Домой Коммуникации Как правильно начать православную жизнь. Азбука для начинающих духовную жизнь

Как правильно начать православную жизнь. Азбука для начинающих духовную жизнь

На вопросы читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.


Когда мне было двенадцать лет, родители меня окрестили, но в церковь ходить не приучили. Я верю, но в бытовом смысле слова. Всегда понимала, что это неправильно, чувствовала потребность в духовном наставнике, но просто не знала, куда пойти, потому что никто из знакомых мне ничего в этом вопросе подсказать не может. Сейчас мне 27 лет, я замужем, и мы с мужем планируем заводить ребенка. Мне очень хочется до этого пойти в церковь, исповедаться и вообще, так сказать, приобщиться к церковной жизни. Но я просто не знаю, с чего начать и куда пойти - в ближайшую к дому церковь, к кому обратиться? Может, мне следует что-то почитать по этому поводу?

Полина


Вопрос ваш простой, и ответ должен быть так же прост и понятен, без излишних мудрствований. Вопрос и ответ хотя и простые, но касаются самого важного в жизни человека, духовной стороны нашего существования. А приобщиться к ней и предельно для себя все уяснить мы можем только в Церкви.
Господь основал нашу Святую Православную Церковь, научив Своих Апостолов всему, что и мы должны знать о вере и Боге. Он освятил и установил Святые Таинства в ней, чтобы мы, пользуясь ими во спасение душ наших, получали дары Духа Святаго. И так, живя в ограде церковной, были в безопасности духовной, были чадами Отца Небесного.
Так вот с чего же вам начать свою духовную жизнь в Церкви?
Прежде всего набраться решимости и начать регулярно посещать ближайший к вам Православный храм. По традиции день воскресный посвящен у Христиан именно соборной церковной молитве. Вот и приходите по воскресеньям на службу. В каждом храме на воскресной службе священник произносит проповедь, и очень важно внимательно слушать ее. Придя, узнайте расписание служб. Выясните у служащих и прихожан, когда начало Литургии, когда проводится исповедь, когда служатся молебны. Советую вам также присмотреться к тому, как правильно одеваться, посещая храм, и к тому, как ведут себя остальные прихожане во время службы, так как есть в ней особые моменты, когда необходимо сугубое благоговение, как то: чтение Евангелия, малый и великий вход с пением Херувимской, момент освящения Даров, когда хор начинает петь: «Тебе поем, Тебе благословим…».
И конечно же, узнайте имя вашего приходского батюшки. Если у вас возникают вопросы, то после службы или между ними не постесняйтесь подойти к священнику и, взяв у него благословение, спросите что хотите выяснить. А также обязательно расскажите о своем желании стать прихожанкой и попросите его молитв за вас. Любой пастырь горячо обрадуется этому и искренне помолится за еще одну овечку, пополнившую Господне стадо. То, что вы пока не знаете или не понимаете, все со временем разъяснится и раскроется. Во-первых, Сам Господь через вашу церковную и домашнюю молитву будет просвещать вас, во-вторых, к этому вас приведут ваши беседы с пастырем и, в-третьих, ваше чтение духовной литературы для новоначальных.
Также советую вам обязательно читать дома Святое Евангелие - хотя бы одну-две главы каждый день. Пока не знаете хорошо церковно-славянского языка, читайте Евангелие на русском языке. Молитва домашняя (утреннее и вечернее правило) в идеале должна прочитываться по молитвослову полностью, но для новоначальных, кто не привык, можно начинать и с так называемого Серафимова правила (три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево, радуйся» и один раз «Символ веры»). На это нужно время, постоянство и труд. И если не отступите, но будете идти этим благодатным путем, то плоды будут поистине чудесными. Но начинайте постепенно. Это касается и молитвенного правила, и сложности читаемого, и бытового уклада жизни. Все начинайте и делайте с благословения священника и с мудрым рассуждением. Не проявляя ни лености, ни «ревности не по разуму».
Если с мужем не венчаны, то обязательно повенчайтесь, и если с его стороны не будет противления, старайтесь молиться вместе, особенно о даровании вам чада. Обязательно тщательно поисповедуйтесь, вспомнив ваши грехи с момента крещения. А когда очистите душу свою покаянием, то подготовьтесь и причаститесь Святых Христовых Таин. И все у вас будет слава Богу. Мир вам.

С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвою и постом, как Господь повелел: «Толцыте, и отверзется вам».

Прп. Макарий Великий

Часто новоначальные люди задают такой вопрос: «А зачем я должен молиться чужими словами на незнакомом мне языке?» Вопрос, надо сказать, по существу. Действительно, почему, открывая молитвослов, мы читаем слова других людей, причем многие из них совсем непонятны.

Молитвенное правило следует понимать как способ приобретения молитвенного навыка. Правило – это выправление, исправление нашей духовной жизни, потомуто оно и необходимо, и в этом только его необходимость и состоит. Святитель Игнатий писал: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя бы и была богата мудростью этого мира. <…> Для вспомоществования младенческой душе святая Церковь установила молитвенное правило. Цель правила, доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, причем мыслей и чувств правильных, святых, Богу угодных».

Часто мы машинально произносим слова молитвы, совершенно не осознавая, что разговариваем с Богом. А ведь слово – это не пустой звук, оно живо и действенно. Когда человек приступает к Богу и начинает что-то говорить Ему – это великое дерзновение. Для того чтобы сказать Богу слова настоящие, искренние, живые, надо иметь для этого некое основание. Ведь пустые слова Богу не скажешь. Бессмысленными словами, которые ничего не весят, не стоят ничего, к Богу не обратишься.

Когда мы открываем молитвослов, там есть удивительные, правильные и простые слова: «Прежде чем начинаешь молиться, постой немного, помолчи, сделай так, чтобы все твои душевные чувства успокоились, умирились, и тогда только из молчания произнеси: „Боже, милостив буди мне грешному”, – представив себя сейчас перед Богом стоящим». Не Бога надо представить себе, потому что Бога не видел никто и никогда и представить Его невозможно, – это ошибочное и опасное явление, когда человек, чтобы настроить себя на молитву, начинает представлять образ Божий. Только себя можно представить перед Богом, это и надо сделать – предстать перед Невидимым и Живым Богом, в присутствии Которого ты находишься, и из этой глубины начать что-то говорить.

А что ты можешь Богу сказать? А сказать-то нечего, кроме как: «Боже, милостив буди мне грешному». И поэтому, чтобы научиться с Богом разговаривать, Церковь предлагает нам молитвы, написанные святыми отцами. Их молитвы – живые, от сердца исходящие слова, не придуманные специально. Внутренний духовный инструмент святого человека настроен очень гармонично, поэтому его слова созвучны Богу. Это настоящая песнь духовная.

Душа каждого человека подобна музыкальному инструменту, она всегда поет Творцу. Человек так устроен Богом, чтобы всегда Его восхвалять, только наш инструмент расстроен, и слушать эту фальшь невозможно. А Господь нас терпеливо слушает. Мы так не умеем слушать друг друга, как Господь слушает нас. Но когда мы читаем, скажем, молитву Василия Великого, происходит нечто удивительное – мы настраиваем инструмент своей души на очень высокий молитвенный лад, если мы эти слова, слова святых, произносим по-настоящему глубоко, пытаемся их в свое сердце принять, сделать их своими словами. Это очень и очень тяжело, это величайшее упражнение. Нет ничего более трудного, как говорят святые, чем молиться. Есть русская пословица о том, что две самые тяжелые вещи – опекать престарелых и молиться. Это значит – кровь проливать и в том, и в другом случае.

Чтение молитвенного правила подобно настройке музыкального инструмента. Но не только молитвой мы настраиваем свою душу на богообщение. На протяжении долгих лет жизни человек настраивает себя и покаянием, и участием в богослужении, и добрыми делами. И наконец молитва приобретает некоторое качество, с течением времени звучание слов: «Помилуй мя, Боже», начинает походить на то, каким оно было у царя-пророка Давида.

Путь к Богу – молитва

Путь к Богу – молитва. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно – и удобно наследуешь спасение.

Свт. Игнатий Брянчанинов.

Молитвенное правило должно нас исправлять, но оно не должно стать для нас препятствием к молитве. Мы вычитываем большое количество молитв, не понимая, что мы делаем, зачем это нужно, и тем самым не молитвенное правило становится необходимым для нас, а мы, становимся рабами молитвенного правила.

Исполнение правила, не осмысленного нами, не понятого, не воспринятого по мере наших духовных сил, приводит к тому, что то, что должно служить человеку для спасения, подчас становится причиной торможения и даже духовного умирания. Нельзя становиться рабами некоего уставного обессмысленного содержания, иначе потеряешь всякую молитву. Для тех, кто отвергает опыт молитвы святых отцов, святитель Игнатий Брянчанинов достаточно жестко написал, что человек не должен молиться от себя. «Не дерзни произносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны. Они – произведение падшего разума и, будучи жертвой оскверненной, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобой молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься и уже достиг некоей степени богоугождения».

А вот святитель Феофан Затворник пишет прямо противоположные вещи: что молиться только по молитвеннику это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. И это тоже совершенно верно. Неужели у нас совсем нет для Господа своих собственных слов? Если мы верим в Бога, как же мы можем только правилами ограничить свою молитвенную жизнь? Значит, мы должны одновременно идти и вторым путем, мы должны искать слов выражения своей духовной жизни, своей нужды в Боге.

Но бывает, к сожалению, что прочитал человек утреннее правило и выдохнул облегченно – можно о Боге до вечера не вспоминать. Это ужасно. Духовная жизнь, если она настоящая, живая, такова, что человек не может ни минуты не вспоминать о Боге. Он должен постоянно пребывать в общении с Господом, все время перед Богом ходить, спит ли он, говорит ли, что бы ни делал.

Об этом апостол Павел говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Понятно, что нельзя непрестанно читать правило, потом взять в руки акафист, псалтирь – и так по кругу. Не об этом идет речь. Когда апостол Павел говорит о непрестанной молитве, он говорит прежде всего о состоянии человеческой души, о том, насколько его душа с Богом пребывает.

Если у человека нет слов для Бога, это очень опасное явление. Очень тревожно, если человек как бы живет духовной жизнью, исповедуется, причащается, посты соблюдает, а для Бога слов у него нет. Поэтому жизнь наша духовная прежде всего состоит в приобретении навыка молитвы.

Цель молитвенного правила состоит в том, чтобы желание молиться в человеке не преставало, чтобы молитва в нем присутствовала всегда, в любой форме, даже когда она не выражается словами, есть и такая форма молитвы. Когда человек молится по-настоящему, ему никакое молитвенное правило уже не нужно.

Протоиерей Алексий Уминский.

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь — это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою — то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный — Адамов грех — и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии — трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное — поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, — вопрошает св. Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22—23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Очень полезно перед исповедью прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской (память 30 декабря по ст. ст.). Она приняла монашество и проходила свой подвиг под руководством прп. Василия Нового (память 26 марта). Скончалась в 940 году. Ученик св. Василия, Григорий, по смерти Феодоры с мольбой просил старца открыть ему загробную участь старицы. И вот по святым молитвам святого отца было его ученику чудесное видение: он беседовал с преподобной Феодорой, и она поведала Григорию о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа ее проходила страшные испытания. (Рассказ о мытарствах преподобной Феодоры см. в IV-м разделе этой книги.)
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему — «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20—23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре — осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия — это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа — Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17—18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение — оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее — из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное — из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост — это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть — единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы — Каины, предатели Господа — Иуды, люди-звери — Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Смотрите где вы найдете ответы на многие вопросы.

Диакон Алексий (Щуров), Санин Евгений. От ворот до царских врат (советы идущему в церковь).

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

С егодня мы разберем важный вопрос духовной жизни: с чего начать свое воцерковление?

Воцерковление человека начинается с той минуты, когда он осознает, что не сможет жить дальше жить Бога. Именно в эти минуты происходит переоценка жизненных ценностей человека, и он осознает, что реальная, настоящая жизнь, возможна лишь только в Лоне Церкви, только по Евангельскому Слову, только с Богом и только для Бога.

Когда человек осознает, что без живой веры в Бога и без Божией помощи – жить просто невозможно, трудно и бессмысленно, тогда он начинает искать путь к Богу. И, наверное, самые первые и самые правильные шаги новоначального христианина на пути к воцерковлению – это посещение церковных богослужений.

В Храме Божием, пребывая на церковных службах, можно проникнуться благодатью и просить Господа направить себя на путь истинный. Поначалу слова службы, да и сама служба могут быть непонятны. Но постепенно, днем за днем, месяц за месяцем, служба будет становиться все понятнее и понятнее, все роднее и необходимее. Ведь именно там, в Храме Божием, среди молящихся единоверцев, можно укрепиться в вере и единомыслии, с такими же православными, как и ты сам.

Помимо хождения в Храм, новоначальный христианин должен ознакомиться с Таинствами Исповеди и Святого Причастия. Для этого надо узнать расписание богослужений того Храма, прихожанином которого вы хотите стать, после надо узнать, когда священник данного Храма принимает Исповедь (как правило, это бывает на вечернем богослужении).

Хорошо приобрести в церковной лавке брошюры по подготовке к Исповеди, в которых описаны те грехи, к которым особо склонен человек. Дома следует прочесть купленные брошюры, взять чистый лист бумаги и написать подробный список своих грехов, который, в последствие, будет прочитан вами священнику на Таинстве Исповеди.

Вторым шагом на пути к воцерковлению идет ответственное соблюдение постов, как многодневных, так и однодневных. Если человек намерен серьезно изменить свою жизнь, “потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матф.7:14) и идти на пути спасения узким и тесным путем, то он должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к такому вопросу, как – пост. Если человек имеет серьезные заболевания, он может взять благословение священника на послабление поста, но если он здоров, то поститься, ради Господа, ему будет в радость!

Не стоит пытаться изучать Священное Писание дома, ориентируясь только на свой ум. Как предупреждают св. отцы Церкви — это очень опасно, так как враг нашего спасения легко может смутить нас и сбить с правильного пути.

Священное Писание следует слушать в Храме на богослужениях (Евангелие, Псалтирь, Апостол и др.), либо надо записаться в воскресную приходскую школу на Закон Божий (если таковая имеется при вашем Храме). Конечно, дома можно и нужно читать и Святое Евангелие, и Псалтирь, и деяния Апостолов, и Жития Святых, но не стоит пытаться, на первых порах, что-либо понять из прочитанного, так как Господь не сразу умудряет человека, а лишь в последствие.

Делая первые шаги на пути к Богу не стоит бояться и опасаться, что у вас ничего не получиться. Наши первые шаги в Храме похожи на первые шаги младенца. Когда малыш делает свой первый шаг, он чувствует поддержку своей родной и любимой мамы, руки которой всегда готовы подхватить его, если он вдруг споткнется и упадет. Так и человек, делая свой первый шаг на пути к Богу, невидимо поддерживается Самим Богом, Который готовой в любой момент протянуть нам руку помощи, подхватить нас и не дать нам упасть.

Поэтому, никогда не стоит опасаться и бояться того, что вы чего-то не поймете или что-то сделаете не так. Да, вы пока не знаете многих тонкостей церковной жизни, но ведь у вас есть голова на плечах, а, следовательно, скоро вы всему обучитесь, многое не понятное станет понятным, все встанет на свои места. Это сравнимо тому, как вы начинаете чему-то обучаться: будь то повышение квалификации, новая работа, новая профессия. Поначалу все кажется чужим и непонятным, но по мере сил и времени, все оказывается вовсе не таким уж и сложным, понятным и даже интересным.

Так и церковная жизнь, поначалу трудна и непонятна, но если быть серьезно настроенным на достижении своей цели, если серьезно и ответственно подходить к вопросу изменения своей жизни, тогда, с помощью Божией, все становится просто и понятно.

Самое главное, что следует помнить человеку, идущему в храм, это то, что служат обычные люди, которые всегда рады подсказать, что и . Если у вас возник душевный порыв и вы хотите сходить помолиться, то обязательно идите и ничего не бойтесь.

Однако, хорошо бывает заранее к посещению . Для этого сначала следует познакомиться со Священным Писанием, то есть с Библией. Лучше начать ее читать с Нового завета, так как Ветхий завет достаточно сложен для восприятия. По утверждению , многие миряне, начавшие знакомство с Библией с Ветхого завета, так на нем и «застряли». Это объясняется сложностью языка книги.

Следующий шаг – это молитва. Молиться нужно учиться. В этом помощником станет молитвослов, приобрести который можно в любой церковной лавке. Сначала определите себе небольшие молитвы, главное – стараться молиться сосредоточенно, вдумчиво вчитываясь в смысл написанного. Например, начать приучать себя к молитвам можно с утренних и вечерних правил, которые не имеют больших объемов. Постепенно количество читаемых молитв следует увеличивать.

В церковь – без страха

Затем нужно пойти на службу в храм. Для начала можно отстоять не все богослужение, которое длится порядка 4 часов, а час или полтора. Главное – искренне молиться и быть внимательным к тому, что происходит в . Будьте готовы, что, возможно, вначале мало что поймете из того, что услшышите от священника, потому что богослужение ведется на церковнославянском языке. Нелишне будет, если вы прочитаете соответствующую литературу перед посещением службы, чтобы знать ее порядок.

Следующим этапом знакомства с церковью станет приобщение к ее Таинствам, таким как Причастие, Соборование.

Существуют и воскресные школы для взрослых. Полезно будет эти занятия, так как на них свяшенники рассказывают о жизни Христа, чудесах, особенностях богослужения, об исповеди и многом другом. Главное, что на занятиях каждый прихожанин может задать интересующий вопрос и получить исчерпывающий .

Важно понимать, что христианство – это не просто , это прежде всего сама каждодневная жизнь. И такая жизнь невозможна без церкви, без знания и почитания ее основных канонов.



Новое на сайте

>

Самое популярное