Домой Дизайн Из какого материала дешевле построить гараж своими руками. Постройка гаража своими руками

Из какого материала дешевле построить гараж своими руками. Постройка гаража своими руками

Построить удобный гараж самому за месяц вполне реально. Конечно, если есть помощник, то работа пойдет быстрее и вполне можно уложиться и в две недели. Главное, определиться с выбором материала.

Рассмотрим самые доступные материалы, из чего построить гараж, с наименьшими затратами по степени сложности:

  • Готовые металлические конструкции можно установить за сутки на мелко заглубленный фундамент или бетонные плиты. Минус такой постройки – необходимо качественное утепление и гидроизоляция.
  • Дешевле обойдется вариант из профнастила, но потребуются сварочные работы.
  • Гараж из сэндвич-панелей — быстро и удобно. На металлический каркас монтируются утепленные панели, толщиной не менее 100 мм. Устройство фундамента для такой постройки не требуется, достаточно утрамбованной подушки из щебня. Для частного дома идеальный быстрый и удобный вариант при минимальных затратах.
  • Если есть доступ к недорогой древесине, то это надежно и долговечно. Обработанные антисептиком и антипиренами бревна по теплоизоляции и долговечности не уступают камню и кирпичу и даже лучше.
  • Надежный и теплый кирпичный гараж обойдется дороже, для него нужно будет заливать ленточный или плитный фундамент и позаботиться об утепленной кровле. Дешевле обойдется гараж из пенобетона, но, в этом случае придется думать о качественном утеплении и гидроизоляции.

Рассмотрим подробней каждый вариант строительства, тогда будет проще определиться, какой построить гараж выгодней именно Вам.

Если сравнивать по цене, то шлакоблоки, бюджетный выбор. Принцип строительства из кирпича или камня аналогичен, поэтому рассмотрим пошагово постройку из блоков.

В продаже есть разные варианты блоков, но важно обратить внимание на их конфигурацию. Полнотелые блоки нужно использовать для фундамента, они лучше выдерживают большие нагрузки, а пустотелые для стен гаража.

Виды блоков и их характеристики:

  • Материалы, спрессованные из доменного шлака, с добавкой перлита или полистирола самые надежные и долговечные.
  • Камень ракушечник после строительства требует обязательной штукатурки стен изнутри и снаружи, но славится отличными теплоизоляционными характеристиками.
  • Пенобетон – удобный и недорогой, не требует финишной отделки, хорошо держит тепло.

Минус любого блочного материала – не устойчив к действию влаги. Даже на сухих грунтах обязательно нужно укладывать слой гидроизоляции на фундамент. При высоком залегании грунтовых вод на участке дорогое удовольствие – нужна серьезная гидроизоляция, лучше выбрать другие материалы.

Устройство фундамента

Кирпичный гараж (в один, полкирпича) или шлакоблоки смело можно укладывать на армированный ленточный фундамент среднего заглубления. Ширина ленты 40-45 см, глубина 50 см, не меньше.

Постройку из пенобетона или шлакоблока обязательно надо устанавливать на невысокий гидро- и теплоизолированный цоколь, чтобы отсечь влагу из грунта. Обыкновенный рулонный рубероид в два слоя прекрасно подойдет для строительства.

После возведения фундамента цоколь тепло- и пароизолируется при помощи специального материала. Универсальный вариант гидро-, тепло- и пароизоляции — простой рубероид. Для пароизоляции можно выбрать специальную мембрану для фундаментов.

Важно помнить, что для застывания бетона понадобиться от 28 до 30 дней, в зависимости от погоды. Поэтому заливать фундамент лучше ранней весной, когда почва оттает, но еще нет жары. Это лучшие условия для идеального застывания бетона и строительства любого бетонного основания.

Можно заливать основание и осенью, но здесь надо ориентироваться на погоду. Шлакоблоки можно монтировать только в сухую погоду, нельзя допускать намокания материала.

Мастера советуют цоколь из кирпича под гараж – это надежней и долговечней. Высота цоколя, в зависимости от влажности почвы 10 – 20 см.

Обязательно предусмотреть и отмостку, шириной 50 см

Возведение стен, стяжка, кровля

Кладку из блоков своими руками выполнить гораздо легче и быстрее, чем кирпичную или каменную. Если нужен теплый гараж, то стены выкладываем тычковым методом в один камень. Для южных регионов вполне достаточно пол камня, уложенных ложковым методом.

Важно. Ворота устанавливаем до того, как начнем возводить стены. Это же правило соблюдается и при кладке из кирпича.

Для севера надо возводить стену не менее, чем в два камня, так как стена в один камень промерзает при температуре -15 и выше, будет необходимо серьезное утепление, что стоит не дешево.

Чтобы стена постройки была ровной, вначале выкладываем углы, а потом по шнуру укладываем шлакоблоки по методу кирпичной кладки с перекрыванием шва нижнего ряда.

Стяжку пола можно заливать и с цементом М200, он дешевле, но толщиной не менее десяти сантиметров.

Кладка из кирпича или камня

Стены из кирпича или камня также устанавливаем на ленточный фундамент среднего заглубления с обязательным обустройством цоколя. Последовательность и нюансы:

  • Цоколь для кирпича и камня нужен высотой не менее 10 см.
  • Поверх цоколя важно уложить гидроизоляцию из рубероида.
  • До строительства стен, надо установить ворота гаража, чтобы они были прочно вмонтированы в кладку из кирпича. Закладные прутья с шагом 30 см привариваются по периметру ворот и вмуровываются в швы кладки из кирпича.
  • Кирпич кладем обычным методом (цепным), начиная от углов.
  • Раствор для кладки: цемент М400, не ниже, в пропорциях ведро цемента на четыре ведра песка. Важно, чтобы раствор не был жидким, лучше консистенция густой сметаны. Для пластичности можно добавить полведра глины или известкового молока.
  • Высота стены у ворот – 250 см, уклон на снижение в сторону задней стенки до высоты два метра.

Если нужна высота стены три метра и выше, то стены нужно армировать металлической сеткой. Самый надежный вариант армирования – каждый пятый ряд кладки кирпича.

Уклон для крыши должен быть не меньше, чем пять сантиметров на метр кладки стены. Стандартно уклон для хорошего стока воды с перепадом высоты стен 30 сантиметров.

Кровля

Кровлю выбираем односкатную исходя из бюджета – дешевле обойдется шифер, профнастил придется дополнительно утеплять слоем фанеры или другого обшивочного материала.

Перекрытия для гаража можно делать из дерева, но металлические балки надежней и долговечней. Их вмуровывают в стены на глубину 10 см. Для стен из шлакоблока важно укрепить место установки балки слоем бетона.

На что еще важно обратить внимание:

  • Шаг балок перекрытия 80 см с уклоном по уровню стен.
  • Выступ за стены наружу не менее 20 см.
  • Подшивка черновая из доски необрезной 40 мм с минимумом щелей.
  • В качестве гидроизоляции по доскам – рулонный рубероид.
  • Слой утеплителя по рубероиду – керамзит, шлак, минеральная вата. Пенопласт использовать нежелательно, у него нулевая проводимость воздуха, что опасно для гаража.

Все деревянные конструкции обязательно покрасить или обработать антисептиком глубокого проникновения для древесины. Построить гараж своими руками обойдется на 50 процентов дешевле, чем нанимать бригаду строителей, но и времени это займет в два раза больше.

Сборные металлические конструкции с разной обшивкой

Недостатки металлического гаража – холод и высокая влажность. Строительство гаража из готовых листов по каркасу – это быстро и удобно. По сваренному из металла остову можно установить два варианта стен:

  • Сэндвич-панели – это плиты из двух профилированных металлических листов со слоем утеплителя внутри.
  • Профнастил – для стен подойдет только маркировка ПС или С. Жесткость листа – не менее 20. Для легкого и прочного строения нужен профнастил С-20.

В качестве фундамента для такой сборной конструкции подойдут бетонные блоки полнотелые или бетонные плиты. Некоторые мастера уверены, что надежней плит чем залитый плитный монолитный фундамент, глубиной 50 см, просто не бывает.

Стойки каркаса бетонируются в фундамент. Обязательно нужно предусмотреть отмостку, шириной до 20 см.

По установленному и сваренному каркасу при помощи шурупов, заклепок или болтов устанавливаются листы профнастила или сэндвич-панели.

Гараж из дерева

Строительство гаража из дерева – недорого и быстро. Сейчас очень популярны сборные конструкции по каркасной технологии. Такие постройки легкие, не требуют устройства серьезного фундамента, и есть возможность утеплить стены.

Основные важные этапы:

  • Основание может быть монолитным армированным на песчаной или гравийной подушке с отмосткой по периметру 20 см или выполнено из дешевого материала – бетонных блоков, толщиной от 30см.
  • Для каркасного гаража подойдет и недорогой столбчатый фундамент.
  • Так как дерево коробится от влаги основное внимание гидроизоляции фундамента и цоколя. Бревна и доски обязательно обработать водоотталкивающей пропиткой и покрасить.
  • По всему периметру фундамента и по цоколю уложить слой гидроизоляции из рубероида.
  • Угловые стойки выполняем из бруса, а остальной каркас из досок 50х100, этого вполне достаточно. Для верхних лаг подойдет и доска 25х100, но нижние брусья надо брать потолще.
  • Нижняя обвязка с интервалом 120 см.
  • По каркасу можно монтировать любой отделочный материалфасадный сайдинг или вагонка..
  • Слой паро — и гидроизоляции между внешней и внутренней обшивкой – минеральная вата в рулонах или плитах, пароизоляционная пленка и простой полиэтилен.
  • Кровлю можно устанавливать как односкатную, так и двускатную, в зависимости от выбранной конструкции постройки.

Изнутри можно обшить каркас листами фанеры и покрасить краской с добавлением антипиренов. В деревянных гаражах ворота устанавливают в последнюю очередь, чтобы постройку не повело под тяжестью металла.

Гараж – помещение не только для авто. При наличии большой площади можно организовать мастерскую или склад – словом, актуален гараж не только для автовладельцев. При нынешней стоимости готовых, даже самых простых по конструкции гаражей имеет смысл возвести его своими руками – получится довольно приличная экономия.

В данной статье речь пойдет о проектировании и строительстве гаража.

Выбор материала для гаража

Вынашивая идею, как бы сделать гараж, следует сразу прикинуть бюджет строительства – в какую сумму выльется эта идея.

Материалом для строительства может послужить металл (самый дешевый вариант) либо можно сделать капитальную постройку гаража из кирпича, ракушечника или шлакоблока. Возведение капитального гаража сложнее, дороже и более трудоемкое, но само строение значительно прочнее.


Проект гаража и его содержание

Проектная документация гаража достаточно проста и отражает его габариты, расположение подсобных помещений в гараже.

Также в ней содержится краткое описание назначения гаража – будет ли он только местом стоянки автомобиля, либо там будет предусмотрена яма, мастерская, подсобные помещения, будет ли подведено водоснабжение и так далее.

Подготовка и выбор места для строительства

Требования к месту для строительства гаража таковы:

  • наличие коммуникаций поблизости – электричества и желательно водопровода и канализации;
  • здание не должно располагаться в низине во избежание затопления его дождевыми водами;
  • в случае, если это не индивидуальное жилое строительство с гаражом, лучше всего возводить строение на охраняемой территории гаражного кооператива.

Подготовка к строительству заключается в разметке участка после того, как решен вопрос с габаритами помещения. Для стоянки легкового автомобиля за глаза хватит гаража размером 6X4 метра с высотой 3 метра.

Уже 4 метров гараж делать не стоит по причине того, что помимо автомобиля, вдоль стен имеет смысл разместить стеллажи с инструментами, кроме того, должен быть проход между авто и стеллажами не менее 60 см.

Авто имеет ширину около 2 метров, плюс по метру с боков – итого 4 метра. По длине легковой автомобиль не меньше 3,5 метров, а, как правило, больше.

Заливка фундамента

В случае возведения каменного гаража своими руками для него необходим фундамент. Для этих целей подойдет ленточный фундамент с заглублением 70-80 см. Если в гараже будет яма, то на этапе земляных работ готовится углубление под нее.

Стенки ямы выстилают рубероидом. Дно траншеи под фундамент необходимо просыпать подушкой из щебня, которую затем утрамбовывают. Опалубку выставляют с расчетом того, чтобы фундамент возвышался над уровнем почвы на 10-15 см.

Фундамент в обязательном порядке армируется. Бетон для фундамента делается по стандартной схеме – 1 часть цемента М400, 3 части песка, 3.5 части щебня.

Если цемент марки М500, то песка можно взять 4 части. Бетон полностью набирает прочность в течение 4 недель. Между фундаментом и камнем делается гидроизоляция из рубероида.

Кладка камня

Стена выкладывается одним из следующих вариантов – полкамня, камень, полтора либо два камня. В зависимости от толщины стены будет меняться устойчивость гаража к погодным и температурным условиям.


Наиболее широко применяется такая кладка, чтобы следующий ряд камня перекрывал швы на предыдущем.

Требования к кладке таковы:

  • в случае отсутствия облицовки стен рекомендуется делать расшивку на швах;
  • обязательно придерживаться вертикали – для этого пользуются строительным уровнем либо отвесом;
  • со стороны ворот необходимо собрать их каркас и укрепить его распорками;
  • необходимо предусмотреть гнезда для балок перекрытия в верхней части стен с шагом 60-100 см. Ориентировочный размер гнезда – 20X20X15 см.

На этом же этапе предусматривают вентиляцию гаража, принудительную либо естественную.

Монтаж крыши

Для возведения основания крыши оптимально подойдут двутавровые балки. Размер их подбирается так, чтобы ширина постройки была меньше на 20-30 см. Шаг между балками должен составлять 80-100 см, крепят из при помощи анкеров.

Затем основание зашивается 40-мм досками, поверх которых кладется рубероид, сверху него в качестве утеплителя стелют минвату. Затем делается стяжка толщиной 15-30 мм, и выполняется финишное покрытие из рубемаста или акваизола.

Полы

Пол заливается в один уровень с фундаментом. Толщина бетонной стяжки должна быть не менее 10 см, предварительно делается подушка из щебня.

Для пола подойдет бетон марки М200, с добавлением жидкого стекла для дополнительной гидроизоляции. Полы предварительно армируются, причем ячейки должны быть достаточно частые – в идеале, 15X15 см.

Заключительный этап

На последнем этапе работ в гараже монтируются ворота, и проводится электричество, а в некоторых случаях вода и канализация. Проводку можно сделать как скрытого типа, спрятав ее под штукатуркой, так и пустить поверх стены.


С точки зрения эстетики лучше первый вариант, а с практической точки зрения – второй. В случае повреждения проводки не нужно будет штробить стену и искать место повреждения.

Утепление и отделка помещения остаются на усмотрение владельца гаража – здесь каких-либо особых требований нет, все зависит от суммы, которую он готов вложить в строительство гаража. Кстати, существуют даже жилые гаражи – их примеры можно найти на фото в интернете.

Фото гаражей своими руками

Машина для настоящих автолюбителей - это не только средство передвижения, но также надежный соратник, друг и «увлекательный конструктор». За автомобилем ухаживают, меняют свечи зажигания, масло, заливают отличное топливо. Но наивысшим проявлением заботы является строительство гаража своими руками. Такие конструкции по праву называют наиболее надежными, так как их возводили щепетильные владельцы автотранспорта, которые лучше всех знают, какая именно «жилплощадь» нужна для их четырехколесного «железного друга». Помимо этого, экономятся деньги из семейного бюджета, так как не закупаются лишние материалы и не используются различные дорогостоящие услуги.

Собери гараж-конструктор за несколько дней

Оформление документации

Самодельный гараж, который построен на земельном участке, что не предназначен для строительства, считается самостроем с точки зрения законодательства. Это же касается и ситуации, когда работы ведутся на земле, которая не принадлежит владельцу автомобиля. Разрешительную документацию на готовую постройку не нужно оформлять, если:

  • гараж не капитальный (металлические и каркасные постройки);
  • строение возведено не в коммерческих целях на дачном или садовом участке;
  • постройка выступает сооружением вспомогательного назначения.

Узакониванию подлежат все прочие варианты самовольной застройки. Оформлению подлежит и участок земли, если раньше не проводилась такая процедура.

Виды гаражей

Укрытия для автомобиля бывают по-разному построенными. Зависит все от финансовых возможностей, личных предпочтений и имеющейся территории под застройку. Гараж может быть пристроенным к дому с торца дачного или жилого дома или сзади него, либо встроенным под самим домом.

Бывают гаражи встроенными со смещением этажей, однако подобное расположение создает неудобства при эксплуатации. В продаже имеются сборно-разборные конструкции. При желании можно устроить навес. Цена строительства гаража этого вида - сносная. Такое строение является наиболее простым, но вместе с этим и ненадежным вариантом.

А вот самыми популярными являются отдельно стоящие гаражи, которые лучше всего располагать поближе к въезду на земельный участок, чтобы через всю территорию не прокладывать подъездные пути, что «съедают» ценные квадратные метры. Расположить гараж можно на линии застройки участка, чтобы гаражные ворота выходили непосредственно на улицу. Подобные строения бывают капитальными из кирпича с двухскатной или плоской крышей, частью хозблока или сборными металлическими конструкциями.

Строительство гаража на своем участке

Вот и пришло долгожданное время начала строительства гаража. Как и любая другая работа, возведение укрытия для автомобиля доставит массу хлопот, но также и не мало удовольствия, позволяя к тому же значительно сэкономить. Просмотрев фото строительства гаража, вы получите море положительных эмоций. Да и результат вас не огорчит!

Проект гаража

Началом любой стройки является проект. Вам не обязательно придется использовать рулон чертежей, но если вы намереваетесь создать что-то по-настоящему стоящее, объект стоит предварительно нарисовать и описать.

В первую очередь на стадии проектирования нужно определить следующее:

  1. Задачи, что будет решать гараж. Решите, будет ли укрытие служить исключительно местом стоянки машины, или в нем будут также производиться ремонтные работы? Может вам необходима смотровая яма? Все ваши пожелания запишите на бумаге.
  2. Размеры укрытия по высоте. Эти параметры определяются, исходя из характеристики и размеров площадки, на которой будет возведен гараж, и от задач, которые он будет решать.

Если он нужен только для стоянки автомобиля, хватит площади 3 на 6 метров (если ваша машина не «хаммер»). В таком помещении свободно можно разместить авто шириной до 2 и длиной 4,5 метра. Вдоль гаража при этом останется с обеих сторон по 50 сантиметров для открывания дверей и удобного выхода из машины, а перед ней — пространство для парковки.

Высоту гаража необходимо сделать достаточной для проезда машины - 1,5 - 1,9 метров. Но лучше этот показатель привязать к размерам ворот, имеющих высоту 2—2,5 метра. Если вы - не владелец престижной иномарки, которая имеет длину до 5 метров и ширину до 1,9 метров, размер гаража стоит увеличить.

Если планируется разместить дополнительно погреб и верстак, размеры, разумеется, должны быть увеличены ещё. Однако в большом гараже удобно ремонтировать и обслуживать автомобиль, а на стеллажах и полках можно располагать инструменты, подсобную утварь и сезонные шины. При устройстве укрытия на две машины помимо машиноместа между транспортом необходимо предусмотреть дополнительное расстояние не меньше 70 сантиметров.

Выбор места

Чтобы выбрать место под строительство гаража, рекомендуется разработать генеральный план земельного участка и разместить на нем все постройки усадьбы с учетом противопожарных и санитарно-гигиенических норм. Нужно также учитывать расположение гаража относительно границ земельного участка и дома, а также удобство подъезда к гаражу.

Гараж можно разместить на линии застройки и в глубине участка, если двери при открывании не препятствуют движению автомобилей по проезжей части; на расстоянии 1 метр от соседнего земельного участка, если вода не попадает на него, стекая с крыши гаража.
Вход в гараж согласно принятым санитарным нормам должен располагаться не меньше чем на расстоянии 10 метров от окон соседних домов.

Противопожарные нормы также диктуют свои требования: отдельно стоящий гараж рекомендуется размещать не ближе 9 метров от дома и не ближе 15 метров от строений, что отделаны полимерными материалами.

На данном этапе необходимо наброски на листе бумаги перенести на реальную местность. Для этого этапа требуется десяток колышков, что имеют длину сантиметров сорок, тяжелый молоток, рулетка на пять метров, можно больше, и капроновый шнур. Для привязки гаража к местности следует определить точку, в которой будет располагаться один угол гаража, и положение укрытия для машины относительно этой точки в пространстве.

Материалы для строительства

При строительстве гаража своими руками можно пользоваться различными строительными материалами:

  • кирпич является самым привычным и весьма распространенным материалом, постройка в этом случае получается достаточно надежной;
  • железобетон позволяет построить надежный гараж, который будет разборным, демонтировать такую конструкцию вы сможете в любой момент;
  • шлакобетон меньше стоит, чем кирпич, но более трудоемкий в процессе работы, а безопасность укрытия - ниже;
  • металл позволяет довольно быстро возвести конструкцию, да и стоимость строительства гаража - не заоблачная, так как не требуются большие затраты на закладку фундамента;
  • дерево - не самый подходящий материал для возведения гаража, не надежный и нуждающийся в постоянном уходе.

Земляные работы и фундамент

При строительстве гаража земляные работы выполняют вручную. Траншею под монолитный фундамент нужно вырыть шириной минимум 40 сантиметров. В зависимости от уровня промерзания грунта в определенном регионе глубина выбирается 0,6 - 1,2 метров. Как правило, хватает метровой глубины.

Дно траншеи сделайте не рыхлым, то есть грунт следует выбрать до слоя с естественной плотностью. Обработайте стены лопатой, чтобы они были вертикальные и ровные. Вариантов фундаментов для гаража существует огромное количество. Но мы остановимся на бутобетонном фундаменте, который является достаточно простым и относительно недорогим.

Бутобетонный фундамент делается просто: в траншею рядами принято укладывать бутовый камень, и проливать каждый ряд цементным раствором, пока до самого верха не заполнится траншея. Для заливки бутового возьмите раствор не ниже маркировки 150. Для этого портландцемент марки 400 смешайте с песком, исходя из расчета 2,5 ведра песка на одно ведро цемента. Налейте воды до достижения необходимой подвижности раствора, около ведра.

Цоколь гаража

По периметру траншеи для устройства цоколя следует установить опалубку из досок шириной около 10 сантиметров. Опалубку принято выставлять по уровню. Если у вас неровная площадка, то за основу возьмите самое высокое место, добавьте сантиметров десять на уровень цоколя и уже от него отметьте горизонт.

По цоколю необходимо устроить горизонтальную гидроизоляцию из нескольких слоев рубероида, что уложены насухо. Гидроизоляция нужна, чтобы стены гаража не впитывали из земли капиллярную влагу. До начала строительства гаража и стен необходимо установить гаражные ворота, которые будут закрепляться в кладке по мере возведения стены.

Гаражные ворота

Ворота должны быть надежными и удобными в эксплуатации. Они бывают распашными, секционными, роллетными и подъемно-поворотными. Открываться ворота могут автоматически и механически. Предпочтительней первый вариант, так как изделие открывается при помощи пульта управления, не выходя из автомобиля. Однако стоит предусмотреть и ручной режим на случай отсутствия электричества.

Каркас створок ворот сделайте из деревянных брусков, что имеют ширину 90-100 и толщину 50 миллиметров. Наружную сторону каркаса окрасьте и на сырую краску прибивайте 6-миллиметровую фанеру. Переверните заготовку и пустую полость между брусками заполните утеплителем непосредственно на свежую краску, чтобы предотвратить сползание утеплителя вниз.

После этого следует прокрасить каркас с другой стороны и прибить фанеру или оргалит, также окрашенные предварительно по всей поверхности. Получится в итоге теплый сэндвич с фанеры, утеплителя и оргалита. Створки гаражных ворот необходимо навесить тремя металлическими петлями таким способом, чтобы полотно вошло в четверть, которая выбрана в дверном блоке, плотно.

Для увеличения прочности соединения со стеной к раме ворот приваривают закладные детали - круглые прутья диаметром 10-12 миллиметров. При кладке прутья нужно заделать в швах. Устанавливаются ворота вертикально, практикуя проверку отвесом или уровнем. Вертикаль проверьте по раме ворот, слева и справа. Двигать ворота можно небольшим ломом, либо плоскими камнями, что подкладываются под углы.

Стены в гараже

После установки гаражных ворот необходимо приступить к кладке стен, уложите шлакоблок (пенобетон или кирпич) при ширине стены 200 миллиметров «кирпичиком» - обычной цепной кладкой: последующий ряд должен перекрывать швы предыдущего ряда. Кладку следует начинать с углов. Дальше стоит натянуть тонкий шнур между ними, и уложить остальные блоки по этому шнуру. Затем углы поднимаем, и процесс повторяется.

Вертикальность стен рекомендуется проверять отвесом, особенное внимание обращая на вертикальность углов. Уровнем проверяйте горизонтальность рядов. Позаботьтесь о соответствующем уклоне, чтобы обеспечить нормальный сток дождевой воды. Торцевые стены гаража с этой целью выполните разной высоты, сделав верхний обрез боковой стены с уклоном.

Уклон нужно обустраивать, исходя из перепадов по высоте: на каждый метр 5 сантиметров. К примеру, при длине гаража в 6 метров общий перепад достигнет 30 сантиметров. Чтобы уклон получился ровным, натяните шнур, по которому и будете ориентироваться.

Кроме того, рекомендуется позаботиться о подмостях, которые необходимы при кладке стен выше, чем 1,5 метра. Можно сделать подмости из чего угодно - старых дверных полотен, досок с условием, что они выдержат без труда вес одного человека, несколько ведер с раствором и 5 - 6 строительных блоков. Общий вес составляет порядка 170 - 200 килограмм.

Раствор для кладки гаражных стен замешивается из расчета одно ведро цемента с маркировкой 400 на 4,5 ведра песка. Не делайте раствор чересчур жидким, он должен достигать консистенции густой сметаны. Чтобы раствор был более пластичным и не расслаивался, добавьте в него примерно полведра обычной глины или известкового теста.

Сделайте со стороны ворот высоту стены около 2,5 метров. Высота стены, в которую идет уклон, должна составлять порядка 2 метров. Высоту стен при необходимости можно безбоязненно увеличить до 3, даже до 4 метров, но кладку в этой ситуации нужно армировать металлической сеткой через каждые 4 - 5 рядов.

Перекрытие и крыша

Перекрытие для гаража можно выполнить по металлическим балкам с дощатой подшивкой. Для перекрытия нужно запастись стальными балками высотой 100 - 120 миллиметра. Такие балки могут обеспечить перекрытие гаража, который имеет ширину до 6 метров. Выберите длину балок на 20 - 25 сантиметров больше, чем ширина гаража, чтобы они заходили в стену не меньше чем на 10 сантиметров.

Балки нужно уложить поперек гаража, параллельно самой короткой стене с шагом 80 сантиметров. Балки рекомендуется уложить и заделать в длинную стену, а затем повторить ее уклон. После этого приступите к зашивке перекрытия. Уложите по нижним полкам балок доски толщиной 40 миллиметров, стараясь как можно плотнее их сдвинуть.

Поверх досок разместите рубероид, раскатывая поперек гаража рулон, чтобы края загибались на 10 сантиметров вверх. По рубероиду засыпьте шлак, керамзит или полужесткую минплиту. Крыша спереди и сзади должна за стену гаража выступать минимум на 20 сантиметров с целью защиты стены от воды. Козырьки изготавливают из доски, запуская под верхнюю полку балки.

Поверх шлака сделайте стяжку из цементного раствора, который готовится в той пропорции, что и для кладки. Толщина стяжки составляет в идеальном варианте не менее 20 мм, а лучше, если она достигнет 30 - 35 миллиметров. Стяжку нужно выполнить, не допуская сильных бугров и впадин. В этом виде крыша гаража будет впитывать влагу, протекая даже при небольшом дожде.

Во избежание таких ситуаций стоит покрыть крышу водостойким материалом, используя рулонные кровельные материалы разновидности рубероид. Рубероид и все модификации (бикрост, акваизол и рубемаст) принято наклеивать на крышу двумя методами: при помощи битумной мастики или способом наплавления.

Цементную стяжку перед наклейкой рубероида рекомендуется обработать битумной грунтовкой или праймером, иначе он не приклеится. Приготовить праймер можно самостоятельно: для этого нужно смешать расплавленный битум и солярку, либо битум и отработанное моторное масло в пропорции 1 к 3. Следует запомнить, что битум наливают в масло (солярку), а не наоборот.

Наклеивать рубероидный ковер необходимо вдвоем. Наклеивать начинают с низкой части кровли, двигаясь вверх по уклону, поперек клея рулоны, с нахлестом минимум 10 сантиметров. В конце и в начале крыши, рубероид принято нахлестывать на торцевую доску козырька. Перед монтажом балки следует окрасить 2 раза, обработать доски антисептиком и с обеих сторон покрасить.

Полы и отмостка

В гараже принято устраивать пол на уровне обреза цоколя. Так как в укрытие для автомобиля будет заезжать машина, к прочности пола предъявляются самые высокие требования. Материалом для пола выступает бетон. Толщина слоя достигает 8-10 сантиметров. Земляную основу перед укладкой бетонной массы тщательно зачищают и по горизонту выравнивают.

Если нужна подсыпка, ее можно выполнить мелким щебнем, или с помощью песка с последующим трамбованием. Для пола заказывают готовый бетон М200. Или приготавливают раствор самостоятельно исходя из такой пропорции: 1 ведро цемента, 3 ведра мелкого щебня и 2 ведра песка. Воды берите не больше ведра.

Чтобы пол получился ровный, нужно натягивать шнурки, либо выставлять по уровню маяки из профильной трубы. При устройстве пола в гараже бетон принято укладывать порциями, не прерываясь. Если вы решили выставлять маяки, то бетон уложите между маяками полосами. Бетон после укладки необходимо тщательно затереть, а при желании - и зажелезнить.

Снаружи гаража нужно устроить отмостку шириной 50 сантиметров. Выполняют работу аналогично полу, устроив сначала щебеночное основание и уложив сверху бетон. Толщина бетона на отмостке должна составлять около 4-5 сантиметров. Отмостка должна быть с небольшим уклоном, направленным от гаража, так как ее назначение состоит в отводе талых и дождевых вод от стен.

Отделка и отопление

Гараж не требует особой отделки, но будет не лишним затереть цементным раствором стены, а то и в один слой заштукатурить и побелить известью. Утепление укрытия для машины является открытым вопросом, однако никакое утепление не спасет в зимнюю стужу без оборудования примитивного отопления. Утепление можно провести с помощью пенопластовых плит толщиной 5 сантиметров, или полужестких минераловатных плит.

Пристроенные и встроенные гаражи обычно теплые, потому что они отапливаются при помощи домашней котельной. Обогрев гаража бывает водяным и электрическим. Также можно установить масляные конвекторы и инфракрасные обогреватели. Но в любом случае температура зимой должна составлять в нем хотя бы 5—6 градусов по Цельсию.

Запомните, что в слишком теплом помещении автомобили долго не «живут». Высокие температуры способствует образованию на кузове конденсата, приводят к коррозии деталей авто и сокращают срок его службы.

Вентиляция гаража

Обустройте в гараже хорошую приточно-вытяжную вентиляцию, посредством которой будут удаляться из помещения запах горячих масел и бензина, а также выхлопные газы, что способствует просушке машины и создает нормальный воздухообмен, что для одной машины составляет 180 м3/ч.

Эффективная вентиляция подразумевает 6—10-кратный воздухообмен. Для обеспечения его принято использовать три режима вентиляции: комбинированный, механический и естественный. Самым недорогим и простым способом является естественный воздухообмен. В нижней части ворот установите приточные решетки. Из гаража воздух будет удаляться через дефлектор — специальное вытяжное устройство, что располагается на конце вытяжного воздуховода.

Воздуховод в гараже располагается возле противоположной воротам стены. Подобная конструкция работает таким образом: в гараж поступает тяжелый свежий воздух самотеком через приточные решетки, вытесняя менее плотный отработанный. Чтобы обеспечить эффективную вентиляцию, сечение приточной системы должно быть больше сечения вытяжной в 2 раза. Но естественный режим имеет и свои недостатки, потому что он зависит от различных внешних факторов: разницы внутренней и внешней температуры, а также давления ветра.

Если в гараже установлен вытяжной вентилятор, получается комбинированная система вентиляции. Его монтируют в воздуховод, что проходит через крышу гаража, или в стену. Недостатки подобной системы состоят в постоянной работе вытяжного вентилятора, отсутствии фильтрации и подогреве воздуха, который поступает с улицы.

Механическая вентиляция не имеет перечисленных изъянов, потому что за удаление и приток воздуха отвечают в этом случае специальные устройства вытяжной и приточной системы. Приточная вентиляция состоит из фильтра, вентилятора и нагревателя. Воздух в систему поступает по вентиляционному каналу, нагревается, фильтруется и попадает в помещение через воздухораспределитель. Отработанный воздух удаляется через вытяжной вентилятор.

Смотровая яма

Нужной частью гаража считается смотровая яма, так как современные автомобили время от времени требуют технического обслуживания и ремонта. Для некоторых автовладельцев устройство смотровой ямы выступает, скорее всего, данью моде и привычкой, нежели необходимостью.
Но если вы приняли решение - быть яме, то начните работу с ее разметки на поверхности площадки гаража. Смотровую яму рекомендуется сместить на 10-20 см вправо относительно центральной оси, чтобы увеличить в левой части свободное место для передвижения водителя и устройства верстака.

Длина ямы должна равняться длине автомобиля минус ширина бампера. Это делается, чтобы вы случайно не попали ногой в открытую яму. Для ремонта задней и передней части машины, автомобиль нужно продвигать вперед или назад.

Вход в яму лучше лестницей не оборудовать из-за травмоопасности, помимо этого, в яме всегда будет наблюдаться повышенная влажность, а поэтому деревянная лестница сгниет очень быстро. Вместо лестницы рекомендуется сделать несколько ступеней шириной 30-35 сантиметров и шагом в 30-40 сантиметров. Ступени необходимо залить бетоном со стенками ямы.

Поверхность ступеней хорошо использовать во время ремонта для инструментов, на них можно опереться для создания дополнительного усилия при подъеме тяжелых деталей машины. Желательно обрамить уголком верхние бордюры для защиты от разрушения. Уголки обязательно следует армировать - приварить сбоку металлические болты или пруты для жесткого крепления в бетоне короба смотровой ямы.

Обязательной является установка ограничительного бруска по краям контура ямы, с внешней стороны при этом нужно сделать овал, что отталкивает автомобиль от ямы - при наезде на него колесо будет соскальзывать с бруска на внешнюю сторону.

Дальше можно использовать разные варианты закрытия ямы крышками. Обрамляющий контур ямы и крышку набирают из щитов, которые состоят из трех-четырех досок, что имеют толщину 40 миллиметров. Для облегчения передвижения вдоль ямы щитов в нижней части досок вставляются шарики, что отличаются диаметром 15-20 миллиметров.

Подъезд к гаражу

Дорога к гаражу должна обязательно входить в проектную документацию. Тип покрытия с одной стороны должен соответствовать стилистике укрытия для машины, с другой - нужно учитывать особенность почвы, уровень грунтовых вод и геологию участка. Облегченный вариант кладки подразумевает скрепление кирпичей или плитки раствором, некоторые решения предполагают засыпку песка, щебенки и обустройство дренажа.

Наконец, подъездную дорогу нужно увязать в единую гармоничную систему с садовыми дорожками, учитывая потребности владельцев дома, ведь подобные «транспортные магистрали» приусадебную территорию делят на функциональные зоны. Обеспечить рекомендуется и стилистическую сочетаемость различных покрытий.

Подъездной путь к гаражу должен иметь твердое и ровное покрытие, которое можно выполнить из бетонных плит, фигурных элементов мощения или асфальта. Подобное твердое основание обеспечит защиту дорожки от раскола под тяжестью машины. При строительстве подъездного пути к гаражу нужно обязательно соблюдать технологию строительства гаража и дороги, так как без её соблюдения с наступлением весны дорожку может вспучить, а плитка может разъехаться.

Таким образом, вы уже знаете, как возвести своими руками укрытие для автомобиля. Чтобы закрепить материал, просмотрите видео о строительстве гаража, после чего можете запастись необходимыми материалами и инструментом и незамедлительно приступать к работе!

Каждый владелец авто согласится, что оставлять транспорт под открытым небом крайне небезопасно. Длительное воздействие атмосферных осадков может вызвать необратимые коррозийные процессы, а внешний вид транспортного средства со временем ухудшится. Учитывая эти факты, многие владельцы автомобилей задумываются о строительстве гаража своими руками, чертежи, фото и видео можно увидеть в статье.

Строительство гаража – это долгосрочное капиталовложение, поэтому нужно возводить постройку больших размеров, причем с учетом будущих потребностей. Не менее важно сделать объект красивым и практичным. Если заблаговременно продумать детали, то гараж хорошо впишется в ландшафт и станет единым целым с окружающими строениями.

Фундамент гаража своими руками

Прежде всего нужно определиться с размерами гаража и шириной ворот. На размеры повлияет количество машин и оборудования, которые будут располагаться внутри помещения. Средний размер гаража стандартных размеров составляет 6х4 метра, а высота – 2,5-3 метра. Обычно такого размера достаточно для того, чтобы внутри поместился автомобиль и инструменты со стеллажами.

Начать изготовление фундамента нужно с рытья траншеи под его заливку. Обычно глубины на полтора, два штыка лопаты хватает с запасом. При таком фундаменте строение будет достаточно устойчиво, и нагрузка будет с двукратным запасом.

Еще до заливки нужно купить машину песка и щебня, не меньше 20 мешков цемента. Для изготовления опалубки понадобятся доски. Фундамент важно укрепить с помощью арматуры, которая будет заливаться раствором.

Первым делом участок, где планируется расположить гараж, нужно расчистить от растений, кустарников. После этого стоит постараться распланировать землю, чтобы поверхность была ровная и без уклонов. После этого можно начать делать разметку с помощью колышков и прочной веревки. Разметка выполняется с учетом предполагаемых размеров будущего гаража. В итоге должен получиться прямоугольник с равными диагоналями.

Возможно, потребуется проводить несколько примерок и поправок, пока разметка не выйдет идеальной. Это очень важно, ведь в дальнейшем по ней нужно будет ориентироваться. Так как основание гаража будет иметь прочный фундамент , при разметке нужно предусмотреть дополнительное пространство для размещения опалубки. Обычно достаточно сделать разметку на 15-20 сантиметров шире, и щиты будут устанавливаться легко.

Щиты для фундамента изготавливаются из досок, которые были заблаговременно куплены. Доски сбиваются плотно одна к другой, чтобы не было щелей. При изготовлении нужно соблюдать расчеты и все выполнять строго, соблюдая запланированные размеры. При этом высота щита не имеет большого значения. Готовую конструкцию нужно установить в выкопанную траншею и прочно зафиксировать с помощью железных кольев, которые вбиваются в землю. Далее укладывается арматура и скрепляется на разном уровне по высоте с помощью вязальной проволоки. Небольшие куски арматуры можно использовать в качестве перемычек.

Когда опалубка возведена, можно сразу приступать к следующему шагу – заливке бетона. Многие строители гаража для экономии времени используют бетономешалку, которая очень быстро, с минимальными затратами сил, а главное качественно перемешает ингредиенты между собой, так что бетон получится однородным и пластичным. Очень важно выполнить бетонные работы по заливке фундамента за один день, это позволит выполнить его в форме цельного монолита. Залив бетон, нужно тщательно утрамбовать его, чтобы не было воздушных полостей. После заливки бетон затвердевает и набирает максимальной прочности в течении одного месяца. Свежий бетон необходимо поливать водой, это предотвратит появление трещин. Для этих же целей можно укрыть его пленкой, что защитит от осушающего воздействия солнца и ветра. Однако опалубку можно снимать уже через 7-10 дней.

Строительство гаража своими руками

Для возведения стен потребуется приобрести блоки для укладки , песок, цемент, кладочную сетку, рубероид, брус и обрезную доску, стальные уголки. Рубероид необходим для изготовления прокладок между фундаментом и блоками. Поэтому его нужно нарезать полосами, средний размер которых – 25 см. Нарезку легко проводит острым ножом, который каждый раз смачивается водой для лучшего скольжения. Опытные строители рекомендуют разложить полосы рубероида по всему периметру фундамента в два слоя и в нахлест.

Далее начинается процесс кладки блоков или кирпича. Большие блоки лучше сразу распилить болгаркой на две половинки, так как они нужны не только целые. Если будут половинки подготовлены, то при кладке не придется отвлекаться от процесса. Раствор также замешивается в бетономешалке в такой пропорции, а именно:

  • три части песка;
  • одна часть цемента;
  • вода по необходимости.

В течение одного рабочего дня можно возводить стены не выше 4 ряда по периметру. Таким образом, приблизительно за неделю можно завершить всю работу. На завершающем этапе кладки, нужно установить перемычки над воротами. Для этого подойдет металлический уголок.

Крыша гаража своими руками выполняется обычным способом. Можно с помощью крана положить бетонные плиты, сделать крышу самостоятельно, двускатную с установкой деревянных стропил, поверх которых крепится металлическая кровля. Далее конструкция обшивается деревом. Крышу можно утеплить с помощью минеральной ваты и рубероида.

Все о строительстве гаража своими руками в видео:

Построить гараж своими руками, чертежи фото и видео облегчат задачу. Самое важное – это подготовка каждого строительного этапа. Если какие-то детали процесса вызывают вопросы, нужно проконсультироваться с профильным специалистом. Однако, если постараться, то за полтора месяца можно полностью построить гараж и ввести его в эксплуатацию. Продолжить чтение на сайте

Шлакоблок – сравнительно недорогой материал с прекрасными эксплуатационным и свойствами. При желании из него можно построить замечательный гараж, не привлекая для этого сторонних рабочих. Как? Сейчас расскажем!

Подготовительные мероприятия

Самостоятельное строительство гаража из шлакоблока начинается с выполнения ряда важных подготовительных мероприятий. Следуйте приведенной последовательнос ти.

Выбор места

В первую очередь выбираем подходящее место для возведения нашего автодомика. Удобно, когда гараж находится рядом с домом – в плохую погоду не придется мокнуть под дождем и пробираться через снежные сугробы.


Лучше, чтобы гараж располагался на минимальном расстоянии от выезда с территории участка. Количество поворотов должно быть минимальным. Не рекомендуется строить гараж из шлакоблока в низине, т.к. это грозит подтоплением атмосферными и грунтовыми водами.

Обязательно убедитесь, что в месте запланированного строительства отсутствуют линии коммуникаций, такие как:

  • водопроводы;
  • линии электропередач;
  • трубы канализации и отопления.

При поломке перечисленных коммуникаций в будущем наличие гаража существенно усложнит их ремонт.



Убедитесь, что при возведении гаража на выбранном месте останется достаточное количество пространства для открывания ворот. Нелишним будет свободное место для парковки машины на время мойки и других работ.

Разметка строительной площадки


Выбрав подходящее место для возведения гаража из , приступаем к разметке площадки. На этом этапе вам понадобится небольшой набор вспомогательных инструментов, а именно:

  • арматурные стержни или другие подобные приспособления;
  • молоток для забивки стержней;
  • плотная нить для протягивания между колышками;
  • рулетка для замеров.

Прежде чем приступать к разметочным работам, нужно в точности определить габариты будущего строения. В этом моменте ориентируйтесь на следующие факторы:

  • доступное свободное пространство на участке;
  • финансовые возможности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности.

Если гараж из шлакоблока будет использоваться в качестве места для хранения легковушки стандартного размера, вам вполне хватит строения размерами 6х4 м и высотой 2,5-3 м.

Шестиметровая длина обусловлена габаритами авто (в среднем 4-5 м) с полуметровым запасом для беспрепятственно го прохода. Ширина машины составляет в среднем 200-250 см. Примерно по 70 см надо оставить для прохода, установки стеллажей и хранения разного рода материалов, использующихся в гараже.


При желании вы можете корректировать размеры постройки на свое усмотрение. Какие-либо строгие ограничения и стандартные габариты в отношении гаражей из шлакоблока отсутствуют.

Расчет шлакоблока

Выбрав место для строительства и определив оптимальные размеры гаража, приступаем к расчету материалов. Отнеситесь к этому этапу работы с максимальной ответственностью. Из-за ошибок на этапе расчетов вам может попросту не хватить материалов либо же вы зря потратите деньги на ненужные блоки.


Расчет будет рассмотрен на примере гаража размерами 6х4 м и высотой 250 см. Кладка выполняется по самому распространенном у методу – в половину блока. Размеры ворот – 300х230 см.

Размеры одного блока стандартизирован ы – 39х19х18,8 см. Исходя из этого, на кладку 1 м2 уйдет 13,6 блоков. Всю постройку вы выложите из 586 элементов. Обычно около 5-10% материала добавляется «на запас». Если в конструкции предусмотрено наличие дополнительных дверей и оконных проемов, учитывайте это при выполнении расчета.

Также вам нужно будет купить бутовый камень для обустройства основания, несколько балок из металла либо древесины (в случае с гаражом указанных размеров будет достаточно пяти 430-сантиметровы х балок).


Не забудьте купить для заливки фундамента либо компоненты (цемент, песок и щебень) для его самостоятельного приготовления.


Также вам понадобится материал для финишного покрытия . При его выборе ориентируйтесь на свои предпочтения.





Бетон покупайте или готовьте сами. Пропорции стандартные:


Цены на строительные блоки

Строительные блоки

Поэтапное руководство по строительству гаража

Приступаем к самостоятельному строительству гаража из шлакоблока.

Первый этап – фундамент


Начинаем с обустройства фундамента. Строение из шлакоблока будет иметь сравнительно небольшой вес. Мелкозаглубленно го ленточного основания вполне хватит.

Роем траншею в соответствии с разметкой. В идеале глубина конструкции должна превышать уровень промерзания почвы. Чаще всего заглубляются на 60-80, а иногда и на 100 см. На этом же этапе подготавливаем углубления для погреба и , если их наличие предусмотрено проектом.


Прикрепляем к стенкам ямы полиэтиленовую пленку либо рубероид для гидроизоляции.

Засыпаем дно траншеи 20-30-сантиметро вым слоем смеси щебенки и гравия с тщательной последующей утрамбовкой.

Устанавливаем с расчетом, чтобы высота готовой бетонной конструкции примерно на 100 мм превышала уровень грунта.

Даем бетонной смеси застыть. По регламенту бетон набирает прочность в течение 28 суток. Поверх застывшей ленты укладываем рубероид в два слоя для гидроизоляции.





Второй этап – стены


Высоту и длину стен определяйте индивидуально. Кладка блоков выполняется подобно кирпичу. Наиболее популярные способы следующие:

  • в половину камня;
  • в камень;
  • в полтора камня;
  • в два камня.

Толщина кладки напрямую влияет на устойчивость готовых стен к ветровым нагрузкам, температурным перепадам и пр.


Наиболее часто, как отмечалось, строители используют «кирпичный» способ кладки, при котором следующий укладываемый ряд перекрывает швы нижележащего. Сначала выкладываем углы, затем протягиваем между ними веревки для ровности кладки и продолжаем работу.

В процессе обустройства стен придерживаемся следующих важных правил:


В верхней части стен оставляем гнезда для установки балок перекрытия. Рекомендованные размеры – 200х200х150 мм. Зазоры потом сможете заложить или задуть. Оптимальный шаг размещения гнезд – 100 см.






Третий этап – крыша

Основание делаем из двутавровых балок – это самый оптимальный вариант. Длину элементов подбираем так, чтобы она на 250 мм превышала ширину постройки.



Балки кладем поперек с шагом порядка 1 м. Крепим балки подходящим способом, к примеру, с помощью анкеров.

После этого зашиваем основание брусьями толщиной 4 см. Укладываем брус максимально плотно. Поверх брусьев кладем , на него утеплитель (минвату, шлак либо керамзит), заливаем 2 см стяжки и завершаем «пирог» акваизолом, рубемастом либо другим подходящим материалом. При желании можете выбрать другое финишное покрытие на свое усмотрение.







Четвертый этап – пол

Делаем на уровне с цоколем. Стандартно заливается стяжка толщиной не менее 100 мм. Предварительно очищаем поверхность от мусора, выравниваем ее и по необходимости засыпаем дно песком либо мелким гравием.







Стяжку делаем из бетона марки М200. Материал льем непрерывно, медленно, в несколько слоев. Даем бетону схватиться и затираем поверхность.

Чтобы в гараж было удобно заезжать, обустраиваем пандус в передней части строения. Обязательно делаем 50-70-сантиметро вую отмостку по всему периметру здания. Она обеспечит своевременное отведение воды от основания.




Цены на различные виды стяжек и наливных полов

Стяжки и наливные полы

Финишные работы

Конкретный вариант конструкции выбираем на свое усмотрение, покупаем или делаем ее самостоятельно и устанавливаем по инструкции, актуальной для выбранной системы.


Подведите электричество доступным способом («по воздуху» или «под землей»). Установите и осветительные приборы в нужных местах.


Приступаем к наружной и . Каких-либо строгих ограничений и конкретных рекомендаций в этом плане нет. Стены можно затереть цементной смесью, отделать штукатуркой или побелкой, обшить сайдингом, вагонкой или другим подобным материалом.



Внутреннее обустройство за вами. Рабочий стол, стеллажи, – ориентируйтесь на свои предпочтения и потребности. Обязательно оформите противопожарный уголок из огнетушителя, ящика с песком, лопатки и ведра.



В завершение внесите в гараж необходимую мебель и дополнительные принадлежности.


Узнайте, какие есть варианты для самостоятельного , из нашей новой статьи.

Удачной работы!

Видео – Строим гараж своими руками



Новое на сайте

>

Самое популярное