Домой Стены Что такое жестокость определение. Психологические корни жестокости

Что такое жестокость определение. Психологические корни жестокости

Мы часто жалуемся на то, как жесток по отношению к нам мир. Наше порицание обрушивается на злостные суждения коллег, агрессию, исходящую от подростков, безжалостное отношение зажиточных чиновников к нижестоящим на социальной лестнице людям. Что такое жестокость? Как с ней бороться? Ответ на эти непростые вопросы будем искать не только в окружающей нас действительности, но и в глубинах собственного сознания.

Характеристика понятия

Общая психология детально описывает, что такое жестокость. По словам специалистов, способность и возможность причинять боль и страдания людям, животным, природе. Человек в может наброситься с кулаками не только на собеседника, но и на обыкновенные предметы обихода: он ломает мебель, уничтожает технику. Вы скажете, что быть жестоким к неодушевлённым вещам невозможно. Да, это отчасти так. Но в этом случае выплеск негативных эмоций имеет косвенный характер. Ведь индивид поступает жестоко не с вещами, а с тем человеком, который их покупал, тратил заработанные деньги, с любовью обустраивал жилище.

Самая распространённая форма жестокости - детская. Сначала она возникает в силу незнания: малыш не понимает, что, калеча кошку, он приносит ей боль. Со временем воспитание и возраст дают плоды, у ребёнка вырабатывается сострадание, сочувствие, способность сопереживать. В этом случае жестокость легко устраняется. Если же малыш осознанно наносит увечья живому организму и получает от этого удовольствие, помощь психологов тут просто необходима.

Причины возникновения

Мы не рождаемся злыми людьми. Таковыми люди становятся, пережив тяжёлую травму или стресс. Обычно это происходит в детстве, когда неокрепшая психика не может справиться с глубокими переживаниями. Наблюдая за конфликтами и рукоприкладством в семье, малыш ожесточается, становится агрессивным. Причин может быть несколько: он копирует поведение того, кто причиняет боль, или же сочувствует жертве и проявляет озлобленность ко всему роду человеческому из-за перенесённых любимым человеком страданий.

Особая жестокость может развиться у подростка по причине его эгоизма: он ущемлён тем, что дома его не замечают, в школе не хвалят, во дворе не выделяют как лидера. Неспособный заработать репутацию другим образом, он применяет насилие по отношению к сверстникам и родным. Интересно, но приступы злости вызывают и некоторые неприятные запахи, например табака. Их причиной также могут послужить психические расстройства, соматические болезни, социальные факторы, любовные переживания, и даже просмотр боевиков, которые демонстрируют жёсткость и безжалостность.

Основные виды

Что такое жестокость и почему она возникает, мы уже выяснили. Теперь давайте выделим основные формы, которые она приобретает в процессе контакта злого человека с окружающим миром:

  • Физическая. Такая жестокость - это насилие, применение физической силы, нанесение телесных травм и увечий.
  • Косвенная. Выглядит как злые шутки, сплетни, ругательства, которые существенно портят жизнь другому человеку, приносят ему боль и неприятности.
  • Раздражительность. Состояние «на грани», когда негативные чувства готовы проявиться при малейшем замечании собеседника, жесте, взгляде.
  • Негативизм. Жестокость «назло». Проявляется в виде бессмысленных агрессивных поступков, направленных на сокрушение установленных канонов и традиций.

Жестокое отношение к людям проявляется и в виде угроз, проклятий, ругани, обзывания. В этом случае злость является вербальной. Она существенно похожа на косвенную, только в отличие от неё имеет открытую форму.

Как помочь жертве

Жестокость людей - чувство, которое возникает при определённых обстоятельствах. Не всегда и не со всеми. Обстоятельства складываются таким образом, что создаётся благоприятная почва для прорастания корня зла. Обычно жертвами становятся неуверенные в себе люди, которые постоянно сомневаются и переживают, имеют Такие люди убеждены, что заслуженно поддаются критике или побоям. Они, как магнит, притягивают к себе жестоких людей, которые желают обрушить им на голову целый набор разнообразных обид.

Если человек сам не может выйти из такого состояния, ему должны помочь близкие и родные люди. Потенциальной жертве нужно объяснить, что она индивидуальность, личность. И никто не имеет права её обзывать и бить, издеваться над ней. Человеку нужно дать понять, что обидчик сам скован множеством комплексом, которые скрывает за напускной агрессией. Одновременно все пути преодоления комплекса жертвы должны быть направлены на повышение самооценки и убеждение её в собственной успешности.

Другие способы защиты

Тому, кто пострадал от жестокости, нужно срочно принимать меры. Во-первых, записаться в школу боевых искусств. Изучив приёмы самозащиты, жертва сможет их применить на практике - на своём обидчике. Некоторые специалисты утверждают, что отвечать злостью на агрессию не стоит. Но часть психологов всё-таки уверена, что смена поведения вводит жестокого человека в ступор. Он не ожидает такого напора и отступает.

Во-вторых, нужно обратиться за помощью. Если агрессивное поведение исходит от детей, то поговорите с их родителями и педагогами. Когда жестокость проявляет взрослый человек, то тут существенную поддержку окажут они не только оградят вас от обидчика, но и определят ему наказание, если его действия носят особо насильственный характер. В случае вербальной жестокости можно просто проигнорировать неприятные слова или ответить на них с юмором - оппоненту вскоре надоест впустую тратить свои силы и он найдёт другой объект для притязаний.

Что такое жестокость? Это явление, которое вполне искоренимо. Самым главным оружием в борьбе против направленной к вам агрессии являются ваша твёрдость, уверенность, невозмутимость, грамотные действия и умение постоять за себя.

Нужно ли человеку быть жестоким? У каждого свое мнение на этот счет. Понятно, что никто из нас не хочет видеть вокруг себя жестоких людей, которых мы небезосновательно боимся, или во всяком случае опасаемся. Нам гораздо комфортнее находиться рядом с безобидными, уступчивыми, добрыми и отзывчивыми людьми, которые бы не вызывали у вас никакого опасения. Это желание понятно, оно отвечает нашим потребностям в безопасности. Но давайте подумаем над тем – насколько безопасно быть в этом мире слишком добрым, отзывчивым, мягким, уступчивым и абсолютно безобидным человеком? Или хотя бы казаться таким? Пожалуй, что не самый лучший вариант для нас. Во всяком случае, нам не всегда нужно такими быть. Потому что такого человека многие будут обижать, использовать и самоутверждаться за его счет. А вот жестких и тем более жестоких людей, как правило, боятся, и поэтому уважают, а значит и считаются с ними. Мир часто бывает жесток и беспощаден к тем, кто не понимает его законов. И чтобы не стать его жертвой – нужно тоже уметь быть жестоким. Поэтому в этой статье мы поговорим с вами о том, как развить в себе жесткость, ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы постоять за себя и отстоять свои интересы в этой жизни.

Одно время я работал криминальным психологом и имел дело с очень жестокими людьми, точнее, с теми поступками, которые они совершали. Это позволило мне взглянуть на мир с темной, скажем так, стороны. И я понял, что мир может быть очень жесток, особенно к слабым людям. А раз мир может быть жесток, то и человек в нем тоже должен быть жестоким – когда это необходимо. Жестокость считается проявлением слабости и трусости, но давайте подумаем получше – разве это действительно так? Разве жестокий человек, умеющий подчинять себе волю других людей кажется слабым? А является ли он таковым? Как правило, нет. Хотя из-за слабости и страха человек действительно может совершать жестокие поступки для запугивания других людей, подавляя таким образом свой страх за счет их страха, но даже в этом случае благодаря своим агрессивным действиям человек добивается результата, а не бездействует и не бежит от опасности. Поэтому жестокость человеку нужна, особенно в таких ситуациях, когда от ее наличия или отсутствия зависит жизнь человека. Ему нужно быть жестоким для того, чтобы противостоять жестокости, ибо я еще ни разу не видел в своей жизни случая, когда жестокости и насилию успешно противопоставлялась доброта. Историю с Махатмой Ганди я в пример не беру, ибо не считаю его философию ненасилия ненасильственной. Но речь сейчас не об этом. Если вы нашли эту статью, значит, с жизнью вы уже познакомились, – с той ее стороной, которая по головке не гладит, а очень сильно и больно жалит. Поэтому для чего вам становиться жестоким – вы сами хорошо знаете. Хочу лишь сказать, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы с ее помощью совершать насилие над другими людьми, а для того, чтобы от этого насилия уберечься.

Итак, чтобы стать жестоким человеком вам, дорогие друзья, для начала необходимо пересмотреть все свое мировоззрение. Доброта и жестокость – это две стороны одной медали. Вы должны это понять и принять, и перестать считать жестокость чем-то таким, чего в нашей жизни быть не должно. Поэтому, чтобы быть жестоким – нужно стать практичным. Что это значит? Это значит, что морально-нравственные нормы должны вами восприниматься лишь с точки зрения ваших интересов. Проще говоря, быть добрым нужно тогда – когда вам это выгодно. А когда вам это не выгодно – забудьте о доброте, порядочности, чести, честности и так далее. Жестокость, как я убедился, изучая ее истоки – это прежде всего хладнокровная практичность, при которой человек может перешагнуть через кого угодно, ради себя и своих интересов. Поэтому развитие жестокости требует от человека развития хладнокровности и безразличия к остальным людям, при которых человек в состоянии контролировать свои эмоции. Бешеным садистом, диким психопатом, наводящим ужас на людей – быть не нужно. Хотя это тоже проявление жестокости. Но со звериным характером вы далеко не уйдете, вас или в клетку посадят, более уравновешенные, но не менее сильные люди, или другие дикие психопаты прибьют. Лучше быть хладнокровным и расчётливым циником, тихо и эффективно убирающим со своего пути всех, кто его преграждает. Такой человек является жестоким преимущественно за счет своей расчётливости и отсутствия всяких моральных тормозов. Он не плохой и не хороший, он живет так, как ему выгодно жить. Чтобы стать таким человеком, необходимо, как я уже сказал, полностью пересмотреть свое мировоззрение, и сделать для себя нормой то, к чему вы сейчас относитесь со страхом и ненавистью. Надо принять в свой внутренний мир жестокие и безнравственные поступки, поняв их смысл. Не надо никогда ни за что осуждать других людей и их поступки – надо просто пытаться понять то, чего вы боитесь и что вы ненавидите. Забудьте о том, что есть в этом мире что-то хорошее или плохое – старайтесь во всем увидеть смысл, даже в самых диких и безнравственных поступках людей. И конечно же, во всем ищите собственную выгоду. Тот, кто придумал этот мир и нас с вами – знал, что делал. Он сотворил нас такими, какими мы должны быть, по крайней мере в этом мире.

Но мы с вами все равно должны учитывать то, что жестокость людей является неотъемлемой частью их жизни, поэтому нам необходимо не отгораживаться от нее, а учиться жить с ней и по мере необходимости проявлять ее. И поэтому последний способ, позволяющий стать жестоким, о котором я хочу рассказать вам в этой статье дорогие друзья, очень прост – берите пример с тех, кто поступает жестоко, но не дико, а скорее цинично и эффективно, добиваясь с помощью жестокости своих целей. Изучите поведение этих людей, постарайтесь понять его истоки, его смысл, особенности, цели. И затем, подумайте над тем, с помощью каких действий вы можете это поведение перенять и воспроизвести в тех ситуациях, когда вам это будет необходимо. Вы ведь можете, скажем, не помогать людям, когда вам это не нужно, не выгодно и противно, не так ли? Вы также можете научиться беспощадно уничтожать своих врагов самыми разными способами, пользуясь всеми доступными вам средствами. Нужно только отказаться от того шаблонного поведения, которого вы сейчас неосознанно придерживаетесь, и начать формировать новый, более правильный шаблон, за счет подражания тем, кто ведет себя более практично.

Жестокость требует от человека не только определенного понимания жизни, но и решительности. Вам нужно самому начать выбирать нужную вам модель поведения. Когда-то ведь вы научились у кого-то – быть не жестоким человеком, не так ли? Кто-то же на своем примере показал вам, как надо и как не надо поступать в этой жизни, кто-то же сделал вас таким, какой вы сейчас есть, внушив вам определенные установки? Ну так учитесь теперь у других людей тому, как быть жестоким – берите пример с тех, кто, как вы считаете, разбирается в жизни лучше вас. Изучайте поведение и мышление этих людей – учитесь смотреть на мир их глазами. И тогда вы тоже станете жестоким человеком – оправданно жестоким.

Также имейте в виду, что жестокий человек может побеждать других людей самыми разными способами. Для него цель всегда оправдывает любые средства. Среди различных способов достижения целей особое место занимает умение манипулировать людьми, благодаря которому многие коварные правители приходили к власти и устанавливали для всех свои жесткие и даже жестокие законы и правила. Манипуляция – это мощнейшее оружие в руках любого человека. Это оружие, как локального, так и массового поражения. Если вы являетесь физически и морально слабым человеком, если вам нужно сильное оружие, чтобы защищать себя и отстаивать свои интересы, тогда вам нужно научиться манипулировать людьми – этот навык даст вам большую силу. Хорошие манипуляторы способны переиграть, перехитрить и в конечном счете победить любого человека. Осваивайте навыки манипуляции людьми и они помогут вам справиться с любыми врагами, соперниками, конкурентами.

Друзья, не забывайте о том, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы целенаправленно вредить другим людям, а для того, чтобы не позволять им вредить нам. А также для того, чтобы они не мешали нам добиваться своих целей и не вставали у нас на пути. Когда ничто другое не помогает в таких случаях, можно прибегнуть к грамотной жестокости.

Проявление жестокости у ребенка — всегда неожиданно для родителей. Ласковый, чувствительный кроха, который не переносит вида крови от царапины, вдруг с особой жестокостью мучает кошку. Отрывает крылышки у бабочки, подносит ее к огню. Издевается над теми, кто младше и слабее. Детская жестокость не появляется ниоткуда.

Не стоит путать жестокость и злость. Жестокость — психологическая, моральная черта характера, проявляющаяся в издевательском отношении к окружающим людям, а также к другим живым существам. Целью жестокости является желание причинить страдание, боль, наслаждение от страданий жертвы. Злость — эмоциональная реакция личности на определенную ситуацию.

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Как проявляется жестокость

Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:

  • у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
  • кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
  • с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
  • постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.

Не стоит ждать, когда фрагментарная, неосознанная агрессивность поведения перейдет в тяжелую форму психического расстройства. У детей с жестоким поведением нет четкого понимания социальной ответственности. Жестокий, беспринципный, неспособный к состраданию — человек, чьи родители не хотели заниматься воспитанием крохи, переносили на будущее разговоры с дошкольником.

  • Любое проявление детской жестокости должно вызвать ваше пристальное внимание.
  • Выясните причины подобного поведения. Узнайте мнение не только своего чада.
  • Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен.
  • За жестокое поведение необходимо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальное наказание.
  • Пересмотреть стиль поведения в семье, скорректировать принципы воспитания крохи.
  • Обязательно объяснить причину наказания, объяснить суть жестокого поступка.
  • Проявлять уважение, любовь к несмышленышу.
  • Хвалить за все хорошие поступки.

Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал — все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего детства. Что такое хорошо, что такое плохо — малыш узнает от своих родных, близких ему людей. Оградите мир маленького непоседы от жестокой агрессивности.

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению акта избиения, давайте на минутку остановимся на психологических характеристиках типичного агрессора. До сих пор, проводя анализ поведения мужчин, склонных к агрессии, я делал особый акцент на их инфантильной зависимости от партнерши и попытках компенсировать неблагополучную историю развития, заставляя женщину заботиться о нем как о ребенке, то есть давать ему то, чего он не смог получить в детстве. Я также говорил о недостаточном контроле над эмоциями, что делает такого мужчину непредсказуемым и агрессивным, если он чувствует себя в чем-либо ущемленным. Л. Уокер делает аналогичные наблюдения, о чем свидетельствует приведенная ниже цитата, но она оказывается не готовой объяснить, почему у женщин возникает такая сильная потребность в агрессивном партнере.

Это и понятно: ведь такая психологическая трактовка истории развития мужчины предполагает, что все инфантильные потребности берут начало в детстве. Исследования Л. Уокер еще раз показывают ее парадоксальную способность описывать сценарий насилия, не объясняя его: Еще одной важной отличительной чертой является собственнический инстинкт агрессора, склонность к ревности и навязчивость. Чтобы чувствовать себя уверенно, он должен проникнуть во все сферы жизни женщины. Например, в некоторых случаях мужчина провожает женщину до работы, сопровождает на обед, а в конце рабочего дня ведет ее домой. <…> Несмотря на непрерывную слежку за каждым ее шагом, он, тем не менее, подозревает партнершу в неких связях с другими мужчинами или женщинами (Walker, 1979:38).

Анализ объектных отношений в этих ситуациях, которые так и остались за кадром, позволяет трактовать исключительную потребность агрессивно настроенного мужчины в ощущении безопасности как попытку заставить женщину, которая на сей момент является заменителем его матери, проявлять внимание и заботу, которых ему не досталось в детстве. Агрессивный мужчина подобен первобытному человеку, изголодавшемуся и потому жестокому, который вдруг очутился в шикарном ресторане. Его способность сдерживать себя ничтожно мала, а его отчаяние, неконтролируемые желания и озлобленность одиночеством так велики, что заставляют его выходить за рамки норм и законов.

Паранойя, которую приходилось наблюдать Л. Уокер и другим исследователям у мужчин-тиранов, берет свое начало в далеком прошлом, когда родительские объекты бросали их на произвол судьбы. Эти едва уловимые или же вытесненные воспоминания об отверженности причиняют такую боль, что мужчина готов на все, лишь бы снова не оказаться брошенным. Он использует свой независимый стиль, подразумевающий действие, активность и постоянную настороженность, чтобы побороть свою ранимость. Его паранойя призвана защитить его от неизбежных унижений и потенциального распада Эго, если партнерша бросит его. Так что его параноидное мышление играет роль системы раннего оповещения, информирующей и защищающей его от возможности такого поворота событий.

Очень интересно, что многие женщины, страдающие от жестокости своих партнеров, признаются, что именно собственнический инстинкт мужчины казался им особенно привлекательным на заре их отношений. Объяснением тому служат тысячи мучительных отказов, полученных от собственных родителей. Поэтому проявляемый потенциальным агрессором живой, неподдельный и всеобъемлющий интерес с восторгом воспринимается эмоционально недоразвитой женщиной, особенно в начале отношений. Ее самооценка взлетает до небес благодаря его неугасающему интересу, который компенсирует ей сотни отказов, полученных от первичных объектов. Естественно, ее надеющееся Я старательно отсеивает все признаки надвигающейся опасности, которую несет в себе обостренное, удушающее собственническое чувство ее возбуждающего объекта. Если поначалу такое пристальное внимание льстит ей, то впоследствии оно перерастает в ужас от осознания того, что ей ни за что не удастся разубедить своего партнера в том, что она крутит романы на стороне. Пройдет время, и жертва домашнего насилия убедится, что все ее заверения в абсолютной верности не в силах развеять дурацкие страхи и причудливые фантазии в его голове. Осознание того, что партнер несколько утратил связь с реальным миром, часто только сильнее привязывает жертву к истязателю, потому что она мнит себя той единственной, кому известно о его странности. Ее неуместная лояльность и чувство ответственности говорят ей, что ее миссия состоит в том, чтобы не допустить его разоблачения.

Такое видение партнера, в котором он предстает пугающим и заслуживающим жалости одновременно, конечно же, имеет прецеденты в прошлом. Многие из людей, узнавших в детстве горечь одиночества и боль наказаний, признаются, что испытывают сильнейшую привязанность к родителям и ответственность за них, а именно за слабые их стороны, вопреки всем оскорблениям и издевательствам, полученным от них в детстве.

Следующая группа характеристик, которые обычно обнаруживаются в поведении агрессивно настроенных мужчин, связана с их неумением устраивать свою жизнь в широком смысле этого слова. Часто деспотичный мужчина испытывает страх перед внешним миром, над которым он не властен. Он живет обособленно от своих сверстников, его межличностные контакты редки и малочисленны. Его партнерша сразу же оказывается в центре его потребности контролировать свой личный ограниченный и замкнутый мирок. Она же является опорой его пустых, но грандиозных заявок на всемогущество, призванных компенсировать его провалы и неудачи в «большом мире». Его претензии на особое обращение к нему как к звезде первой величины подкрепляются актами насилия по отношению к партнерше, что в его понимании является наглядной демонстрацией его власти. Последняя черта, объединяющая мужчин, применяющих силу внутри семьи, — это их вера в непреложные истины и традиционные ценности. Часто агрессоры являются выходцами из семей, исповедующих фундаменталистские ценности, в том числе и «природное» превосходство мужчины над женщиной. Религия или же «устройство мироздания» могут использоваться для оправдания главенства агрессивного мужчины над своей партнершей, как будто бы божественные законы или законы животного мира имеют какое-то отношение к семейной жизни.

В прошлом мужчин, позволяющих себе жестокость по отношению к женщине, как правило, присутствует событие, отличающее их от тех мужчин, которые ведут себя с женщинами адекватно. Таким событием является наблюдаемое ими физическое насилие в семье их родителей. И снова я хотел бы предостеречь читателя от упрощенного объяснения, предлагаемого теорией научения, что якобы научиться жестокости можно точно так же, как научиться завязывать шнурки. Избиение становится возможным в контексте эмоционального или физического подавления. Дети, знакомые с побоями не понаслышке, чувствуют себя униженными, подавленными, обездоленными, ожесточенными и видят единственный способ, привычный их отцу, для удовлетворения своего внутреннего эмоционального голода, а также безнадежную привязанность их матери к мужчине, который ее бьет. В предисловии к книге Барнетт и Лавиолетт (Barnett and LaViolette, 1993) Л. Уокер приводит впечатляющую статистику, отражающую влияние, которое оказывает на мальчиков наблюдение ими сцен насилия в семье. Нижеследующая цитата свидетельствует также о том, что за четырнадцать лет, прошедших с момента публикации первой книги, Л. Уокер изменила свою точку зрения на роль насилия в формировании внутреннего мира избиваемой женщины на более реалистичную:

Маленькие мальчики, которым доводилось наблюдать, как их отец избивает мать, в семьсот раз чаще, чем благополучные дети, применяют насилие в собственных семьях. Если же объектами насилия становились они сами, то фактор риска повышается до тысячи раз. Девочки, которые видели, как отец издевается над матерью, часто сами становятся жертвами агрессии со стороны собственных мужей во взрослом возрасте. Чем больше мы узнаем о домашней тирании по отношению к детям, тем яснее понимаем, что некоторые женщины прибегают к насилию, потому что они сполна испытали его на себе. Человек, не умеющий уважать чужое личное пространство, не способен научиться этому даже на сеансах психотерапии. Если его ожидания не оправдываются, он тут же выходит из себя, в точности перенимая манеру поведения тех, кто причинял им боль (Barnett and LaViolette, 1993). Множество вопросов, возникающих в ходе психотерапевтических сеансов с женщинами, страдающими патологическими изменениями характера из-за враждебного эмоционального окружения в детстве, будут подробно рассмотрены в главе 6.

Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

Борьба за власть — болезненная страсть. Кто ею поражён, не признаёт добра законов — Тому жестокость лишь знакома. Да обойдёт нас всех подобная напасть!

Какими бы страшными ни казались нам хищные звери, человек гораздо страшней в жестокости своей. Хотя детёныши и зверей, и людей вызывают умиление.

Жестокость и страх пожимают руки друг другу.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.

Жестокость как качество личности – склонность проявлять оскорбительное, немилостивое, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль и даже посягать на их жизнь.

А. Писемский однажды в кружке драматургов высказал мысль о том, что именно может создать драматическую актрису. «Возьмите, — сказал он, — хорошенькую и честную девушку, сведите ее с мерзавцем, который бы ее изрядно потиранил, раза четыре прибил, затем завез куда-нибудь в деревню, верст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… Вот из такой обязательно выйдет драматическая актриса».

Вся история человечества пронизана примерами жестокости, леденящими кровь и потрясающими разум. В животном мире нет жестокости. Волк не будет убивать зайца, чтобы потешить свою важность или посмотреть с садистским оскалом, как он обмочится от страха. Удав гипнотизирует кролика не ради наслаждения его тяжкими страданиями. У львиц, охотящихся на антилопу, отсутствует к ней ненависть. Многим животным свойственна агрессивность. Это их способ выживания, но они никогда не убивают ради убийства, ради получения удовольствия от мучений другого живого существа. Поведением животных управляют инстинкты. Жестокость как нравственная категория не имеет к животным ни малейшего касательства.

Жестокость – это отрицание жизни и воплощение безадресной ненависти ко всему живому. Она родилась одновременно с выходом человека из животного царства. Что же такого произошло, что у гориллы жестокости нет, а у эволюционного продолжения (человека) хоть отбавляй? Человек в отличие от животных наделен абстрактным мышлением. Как только человек увидел свое отражение и сказал: «Это – Я», с этого момента начинает свою жизнь жестокость. У Эго и жестокости одинаковые дни рождения.

Эго отождествляет себя с телом человека и с вещами внешнего мира, оно нуждается в чувстве обладания, которое всегда остается в виде глубокой неудовлетворенности, чувства нецелостности и недостаточности. Эго твердит разуму человека: «Я еще недостаточно имею», подразумевая «Я еще недостаточен». Находясь под огромным влиянием Эго, человек пытается доказать свою важность, самоутвердиться всеми возможными способами. Он осваивает новые пространства и места обитания, всеми силами борется за свой социальный статус. Чем более жестко или жестоко на него воздействуют обстоятельства, тем более жестоко он реагирует на условия, нетерпимые и угрожающие его бытию. Жестокость становится формой защиты от агрессии, например, соседнего племени или конкистадоров. Жестокость рождает жестокость.

Лас Касас свидетельствует: «Вступая в селение, конкистадоры не оставляли в живых никого, участи этой подвергался и стар и млад. Христиане бились об заклад о том, кто из них одним ударом меча разрубит человека надвое, или отсечёт ему голову, или вскроет внутренности. Иных обёртывали сухой соломой, привязывая её к телу, а затем, подпалив солому, сжигали их. Другим отсекали обе руки, и руки эти подвешивали к телу, говоря этим индейцам: «Идите с этими письмами, распространяйте вести среди беглецов, укрывшихся в лесах». А так как иногда при этом — мало, и редко, и по справедливой причине – индейцы убивали кого-нибудь из христиан, то последние сговаривались между собой, что за одного христианина, которого убьют индейцы, христиане должны убивать сто индейцев».

Можно возразить: «Эго есть у каждого человека, но далеко не каждому человеку присуща жестокость». Совершенно верно, но при одной оговорке. Жестокость присуща всем людям. Только у одних она выступает в проявленной форме, а у большинства людей – в тайной, скрытой даже от них самих форме. Жестокость – это оборотная сторона жалости, это жалость вывернутая наизнанку. При определенных обстоятельствах тайная сторона личности может раскрыться во всей ужасающей неприглядности жестокости. Жалость к жестоким убийцам превращается в предательство и жестокость к их жертвам . Когда петля захлестнулась на шеях Геринга, Геббельса, Розенберга, виновных в гибели десятков миллионов людей, вряд ли кто-то решился обвинить Нюрнбергский трибунал в жестокости. А когда маньяк, убивший десятки ни в чем не повинных людей, отправляется на пожизненное заключение – это, как раз, и называется предательством и жестокостью по отношению к жертвам. Они, если метафорично выражаться, «смотрят» из могил как трава растет, а он видит солнце и небо голубое. Он ест, видит сны, может получать удовольствие от мастурбации, от воспоминаний прошлого и жить надеждой на будущее. Он может еще сотни раз переживать сладострастные для него минуты убийств. Сохранять жизнь таким монстрам, значит, проявлять жестокость. На сегодняшний день мы – жестокое государство.

Нам кажется, что мы воспитываем ребенка, а на самом деле мы, зачастую, взращиваем его Эго. Результатом воспитания могут быть слабое, сильное или подавляющее Эго. Большинство людей обладает слабым и сильным Эго. Возьмем, к примеру, сильное Эго. Когда требования к ребенку были строгими, но ясными, справедливыми и выполнимыми, когда они не унижали его человеческое достоинство, его Эго станет сильным. Человек вырастает с чувством ответственности за свои поступки. Он способен самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Такой человек, скорее всего, не пополнит ряды маньяков и жестоких убийц.

Поставщиком жестокости является подавляющее Эго. Оно воспитывается, если к ребенку предъявлялись слишком жесткие, непомерные и невыполнимые требования, а наказания были жестокими и унизительными. Ребенка постоянно вгоняли в чувство вины, ведь он вечно виноват, не хорош и не любим. Ребенок становится безжалостным к себе и ко всему живому. Унижения и жестокие наказания детства он переносит во взрослую жизнь, становясь самостоятельным исполнителем жестокости. Ребенку изуродовали Эго, превратив его в чудовище. Жестокость – это внутреннее уродство. Если ребенку «сломали» Эго непомерными требованиями и суровыми наказаниями, он станет забитым неудачником, с низкой самооценкой и постоянным чувством вины. А если не смогли «переломать» его Эго, а только озлобили и ожесточили на весь мир, то такой брак в воспитании обернется для кого-то бедой. Жестокость становится следствием брака в воспитании Эго. Само собой разумеется, что в неверном воспитании Эго виноваты не только родители, но и общество. Поток насилия, выливаемого на ребенка окружающим миром, провоцирует равнодушие к чужой боли и вырабатывает привычку агрессивно смотреть на мир.

Если агрессивность врожденное качество человека, то жестокость – это «накипь» воспитания Эго. Поэтому причины ошеломляющей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не во врожденной агрессив­ности отдельных наций и ее членов. Ее причины прячутся в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит воспитание Эго отдельных членов нации, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания.

Жестокость не синоним беспощадности и безжалостности. Жестокость, зачастую, сопровождается потребностью получать удовольствие от мучений и страданий живых существ. Подобная жестокость перерастает из качества личности в душевную патологию и получает наименование садизм. История свидетельствует, что сила иногда бывает беспощадной и безжалостной. Истинная жестокость проистекает от слабости. Так, Гай Юлий Цезарь был жестоким по отношению к сопротивляющемуся врагу. После победы ему нашептывали провести массовые репрессии против врагов. Цезарь отказался наотрез. Совсем другое впечатление производят действия политиков иного типа. Цезарь Август. После взятия Перузии. Всех, кто пытался молить о пощаде или оправдаться он обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он выбрал из сдавшихся 300 человек, выходцев из всех сословий, и в мартовские иды у алтаря обожествлённого Цезаря перебил их, подобно жертвенному скоту. Луций Валерий Мессала Волес, проконсул Азии (11-12 г.н.э). В один день казнил 300 человек. Бродя между трупами, восклицал: «О царственное деяние!» XVII век. Дамы умирают со смеху, выслушивая рассказы герцога Лотарингского о том, как его люди пытали и истязали в мирных деревнях всех женщин, даже старух. Калигула. Вздорожал скот. На корм диким животным приказывает бросать преступников. Жертвоприношение. Калигула – помощник резника. Когда животное подвели к алтарю, ударом молота убивает самого резника. Приглашал казнённых на пир. Пир. Калигула улыбается. Чему? « А тому, что стоит мне кивнуть и вам перережут глотки».

Образцом слабой личности и одновременно жестокосердным царем был Николай I. По его приказу был арестован Достоевский только за то, что он читал письмо Белинского к Гоголю в кружке Петрашевского. Революционером он никогда не был, а в кружке присутствовал от скуки. По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни. Николай I, чтобы потешиться, приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». На Семеновском плацу в Петербурге над ними был совершен обряд подготовки к смертной казни. Инсценировка была проведена настолько убедительно, что один из первой тройки приговоренных сошел с ума.

Жестокость не зависит от пола. Тем не менее, как в природе самки превосходят по своей ядовитости самцов, так и в жизни некоторые женщины по жестокости далеко превзойдут любого мужчину. Венгерская графиня Батори, более известная как Кровавая дама. Мучила и убивала служанок и крестьянок: жестоко избивала их, жгла руки, лица и другие части тела раскаленным железом, снимала кожу с еще живых жертв, морила голодом, издевалась и насиловала. В 1610 году была заключена под домашний арест по обвинению в убийствах, ереси и колдовстве. На процессе прислуга замка не смогла назвать точное число жертв садистки: приближенные графини, оказавшиеся на скамье подсудимых, говорили о четырех — пяти десятках убитых, остальные слуги уверяли, что выносили трупы сотнями. Кэтрин Найт первая в истории Австралии женщина, приговоренная к пожизненному заключению. В октябре 2001 года она во время семейной ссоры забила своего сожителя ножом для разделки мяса, после чего надругалась над мертвым телом так, что Чикатило, должно быть, стошнило бы. Ирма Гриз — одна из самых жестоких надзирательниц женских концентрационных лагерей гитлеровской Германии. Пытая заключенных, она прибегала как к физическому, так и психологическому насилию, забивала насмерть женщин и развлекалась, стреляя по заключенным. Она морила голодом своих собак, чтобы потом натравливать их на жертв, и лично отбирала сотни людей для отправки в газовые камеры. Грезе носила тяжелые сапоги, при ней всегда, помимо пистолета, был плетеный кнут. Была приговорена к смерти через повешение.

Таким образом, жестокость своим существованием обязана ложному Эго. Это необходимое, но не достаточное условие для рождения жестокости. Нужно, чтобы в результате воспитания образовался определенный букет человеческих качеств, запах которого впитало бы Эго. Одурманенное этим запахом, Эго толкает человека на проявление жестокости. Думается, что букет жестокости состоит из предательства, равнодушия, унижения других, безжалостности, беспощадности, издевательства, беспричинной агрессии, насилия, эгоизма, нетерпимости, отчаяния и садизма. В букете жестокости может присутствовать одержимость какой-то утопичной идеей, например идеи коммунизма или всеобщей справедливости. Жестокость всегда находится за пределами этики и свидетельствует о переходе всех допустимых нравственных границ.

Петр Ковалев



Новое на сайте

>

Самое популярное