Домой Печи и системы отопления Интересные факты из жизни знаменитых ученых. Интересные факты о менделееве

Интересные факты из жизни знаменитых ученых. Интересные факты о менделееве

Е. Г. Шаин

Исторические факты биографии К. Д. Ушинского

Статья посвящена историческим фактам, касающимся биографии великого русского педагога К. Д. Ушинского. Анализируются причины неугасающего интереса ко всему, что связано с личностью учителя русских учителей. Утверждается, что его капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открывал новые пути развития педагогики, поднимал ее на качественно новую ступень. Чем более плодотворным было освоение идей Ушинского, тем значительнее обогащалась педагогическая наука и эффективнее становилась практика образования; чем успешнее развивались школа и педагогика в России, тем более возрастало значение наследия ученого. На основе анализа научно-биографической литературы, архивных документов автор обосновывает дату рождения Ушинского. В биографии великого педагога немало «белых пятен»: до настоящего времени подвергают сомнению место, день и даже год его рождения, мало что известно о его родителях, первых детских годах. Автор считает, что решающим аргументом в пользу факта рождения Ушинского в Туле 19 февраля 1823 года являются документальные материалы его матери и отца, Тульской духовной консистории, хранящиеся в Государственном архиве Тульской области, а не утверждения историков педагогики о дате 1824 г., послужившие основанием для ее фиксации в описании медали К. Д. Ушинского, утвержденном постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 25 июня 1946 г. Автор полагает необходимым, наряду с продолжением исследования наследия ученого, созданием научной биографии Ушинского, устранение из публикаций неточностей, мифов, а иногда и бестактности по отношению к ряду конкретных фактов, касающихся его биографии.

Ключевые слова: научная биография, дата рождения К. Д. Ушинского.

Historical Facts of K. D. Ushinsky"s Biography

The article is devoted to historical facts, which refer to the biography of the Great Russian teacher K.D. Ushinsky. The author analyzes the causes of the undying interest in everything that is connected with the personality of the teacher of all Russian teachers. It is stated that his major work "Man as a Matter of Education. Pedagogical Anthropology Experience" revealed new ways of development of Pedagogics, raised it to a qualitatively new stage. The more productive was the development of Ushinsky"s ideas, the greater was the pedagogical science, the practice of education became enriched and more effective; the more successful school and Pedagogics in Russia developed, the more value of scientist"s heritage increased. Based on the analysis of scientific-biographical literature and archival files the author proved Ushinsky"s date of birth. There is a lot of "white spots" in the biography of the great teacher: up to the present time the place, the date and even the year of his birth were doubted, it is little known about his parents, first childish years. The author assumes that documentary materials of Ushinsky"s parents and Tula spiritual consistory documentary that is kept in the State Archive of the Tula Region are the most crucial in determining the fact of Ushinsky"s birth in Tula, but not the statements of historians of Pedagogics about the date of 1824 which was the reason of its fixation in description of K.D. Ushinsky"s medal, which was approved by the resolution of the Council of People"s Commissars of the RSFSR dated back to the 25th of June in 1946. The author believes that it"s necessary to create Ushinsky"s scientific biography as well as to remove all inaccuracies, myths and sometimes even indelicacies towards the number of concrete facts, concerning his biography, from publications.

Keywords: scientific biography, K. D. Ushinsky"s date of birth.

Во 2 томе Российской педагогической энциклопедии К. Д. Ушинский представлен как основоположник научной педагогики в России, автор учебников для народных школ, литератор, журналист, чьи идеи не потеряли своего значения до наших дней . Даже подобной краткой характеристики достаточно, чтобы объяснить неугасающий интерес ко всему, что связано с этим человеком.

По мнению многих ученых, в русской педагогике второй половины XIX-начала XX столетия, богатой яркими именами, эпитет великого педагога приложим только к Ушинскому. Педагог-

теоретик, педагог-философ, он впервые объединил в педагогике достижения антропологических наук, осуществил поразительный по своему объему педагогический синтез научных знаний о человеке, кардинально менявший традиционный взгляд на задачи и содержание педагогики. Его капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открывал новые пути развития педагогики, поднимал ее на качественно новую ступень. И в этом -значение вклада Ушинского в сокровищницу мировой науки.

© Шаин Е. Г., 2014

Изучение истории свидетельствует, что наследие ученого и развитие отечественной педагогики находятся в тесной взаимосвязи. Чем более плодотворным было освоение его идей, тем значительнее обогащалась педагогическая наука и эффективнее становилась практика образования; чем успешнее развивались школа и педагогика в России, тем более возрастало значение наследия Ушинского, зажигающее педагогическую мысль своим научным и гуманистическим содержанием. Это и сегодня не только «наследие», но один из действенных факторов модернизации российской науки и образования.

Вместе с тем в биографии великого педагога немало «белых пятен». До настоящего времени подвергают сомнению место, день и даже год его рождения. Мало что известно о родителях Ушин -ского, первых детских годах.

Освещение его биографии по существу начинается с периода обучения в Новгород-Северской гимназии (1833-1840).

Ушинский не оставил своих мемуаров (интересно начатые его воспоминания, обещавшие стать талантливым жизнеописанием, оборвались все на том же Новгород-Северском периоде), а многочисленная биографическая литература о нем представляет собой либо наспех написанные воспоминания современников, основывающиеся на одних лишь свидетельствах памяти, либо работы более поздние и, казалось бы, более основательные, но опирающиеся все на те же противоречивые и не проверенные документально свидетельства современников.

Серьезные архивные поиски документов, относящихся к жизни и деятельности Ушинского, предпринял еще в начале прошлого века В. И. Чернышев, ставший затем членом-корреспондентом АН СССР. В годы Советской власти эту научно-исследовательскую поисковую работу продолжили член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР В. Я. Стру-минский, действительные члены этой академии Е. Н. Медынский, Д. О. Лордкипанидзе и др.

Наиболее интенсивная архивная, документально-поисковая работа биографов Ушинского проводилась (в том числе в Тульской области) в 60-80 гг. XX в. Именно она увенчалась наиболее плодотворными результатами, позволившими существенно уточнить многие стороны генеалогии и личной биографии великого педагога. Историк-архивист, краевед А. А. Петухов, работая в Государственном архиве Тульской области, нашел хранящиеся здесь документы, относящиеся

к биографии Ушинского . В плане рассматриваемого нами вопроса следует особо отметить глубокие исследования профессора Ярославского университета А. Н. Иванова .

Опора на эти материалы позволяет представить начало жизненного пути Ушинского следующим образом.

Д. Г. Ушинский, отец будущего великого педагога, после отставки с военной службы год прожил с семьей в Новгород-Северском. 20 апреля 1821 г. по указу сената он был определен советником хозяйственной экспедиции Тульской казенной палаты.

В Туле Ушинские квартировали в двухэтажном доме купца П. И. Авчинникова на Барановой (ныне Тургеневской) улице (дом снесли, сейчас на этом месте административное здание). Здесь 19 февраля 1823 г. в семье родился третий сын -Константин.

Однако многие биографы уже больше ста лет указывают и другой год его рождения - 1824-й. А после того как наиболее авторитетный исследователь жизни и деятельности великого педагога В. Я. Струминский, подготавливая 11-томное собрание сочинений Ушинского, поддержал эту дату, она стала восприниматься едва ли не канонической. Все официальные чествования памяти классика отечественной педагогики проходили в соответствии с этой датой. Она зафиксирована и в последнем издании Российской педагогической энциклопедии , и в учебнике

A. Н. Джуринского «История педагогики и образования» , и в Тульском биографическом словаре .

Во вступительной статье к 1 тому педагогических сочинений Ушинского, изданных АПН СССР, известный российский историк педагогики С. Ф. Егоров пишет, что педагог родился 19 февраля 1823 г., но тут же указывает в скобках: по другим данным - 1824 г. . А в статье Э. Д. Днепрова «Феномен Ушинского» в последнем (по времени издания) четырехтомнике избранных трудов Ушинского говорится, что педагог «родился в Туле 19 февраля 1824 г. (по другим данным - 1823 г.)» . Опять сомнения!

Между тем дата «1823 г.» была записана в «отпускном свидетельстве», выданном Константину после окончания Новгород-Северской гимназии. Копию этого свидетельства получил в архиве Московского университета исследователь

B. И. Чернышев еще до Октябрьской революции. Что же касается свидетельства о рождении

Ушинского, длительно и безуспешно разыскиваемого им, то его обнаружил в архиве МГУ диссертант Н. В. Зикеев, писавший кандидатскую работу об Ушинском. Но здесь исследователей ожидало известное разочарование: документ оказался не собственно метрикой, но лишь свидетельством, выданным на руки родителям Константина духовной консисторией.

Дело в том, что 20 марта 1824 г., когда Константину едва исполнился год, его отца перевели в Полтавскую казенную палату. Только в 1832 г. Л. С. Ушинская, мать будущего великого педагога, приехала в Тулу, чтобы оформить метрическое свидетельство мальчика. Здесь она узнала, что крестивший ее сына священник Всехсвятской церкви умер. Церковь как кладбищенская была бесприходной и не имела метрической книги.

Предстояло много хлопот, чтобы на основании свидетельских показаний получить в Тульской духовной консистории необходимый документ. Эти хлопоты и получение документа были доверены местному канцеляристу И. Е. Хлебникову. Тогда-то и было составлено следующее заявление матери мальчика на имя епископа Тульского и Белевского с просьбой выдать свидетельство: «Прошлого 1823 года февраля 19 дня по службе мужа моего советником в Тульской казенной палате надворного советника Дмитрия Григорьева Ушинского родился у нас сын Константин, который крещен того же числа города Тулы Всехсвятской церкви священником Иваном Семеновым...» . Мать назвала восприемников при обряде крещения - старшего сына Александра и титулярную советницу П. А. Молчанову, а также бабку, тульскую мещанку А. Акимову, бывшую при рождении на квартире.

По резолюции епископа от 29 октября 1832 г., предлагающей начать исследования, Тульская духовная консистория 7 ноября сделала распоряжение тульскому благочинному протоиерею Староникитской церкви Федору Русакову о производстве следствия. Только 8 февраля 1833 г. от него поступил подробный рапорт о результатах следствия. Перечисленные в прошении лица, а также бывший при крещении пономарь Алексей Сергеев подтвердили факт крещения и законность рождения младенца Константина 19 февраля 1823 г.

Однако консистория не удовлетворилась этими показаниями свидетелей и потребовала от поверенного объяснений о местожительстве просительницы и приходе, в котором она состоит.

Для ускорения дела Д. Г. Ушинский 27 ноября 1833 г. представил в консисторию прошение, обращенное к царю, с приложением своего формулярного списка, в котором показаны его служебные перемещения и названы даты. Только после этого консистория с санкции епископа 30 ноября 1833 г. выдала свидетельство о рождении Кон -стантина.

Предположение некоторых биографов о том, что родители при оформлении свидетельства о рождении Константина в Туле сознательно пошли на обман и показали его рождение годом раньше (1823) с тем, чтобы ускорить его определение в училище, не имеет под собой достаточных оснований. «Трудно допустить, - отмечает

A. Н. Иванов, - чтобы Д. Г. Ушинский, называя возраст своих детей в документах разного времени, все время лгал относительно Константина. Во всех случаях возраст всех детей назван абсолютно точно в соответствии с датами их рождения. В 1823 г. он показывает Александру 6 лет, Владимиру 4 года, а Константину 8 месяцев (а по предположению досужих биографов, его вообще не было еще на свете)» .

Пятнадцать лет я пытаюсь обратить внимание педагогической общественности, различных органов власти России на имеющиеся архивные документы и необходимость исправить допускаемую ошибку. Мои обращения опубликованы в различных газетах и журналах, направлялись Н. Д. Никандрову - бывшему президенту РАО, трем министрам образования страны. Однако никакой реакции на них не последовало. В то же время многие издания по-прежнему приводят в качестве даты рождения педагога 1824 г. Этот год и на медали К. Д. Ушинского - официальной награде Министерства образования и науки Российской Федерации. Проблема в том, что описание медали утверждено постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 25 июня 1946 г. , и для указания правильной даты необходимо внести соответствующее изменение в названный документ. Высокопоставленный чиновник министерства образования в ответ на очередное мое письмо министру сообщил, что не видит достаточных оснований для обращения в правительство страны. После этого я был вынужден лично обратиться к премьер-министру, а затем и президенту РФ. Но ответа по существу вопроса также не последовало.

Правда, в официальном письме ко мне академик С. Ф. Егоров напомнил, что после

B. Я. Струминского исследователями были выяв-

лены некоторые новые источники, свидетельствующие в пользу версии «1823 г.». И далее написал: «Нам импонирует Ваше уважительное отношение к факту и истине. Но что остается сделать в сложившейся ситуации? Решать что-либо административными методами в науке не принято». Однако научными методами постановление правительства поправить невозможно.

Больше десяти лет назад комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории управы г. Тулы согласилась с моими доводами, и по решению главы города 2 сентября 2003 г. на административном здании, сооруженном на месте снесенного дома, в котором родился Ушинский (ул. Тургеневская, д. 1), установлена мемориальная доска К. Д. Ушинскому с указанием года рождения великого русского педагога - 1823 г.

Вместе с тем и в Тульской области по-прежнему ориентируются не на исторические факты, а на «официальные данные» федерального центра.

Так, в 2004 г. В. Ф. Пахомов издал в Туле учебник «Литература. Хрестоматия для учащихся 5-7 классов», приведя в нем ошибочную дату рождения Ушинского. Более того, создал еще один миф: говоря о Л. Н. Толстом, автор сообщил детям, что «великий яснополянец дорожил дружбой с замечательным педагогом...» (на самом деле, они никогда не встречались и не дружили).

В 2005 г. краеведы Т. В. Майорова и М. В. Майоров выпустили энциклопедический словарь-справочник тульских городских названий, в котором не только указана ошибочная дата рождения Ушинского, но и без всяких оснований поставлен под вопрос факт его рождения именно в Туле.

Неправильная дата рождения Ушинского названа и в путеводителе по Тульской области.

Досадная ошибка и бестактность допускаются и в отношении даты смерти Ушинского.

Осенью 1870 г., будучи совсем больным, по настоянию врачей он с двумя сыновьями отправился на юг. В дороге Константин Дмитриевич сильно простудился и, приехав в Одессу, заболел воспалением легких. В «Северной гостинице», где они остановились, 21 декабря 1870 г. он скончался. Тело Ушинского было перевезено в Киев и похоронено, согласно его воле, в Выду-бицком монастыре. Скромный мраморный памятник великому русскому педагогу сохранился до наших дней. Вышеназванная дата смерти ука-

зана на старинной хартии, украшающей надгробный памятник.

Однако и в Российском педагогическом словаре, и в вышеназванной статье Э. Д. Днепрова, и в Тульском биографическом словаре почему-то приводится дата 22 декабря.

А одно из московских издательств, выпустившее большим тиражом комплект портретов выдающихся педагогов мира, указало на портрете К. Д. Ушинского... две даты смерти: 1870/71 (без комментария, видимо, по старому и новому стилю). Подобную запись можно видеть и на тематическом почтовом конверте, изображение которого приведено в подборке «Тульская тематика на почтовых конвертах» в выпуске «Тульского краеведческого альманаха» за 2007 г.

Небрежности допускаются и в других изданиях. Так, в пособии ярославского ученого Л. Г. Антоновой ошибочно указывается, что Ушинский был студентом Петербургского университета .

В Туле чтят память великого земляка. Его именем названы школа № 6 и улица в Пролетарском районе. В 2003 г. Тульская областная дума учредила ежегодную премию имени К. Д. Ушин-ского за значительный вклад в развитие гуманитарных наук. А накануне 185-летия со дня рождения учителя русских учителей в музее истории ТГПУ им. Л. Н. Толстого открылась постоянная экспозиция, посвященная Ушинскому, из материалов которой студенты и все посетители могут получить достоверные данные о начале жизненного пути великого русского педагога, продолжении его дела в деятельности коллектива и выпускников педагогического университета.

Ушинский уже вошел в историю мировой и отечественной культуры. Автор убежден, что любой человек, в том числе давно ушедший из жизни, имеет право на уважительное отношение к фактам своей биографии.

В 2023 г. мировое культурное сообщество будет отмечать 200-летие со дня рождения Ушинского. К этому знаменательному событию необходимо, как минимум, осуществить издание полного собрания сочинений основоположника научной педагогики в России, современных монографических исследований его педагогической системы и, что не менее важно, научной биографии великого ученого. Большое научно-образовательное и общественное значение могло бы иметь осуществление российского мегапроек-та оцифровки его трудов «Весь Ушинский» с широким включением в этот процесс всех небез-

различных людей под патронажем ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, РАО, Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.

Библиографический список

1. Антонова, Л. Г. Педагогический дневник и личность учителя [Текст]: пособие для учителя / Л. Г. Антонова. -М.: Флинта: Наука, 1998. - 88 с.

2. Дело о выдаче свидетельства о рождении и крещении надворной советницы Л. С. Ушинской сыну ее Константину. 1832; ГАТО, ф. 3, оп. 4/4, д. 2149, лл. 1-18.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст]: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2011. - 675 с.

4. Иванов, А. Н. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор [Текст] / А. Н. Иванов. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1973. - 240 с.

5. Петухов, А. Дело о рождении Ушинского [Текст] / А. Петухов // Учит. газета. - 1969. - 5 авг.

6. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. - Т. 2. - М-Я / гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 672 с., ил.

7. Тульский биографический словарь [Текст]: в 2 т.). - Т. 2. - М-Я / под ред. В. И. Крутикова. - Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. - 351 с.

8. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] в 11 т. / К. Д. Ушинский. - Т. 11. - М.- Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 728 с.

9. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]: в 6 т. / К. Д. Ушинский. - Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

10. Ушинский, К. Д. Избранные труды [Текст]: в 4 кн. - Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2); Программы педагогического курса для женских учебных заведений / К. Д. Ушинский; сост., статьи, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. -М.: Дрофа, 2005. - 541 с.

11. Шаин, Е. Г. Дата рождения К. Д. Ушинского [Текст] / Е. Г. Шаин // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 63-64.

12. Шаин, Е. Г. Учитель русских учителей (к уточнению года рождения К. Д. Ушинского) [Текст] / Е. Г. Шаин // Тульский край. Памятные даты. 2013 / ГУК «Тульская областная универсальная научная библиотека», ГУК ТО «Об-ние Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», ГАУ ТО «Государственный архив»; сост. Ю. Е. Богомолова; отв. ред. Т. В. Тихоненкова; отв. за вып. Л. И. Королева. - Тула: Гриф и К, 2012. - С. 159-165.

ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок

1. АпЮпоуа, Ь. в. Pedagogicheskij ^еушк 1 НсЬПОБ!" исЫ1е1уа : posobie dlya исЫ1е1уа / Ь. в. Айопоуа. -М.: БИйа: №ика, 1998. - 88 s.

2. De1o о vydache svidete1"stva о rozhdenii 1 kreshhenii nadvornoj sovetnitsy Ь. 8. ШЫш^ synu ee Konstantinu. 1832; вАТО, £ 3, ор. 4/4, d. 2149, 11. 1-18.

3. Dzhurinskij, А. N. Istoriya pedagogiki ! оЬга-zovaniya : uchebnik d1ya baka1avrov / А. N. Dzhu-пшку. - М.: У^^ 2011. - 675 s.

4. Ivanov, А. N. К. D. ШЫшку. Gimnazist. 8Ш-dent. Professor / А. N. Ivanov. - УAros1av1": Verkh.-Vo1zh. ип. izd., 1973. - 240 s.

5. Petukhov, А. De1o о rozhdenii Ushinskogo / А. Petukhov // исЫ! gazeta. - 1969. - 5 а^.

6. Rossijskaya pedagogicheskaya ehntsik1opediya : v 2 t. - Т 2. - М-УА / g1. red. V. V. Davydov. -М.: Bo1"shaya Rossijskaya ehntsik1opediya, 1999. - 672 s., П.

7. М^ку biograficheskij s1ovar" : v 2 t.). - Т 2. - М-УА / pod red. V. I. Krutikova. - Tu1a: Izd-vo «Peresvet», 1996. - 351 s.

8. Ushinskij, К. D. Sobranie sochinenij v 11 t. / К. D. Ushinskij. - T. 11. - М.- Ь.: Izd-vo Аka-demii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1952. - 728 s.

9. Ushinskij, К. D. Pedagogicheskie sochineniya : v 6 t. / К. D. UsЫnskij. - T. 1 / sost. 8. F. Egorov. - М.: Pedagogika, 1988. - 416 s.

10.Ushinskij, К. D. Izbrannye trudy : v 4 ИП. -Кп. 4: CHe1ovek как predmet vospitaniya. Opyt peda-gogicheskoj antropo1ogii (2); Programmy pedago-gicheskogo kursa d1ya zhenskikh uchebnykh zavedenij / К. D. Ushinskij; sost., stat"i, primech. i komment. ЕН. D. Dneprova. -М.: Drofa, 2005. - 541 s.

11.SHain, Е. в. Data rozhdeniya К. D. Ushinskogo / Е. в. SHain // Pedagogika. - 2004. - № 4. - 8. 63-64.

12.8Hain, Е. в. ШЬ^Г russkikh uchite1ej (к ^осЬ-neniyu goda rozhdeniya К. D. Ushinskogo) / Е. в. 8Шш // Tu1"skij kraj. Pamyatnye daty. 2013 / GUK «Tu1"skaya ob1astnaya universa1"naya nauchnaya ЫЫю-teka», GUK TO «Ob-nie Tu1"skij ob1astnoj istori-ko-arkhitekturnyj i 1iteraturnyj muzej», GАU TO «Gosudarstvennyj arkhiv»; sost. УИ. Е. Bogomo1ova; о1у. red. Т V. Tikhonenkova; otv. za vyp. Ь. I. Koro-1eva. - ^к: Grif i К, 2012. - 8. 159-165.

Он дал человечеству электрический свет и сотни выдающихся научно- технических разработок… Кто же он – этот загадочный ученый? По рейтингу, составленному Американской академией наук, этот ученый входит в пятерку величайших изобретателей человечества. К этой яркой неординарной личности без каких-либо оговорок применимо выражение Наполеона: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век». Тесла был четвертым ребенком в семье, и казалось ему уготована обычная судьба сельского подростка, тем более что отец Николы - Милутин Тесла.

Уместно сказать: рожденный человек не есть лист белой бумаги, на которой родители, учителя и обстоятельства записывают то или иное. Человек уже рождается личностью. И путь его не случаен, он определен присущим ему собственным предназначением, и это постепенно, не сразу, осознается им иногда в течение всей жизни. И если мы делаем нечто другое, не соответствующее нашей истинной цели (а мы очень часто так поступаем), у нас все не ладится или даже мы просто заболеваем.

В биографии Н. Тесла есть поучительный эпизод, подтверждающий сказанное. Его отец прочил ему духовную карьеру и резко противился его электротехническим наклонностям. Он настаивал и давил на маленького Николу, пока тот вдруг не занемог - заболел какой-то непонятной и серьёзной болезнью. Когда наступил кризис, врачи сообщили отцу, что ребенок может не выжить. Он таял на глазах, и отец, убитый горем, оставил свои упорные наставления и вообще готов был на все, лишь бы сын выздоровел. Желая ободрить сына, отец официально разрешил ему поступить в институт. И маленький Никола, получив свободу, стал быстро поправляться на глазах изумленного доктора. Так он отстоял, сам того не ведая, право на собственную судьбу.

После перенесенной болезни у него стали появляться видения, сопровождавшиеся вспышками света. Тесла писал в дневнике, что сильные вспышки света покрывали картины реальных объектов и попросту заменяли мои мысли. Эти картины предметов и сцен имели свойство действительности, но всегда осознавались как видения. Дабы избавиться от мук, вызванных появлением "странных реальностей", я сосредоточенно переключался на видения из ежедневной жизни. Вскоре я обнаружил, что лучше всего себя чувствую тогда, когда расслабляюсь и допускаю, чтобы само воображение влекло меня всё дальше и дальше. Постоянно у меня возникали новые впечатления, и так начались мои ментальные путешествия. Каждую ночь, а иногда и днём, я, оставшись наедине с собой, отправлялся в эти путешествия - в неведомые места, города и страны, жил там, встречал людей, создавал знакомства и завязывал дружбу и, как бы это ни казалось невероятным, но остаётся фактом, что они мне были столь же дороги, как и моя семья, и все эти иные миры были столь же интенсивны в своих проявлениях".

К своему удовольствию Тесла замечал, что может отчётливо визуализировать свои открытия, даже не нуждаясь в экспериментах, моделях, чертежах. Так он развил свой новый метод материализации творческих концепций. Тесла очень ясно разграничивал идеи, которые встраиваются в мысль благодаря видениям, и те, что возникают путём гиперболизации (преувеличения). Позднее Никола признавался, что благодаря этим видениям он может «сконструировать» любой прибор в своей голове и там же проверить его работоспособность, не прибегая к каким-либо реальным экспериментам.

"Момент, когда кто-то конструирует воображаемый прибор, связан с проблемой перехода от сырой идеи к практике. Поэтому любому сделанному таким образом открытию недостаёт деталей, и оно обычно неполноценно. Мой метод иной. Я не спешу с эмпирической проверкой. Когда появляется идея, я сразу начинаю её дорабатывать в своём воображении: меняю конструкцию, усовершенствую и "включаю" прибор, чтобы он зажил у меня в голове. Мне совершенно всё равно, подвергаю ли я тестированию своё изобретение в лаборатории или в уме. Даже успеваю заметить, если что-то мешает исправной работе. Подобным образом я в состоянии развить идею до совершенства, ни до чего не дотрагиваясь руками. Только тогда я придаю конкретный облик этому конечному продукту своего мозга. Все мои изобретения работали именно так. За двадцать лет не случилось ни одного исключения. Вряд ли существует научное открытие, которое можно предвидеть чисто математически, без визуализации. Внедрение в практику недоработанных, грубых идей - всегда потеря энергии и времени"...

В 1878 году Тесла окончил Политехнический институт в Граце, а два года спустя - Пражский университет. На втором курсе университета, в 1880 году, его осеняет идея индукционного генератора переменного тока. Профессор Пешль, с которым Тесла поделился идеей, счел ее бредовой. Но заключение профессора только подстегнуло изобретателя, и в 1882 году была построена действующая модель. Потом работал инженером в Будапеште и Париже, а в 1883 г, в возрасте 27 лет он поступает на работу в электротехническую компанию в Страсбурге.

Через год продаёт всё, что у него было, дабы купить билет на трансатлантический пароход. Цель - покорить Америку. Ехал к Томасу Эдисону – с рекомендацией от парижского знакомого: "Я знаю двух великих людей. Один из них вы, второй - этот молодой человек".

Прямо с пристани отправляется к Эдисону - "королю изобретателей". Тот любезно выслушал гостя. Эдисон был старше Николы Теслы всего на девять лет, но находился в зените славы. Угольный микрофон, электрическая лампочка, фонограф, динамо-машина и десятки других изобретений сделали Эдисона миллионером. Но все работы именитого американца в области электричества базировались на постоянном токе. А тут какой-то серб с горящими глазами толкует про ток переменный. Чепуха, конечно, но, глядишь, он выбьется однажды в опасные конкуренты... Нюхом почуяв опасность, Эдисон тем не менее предложил Тесле работу в своей компании. Довести до ума его, Эдисона, генераторы постоянного тока. Американец испытующе глянул на молодого эмигранта, но тот с готовностью согласился. Работая на Эдисона, Тесла не прекратил совершенствования своей системы переменного тока и в октябре 1887 года получил на неё патент.

Никола Тесла работал увлеченно, трудился не покладая рук: рабочий день его длился с 10:30 утра до 5 утра следующего дня. Но отношения с Эдисоном у него, увы, так и не сложились Эдисон, ругая про себя "неблагодарного приёмыша", стал публично и резко критиковать генераторы Теслы... "Если вы так уверены в своей правоте, - парировал оппонент, -то что вам мешает позволить мне опробовать мою систему на вашем предприятии?". После очередного спора Эдисон пообещал Николе 50000 долларов, если тот сможет переоборудовать завод машинами, работающими на переменном токе. Он был убеждён, что это невозможно. Молодой ученый успешно справился с задачей: - он подготовил двадцать четыре типа устройств и в короткое время осуществил задуманное. Но Эдисон поступил по-свински и не заплатил ему ни цента, сославшись на свое чувство юмора: "Когда ты станешь настоящим американцем, ты сможешь оценить эту шутку”.

Система Эдисона использовала постоянный ток, для чего приходилось через каждые несколько миль строить мощные станции. Тесла попытался убедить его в том, что переменный ток более эффективен и менее дорог. Но Эдисон упорствовал и чувствовал в Тесле талантливого конкурента. Гениальность этого молодого человека действительно превосходила достоинства самого Эдисона! Эдисон так старался доказать опасность идей Теслы, что не постеснялся демонстративно убить переменным током собаку. Но не помогло.

Основной же причиной споров было расхождение во взглядах на происхождение электричества. Эдисон придерживался общеизвестной теории "движения заряженных частиц", у Теслы было иное видение.

В теории электричества Тесла основополагающим было понятие эфира – некой невидимой субстанции, заполняющей весь мир и передающей колебания со скоростью, во много раз превосходящей скорость света. Каждый миллиметр пространства, полагал Тесла, насыщен безграничной, бесконечной энергией, которую нужно лишь суметь извлечь.

До сих пор теоретики современной физики так и не смогли дать толкование взглядам Теслы на физическую реальность. Возникает и другой вопрос: почему он сам не сформулировал своей теории? Был ли он духовным предвестником новой цивилизации, в которой единственным, неисчерпаемым источником энергии будет асинхронность различных уровней физических процессов, то есть само Время?

Эдисон - бросивший все усилия на создание энергосистем постоянного тока, не смог принять концепцию электромашин переменного тока, предложенных Тесла. В сентябре 1889 года в Берлин приехал Томас Алва Эдисон. Немецкие электротехники хотели приобщить его к разработке системы трехфазного тока и мотора, но знаменитый изобретатель опрометчиво заявил: «Переменный ток - это вздор, не имеющий будущего. Я не только не хочу осматривать двигатель переменного тока, но и знать о нем»…

После обмана они окончательно рассорились, и Тесла оказался на улице без работы и без денег. «Хватит работать на дядю, пора самому становиться на ноги!» - решил эмигрант, твёрдо веривший в свои силы. И это не было самонадеянностью: в апреле 1887 года Тесла при финансовой поддержке Джеймса Кармена открыл собственную фирму «Тесла Электрик Лайт Компани». А через год в его жизни наступил день, ставший поистине судьбоносным. 16 мая 1888 года Тесла сделал доклад и продемонстрировал своё изобретение в Американском институте инженеров-электриков. Демонстрация работы генератора потрясла находящегося в зале Джорджа Вестингауза, миллионера и изобретателя гидравлического паровозного тормоза. Он как раз собирался строить на Ниагаре гидроэлектростанцию и подыскивал для своего предприятия подходящее техническое решение.

Получив от Вестингауза миллион долларов за свое изобретение, Тесла обустраивает лабораторию в Колорадо-Спрингс и принимается за опыты. Однажды во время грозы, наблюдая разряды молний Тесла приходит к идее передачи таким же способом электрической энергии. Вот как он сам понимал данную задачу: «нет необходимости передавать, излучать и расходовать мощность как это делает радиопередатчик».

Диапазон исследований Теслы был очень широк. Открыл явление вращающегося магнитного поля, на основе которого построил электрические генераторы, изобрел высокочастотный трансформатор, переменный ток и первые электромеханические генераторы высокой частоты. Исследовал возможность беспроволочной передачи сигналов и энергии на значительные расстояния и в 1899 демонстрировал лампы и двигатели, работающие без проводов на высокочастотных токах. Сконструировал ряд радиоуправляемых самоходных механизмов. Изучал физиологическое действие токов высокой частоты. Построил в 1899 радиостанцию на 200 кВт в Колорадо и радиоантенну высотой 57,6 м в Лонг-Айленде. Изобрел электрический счетчик, частотомер и др. Практически без изобретений Теслы не представляется возможной работа ни одного аппарата, использующего электроэнергию. На его трудах базируются многие современные исследования в области новых источников энергии, исследования космоса, вакуума, токов высокой частоты, применение электромагнитных волн и так далее. Открытия Николы Тесла легли в основу современной электротехники. Громкое имя и всеобщую известность Тесла получил, когда разработанные им мощные генераторы были установлены на крупнейшей тогда в мире Ниагарской ГЭС мощностью в 50000 лошадиных сил. Достаточно сказать, что 13 примерившихся при постройке этой первой в мире электростанции патентов 9 принадлежали Тесле. В финансировании проекта участвовали богатейшие люди того времени: Морган, Астор, Ротшильд и Вандербильт.

Даже тематику его патентов трудно перечислить. Это электромоторы, выпрямители, электрогенераторы, трансформаторы, флюоресцентные лампы, высокочастотное оборудование, системы освещения и многое другое. Тесла создал первые образцы генератора двухфазного переменного тока и высокочастотного трансформатора. Его работы по беспроволочной передаче сигналов на расстояние оказали большое влияние на развитие радиотехники; он сконструировал ряд радиоуправляемых самоходных механизмов, названных им "теле-автоматами", разработал принцип радиолокации. В процессе работы на компанию"Вестингауз Электрик" Тесла получает патенты на многофазные электрические машины, на асинхронный электродвигатель и на систему передачи электроэнергии посредством переменного многофазного тока. Он открыл флюоресцентный свет, построил первые электрические часы, турбину, двигатель на солнечной энергии. На его патентах, в сущности, выросла вся энергетика ХХ века.

Но этого ему было мало. Особо увлекся Тесла передачей энергии на расстояние без проводов. Ему удалось добиться в этой области выдающихся успехов. Так, он экспериментально передавал такое количество энергии на расстояние 40 км, что ее было достаточно, чтобы зажечь 200 лампочек! Кстати, этот широко известный эксперимент Теслы до сих пор не повторен. Тесла несколько десятилетий работал над проблемой энергии всей Вселенной. Изучал, что движет Солнце и светила. Он работал над конструированием искусственного разума, хотел научиться фотографировать мысли, считая что это вполне возможно. (Имеется в виду не мысли, а электромагнитное поле человека, получившее название Кирлиан-эффект httр://nteslа.аt.uа/рubl/3-1-0-17 Запатентовано в 1949 году после смерти Теслы, который демонстрировал его еще в 1890-х годах)

Одновременно Тесла разрабатывает новые, невиданные способы передачи энергии. Как мы подключаем любой электроприбор в сеть? Вилкой - т.е. двумя проводниками. Если подключим только один, тока не будет - цепь не замкнута. А Тесла демонстрировал передачу мощности по одному проводнику. Или вообще без проводов. Пытался сам научиться управлять космической энергией. И наладить связь с другими мирами. Все это Тесла не считал своей заслугой. Уверял, что просто выполняет роль проводника идей, идущих из эфира.

Более подробно об уникальном эксперименте Теслы. Сначала в 1892 году в Лондоне, а через год в Филадельфии, в присутствии специалистов продемонстрировал возможность передачи электрической энергии по одному проводу, не используя при этом заземления второго полюса источника энергии. И тогда же у него возникла идея использовать в качестве этого единственного провода... Землю! И в этом же году на съезде ассоциации электрического освещения в Сант-Льюисе он продемонстрировал электрические лампы, горящие без подводящих проводов, и работающий без подключения к электрической сети электромотор. Эту необычную экспозицию он прокомментировал следующим образом: «Несколько слов об идее, постоянно занимающей мои мысли и касающейся всех нас. Я имею в виду передачу сигналов, а также и энергии на любое расстояние без проводов. Мы уже знаем, что электрические колебания могут передаваться по единственному проводнику. Почему же не воспользоваться для этой цели Землей? Если мы сможем установить период колебаний электрического заряда Земли при его возмущении, связанном с действием противоположно заряженной цепи, это будет фактом чрезвычайной важности, который послужит на благо всего человечества». Видя столь эффектную демонстрацию, такие известные олигархи, как Дж. Вестингауз и Дж. П. Морган, вложили в это перспективное дело свыше миллиона долларов, купив у Теслы его патенты (громадные, кстати, по тем временам деньги!).

В 1898 году в парке Мадисон-Сквер прошла презентация нового изобретения Теслы. Посреди парка имелся пруд, в котором плавал небольшой кораблик. Зрители были в шоке - судно двигалось, следуя приказам ученого. Когда Тесла в шутку предложил им пообщаться со своим изобретением, кто-то (тоже в шутку) спросил: "Каков будет кубический корень из 64?”. Маячок на корабле мигнул четыре раза.

Чуть раньше, в 1891 году, в своей лаборатории в городке Колорадо-Спрингс Тесла сконструировал огромный резонансный трансформатор, позволявший получать высокочастотное напряжение с амплитудой до нескольких миллионов вольт (энергию обеспечивала электростанция компании Эль Пасо). Ученый исходил из гипотезы, согласно которой наша планета является великолепным проводником электричества, и через нее можно передавать энергию на любые расстояния.

Тесла работал в своей лаборатории 9 месяцев и пришел к выводу, что энергию лучше всего передавать путем "ее отражения от земли и ионосферы”. Ученый вычислил, что необходимая для этого частота составляет около 8 герц. Данная теория была экспериментально подтверждена лишь в 1950 году.

За свою жизнь Н. Тесла сделал около 1000 различных изобретений и открытий, получил почти 800 патентов на изобретения. Он изобретал в различных областях техники. Можно еще назвать электрический счетчик, частотомер, ряд усовершенствований в радиоаппаратуре, паровых турбинах и др. Без изобретений Теслы наша жизнь сейчас была бы попросту невозможна. Тесла говорил: «Я не тружусь для настоящего, я тружусь для будущего!»

Многие технические идеи Теслы, опередившие время, с трудом воспринимались в Америке. Так, например, он построил модель судна и показал, как можно управлять им на расстоянии. Даже после такого публичного эксперимента ему пришлось долго убеждать экспертный совет выдать патент на изобретение. В 1917 году Тесла доказывал: "Существует возможность определить местонахождение корабля или подводной лодки с помощью электромагнитных волн". Эта его идея не была принята всерьез. И лишь в 1930-е годы в мире стали создаваться первые радиолокаторы.

В своих ранних письмах, адресованных друзьям, Тесла заявлял, что, исследуя высокочастотную разрядку, он "обнаружил мысль”, и вскоре им (друзьям) удастся лично читать стихи Гомеру и обсуждать свои открытия с Архимедом. Это, а также некоторые другие факты биографии ученого, породили слух о том, что Тесла (вместе с Эйнштейном, к работам которого он относился скептически, утверждая, что энергия содержится не в самой материи, а в пространстве между атомами) участвовал в знаменитом эксперименте «Филадельфия». (выдумано после смерти Тесла, опровержение и факты тут)

В 1893 году Вестингхауз и Тесла выиграли государственный конкурс (победив компанию Generаl Eleсtriс) на монтаж освещения для Всемирной выставки в Чикаго. 1 мая во время торжественного открытия президент США Стивен Кливленд нажал на кнопку и включил несколько сот тысяч ламп, превративших, по выражению журналистов, "ночь в день”. Следует сказать, что до настоящего времени ни одна частная компания не смогла реализовать осветительный проект подобного масштаба.

В ходе своей лекции об электромагнитном поле высокой частоты перед учеными Королевской академии Тесла включал и выключал электродвигатель дистанционно, в его руках сами собой загорались электрические лампочки. В некоторых даже спирали не было – просто пустая колба. Тогда шел 1892 год! После лекции физик Джон Релей пригласил Теслу в кабинет и торжественно провозгласил, указав на кресло: «Садитесь, пожалуйста. Это кресло великого Фарадея. После его смерти в нем никто не сидел».

В 1893 году Тесла устроил настоящее шоу на Всемирной выставке в Чикаго. Стоя на подиуме в центре выставочного зала, он пропустил через себя ток напряжением в два миллиона вольт. По версии Эдисона, от "сумасшедшего серба” не должно было остаться даже пыли. Однако Тесла спокойно улыбался, а в его руке горела лампочка Эдисона, получавшая энергию будто бы из ниоткуда.Это теперь мы знаем, что убивает не напряжение, а сила тока и что ток высокой частоты проходит только по поверхностным покровам. Тогда этот фокус казался чудом.

После экспериментов в Уорденклифе Тесла остановился и, будто по чьему-то приказу, резко оборвал эксперименты, оставив все приборы и бумаги. Больше он там ни разу не появился, ушел в тень. Он жил еще 40 лет, патентуя кое-что, но по мелочи, и время от времени появлялись таинственные слухи о его успехах: автомобиль на газоразрядных трубках; синхронный двигатель, работающий на гравитационных волнах планет; силовые лучи, с помощью которых он разрушил какой-то кратер на Луне; прием сообщений с Марса...

Таинственная башня Ворденклиф со временем была разграблена, обветшала, но так и не раскрыла своих секретов. Злые языки поговаривали, что причиной всему стало прекращение финансирования проекта, а без Моргана было немыслимо его осуществить. Так это или нет, мы, скорее всего, уже не узнаем. Однако кое-что нам могут объяснить слова самого Теслы из его «Автобиографии»: «Вопреки тому, что говорит свет, Морган исполнил все свои обязательства, взятые по отношению ко мне. Мой проект был отложен под влиянием природных законов. Мир не был еще готов принять его». Он слишком опережал время, в котором появился. Но те же самые законы, в конце концов, перевесят, и проект будет повторен с триумфальным успехом.

Многие свои открытия Тесла не запатентовал, даже не оставил чертежей (в этом, в том числе, виноват пожар в лаборатории, уничтоживший все наработки Теслы). Большинство его дневников и рукописей не сохранились (тем не менее коллекция записей в музее Теслы насчитывает несколько тонн бумаги - 156 тысяч документов), и о многих изобретениях до наших дней дошли лишь отрывочные сведения.

Сам он уверял, что свои технические и научные откровения получал из единого информационного поля Земли. Там распространялись радиоволны его устройств, оттуда он принимал неслышные никому сигналы.

В самом начале 20 столетия Тесла исследовал возможности передачи колоссальной энергии по воздуху. Уже в 1905 году он запатентовал «Метод передачи электрической энергии через естественную среду», по мысли изобретателя, такой способ доставки электроэнергии был бы совершенно бесплатным для потребителя, никто не смог бы торговать этой энергией. Однако его замечательным планам так и не суждено было осуществиться. Энергодобывающие компании никогда не смирились бы с появлением бесплатной энергии, поскольку это разрушило бы их энергетическую монополию. Влиятельный финансист миллионер Дж. Г.Морган, который финансировал и Теслу и Эдисона, монополизировав мировые открытия в области электричества, закрыл ему доступ к денежным средствам. Но это не остановило ученого.

Известно, что незадолго до смерти Тесла объявил, что изобрел "лучи смерти", которые способны уничтожить 10000 самолетов с расстояния в 400 км. О секрете лучей – ни звука. В 60-е годы и Соединенные Штаты и Россия в полной мере воспользовались плодами исследований Теслы. Одна из технологий, разработанных гениальным ученым, привлекла к себе наибольшее внимание военных специалистов и стала предметом секретных разработок. Тесла называл это изобретение осциллятором радиочастот, оно применялось, в частности, в его луче смерти. Основная идея изобретения - трансляция энергии в атмосфере и фокусирование ее для различных целей. Позднее эти технологии, в значительной степени, основанные на изобретениях Теслы, были использованы в программе Звездные войны.

Урна теперь хранится в Музее Николы Теслы в Белграде. Миру придется еще долго ждать появления гения, равного Николе Тесле, считает директор музея Владимир Еленкович. Белградский Музей Николы Теслы представляет настоящий храм, так как в нем хранится его наследие, его личные предметы, около тысячи оригинальных фотографий, более 156 тысяч документов, оригиналов его патентов, чертежей, рукописей, переписки, собрание орденов, дипломов и медалей, которых он был удостоен. «Большое число экспонатов – это рабочие модели, в том числе яйцо Теслы, высокочастотный осциллятор, известная радиоуправляемая лодочка, предтеча нынешних телекоммуникаций и радиоуправляемых механизмом», говорит Еленкович.

В статье поговорим о русских ученых-биологах. Мы рассмотрим самые значимые имена открывателей, а также познакомимся с их достижениями. Из статьи вы узнаете о тех русских ученых-биологах, которые действительно внесли весомый вклад в развитие этой науки. Каждый, кто интересуется животным и растительным миром, просто обязан знать имена, которые мы назовём ниже.

Иван Павлов

Этот учёный в советские времена даже не нуждался в том, чтобы его представляли. Однако в современном мире уже далеко не каждый человек может точно сказать, кто такой Иван Петрович Павлов. Мужчина родился в 1849 году. Самое весомое его достижение - создание учения о деятельности высшей нервной системы. Также он написал много книг по особенностям кровообращения и пищеварения. Это первый русский ученый, который получил Нобелевскую премию за достижения в рассмотрении механизмов пищеварения.

Эксперименты на собаках

Иван Павлов - русский ученый-биолог, который известен тем, что проводил эксперименты на собаках. В нашей стране есть множество анекдотов и карикатур, связанных с этим. Более того, когда речь заходит об инстинктах, все сразу вспоминают собаку Павлова. Эксперименты ученый начал проводить с 1890 года. Ему удалось выработать у животных условные рефлексы. Например, он добился того, что у собак выделялся желудочный сок после того, как они слышали звук звонка, а до этого звонка всегда предшествовал приём пищи. Особенность методики этого ученого в том, что он видел взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами. Множественные последующие исследования подтвердили её наличие.

Первый труд издал в 1923 году. В 1926 году начал исследования в области генетики. Несколько лет работал в психиатрических клиниках. Открытия Ивана Павлова помогли многое узнать о душевных заболеваниях, а также о возможных методах их лечения. Благодаря поддержке правительства СССР, Павлов имел достаточно ресурсов для того, чтобы проводить все свои эксперименты, что и позволило добиться ему других выдающихся результатов.

Илья Мечников

Список русских ученых-биологов продолжаем известным именем И. И. Мечникова. Это известный микробиолог, который в 1908 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Родился в Харькове в 1845 году. В этом же городе обучался. Изучал эмбриологию в Италии, в 1868 году защитил докторскую диссертацию. В 1886 году совместно с другими учеными создал бактериологическую станцию, которая на тот момент была первой в России.

Свои первые книги писал на тему зоологии и эволюционной эмбриологии. Является автором теории фагоцителлы. Открыл явление фагоцитоза, разработал теорию сравнительной патологии воспаления. Написал огромное множество работ по бактериологии. Ставил опыты на самом себе, и таким образом доказал, что возбудителем азиатской холеры является холерный вибрион. Умер 1916 году в Париже.

Александр Ковалевский

Перечень известных русских-ученых биологов продолжим нашумевшим именем Александра Ковалевского. Это великий учёный, который был зоологом. Работал в Императорской академии наук. Родился в 1842 году. Сначала обучался дома, а затем поступил в корпус инженеров путей сообщения. После этого окончил Петербургский университет на отделении естественных наук. Защитил магистерскую и докторскую диссертации.

В 1868 году уже был профессором зоологии и работал в Казанском университете. Три года провел в Алжире и на Красном море, где занимался своими исследованиями. Большинство из них посвящены эмбриологии беспозвоночных. В 1860-х годах проводил исследования, которые позволили открыть зародышевые пласты в организмах.

Николай Вавилов

Представить список русских великих ученых биологов без имени Николая Вавилова просто невозможно. Этот человек создал учение об иммунитете растений. Также ему принадлежит открытие закона о наследственных изменениях организма и гомологических рядов. Внес значительный вклад в развитие учения о биологических видах, создал огромную коллекцию семян различных растений. Она, кстати, признана самой большой в мире.

Будущий ученый родился в Москве в 1887 году в семье купца. Был выходцем из крестьян. Какое-то время работал директором фирмы отца, которая занималась фактурами. Мать Вавилова была из семьи художника. Всего в семье было 7 детей, но трое из них умерли в раннем возрасте.

Обучение и достижения

Николай Вавилов учился в коммерческом училище, позже поступил в Московский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1911 году. После этого начал работу на кафедре частного земледелия. С 1917 года читал лекции в Саратовском университете, через 4 года уже работал в Петрограде. Благодаря своим исследованиям описал практически все растения Заволжья и Поволжья.

Ученый более 20 лет посвятил экспедиции, которую он проводил в Средиземноморье и Средней Азии. Надолго запомнил свое путешествие в Афганистан в 1924 году. Все собранные материалы помогли Вавилову определить не только происхождение, но также и распространение растений. Его вклад просто неоценим, ведь он сильно упростил дальнейшую работу селекционеров и ботаников. Кажется невероятным, но Николаю удалось собрать более 300 тысяч различных образцов.

В 1926 году получил премию за свою деятельность, посвящённую исследованию иммунитета, происхождению растений, открытию закона гомологических рядов. Николай Вавилов является обладателем огромного ряда наград и нескольких медалей.

Однако есть и темное пятно в его биографии. Против ученого было настроено очень много партийных идеологов из-за научной деятельности его ученика Т. Лысенко. Оппозиционная кампания была направлена против исследований ученого в сфере генетики. В 1940 году Вавилову пришлось закончить всю научную работу. Более того, он был обвинён во вредительстве, и его даже арестовали. Нелегкая судьба постигла этого великого ученого в его последние годы. Он умер в тюрьме от голода в чужом городе Саратове в 1943 году.

Реабилитация

Следствие длилось более 10 месяцев, в течение которых ученого вызывали на допросы более 400 раз. После смерти этому великому русскому ученому отказали даже в отдельной могиле, в итоге он был похоронен с другими заключенными. Только в 1955 году был реабилитирован. Все обвинения касательно его деятельности были сняты.

Александр Верещак

О русских ученых-биологах, получивших Нобелевскую премию, мы уже поговорили, но это не значит, что следует забывать о других исследователях, ведь их вклад тоже существенен. Александр Верещак является русским океанологом, доктором биологических наук, профессором и членом-корреспондентом РАН.

Обучался в МГУ на биологическом факультете. В 1990 году стал доктором наук. С 2007 года возглавлял лабораторию, которая принадлежала Институту океанологии. Вот так плавно мы и перешли к рассмотрению русских ученых-биологов 21 века. Ученый написал более 100 научных работ. Основные его достижения связаны с тем, как можно применять современные методы анализа в области геоэкологии и океанологии.

Провёл более 20 погружений и 200 экспедиций. Является создателем модели гидротермальной системы. Разработал концепцию экосистемы, населенной особой фауной. С сотрудниками из других стран совместно создал методику, которая позволяет определять роль морской нано- и микробиоты. Открыл и описал более 50 видов ракообразных.

Геннадий Розенберг

Он появился на свет в 1949 году в Уфе. Его именем мы также продолжаем рассмотрение списка русских ученых-биологов 21 века. Планировал стать инженером, но вскоре возглавил лабораторию при Институте биологии. В 1987 году переехал в Тольятти. Является создателем метода анализа структуры и динамики экосистем. Создал собственную систему экологии крупных регионов для целей аналитики.

Юрий Ильин

Будущий ученый родился зимой 1941 года в Асбесте. Известный молекулярный биолог. Являлся специалистом в молекулярной генетике и биологии. В 1976 году провел исследование мобильных генов. Переоценить его значение крайне сложно, так как оно значительно продвинуло вперед всю науку. Изучал мобильные элементы эукариотов. Является создателем теории о роли мобильных генов в канцерогенезе, эволюции и мутагенезе.

Зинаида Донец

Другие имена

Стоит отметить, что русские ученые-биологи и их открытия не всегда оценивались по достоинству. Есть много исследователей, о которых знают лишь те, кто тоже связал свою жизнь с этой наукой. Например, стоит упоминать имя Николая Кольцова - русского биолога, который считается основоположником экспериментальной биологии. Он первым создал гипотезу о молекулярном строении хромосом и их матричной репродукции. Открытие было сделано в 1928 году. Таким образом, этот выдающийся ученый предвосхитил все базовые положения современной биологии и генетики.

Нельзя не отметить русского естествоиспытателя Климента Тимирязева. Родился он в 1843 году. Является открывателем закономерностей фотосинтеза. Открыл и обосновал процесс влияния света на образование органических веществ в слоях растения.

Четвериков Сергей является талантливым советским генетиком, которого по праву считают одним из основоположников популяционной и эволюционной генетики. Это один из первых исследователей, который нашёл взаимосвязь между закономерностями отбора особей в популяции и скоростью динамики в эволюционных процессах.

Александр Тихомиров является русским ученым, который открыл искусственный партеногенез. А ведь это явление считается важнейшим разделом учения об индивидуальном развитии живого существа. Внес большой вклад в развитие шелководства в нашей стране.

Вот мы и рассмотрели информацию кратко о русских ученых-биологах и их открытиях. Однако хотелось бы ещё упомянуть несколько имён, о которых знают очень мало людей.

Стоит упомянуть Ивана Гмелина - участника Великой Северной экспедиции и натуралиста. Ученый является академическим исследователем Сибири, этнографом и ботаником. Описал более 500 видов растений Сибири. Там же прошел более 34 000 км. Написал объемный труд о флоре края.

Николай Турчанинов - первый ученый, который описал фауну Забайкалья и Прибайкалья. Собрал огромный частный гербарий. Описал всего более 2000 видов растений со всего мира. Является наиболее значимым исследователем азиатской флоры.

Также стоит упомянуть имя Андрея Фаминцына, который является открывателем семиотической природы лишайников. Также открыл симбиоз водорослей и радиолярий. Глобально исследовал искусственное освещение для растений.

На этом и завершим рассмотрение биографий русских ученых-биологов и их открытий (кратко). Мы упомянули все самые значимые имена, без которых представить русскую биологию просто невозможно. Однако, несмотря на это, есть еще множество ученых, вклад в развитие этой науки которых просто неоценим. Русские ученые-биологи достойны внимания, ведь они буквально создали базовые принципы современной науки и фактически заложили первые основы.

Знать эти имена должен каждый человек хотя бы потому, что биология - это наука о самой жизни. Подводя итоги статьи, хочется еще раз выразить уважение русским ученым-биологам, благодаря которым мы имеем возможность изучать целостную комплексную науку. Помните, что этими именами можно и нужно гордиться. Конечно, важен вклад ученых со всего мира, но мы должны знать и уважать своих собственных героев.

Н.И. Вавилов блистательный ученый XX века. Вавилов проявил себя как географ, эволюционист и специалист по защите растений. Примечательно, что все его научные интересы были взаимосвязаны. Он первым увидел возможность и жизненную необходимость исследования культурных растений с точки зрения генетики, эволюции и географии. Ему принадлежит ряд открытий, которые по сей день не исчерпали своей актуальности.

Вавилов мечтал искоренить нехватку продуктов питания в мире . Его план состоял в том, чтобы использовать новую науку о генетике для размножения и повышения урожайности культурных растений, которые могли бы расти где угодно, в любом климате; в песчаных пустынях и замерзающих тундрах. Он назвал это «миссией для всего человечества». Вавилов признан главным географом завода современности. Ученый сформулировал очень важные постулаты в области генетики, написал более десяти книг и выполнил гигантскую работу по организации системы сельскохозяйственных учреждений в СССР.

Факты из биографии

Николай Иванович Вавилов родился 13 ноября 1887 г. в Москве в семье богатого купца Ивана Ильича Вавилова и его супруги Александры Михайловны Постниковой. И.И.Вавилов хотел, чтобы его дети продолжили его дело и стали коммерсантами, но все дети стали общепризнанными специалистами, каждый в своей сфере деятельности.

В семье Вавиловых было семеро детей, но трое из них ушли из жизни еще в детстве. У Н.И. Вавилова было две сестры и брат. Сестры Николая Вавилова Александра и Лидия получили медицинское образование. Лидия скоропостижно скончалась в 1913 году, заразившись черной оспой во время экспедиции. Его младший брат Сергей Иванович Вавилов стал знаменитым физиком.

По настоянию отца, братья Николай и Сергей получили образование в Московском коммерческом училище . После обучения в училище он собирался зачислиться в Императорский Московский университет но, он не пожелал тратить год на изучение латинского языка, который являлся обязательным при поступлении, в 1906 г. был зачислен в Московский сельскохозяйственный институт (МСХИ). В годы студенчества он усердно изучал цикл ботанико-растениеводческие дисциплины, и зарекомендовал себя как инициативный и исполнительный студент.

Уже после окончания 2 курса, в 1908 году Вавилов с небольшой группой совершил свое первое путешествие на Кавказ. Из этого путешествия он привез около 160 листов гербария.

В 1913-1914 годах Н. И. Вавилов трудился в лучших лабораториях Великобритании, Франции и Германии. Он также собирался посетить Северную Америку, однако в 1914 году развязалась первая мировая война, что помешало намеченному плану. Особенно многозначительные были его исследования с Уильямом Бетсоном в садоводческом институте Джона Иннеса. В 1922 году серия его работ опубликовались в Англии, включая “Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости ”.

Н.И.Вавилов объехал более 64 зарубежных стран, выучил около 15 языков, собрал коллекцию семян, насчитывающую 250,000 образцов семян . Он посещал страны и не боялся опасных ситуаций, в которые они попадал довольно часто. Первое свое путешествие он совершил в Азию в 1916 году.В 1917 году Н.И.Вавилова избрали единовременно профессором на кафедру частного земледелия и селекции Воронежского сельскохозяйственного института и в Саратовский университет на агрономический факультет. Он сделал выбор в пользу Саратова, где работал преподавателем в университете.

За время, проведенное в Саратове, им были опубликованы три фундаментальные работы, одна из них теория центров происхождения культурных растений.

Принимая во внимание значимость и перспективность проделанных исследований, Николай Вавилов назначен членом-корреспондентом Академии наук СССР и директором Государственного института опытной агрономии в 1923 году. В 1926 году — он становится лауреатом премии В.И.Ленина

В 1940 году Вавилов был арестован за критику концепций советского биолога Трофима Лысенко, который пользовался поддержкой Сталина. В 1941 году Вавилов был приговорен к смертной казни, но в 1942 году он был изменен на двадцать лет лишения свободы «исправительного труда» в лагерях КГБ. Кажется, что Вавилов никогда не знал о замене его приговора. 26 января 1943 года он умер в тюрьме от измора голодом, похоронен в общей могиле.

Факты из личной жизни

Н.И.Вавилов был женат дважды. Первая супруга дочь купца Екатерина Сахарова . Она была не красавица, но обладала блестящим умом, что в ней и привлекло Николая Вавилова. Их бракосочетание состоялось в 1912 году. Екатерина была заботливой и понимающей женой, она всячески содействовала Николаю: поддерживала его в длительной поездке за границу, она так же знала несколько иностранных языков и помогала ему с переводами. В 1918 году в их семье родился сын Олег. Но вскоре после рождения сына их семейная жизнь рухнула, Николай Вавилов отправился в Саратов, а супруга осталась в Москве с сыном.

Через год муж получил квартиру, Екатерина приехала в Самару. Но к тому времени Вавилов был увлечен своей студенткой Еленой Барулиной. После этого Николай некоторое время вел двойную жизнь, но в 1926 году он официально развелся. Екатерине в дальнейшем выпала тяжелая участь, ее сын погиб в 1946 году в Домбае. Она так и не вышла замуж снова, прожила в полном одиночестве до 1963 года.

Брак с Еленой Барулиной состоялся вскоре после его развода с Катей. Через два года на свет появился их сын Юрий.

  1. Н.И.Вавилов был атеистом
  2. С 1934 года Сталин запретил Вавилову выезжать за границу
  3. За время следствия Вавилов был вызван на допрос около 400 раз, общее время допросов составило 1700 часов. Так же известно, что в отношении Вавилова применялись чудовищные пытки.
  4. Находясь в заключении, Н.Вавилов написал книгу о земледелии, которая после его смерти была сожжена с остальными его вещами.
  5. Сергей Вавилов ежегодно в день рождения брата получал записку “инкогнито” со словами: «Каин, где брат твой Авель?» Сергею Ивановичу эти записки приносили непередаваемые душевные страдания: в те страшные годы он оказывал помощь не только семье брата, но и другим преследуемым.

Здравствуйте, друзья! В статье «Евклид: краткая биография, открытия, факты, видео» — о жизни древнегреческого математика и философа. «Евклид» — в переводе с древнегреческого языка означает «добрая слава».

Биография Евклида

Согласно некоторым архивным документам он родился приблизительно в 325 г. н. э. Жизнь мыслителя совпадает по времени с правлением Птолемея Первого.

Научная деятельность великого математика развивалась в Александрии. Образование он получил от последователей Платона, от них же унаследовал систему философских взглядов. Это позволило Евклиду открыть в Александрии математическую школу, где он стал первым преподавателем.

Главный труд ученого – «Начала» - первый в истории трактат по теоретической математике. Трактат охватывал и систематизировал все накопленные в Древней Греции знания по планиметрии, стереометрии, а также теории чисел.

Алгоритм Евклида – ныне используемый метод нахождения общего наибольшего делителя для двух чисел, был сформулирован уже в «Началах». В трактате заложен фундамент не только для написания им последующих научных работ, но и для развития всей математики в целом.

Что такое «евклидова геометрия»?

Свои знания в планиметрии и стереометрии гениальный мыслитель формулировал в виде аксиом и постулатов. Система аксиом касалась четырёх понятий: точки, прямой, плоскости, движения, а также взаимоотношения этих понятий между собой.

Для построения конкретных фигур на плоскости или в пространстве он разработал систему постулатов, предписывающих конкретные действия. Подобная система аксиом и постулатов в современности получила название «евклидова геометрия».

Достижения Евклида

Основная масса трудов учёного была написана по математике:

  • «Начала»;
  • «О делении фигур»;
  • «Конические сечения»;
  • «Поризмы» - о кривых линиях и условиях, их определяющих;
  • «Псевдария» - трактат об ошибках, возникающих при геометрических доказательствах.

Известны труды учёного по смежным дисциплинам – музыке, астрономии, оптике:

  • «Явления» - о практическом применении геометрии к изучению астрономии;
  • «Оптика» - о свете и законах его распространения;
  • «Катоптрика» - и преломлении света;
  • «Деление канона» - элементарная теория музыки.

Арабские учёные считают этого математика автором некоторых работ по механике и определению удельного веса тел.

В этом видео дополнительная и интересная информация к статье «Евклид: краткая биография, открытия, факты, видео»



Новое на сайте

>

Самое популярное