, сжигали на кострах, топили и т.д.

Жанна д"Арк

Пожалуй, самым известным еретиком была француженка Жанна д"Арк. Церковь называла ее ведьмой, помощницей нечистой силы, колдуньей. Люди же считали ее национальной героиней, спасительницей и святой.

В середине 15 века Жанна д"Арк была подвержена пыткам, издевательствам и мучительной смерти на костре. Ее обвинили в ереси и волшебстве. Самое страшное, нелепое, ужасное, непостижимое в том, что всего через два десятка лет дело ведьмы д"Арк было пересмотрено, и девушка была признана невиновной самим папой Каликстом III. В середине двадцатого века ее канонизировали и назвали спасительницей Франции. А после Жанны был Каперник, Ян Гус, Джордано Филиппо Бруно, Мартин Лютер.

Это самые яркие и дошедшие до нашего времени задокументированные примеры борьбы церкви с еретиками. Самый яркие, но далеко не единственные. И вряд ли можно придумать что-то более страшное, чем «спасать людские души» путем использования инквизиционных трибуналов.

Вопрос 1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Ответ. Согласно учению церкви того времени, справедливым было деление общества на тех, кто молится, тех, кто сражается и, наконец, тех, кто работает. Образцовым поведением считалось следование заповедям Нового Завета. В частности святыми считались те, кто отрёкся от земных благ. В пример людям ставили, например, отшельников, которые уходили в пустыни и годами жили там в одиночестве, скудно питаясь и постоянно молясь Господу. Но сама церковь не стремилась к бедности. Она сосредоточила в своих руках значительные богатства, иногда самые значительные в стране.

Вопрос 2. Что было главной причиной разделения церквей?

Ответ. Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Ответ. Факты об Иннокентии III:

1) расширил границы Папской области до наибольшего в её истории объёма;

2) в противостоянии с королём Англии Иоанном Безземельным одержал полную победу, заставил короля принять все свои условия;

3) организовал первый в истории крестовый поход на территории Западной Европы – в Лангедок (сегодня южная часть Франции);

4) не только организовал IV крестовый поход, но и первым из римских пап организовал сбор денег на нужды похода;

5) организовал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений;

6) вассалами его были Англия, Польша и некоторые государства на Пиренейском полуострове.

Вопрос 4. Что проповедовали еретики?

Ответ. Еретический учений было много, они проповедовали разное. Но часто встречалась критика пышности обрядов церкви, их дороговизны, богатства церкви и власти папы римского. Также многие (и не только среди еретиков, но и в самой церкви) утверждали, что человек, который грешит, не может быть священником.

Вопрос 5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Что такое нищенствующие ордены?

Ответ. Некоторые люди отказывались от земных благ для того, чтобы жить по заповедям Христа. Они объединялись в монашеские ордены, чтобы жить по единым правилам и иметь свою организацию. Члены таких орденов приносили обеты (то есть давали клятвы) обычные для монахов, но правила их жизни отличались от обычных монашеских.

Вопрос 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Ответ. Помогал папе римскому орден доминиканцев. Монахи именно этого ордена проводили следствия папской инквизиции (кроме ней были и другие виды инквизиции, где следствие вели другие люди). Но при этом они старались уберечь от ересей и проповедями.

Вопрос 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Ответ. Источники богатства церкви:

1) десятина со всех верующих;

2) плата за все церковные обряды;

3) продажа индульгенций;

4) подарки королей и феодалов (в виде крупных сумм денег и земель с крестьянами).

Против чего выступали еретики.

Наместник Бога на Земле.

В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

В тече­ние раннего Средневековья на съездах высше­го духовенства - церковных соборах были по­степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по­ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль­ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме­сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.


Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».

Слу­жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Фран­ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер­ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»



Новое на сайте

>

Самое популярное