Домой Придомовые постройки Сообщение на тему православие о божьем суде. Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс)

Сообщение на тему православие о божьем суде. Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс)

Цель урока : рассказать детям опонятиях слов «Божий суд», «бессмертие», «рай», «ад». Объяснить какими конкретными делами можно помочь окружающим, как вера в Божий суд влияет на поступки людей, как православие учит вести себя в трудной жизненной ситуации. Дать понятие слов «монастырь», что такое монашеское облачение, кто такой паломник, какие обеты дает монах при постриге, что означает для монаха послушание. Объяснить правила поведения паломника. Познакомить со стихами и притчами по данной теме.

Оборудование: книга часть 2.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

    Организационный момент: отметить отсутствующих, объявить и записать тему урока.

    Проверка знаний:

    1. Что такое чудо? Что можно назвать чудом?

      Какие чудеса случались в вашей жизни или о каких вы слышали?

      О каких чудесах вы можете вспомнить из прочитанных книг?

      О каком чуде говорится в притче «В поисках чудес»?

      Как вы понимаете «Чудес не ищут – к добрым людям они приходят сами»?

      Что такое добродетель? (Вера, Надежда, Любовь).

    Актуализация новых знаний: Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

4. Изучение нового материала:

Прежде чем мы с вами поговорим о Божьем суде, давайте вспомним о том, как Бог сотворил мир и человека.

Слайд 2. Сотворение мира и человека.

Мы уже знаем, что Бог Всеблаженный, т.е. Он пребывает в вечном Блаженстве. Но также Бог – это Любовь. А любовь, как мы помним, это стремление давать, делать добро. И Бог по Своей любви творит мир, чтобы и другие могли пребывать в Божественном блаженстве.

Сначала Бог сотворил мир невидимый - духовный.

Как вы думаете, что такое невидимый мир? (дети отвечают)

Мир невидимый – это ангельский мир.

Затем Бог сотворил мир видимый.

Что относится к видимому миру? (дети отвечают)

Это все, что мы видим вокруг. Земля, вода, небо, звезды, растения, животные…

И венец Божьего творения – человек. В человеке Бог соединил мир невидимый и видимый.

Как Бог соединил в человеке мир видимый и невидимый? (дети отвечают)

У человека есть душа и тело. Т.е. человек – это живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Слайд 3. Душа и тело.

Работа по карточке, задание 1

Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:

вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие.

Дети пишут.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

К телу относятся значения ?

Время, инстинкт, зависимость, удовольствие.

К душе относятся значения ?

Вечность, разум, свобода, радость.

Посмотрите, все, что относится к телу, а значит и к миру – временно. А все, что относится к душе – вечно. Потому что душа бессмертна, а тело смертно и окружающий нас видимый мир тоже не вечен.

Слайд 4. Назначение человека.

Как вы думаете, каково предназначение человека, какова цель его земной жизни ?

По замыслу Божию, человек имеет высшее назначение в мире. Имея бессмертную душу, человек призван,

    сам соединиться с Богом и пребывать в вечном блаженстве

    имея тело, соединить через себя с Творцом весь видимый мир, привести его к преображению (бессмертию) (об ó жение - святость , не обож é ние). Видите, какую ответственность каждый человек несет перед Богом, перед людьми и перед всем миром.

У политиков есть такое выражение – casus belli (казус белли). Повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.

Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то, как надо относиться к людям?

Слайд 5. Образ и подобие.

Чтобы человек смог исполнить свое предназначение, Бог сотворил душу человека по образу и подобию Своему.

В чем заключается образ Божий в человеке ?

Образ Божий в человеке заключается в свойствах его души - свобода, разум, способность любить и творить.

А в чем заключается подобие Божье в человеке, как вы думаете ?

Используя свойства души, человек может духовно совершенствоваться, т.е. может стать подобным Богу. Образ Божий дан абсолютно каждому человеку, но подобным Богу становится только тот, кто стремится к этому и живет по Законам Божиим. Полностью сам человек достигнуть этого не сможет, но если он старается, то Бог помогает ему.

Как вы считаете, в чем заключается достоинство каждого человека?

Не в уме или богатстве, а в образе Божием. Об этом всегда надо помнить, чтобы не замутнить этот образ в себе. И в других людях следует видеть прежде всего образ Божий. Творя дурное и оскорбляя ближних, мы оскорбляем Бога, Который доверяет человеку так, что дал ему Свой образ.

Как называют людей, достигших с Божьей помощью подобия Божьего ?

Таких людей называют праведниками и святыми.

Чтобы человек, имея в себе образ Божий, достиг совершенства, т.е. достиг подобия Божия, и соединился с Богом в Царстве Небесном, он должен в этой жизни кое-чему научиться.

Слайд 6. Уроки для вечности.

Как вы думаете, чему должен научиться человек в этой жизни ?

Человек должен научиться любить. Т.е. научиться делать добро.

Слайд 7. Зачем учиться?

Давайте подумаем, зачем человек вообще учится.

- Например, зачем мы учимся ходить ?

Чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе. Ходить не туда, куда понесут тебя другие, а самому выбирать дорогу.

- Зачем мы учимся в школе ?

Опять же, чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе того, чем будем заниматься. Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Чем больше мы знаем и умеем, тем свободнее наш выбор.

Т.е. человек учится, чтобы быть свободным, чтобы выбирать, чем заниматься, не по принуждению или по необходимости, а по призванию сердца. И знания, полученные в школе, помогают сделать правильный выбор в жизни.

Слайд 8. Уроки доброты.

Знания и умения позволяют не зависеть от обстоятельств. Значит, и добру необходимо учиться, чтобы быть свободными и не зависеть от чего-то.

Но от чего, как вы думаете ?

От вредных привычек, от гордости, от равнодушия, от лени… от греха. Настоящая свобода заключается не в том, чтобы делать все, что захотел, а в том, чтобы иметь силу и не совершать греха.

Слайд 9. Душа и тело.

А всегда ли вам хочется делать уроки и почему ?

Когда мы спим, ?

Когда играем, удовольствие получает душа или тело ?

А выученным урокам радуется душа или тело ?

Т. е. душа и хотела бы выучить уроки, да тело не желает. Душа хотела бы помочь маме, да телу лень.

И вот, вместо того, чтобы испытывать истинное чувство радости, душа начинает привыкать к кратковременным телесным удовольствиям. Так душа подчиняется телу. Получается, как в одной небылице-перевертыше .

Слайд 10. Небылица-перевертыш.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

"Тру", - сказала лошадь

И мужик заржал,

Лошадь пошла в избу,

А мужик стоял,

Лошадь ела булки,

А мужик овес,

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Как вы считаете, что важнее – душа или тело ?

Душа важнее тела. Значит не тело должно управлять душой, а душа - телом.

Есть такое выражение «держать себя в узде».

Как вы понимаете это выражение ?

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. Держать себя в узде - это значит себя контролировать. Не позволять себе расслабляться; быть собранным, дисциплинированным. А для христианина это значит и умение душе держать в повиновении тело. Это одно из самых важных и главных умений человека.

Слайд 11. Аскетика, пост.

И в православии среди многих богословских наук, есть наука, которая учит как правильно христианину «держать себя в узде». Называется эта богословская наука - аскетика. С греческого слово «аскеза» переводится как «упражнение». Православная аскетика - это «упражнения для души», которые помогают исцелиться от греха. Одно из «упражнений» православной аскетики – пост.

Из полной редакции учебника:

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи.

Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая сэкономленная копеечка может иметь для судьбы человека. Это притча о Божием суде. Суд Божий называется также Страшным Судом.

Чтение текста (стр.32-33)

Слайд 12. Фон.

В Евангелии есть притча о Божием суде:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Любой человек – посланник Неба на земле!

Как вы думаете, кого символизируют овцы и козлища ?

Овцы символизируют праведников - людей добрых, готовых всегда пожертвовать собой ради ближних. Козлища являют собой образ грешников, которые будут осуждены, ибо, живя на земле, они не принесли доброго плода.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись во имя Святой Троицы, как и сказано в Евангелии: И дите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

Икона «Страшный суд» (художник Иероним Боск)

Давайте и мы посмотрим изображение Страшного суда на православной иконе.

В центре иконы располагается образ Христа во славе. Фигуру Христа, представленного сидящим на троне с распростертыми в стороны руками, на которых видны раны от гвоздей, окружает сияние. Ко Христу в молении за человеческий род предстоят Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа). К трону с двух сторон припадают на коленях Адам и Ева, молящиеся ко Господу за своих потомков. По сторонам изображают 12 апостолов, сидящих на престолах, а позади них – сонмы Ангелов.

Сверху изображаются ангелы, свивающие небо (небо подобно свитку с расположенными на нем небесными светилами).

Ниже Христа во славе находится Этимасия – Престол Уготованный, на котором обязательно присутствует Крест. Справа от Христа – группа праведников, слева – группа грешников.

От основания престола Христа по направлению к аду (нижний правый угол) истекает огненная река, проходящая вниз через всю композицию и разделяющая ее на две части.

Река часто заменяется изображением змея с мытарствами (на теле змея подобия узлов с вписанными в них названиями грехов.

Ниже слева изображается рай. Рай включает изображения дверей, охраняемых огненным херувимом, Лона Аврамова, Богородицы и благоразумного разбойника. Лоно Авраамово – Авраам (либо Авраам, Исаак и Иаков) на седалище, по сторонам от которого стоят праведные души в образе детей. Богоматерь изображается на троне, с двумя Ангелами по сторонам. Рядом, часто у врат рая, благоразумный разбойник с крестом на плече. Райские двери - прямоугольная конструкция, в которую вписано изображение шестикрылого Ангела. У дверей шествие праведных в рай, предваряемое апостолом Петром с ключами. За ним, первым в ряду праведников, часто изображается апостол Павел, иногда – преподобная Мария Египетская.

Внизу справа изображается ад. В геенне изображается Сатана – человекоподобная фигура, восседающая на адском звере, который пожирает грешников. На коленях у Сатаны – душа Иуды в образе ребенка.

Адские мучения изображаются в виде нескольких ячеек с так называемыми «личинами». Обычные подписи: «Огонь неугасимый» (человеческие фигуры или головы в пламени), «Червь неусыпающий» (черепа и черви на темном фоне), «Плач» (иногда «Мрак») и «Скрежет зубов» (фигуры или головы на темном или красном фоне, люди плачут, иногда скалят зубы).

Как вы думаете, почему Божий Суд называется также Страшным Судом ?

Представьте, что вы перепачкались и вас выставили в таком виде на всеобщее обозрение. Вам и стыдно и страшно. Бог – это Свет и в божественном свете на Суде откроется вся неправда души, как грязь на одежде и теле. В том числе и та неправда, которую мы порой прячем глубоко в себе, стыдясь признаться. И еще потому Божий суд называется Страшным, что после этого Суда уже ничего нельзя будет исправить.

Как вы думаете, почему сделанное нами добро или зло для ближних Бог принимает на свой счет ?

Потому что Бог всех людей считает Своими детьми. И Бог, как и наши родители огорчается, если Его детей обижают, и радуется, когда Его детям делают добро.

Чтение текста

Слайд 16. Просит убогий, а подашь Богу.

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод (стр.33-34):

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал, а прежде звали меня Репровом» (Имя Христофор – это имя в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «м илуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что Свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Слайд 17. Святой Христофор. Иероним Боск .

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

Работа по карточке.

Вычеркните дела, которые не являются добродетелями.

Справедливость, рассудительность, лень , жадность , мужество, злопамятность , великодушие, благотворительность, лживость , гостеприимство, общительность, честность, злость , искренность, гнев , терпение, странноприимство, радушие, равнодушие , щедрость, смелость, долготерпение, трусость , сострадательность, трудолюбие, смирение, гордость , милосердие.

Дети работают. Разбираем задание.

Слайд 19. Бессмертие.

Как вы понимаете, что такое бессмертие души ?

Бессмертие души – это бессмертие наших мыслей, чувствований и желаний. Все, что мы думаем, чувствуем и желаем, просто так никуда не исчезает, даже если мы забываем. Недобрые мысли, чувства и желания могут быть уничтожены только Богом, когда мы в них искренне каемся.

Чтение текста

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 10 лет…

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Слайд 20. Зачем творить добро.

Перечислите все четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

    Самоотверженность, которая рождается с чувством истинной благодарности Христу за Его жертву ради спасения человека.

    Желание духовной радости, которую испытывает христианин при соединении с Богом.

    Вера в то, что в жизни есть место чуду, которое человек может творить сам, делая добро другим.

    Вера в бессмертие души и Божий суд.

Стих стр. 32

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Как вы думаете, в чем заключается наша хвала Богу? Как можно прославлять Бога?

Христиане прославляют Бога словами и добрыми делами. Делами прославляет Бога тот, кто Его слушается во всем, потому что добрым быть лучше, чем злым. Бог Сам очень добрый и добрых людей любит, а злые постоянно злобствуют и тем мучают сами себя.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Урок 23. Православие о Божием Суде. ? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие.

Слайд 22 из презентации «Основы православной культуры, темы» к урокам религии и этики на тему «Православная культура»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Основы православной культуры, темы.pps» можно в zip-архиве размером 1963 КБ.

Скачать презентацию

Православная культура

«Основы православной культуры в школе» - Основы православной культуры. Письма о добром и прекрасном. Исторические основы православной культуры России. Общий тематический план. Преподавание в школе основ православной культуры. Содержание учебного предмета. Образование. «Основы православной культуры» (ОПК). Религиозное воспитание. Духовно-нравственное воспитание.

«Методика преподавания основ православной культуры» - Православные идеалы. Творческие работы учащихся. Сотрудничество с ДПЦ «Возрождение». Основные задачи. Принципы педагогической деятельности. Учебно-методический комплекс. Участие в семинарах. Педагогическая цель. Смысл жизни. Зона ближайшего развития. Иерархическая структура уровней. Публикация. Актуальность опыта.

«Основы православной религии» - Пасхальный перезвон. Приобщение к истокам культурных традиций. Двунадесятые праздники. Основы православной религии. Слайдовая презентация. Вознесение Господне. Вход Господень в Иерусалим. День Святой Троицы. День светлого Христова Воскресения. Вводное слово учителя. Основные понятия. Рождество Христово.

«Модуль «Основы православной культуры»» - Личностно-ориентированный подход. Опорный конспект. Бережное отношение к внутреннему миру ученика. Ценности в основе содержания курса. Основные уроки 5 класса. Значение учебника в преподавании. Замечания о структуре урока. Человек и Бог в православии. Методические рекомендации. Основные уроки 4 класса.

«Курс ОРКСЭ «Основы православной культуры»» - Христианская архитектура. Православный храм. Покаяние. Признаки умного человека. Способы чтения Библии. Деятельность христианина. Благоволение. Молитва в жизни христианина. Иконы Божьей матери. Главные понятия. Основы религиозных культур и светской этики. Православные таинства. Православный христианский календарь.

  • прот.
  • прот.
  • свящ.
  • cвт.
  • протопр.
  • свт.
  • Ча́стный Суд - Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на .

    Какова была посмертная участь людей во времена ?

    Эти темницы населялись человеческими душами не по личному произволу, а согласно Божьему решению или Суду: «У Меня отмщение и воздаяние » ().

    Так, о грешниках сообщалось, что «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» (). А о праведниках говорилось: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ().

    В реализации определений Божьего Суда участвовали добрые ангелы и злые духи. Положим, о праведном Лазаре сообщается: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (). А о безумном землевладельце замечено: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (). «Взять» и похитить человеческую душу - характерно для демонов. «Господи, Боже мой! - взывал псалмопевец… - Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя» ().

    О различии мест посмертного пребывания праведников и беззаконников рассказывается в притче о богатом и Лазаре (). Внутреннее состояние грешников отмечено там как крайне тяжёлое и мучительное. Кроме того, в притче приводятся слова Авраама о невозможности свободного передвижения праведников ко грешникам и наоборот: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ().

    Что изменилось с Пришествием Христа?

    В результате Искупления человека Сыном Божьим ад перестал быть единственным, безальтернативным посмертным пристанищем душ. Через Подвиг Христа человеку открылся вход в Царство Небесное. Возможность переселения в Горнее Царство дарована всем. Однако реализуемость этой возможности зависит от того, насколько жизнь человека соответствует жизни Христа.

    Святые, принадлежавшие к ранней Церкви, не имели и тени сомнения в том, что душа праведного человека, по смерти, попадает на Небеса. «Ибо знаем, - учил апостол Павел - что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (). Хижина, в этом стихе, означает бренное тело, а дом нерукотворенный и вечный - дом Отца ().

    О том, что Небесных обителей достигает не каждый, известно из слов Искупителя: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (); «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ().

    Нечестивые души, отделившись от тела, попадают в геенну, во ад. «И если соблазняет тебя рука твоя, - наставлял Искупитель, - отсеки ее; лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый»(). Он также свидетельствовал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» ().

    Как в ветхозаветный, так и в новозаветный период посмертное определение участи души, в соответствии с обетованием - «Я воздам » (), - производится Божьим Судом: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ().

    Ярким, выразительным примером подобного Суда служат слова Сына Божия, адресованные благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (). Правда, в силу исключительных обстоятельств, Божье решение о посмертной судьбе было открыто разбойнику прижизненно.

    Почему Частный Суд именуется Частным?

    1) В отличие от будущего Страшного Суда он совершается относительно души, а не относительного цельного человека.

    2) В отличие от Всеобщего Страшного Суда он осуществляется частным образом, при частных обстоятельствах.

    3) В отличие от будущего Страшного Суда Частный Суд не является окончательным. Души, приобщенные к Царству Небесному, уже не отпадут от Творца; после Страшного Суда их блаженство будет более полным. Что же касается грешников, их участь может быть улучшена по молитвам Церкви; на Страшном Суде, милостью Божьей они могут быть причислены к Царству святых.

    Как происходит Частный Суд?

    1) После смерти человека отделившаяся от тела душа предстаёт перед ангелами: добрыми () и злыми (). Затем ей надлежит испытание - прохождение мытарств, где особые демоны - лютые и свирепые мытники, - желая удержать восходящую душу в собственной власти, взыскивают с неё за все её грехи. На каждом мытарстве востребуются определенные виды грехов, и каждое мытарство, в зависимости от степени виновности души, может служить более или менее действенным препятствием для её восхождения на Небо. Добрые ангелы сопровождают терзаемую душу, выступая в роли заступников и вспоминая всё доброе. Это происходит под оком Высшего и Неподкупного Судьи. В зависимости от того, насколько испытуемая душа оказывается праведной или грешной, решается её дальнейшая судьба.

    Считается, что в ряде случаев ангелы беспрепятственно возносят души на Небо. А душу Пресвятой Богородицы, как следует из Предания, воспринял Сам Господь .

    Вопреки голословному обвинению, что учение о мытарствах - плод желания экзальтированных проповедников выдать мечтательное за действительное, основу учения о мытарствах составляют не воображаемые, а библейские тексты. Формирование же этого учения происходило под влиянием откровений святым.

    Так, сатана прямо назван в Писании князем, господствующим в воздухе, то есть в той самой области надземного пространства, через которую возносятся души (). О желании демонов хватать и губить человеческие души сообщается через уподобление ада живому существу, огромной разинутой пасти, ищущей кого поглотить (). Кроме того, указанием на участие демонов, да и самого диавола в уловлении и истязании душ, для отцов Церкви служили слова: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои»(). Наконец, вспомним, что и Сам Господь, чувствуя приближение смертного часа, поведал ученикам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ().

    Важнейшим библейским свидетельством об участии добрых ангелов в деле посмертного сопровождения душ служит притча о богатом и Лазаре (), а также более общие указания о помощи ангелов людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ().

    Сам принцип посмертного испытания души соответствует духу Евангельского Благовестия: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ().

    2) Иногда под Частным Судом подразумевается то Божественное решение, которое выносится непосредственно после хождения души по мытарствам. А иногда и само прохождение мытарств включается в объём понятия «Частный Суд».

    Основные понятия урока: Божий суд;причины, побуждающие христиан творить добро; богохульство; бессмертие.

    Материал для организации работы с учащимися

    Сиротка (Святочный рассказ)

    А.Сумароков

    Плохо, горько им жилось. Но у них была мать. Молодая вдова-мать из сил выбивалась, питая своих сироток, а их у ней было трое. Горемычная то была семья! Но и в этой семье бывали счастливые минуты.

    Измается, бывало, вдоволь наработавшись мать, но она приголубит, приласкает своих деток, - и хорошо им. Вот один примостился у ее ног и улыбается ее голубиным речам. Другой - на коленях у ней, запрокинул свою курчавую головку и смотрит умильно в ее глубокие, задумчивыя глаза. А третий обвил своими худыми ручонками шею матери и все твердит: "Мама, милая мама"!.. Славно бывало в эти минутки детям! Отдыхала с ними и мать от своих непосильных трудов...

    Но совсем вдова выбилась из сил, слегла в постель и... сошла в могилу. Не стало у детей любящей матери и любимой.

    Помнит сиротка-Ваня отчаянные крики старших - братишки и сестренки: "умерла родная, голубка наша". Помнит Ваня, как потом положили их матушку в гроб, как выносили ее из дома, как отпевали в храме, как, наконец, страшно застучали мерзлые комья земли о крышку гроба... Мама, их дорогая мама, была в могиле, сокрылась от них навсегда...

    Пришли круглые сиротки домой, обнялись все трое, да так и замерли в объятьях...

    Наконец, опомнились. Вот кто-то из них сказал: "А ведь послезавтра у нас Рождество". - "Да, Рождество", - сказали все грустно. Грустно было сироткам. А прежде, при матушке, они с восторгом по-детски кричали: "Рождество! Рождество!..."

    Сдали сироток на руки одному их родственнику, а у того самого была куча ребятишек. И началась сиротская жизнь, жизнь какую знают только круглые сироты...

    Родные их, дядя и тетка, не были злыми людьми, но у них самих была нужда: они едва-едва прокармливали свою семью. И сироткам приходилось нередко голодать, потому что голодали и сами их приютившие...

    Эх! доля ты наша горькая! - скажет иной раз дядя. - Хоть из кожи вылазь вон, а все ничего не поделаешь! А тут еще навязали этих"...

    Слышит это Ваня и чует он своим детским сердцем, что дядя вовсе не сердится на них, а так, с горя говорит такие слова. В ответ на такую думу Вани, как бы отвечает тетка.

    Полно, Филипыч! - скажет она мужу. - Грех роптать на свою судьбу, а сирот еще грешней обижать: сиротки - Божьи детки, - и тетка ласково погладит по головке Ваню... Дядя от слов жены повеселеет, возьмет своего меньшого сынишку на руки, подымет его высоко и скажет:



    Эх, вы - малыши, выростайте скорей, заживем тогда, Бог даст...

    Бог не оставит нас, Филипыч! - сказала жена.

    Да как-же я теперь без лошадушки-то?

    Станешь в город ходить в поденщики.

    Плохая эта работа!

    Дядя, а я теперь умею корзинки плести: будем продавать, - сказал старший брат Вани.

    Ай да молодец! - сказал дядя и, махнув рукой, вышел из избы.

    Стал работать Филипыч в городе поденно. День работает, а вечером идет домой в свою деревню, которая была всего в трех верстах от города. Весь свой дневной заработок Филипыч употребляет на хлебушко своим деткам да сироткам. Племянник сдержал слово и продает сплетенныя им "корзинки в город". Но заработка дяди и племянника хватало лишь на пропитание; а подходила зима. Тому надо шубенку перешить, этому шапченку купить, а всего много надо было. Знает все это Филипыч... Идет он из города и думает: "Зима пришла, надо дровишек запасти, вот лошадушка-то и нужна... Жене вот не в чем и к колодцу за водой сходить: шубенка совсем развалилась... Эх ты, нужда!.." И крепко задумался Филипыч...

    А дома его ждала новая беда. От плохого ли корму, от плохой ли защиты, или так уж тому быть, - пала последняя коровенка... Опустил Филипыч руки...

    "Теперь по миру придется пустить малышей", - думает Филипыч. И действительно, как он ни бился, как ни усердствовал племянник в плетении корзин, а пришлось-таки малышей пустить по миру... И снова плакала семья, и горевали отец с матерью! Одели они, как потеплее, своего десятилетняго сынишку Петю да племянника сиротку-Ваню, перекрестили их, да и пустили в город просить у православных "Христа ради" милостыньку.



    Подходило Рождество. Филипыч целую неделю работал в городе, не приходя даже домой. Он хотел побольше заработать к празднику и накупить кое-чего. За день до Рождества Филипыч со своими весьма дешевыми покупками возвращался домой.

    Дома ребятишки ждали батьку с покупками... Но что это за покупки? Если бы увидело их дитя богатых родителей, то отвернулось бы от них. А эти дети, рады были и тому. Вон старший сынишка напяливает на себя весьма поношенный, весь заплатанный, тулупчик, который ему повыше колен; вон поменьше сынишка надевает плохую шапченку, а шапченка чуть носа ему не закрывает; там девочка примеряет полусапожки, которые годятся на ногу ее матери... Бедны обновки к празднику, также бедны и съестные припасы, но бедняки и тому рады, они благодарили Бога и спокойно уснули.

    Канун Рождества Христова... Петя и Ваня в городе за милостынькой. Под великие праздники хорошо подают милостыньку. Да, все добрые православные жалеют нищую Христову братию и дают ей, кто что может. Вон в богатой булочной щедро оделяют нищих белым хлебом; там, у подъезда богатаго дома, раздают деньги; везде, на всех улицах и углах вы увидите прохожих, торопливо сующих монетки в протянутые руки бедняков. Подавали добрые люди и Пете с Ваней.

    Петя еще с полдня ушел домой, в свою деревню, с полным мешком подаяний. Ваня припоздал. К вечеру поднялась непогода. Ваня поспешил домой; спешит он, а метель все сильней и сильный... Устал Ваня, мешок оттянул плечи, руки затекли и начали остывать; присел Ваня отдохнуть... Стемнело почти... Ваня не боится темноты: не впервой ему, а вот непогода совсем разыгралась... Поднялся Ваня и снова спешит. Спешит бедный иззябший мальчик, а ветер резкий, холодный режет ему щечки, валит его с ног. Выбился из сил Ваня, вот-вот упадет. И, правда: сильный порыв ветра свалил его с ног. "Замерзну", - думает Ваня, - "а ведь осталось близко и огоньки, было, показались".

    Попробовал Ваня подняться, чтобы снова спешить, а сил нет.

    "Вишь, как спать-то хочется", - думает Ваня? - "а, ну, как усну: снегом меня занесет, замерзну, а завтра Рождество Христово".

    И снова хочет Ваня подняться, и снова падает.

    "Усну... Замерзну... Рождество... Петя дома..." - Проносятся в голове мальчика несвязные мысли... Вот-вот заснет, заснет и не проснется тогда...

    Но вот, к счастью Вани, во всю прыть мчится лихая тройка. Звенят под дугой колокольчики. Ваня чуть-чуть слышит. Прозвенели колокольчики. "Должно, уехали", - проносится в голове замерзающего мальчика... Но зоркий взгляд кучера-ямщика заметил Ваню.

    Барин! - обращается ямщик к седоку, там что-то чернилось, как ехали.

    Пошел живей! опоздаем к празднику.

    Поспеем, барин: троечка, Бог даст, донесет, а уж дозвольте посмотреть туда: не человек ли это?

    Ну, смотри, да живо!..

    Барин встрепенулся. "Там, дома, дети в тепле, подумалось ему".

    Давай сюда, скорей! - закричал он кучеру. - Не спасем ли? Это будет лучший подарок детям на елку!..

    Барин завернул в свою теплую шубу мальчугана и крикнул:

    Живо! огни видать: должно деревня. Помчались лошади. А барин трет Ване виски, руки, дышет ему в лицо... Лошади влетели в улицу.

    Стой! в первую избу...

    Отворили барину хату, и он занялся замерзшим.

    У него нашлось вино, и он стал усердно растирать мальчика. Прибег он и к другим средствам, и чрез час Ваня открыл глаза и начал дышать. Пока барин приводил Ваню в чувство, бабы, хлопотавшие тут же, все повторяли:

    Да ведь это Ванюша-сиротка! Бедный! Под Рождество-то! Бог спас!..

    Барин узнал, где живет Филипыч - дядя Вани, и сам повез его туда. Пока Ваню везли на другой конец деревни, он все смотрел вправо от барина, там ему виделась чудная женщина и на руках у нее прекрасный ребенок. - "Как это он, такой маленький, не замерз", - думал Ваня, - "вот большой, а чуть было не замерз".

    Барин сдал Ваню на теплую печь и ужаснулся бедности Филипыча. Он расспросил Филипыча про все и сказал:

    Завтра Рождество Христово: прими-же Христа ради, милый, вот это, - и барин протянул ему сторублевую бумажку.

    Филипыч повалился, было, барину в ноги, а барин уже вылетел из избы и мчался на лихих конях к празднику к своим милым детям, которым завтра, в день Рождества Христова, расскажет, как спас от смерти бедного сиротку.

    - "Сегодня", - думал барин, - "самый радостный день в моей жизни: Бог дал мне спасти человеческую жизнь..."

    В день Рождества Христова Ваня рассказывал, как "хороша была барыня и ее прекрасный ребенок".

    Да, ведь, барин был один, - говорили ему.

    Нет, - уверял Ваня, - я видел и барыню и ребенка.

    Потом он задумался и сказал:

    А как барыня с ребенком похожи на Божию Матерь с Христом, что у нас в церкви!

    Тогда все поняли, какую Женщину и какого Ребенка видел Ваня...

    Филипыч, благодаря помощи барина, живет теперь хорошо. Детки его и сиротки подросли и помогают ему. Филипыч, сберегая понемногу, отложил сто рублей.

    Это сиротские деньги, - говорил он жене, - это им Бог послал, а через них и мне грешному. Как станут на ноги, так и отдам им эти сто рублей.

    А ты еще вздумал было на судьбу свою роптать, - говорила ему жена.

    Да, грешен я в том. И кто знает, что было бы с нами, если бы не сиротка Ваня!..

    Каждый год, в день Рождества Христова, семья Филипыча служит молебен о здравии своего благодетеля.

    Работа с текстом для участия и сопереживания детей в чужой беде, для того чтобы развить в детях не только внимательность, но и участие в чужом горе, и оказание помощи. Выработать у них чувство отзывчивости и доброты.

    Отметим добродетели: Краткий комментарий учителя, соотнесенный с современностью:
    Сердечное внимание. То есть участливое, сравним просто с внимательным человеком: увидит и пройдет.
    Твердость добрых намерений. Участливый: увидит, остановится и поможет. Извозчик уговорил барина остановиться.
    Жертвенность. Вопрос учителя: «Чем можно жертвовать, что отдать? Отдать силы, время, деньги, вещи…» (подтвердите текстом)
    Милосердие, бескорыстие. Вопрос: «Почему барин не выслушал благодарности Филипыча?»
    Благодарность Богу за возможность совершить добро. Смирение. Скромность. Воспитание детей в духе христианских заповедей. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» (Можно ли сказать, что все поступки жены Филипыча были связаны с богобоязностью, с Божием судом) Можно ли это назвать по другому «хождению перед Богом»?
    Семья Филипыча
    Трудолюбие, терпение, безроботность, Надежда, взаимная ответственность, поддержка, совестливость, благодарность. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» что побуждало семью Филипыча творить добро?
    Искренность, молитва. Неизбирательная любовь. Вопрос: «Как относились в семье Филипыча к своим детям и сироткам?»
    Для всех героев
    Вера, любовь (к Богу, К ближнему)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

    Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

    Выполнила:

    Учитель начальных классов Маркова Е.А.

    2014 г.

    Модуль: «Основы православной культуры»

    Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: «Православие о Божием суде».

    Урок № 23.

    Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

    понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

    Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

    Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

    Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Этап урока

    Цели этапа

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Планируемые

    результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Организационный момент.

    Организация внимания уч-ся к началу урока.

    Создание хорошего настроения

    на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

    Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

    Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

    Повторение ранее изученного материала.

    Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

    Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

    1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

    2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

    3.Какое чудо произошло с его родственниками?

    4. Как связаны вера и верность?

    5.Что является чудом для верующих людей?

    6. Что такое добродетель?

    7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

    Отвечают на вопросы:

    1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

    2.Кирилл.

    3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

    4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

    5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

    6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

    7.Ответы к кроссворду:

    (1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

    Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

    Следить за речью при ответах на вопросы.

    Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

    Актуализация знаний

    Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

    «Основы православной культуры»

    Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

    получения

    новых знаний.

    Вопросы.

    1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

    2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

    3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

    4.Какова же цель урока?

    Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

    1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

    2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

    3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

    Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

    4.Цель урока - показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

    Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

    цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

    Развитие чувства

    ответственности-

    за получение

    знаний.

    Учебно-познавательная деятельность.

    1.Работа с учебником и тетрадью.

    2.Работа с иллюстрациями в парах.

    Освоение содержания учебной темы. Привлечь внимание к новым сведениям, развивать умение решать учебно-познавательную задачу.

    Научить сопоставлять рисунок с текстом.

    Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

    Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

    2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

    3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

    1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

    2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

    Ответы:

    1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

    2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

    3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

    Понимать смысл терминов:

    бессмертие, грехи,

    Божий суд.

    2. Выборочная

    запись необходи-

    мых сведений с учебника.

    1.Использование выборочного чтения.

    2.Проявление само-

    стоятельного и

    хорошего навыка

    чтения.

    2.Грамотное спи-

    сывание текста с

    учебника. Умение выделять из текста самое главное.

    1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    2.Расширение кругозора уч-ся.

    Динамическая пауза.

    Смена деятельности.

    Предложить дежурным провести динамическую паузу.

    Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

    Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

    Сформировать чёткое представление о Божием суде.

    Ответить на тест:

    1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

    Ответ.

    То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

    2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

    Ответ

    3.Заколнчите предложение:

    После Божьего суда.

    Ответ

    Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

    Ответы на тест.

    анализ, выводы, умозаключения.

    Закрепление полученных знаний Божием суде.

    Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    Высказывание и аргументация своего мнения.

    Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

    Рефлексия

    Оценить важность темы урока.

    Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

    Что такое Божий суд?

    Что такое пост?

    Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

    Если все понравилась?

    (зел. Кружочек)

    Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

    Если урок был непонятный (красный кружочек).

    Ответы на поставленные вопросы.

    Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Развитая и грамотная литературная речь.

    Домашнее задание.

    Закрепить знания, полученные на уроке.

    Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

    Нарисуй свой добрый поступок.

    Запись дом. зад.

    Воспиттание ответственности, прилежности.

    Анализ урока

    Тема урока : Православие о Божьем суде.

    Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

    Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

    Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

    Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

    Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

    На уроке использовала методы: Икт - работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

    Присутствовали различные виды активности:

    познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

    Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное