Домой Отделочные материалы Какая наука изучает знаки разных знаковых систем. Семиотика как наука о свойствах знака в коммуникациях

Какая наука изучает знаки разных знаковых систем. Семиотика как наука о свойствах знака в коммуникациях

Семиотика – наука о знаках

Знаки, или символы, важны для всех магов: от каббалистов, медитирующих на формы и значения букв иврита, до колдуньи худу с ее магнетитом и мага хаотической школы, медитирующего на сигил. Все они имеют дело с символами – объектами, которые означают нечто другое, отличное от того, чем изначально являются сами. Семиотика – это формальное исследование такого рода вещей. Данное определение может показаться слишком прямолинейным и простым, однако за сто лет формального изучения символов было выяснено, что они отнюдь не просты. Например, мы привыкли думать, что существует класс вещей, являющихся символами, и класс вещей, таковыми не являющихся. Мы видим слово дерево и думаем: «А, это символ, обозначающий объект реального мира». И это отражение общепринятой теории о структуре символа. Символ, как гласит эта теория, состоит из трех частей: знака, представляющего собой визуальный или вербальный (или воспринимаемый другими органами чувств) материальный объект, который, собственно, и называют символом; означаемого, то есть смысла данного знака, существующего в мире идей; и физического объекта, которому данная идея соответствует. Проблема, как отмечают современные семиотики-постмодернисты – например, Жак Деррида, – заключается в том, что не существует четкого различия между знаком и означаемым. Означаемое само по себе может быть знаком, указывающим на другое означаемое, а физический объект, к которому применяется идея, – это просто еще один символ.

Трудно определить, на что именно указывает данный конкретный знак. Возьмем для примера слово дерево , которое, казалось бы, указывает на идею в реальном мире. Но покажите мне «настоящее» дерево, которое обозначается этим словом. Это вяз? Или тополь? Дерево у вас за окном? Дерево, на которое я забирался в детстве? Не исключено, что вы скажете: «Можно сколько угодно заниматься софистикой, но каждый знает, что я имею в виду, когда говорю „дерево“: я подразумеваю класс объектов, обладающих схожими чертами». Однако что это за черты? Например, с какой именно высоты куст становится деревом? Категория «дерево», которую мы провозглашаем реальным физическим объектом, – просто набор впечатлений, объединенных нами одним ярлыком. В некоторых языках не существует эквивалента слову дерево – вместо этого вам приходится называть конкретный тип дерева, о котором вы говорите. Класс «дерево» так же условен, как и любая другая идея, на которую мы можем указать при помощи символов. Условная природа символов становится очевидной, когда вы сравниваете разные языки. Например, в английском у нас есть два слова для обозначения свиньи: когда она живая, это pig (свинья); когда мертвая – pork (свинина). Но в других языках может быть только одно слово для обозначения этих объектов. Так кто же из нас прав? И те и другие. На самом деле эти различия условны.

Согласно представлениям постмодернистов, всё есть символы. Я сталкивался с критическими замечаниями такого рода: «Если все символично, значит, мы можем действовать так, как захотим, и причинять вред тому, кому захотим!» Сложно заставить некоторых людей поверить, что постмодернисты хотят сказать совсем другое. Они не утверждают, что «любая вещь есть только символ», поскольку слово только подразумевает, что есть нечто, не являющееся символом, нечто более реальное, чем символ. Это не так. Символ не является для постмодерниста чем-то нереальным. Это нечто по-настоящему реальное. Нет иного способа быть реальным, кроме как символически. Так что если мы причиняем вред каким-либо объектам, то реально им вредим, даже если они только символы и наши действия тоже символы. Преимущество понимания символической природы реальности заключается в том, что мы можем выбирать способ интерпретации символов, который сделает нас менее уязвимыми для опасных воздействий. Кроме того, это понимание помогает осознавать, что наблюдаемое нами явление и его интерпретация – это иногда разные вещи. Если кто-то «подрезал» нас на дороге, то, понимая символическую природу реальности, мы не станем автоматически предполагать, что это сделал кретин. Этот поступок может означать, что люди спешат доставить кого-то в больницу, опаздывают на важную встречу или что у них просто выдался неважный денек.

Постмодернисты в большинстве своем также не отрицают существования реальности за пределами символа. Возможно, существует реальность, не являющаяся символической, но мы, как существа символические, не можем ее воспринимать. И даже если бы мы могли ее воспринимать, то не могли бы говорить о ней. Интересно, что одной из характерных черт многих религиозных переживаний является невозможность рассказать о них или описать их при помощи символов. Все, что мы можем сказать, символично по определению, потому что все, о чем мы говорим, переводится нами в символы (то есть в слова).

Мы не в состоянии воспринимать что-либо не как символ и разрабатываем способы работы с символами, именуемые кодами. Коды – это просто рамки, в которые мы помещаем символы. Язык сам по себе есть код, но существует и множество других, не столь формализованных кодов. Если во время просмотра фильма вы замечаете, что режиссер решил слегка наклонить камеру (так называемый «голландский ракурс»), то имеете дело с определенным кодом. Интерпретировав его, вы должны понять, что главный герой растерян или дезориентирован. Когда рассказ начинается с фразы «Тед вышел из своего Ford Focus и потянулся», мы знаем, что Тед, скорее всего, будет главным героем. Но, если кто-то произносит такую фразу в разговоре, вы будете вынуждены спросить: «А кто такой Тед?» Если же в рассказе говорится о главном герое так, словно читатель уже что-то знает о нем, – это код. Мы редко думаем о кодах, используемых для интерпретации символов. Большинство из них усваивается нами без всяких усилий в столь раннем возрасте, что у нас не возникает необходимости их осмысливать. Но коды, как и символы, для интерпретации которых они служат, во многом условны. В фильмах 30–40-х годов XX в. часто показывали людей, идущих из одного места в другое, например от машины к входной двери. Теперь, чтобы показать такое движение, используется условный код, резкая смена кадра. Подобные коды есть и в языке. Когда вы спрашиваете друга: «Можешь передать соль?», он знает, что, задавая странный, в общем-то, вопрос о его способности к такому действию, вы на самом деле обращаетесь к нему с просьбой.

Некоторые коды особенно уместны в магии. Это не художественные или языковые коды, но коды, отражающие наш способ восприятия реальности. Проведите эксперимент: отправляйтесь на короткую прогулку (например, вокруг дома) и при этом попытайтесь смотреть лишь строго вперед, по возможности сохраняя неподвижность взгляда. Обратите особое внимание на границу вашего поля зрения. Вы заметите, что с каждым шагом зрительная картинка скачет и дергается. По сути, такие скачки происходят всякий раз, когда мы двигаемся, однако у нас есть код, адаптирующий изображение таким образом, что свое поле зрения мы воспринимаем без всяких скачков. Если вы возьмете на плечо видеокамеру и пойдете тем же путем, то потом обнаружите, что запись тоже получилась дергающаяся и шатающаяся. Некоторые люди, просматривая такие плохо снятые видеозаписи, жалуются, что их при этом укачивает, хотя в действительности подобную качку они испытывают каждый раз при ходьбе. Однако в этом случае она компенсируется за счет движения глаз и устраняющих ее психологических кодов. Еще один способ почувствовать на себе код, изменяющий наше восприятие реальности, – удерживать взгляд на одной точке перед собой до тех пор, пока не исчезнет ощущение глубины. Иллюзия глубины возникает у нас не только из-за нашего бинокулярного зрения, но и потому, что мы этого ожидаем. Это часть кода, с помощью которого мы воспринимаем реальность.

Такие коды, по крайней мере отчасти, даны нам от рождения. Эволюция предоставила нам возможность пользоваться многочисленными преимуществами плавности зрительного восприятия и иллюзии глубины. Однако существуют исторические доказательства того, что даже эти коды, которые кажутся нам столь естественными и биологическими, со временем менялись. Например, некоторые считают, что предренессансная живопись не отражает представления о глубине пространства. Однако при более пристальном рассмотрении становится понятно, что в те времена просто использовался другой код: к примеру, объекты, изображенные на картинах выше, как правило, более удаленные. Наши современные коды, показывающие глубину восприятия на двухмерных изображениях, задействуют сложные математические соотношения между размером и расстоянием. Однако и те и другие коды – это лишь иллюзия восприятия глубины, двухмерное изображение того, как мы видим мир. И хотя более поздний код, вероятно, ближе к нашему собственному коду зрительного восприятия, он тем не менее остается кодом и не является объективной частью реальности.

У нас также есть коды, которые не имеют никакого отношения к тому, как мы взаимодействуем с материальным миром. Например, коды, связанные с нашим отношением к сексу. Если вы лишите секс всех этих кодов, останется лишь трение слизистых оболочек, вызывающее реакцию в нервных клетках, которая ведет к мышечным спазмам в определенных частях тела. Эти спазмы интерпретируются нами как нечто приятное. И для материалиста только это и есть секс. Но в действительности у нас так много кодов, связанных с данным актом, что предлагаемое выше описание воспринимается как довольно странное – если не безумное. Оно чуждо большинству людей. Некоторые относятся к сексу как к способу установить эмоциональную связь с другим человеком. Другие воспринимают его как инструмент решения вопросов власти и подчинения. А третьи считают его чисто физическим упражнением. Но заметьте, что даже последний вариант не означает отказа от кодов: помимо всего прочего, физическое упражнение – это идея. У нас есть представления об упражнении. Другими словами, у нас имеются коды, интерпретирующие тот или иной акт как упражнение, как удовольствие или как любовь. У многих людей коды настолько сильны, что берут верх над их собственными желаниями. Человек может хотеть относиться к сексу как к средству духовной связи между двумя людьми, а вместо этого пользуется кодом, интерпретирующим секс как самоутверждение или принуждение. Мы не всегда полностью контролируем свои коды.

И как же все эти коды связаны с магией? Магия дает нам возможность контролировать коды, способные менять наше отношение к сексу, деньгам и т. д. В этом отношении магию можно считать формой психологии. Кроме того, я готов утверждать, что магия способна производить объективные перемены в реальном мире. Я уже говорил, что реальный мир, в конечном счете, символичен; соответственно, остается сделать лишь маленький шажок, чтобы заявить: меняя коды, интерпретирующие реальность, мы меняем саму реальность. Я бы хотел рассмотреть, как эта теория работает на практике.

Для начала позвольте мне сформулировать ее с максимальной ясностью: реальность – это, на некоем очень глубинном уровне, набор взаимосвязанных и отсылающих друг к другу символов. Мы интерпретируем эти символы, а значит, исследуем реальность в соответствии с набором кодов, причем не все они являются осознаваемыми. Некоторые коды заявляют о себе громче других. Например, мы трактуем силу тяжести согласно ряду формальных кодов, которые ясно и достоверно предсказывают ее поведение. Множество других кодов, особенно тех, что связаны с нашей повседневной жизнью, менее обоснованны. Некоторые и вовсе вредны. Изменение таких кодов повышает вероятность того, что мы получим желаемое, причем не только потому, что будем по-новому, более продуктивным образом видеть вещи, но и потому, что сама реальность подвергнется воздействию изменившихся кодов и мы вступим в контакт с новыми символами. Один из путей к пониманию кодов – представление их в виде семиотической сети , набора взаимосвязанных символов, отсылающих друг к другу. Позднее я расскажу о том, как разработать модель ваших семиотических сетей, которая позволит вам производить в них непосредственные изменения. Мне хочется показать, как данная магическая теория работает на практике, а затем вывести из нее рекомендации для дальнейших магических экспериментов.

Из книги Том 6. Планетология, часть III. Сатурн, Уран, Нептун автора Вронский Сергей Алексеевич

1.2. САТУРН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 1.2.1. Сатурн в знаке ОВНА Здесь Сатурн сильно меняет эссенциальную природу знака Овна, направляя его тенденции не вовне, как это должно было быть по природе Овна, а вовнутрь индивидуума в виде дерзкого научного поиска или необычного исследования,

Из книги Том 5. Планетология, часть II. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер автора Вронский Сергей Алексеевич

2.2. УРАН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 2.2.1. Уран в знаке ОВНА Уран в знаке Овна даёт своим подопечным сильную тягу к личной и духовной свободе, независимости и самостоятельности, к прогрессивным и революционным идеям. Здесь он усиливает импульсивность, горячность, интенсифицирует

Из книги Том 7. Планетология, часть IV. Плутон, Хирон, Прозерпина, Лунные Узлы, Лилит и Лулу автора Вронский Сергей Алексеевич

3.2. НЕПТУН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 3.2.1. Нептун в знаке ОВНА Нептун в знаке Овна даёт силу духа и специфический ум. Здесь он усиливает яркость чувств и эмоциональную сторону индивидуума и направляет его интересы к социальным проблемам. У таких людей наблюдается богатая фантазия,

Из книги О чём молчит Луна автора Глоба Павел Павлович

2.2. ВЕНЕРА В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 2.2.1. Венера в знаке Овна Здесь Венера находится в своём эксиле, поэтому её эссенциальная природа искажена. Она даёт импульсивность, страстность, повышенный интерес к вопросам пола. Всё осуществляется с большой волей и желанием и с огромной

Из книги Лучшие гадания от А до Я автора Лома Елена

3.2. МАРС В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 3.2.1. Марс в знаке Овна Марс в знаке Овна находится в своём домициле, поэтому здесь его влияние очень сильное. Его отличительные черты в этом знаке Зодиака: потенциальная воля, мощная энергия, активность, целеустремлённость, динамичность, большая

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

4.2. ЮПИТЕР В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 4.2.1. Юпитер в знаке Овна Самое сильное положение Юпитера в Овне – в первой половине знака. Люди, имеющие такой Юпитер, кипят энергией и готовы в любой момент начать действовать. Они имеют идеалистические представления о справедливости и

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

1.2. ПЛУТОН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 1.2.1. Плутон в знаке ОВНА (1823 – 1851) Плутон в знаке Овна даёт сильное честолюбие, властолюбие, агрессивность, революционный дух и тягу к противоречиям и противоборству. Здесь он помогает преодолению любых преград, любых препятствий, достижению

Из книги Дачный лунный календарь на 2015 год автора Кизима Галина Александровна

2.1. ХИРОН В ЗНАКАХ ЗОДИАКА 2.1.1. Хирон в знаке ОВНА 1-й деканат: 0° – 10°В начале знака Овна Хирон дарит своим подопечным яркую индивидуальность, честолюбие, сердечность, нежность и мягкость души, с одной стороны, и твёрдость и непоколебимость – с другой. Явно просвечиваются

Из книги автора

2.1.6. Хирон в знаках ДЕВЫ 1-й деканат: 0° – 10°В середине первого деканата знака Девы Хирон даёт любопытство, любознательность, большой интерес к оккультным наукам и миру искусства, особенно к музыке, поэзии, литературе и живописи. Здесь он способствует зарождению множества

Из книги автора

5.2. ЛИЛИТ В ЗНАКАХ ЗОДИАКА Лилит в знаке ОвнаУсиливает чувственность и тягу к противоположному полу, с одной стороны, и агрессивность, склонность к принуждению и насилию – с другой Часто будущие преступные акции проецируются в подсознании задолго до реализации. Эта

Из книги автора

5.5. ЛУЛУ В ЗНАКАХ ЗОДИАКА Лулу в знаке ОвнаЛулу в знаке Овна заставляет человека быть нравственно чистым, благородным, великодушным. Здесь часто создаются борцы за правое дело и справедливость. Для выполнения этой нелёгкой задачи Лулу активизирует и будоражит дух и душу

Из книги автора

УЗЛЫ В ЗНАКАХ ЗОДИАКА В этой главе мы рассмотрим, о чём говорит расположение лунных узлов в различных знаках Зодиака в момент рождения

Из книги автора

Гадание на знаках фортуны Прежде чем приступить к этому венгерскому народному гаданию, необходимо подготовить 10 бумажных прямоугольников, на обратной стороне которых нужно написать названия, перечисленные ниже. После этого карточки надо тщательно перетасовать и

Из книги автора

Семиотика и магия Давайте начнем с простейшей, самой элементарной магии, а именно – с использования сигилов. Говоря коротко, сигил – это монограмма, в которой желание, сформулированное на английском языке, выражено в виде простого символа путем комбинирования букв. Как

Из книги автора

Семиотика: внешний вид «мы» Если рассматривать взгляд извне, то структурализм начался как подход к культурным холонам и лингвистическим системам. В этой сфере он уступил место постструктурализму (Лакан, Деррида, Лиотар, Бодрийяр) и неоструктурализму (Фуко) – в частности,

Из книги автора

Луна в знаках зодиака В этом разделе приводятся сведения для тех садоводов, кто привык пользоваться астрологическими календарями и очень любит знаки

Определение «семиотики»:

    Классическое: - это наука о знаках и знаковых системах.

    По методу: - это приложение лингвистических методов к объектам иным чем язык (всё что нас окружает - может быть изучено подобно языку)

    По субъекту: - это то, что люди, называющие себя семиотиками, называют семиотикой.

Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах. Когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис , который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый «Курс общей лингвистики» (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин “семиология” и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции , восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции , восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”.

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру . Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем . Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений.

На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы , на которой работали М.Ю.Лотман , З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам (Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен Б.А.Успенским). Она объединила два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование “простых” систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к “сложным” знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

    Понятие знака в теориях зарубежных и русских (российских) ученых.

Начиная с Аристотеля и стоиков изучение знаков (в особенности естественного языка) начинает постепенно обособляться в особую ветвь знания. Но только продолжение этой традиции у Бл.Августина приводит к окончательному ее выделению. Для Бл. Августина языковые знаки не менее важны, чем свидетельские. Он вводит различие знака и вещи как классификационный принцип. По сути тем самым он уже предвосхитил главную мысль Локка о делении наук на те, которые изучают знаки, и прочие науки. У Августина была уже идея о том, что знак может «обозначить что - либо иное».

Несмотря на очень широкий спектр семиотических достиженийи прозрений Августина, у него еще не было разработанной терминологии для теории знаков и отсутствовало общее для нее название.

В рукописях Лейбница, которые были полностью опубликованы только в нашем веке, содержится наиболее глубокое изложение принципов общей семиотики - «всеобщей характеристики» как науки о знаках, представляющей одновременно область дискретной математики. Еще в 1678 г. в письм е к Чирнгаузу Лейбниц писал, что «знаки» (или, как он иногда говорил в соответствии с терминологией своего века, «характеры») «коротко выражают и как бы отображают глубочайшую природу вещи и при этом удивительным образом сокращается работа мышления». В своей собственной системе он «намеревался свести понятия к символам, символы к числам, и, наконец, посредством цифр и символов подвергнуть понятия символическому вычислению.

После Лейбница и Локка семиотика в XVIII веке становится признанной дисциплиной, причем роль второго из них современникам была понятней. Правда, не все ученые следовали его терминологии, но обособление всей области знания было достигнуто.

Локк предложил тройственное разделение наук на физические, практические и семиотические. Локка можно толковать двумя (по крайней мере) способами, что и делалось не раз.

Во-первых, можно предположить, что «семиотический» разряд наук, занятый самым и разными видами знаков, в этом смысле является всеохватывающим.

Тогда семиотику следует понимать как целую группу наук, предметом которых служат знаки, или же как общую методологию этих наук.

Во-вторых, можно согласиться с высказанным Локком мнением о семиотике как логической дисциплине; этот взгляд позднее повторял Пирс. Все ученые, испытавшие влияние Локка от Ламбера до Гуссерля (в том числе и Пирс) рассматривали семиотику как философское изучение знаков, близкое к логике. Особую весомость эта точка зрения приобрела благодаря работам бывших участников Венского Кружка, таким как Карнап.

Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом). Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. Употребление слова «символ» Пирсом в качестве термина, обозначающег о особый вид знаков, вызывает неудобную омонимию, потому что в нескольких европейских традициях, как в немецкой,французской, русской соответствующие слова часто употреблялись в общем значении «знак».

Имея в виду французскую традицию, Мальмберг предложил различать семиотику, изучающую неязыковые знаки, в отличие от науки о символах языка. Европейская структурная традиция лингвистического изучения знаков естественного языка как части общей семиотики возникла в трудах Соссюра (и потом развивалась несколькими течениями структурализма).

Система, построенная из знаков в отвлечении от реальных текстов, была в центре внимания Соссюра и таких его последователей, как Ельмслев.

Ельмслев начинает с необходимости имманентного (внутреннего логического) рассмотрения знаковой системы, который бы сделал возможным изучение с единой общей точки зрения наряду с естественным языком таких разных областей, как литература, изобразительное искусство, музыка, логика и математика. В каждой системе должен быть выявлен свойственный ей набор некоторых абстрактных отношений, таких, как коммутация, с помощью которой изучается в языке соотношение между разными его сторонами -планом выражения и планом содержания.

Ельмслев отмечал особое привилегированное положение естественного языка среди других систем знаков. Это определяется тем, что все другие семиотические системы могут быть в него переведены. Это объясняется исключительной свободой образования новых языковых знаков и их способностью сочетаний в сколь угодно длинных последовательностях. Неинтерпретируемые (в логико-математическом смысле) знаковые системы (такие, как игры), по Ельмслеву, занимают положение, отличное от языка, в них отчетливо проявляется имманентный характер чистой структуры как таковой.

Сепир избегает использования термина «знак», и в значении этого последнего постоянно пользуется словом «символ» в самом широком смысле, охватывающем все возможные типы знаков.

Леви-Стросс обратится к рациональному изучению знаковых структур (мифов, ритуалов, установлений), не осознаваемых членами тех коллективов, которые их используют.

СЕМИОТИКА В РОССИИ. ОБЩИЙ ОЧЕРК

Потебня, постоянно проводил сравнения естественного языка с другими системами знаков, сопоставлял наличие подобных конструкций с неразвитостью перспективы в изобразительном искусстве.

Для Потебни как в грамматической теории, так и в исследованиях по поэтике, фольклору и мифологии, существенна была ориентация прежде всего на значение знака.

Дальнейшее развитие этих идей в московско-тартуских семиотических работах привело к введению понятия «вторичных моделирующих систем»: под ними имелись в виду такие системы, знаки которых надстроены над языковыми знаками.

Флоренский строит свою общую теорию символов и знаков и подробно излагает отдельные более специальные ее части, в частности, посвященные структуре произведений изобразительного искусства.

Как и Флоренский, область изучения знаков как особый предмет изучения выделял в своих философских трудах Шпет, являвшийся в своем общем мировоззрении последователем феноменологии Гуссерля. В соответствии с идеями Гуссерля слова или знаки, заменяющие их, он рассматривал как «всеобщий слой», который определяет исходные данные всякого знания.

Шпет был первым русским философом, давшим детальное обоснование необходимости исследования знаков как особой сферы научного знания и изложивший принципы феноменологического и герменевтического подхода к ней, который вновь привлек внимание исследователей в последние годы.

Шпет пришел к выводу, что «сфера этнической психологии априори намечается как сфера доступного нам через понимание некоторой системы знаков, следовательно, ее предмет постигается только путем расшифровки и интерпретации этих знаков. Что эти знаки являются не только приметами вещей, но и сообщениями.

Наиболее детально разработанную концепцию культуры как системы знаков, служащих для управления поведением, выдвинул еще в начале 1930- х гг. Выготский.

В Москве и Тарту в качестве предмета для анализа с самого начала рассматривали и текст, который может состоять из отдельных знаков и в этом смысле вторичен (надстроен над языком и принадлежит ко вторичной знаковой системе). Мифологические и религиозные символы, мотивы и тексты на протяжении последних сорока лет были главным объектом исследования значительнной группы семиотиков Москвы.

1962г. – первый симпозиум по стуктурному изучению знаковых систем в Москве. Художественная литература как система знаков и текстов была одной из главных проблем, вокруг которой московская семиотическая группа после симпозиума 1962г. объединяется с тартуской. Культура определенной страны и эпохи рассматривалась как система знаковых систем и как объект семиотического исследования.

Бахтин утверждал, что смыслы, которыми занимаются все науки о человеке, всегда выражаются в знаках: «каковы бы ни были эти смыслы, они должны принять какое-либо временно-пространственное выражение, т.е. принять знаковую форму, слышимую и видимую нами».

Интерес Бахтина к смыслам и значениям, для выражения которых и нужны знаки, делает его особенно близким современной науке, давно прошедшей период чисто синтаксического исследования знаков в их соотношениях друг с другом и перешедшей к поискам методов адекватных семантических описаний языка и других семиотических систем. Значения знаков Бахтин связывал с их ценностью.

Одним из главных достижений ранних работ Бахтина в области изучения знаков было установление принципиального различия между знаком как элементом системы и знаком в конкретном высказывании.

В совершенно точном смысле возрождение угасавшего было интереса к науке о знаках вовсем мире в начале 1960-х годов связано с личностью Якобсона.

Якобсон настаивает на том, что деление на три основные вида знаков - символы, индексы (указатели) и иконические знаки не является жестким и абсолютным. Более того, в таких знаках, как слова естественного языка, могут соединяться каждая из этих функций в разных пропорциях.

    Семиотика и семантика (предмет, научный аппарат).

Семантика- раздел семиотики, изучающий отношения между знаком и смыслом. Основной предмет семантики составляют интерпретации знаков и их сочетаний. Семантика изучает отношение между означающим и означаемым.

Предмет семантики определяется по-разному в различных семиотических и лингвистических концепциях, однако эти различия определяются, прежде всего, самим определением знака и представлением о той реальности, которая обозначается. Семантика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: синтактикой и прагматикой . Следовательно, понятие семиотики шире, чем семантики.

Из основных взглядов на природу знака, лежащих в основе семантических построений, нужно выделить те, которые были сформулированы на рубеже XIX и XX веков в работах Г. Фреге и Ф. де Соссюра. Их концепции и до сих пор определяют методы исследования и терминологию в лингвистике, семиотике и логике.

Семантика и семиотика имеют относительно юный возраст в статусе отдельной области научного знания. Ее рождение можно датировать началом XX столетия, когда увидели свет работы Ч. Пирса, Ч. Морриса и Ф. Соссюра. Едва оформившись как научная дисциплина, семиотика очень быстро распалась на множество частных семиотик, в которых ее философское наполнение отошло на второй план.

С одной стороны, имеется немало работ, в которых достаточно пристально рассмотрены проблемы семантики и семиотики (Р.Г. Авоян, Е.Р. Атаян, А.А. Брудный, И.С. Нарский, Г.Г. Почепцов, Ю.М. Лотман), существует и оригинальная отечественная традиция лингвистической семиотики (Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, В.Г. Гак, Ю.С. Степанов). Отдельно следует упомянуть и московско-тартускую семиотическую школу, успешно применившую принципы теоретической семиотики к анализу самых разнообразных знаковых систем, в том числе, художественных текстов, игнорируемых западной традицией.

Своеобразный образ языка возникает в религиозно-философской концепции школы всеединства, представленной именами П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева. Оригинальный ракурс анализа языка задан в работах М.М. Бахтина, где основной акцент сделан на изучение понимания речевого сообщения как постижения отношения «Я» к «Не-Я». С другой стороны, обращение к отечественной литературе по гносеологии и философской антропологии показывает, что язык в ней является, скорее, темой, чем предметом.

Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращенного выражения научных понятий (например, знаки математические, химические и др.). Из знаков такого рода часто строятся искусственные языки. Среди искусственных знаковых систем можно выделить знаки кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной речи или перекодирования уже закодированных сообщений (кодов, используемых для программ кибернетических устройств). К искусственным знаковым системам относятся знаки формул, используемые в науках (например, знаки формальных логических систем, знаки информационно- логических языков, знаки для моделирования непрерывных процессов, в частности, кривые, отображающие непрерывные изменения, происходящие в каких- либо объектах, знаки сигнализации, входящие в систему сигнализации уличного движения).

Элементарный объект изучения языковедческой семантики составляет единство трёх элементов языкового знака (прежде всего слова): означающего, денотата, означаемого. Внешний элемент (последовательность звуков или графических знаков) - означающее - связан с обозначаемым предметом, явлением действительности - денотатом (а также референтом - предметом, явлением, обозначаемым данной языковой единицей в составе высказывания; предметом или ситуацией, обозначаемыми высказыванием в целом), и, во-вторых, с отражением этого предмета, явления в сознании человека - означаемым. Означаемое является результатом общественного познания действительности и обычно тождественно понятию, иногда представлению. Тройная связь - «означающее - денотат - означаемое» составляет категорию значения, основную единицу (ячейку) семантики.

Изучением значения как раз и занимается наука семантика, с ней тесно связано исследование свойств объектов выполнять функцию знаков, создание общей теории знаков во всех их проявлениях, что является задачей науки семиотики, представляющей собой синтез философских, лингвистических и культурологических идей.

    Семиотика и семиология.

В предмет семиотики входит знаковое воплощение процессов коммуникации, т. е. закономерности семиозиса (означивания) во всех сферах природной и социальной жизни.

К созданию семиотики как науки о знаках шли не только философы, но и лингвисты. Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. «Семиология – это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», – писал Ф. де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». «Она должна открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются». Соссюр считал, что лингвистика может рассматриваться как составная часть семиологии (или семиотики), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом.

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение языка и речи. Языком Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия (раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой) означающее-означаемое.

Соссюр предложил четко различать два подхода к изучению языка как знаковой системы: синхронный (изучение языка, взятого в какой-то определенный исторический момент, как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью) и диахронический (изучение изменений в языке в процессе его развития).

В семиологии Соссюра лингвистика служит моделью для всей семиологии в целом. Хотя язык – только одна из многих семиологических систем. А если это так, то сам процесс создания текстов не может выйти за границы языка, точнее языков, созданных по лингвистической модели. В семиотике сам процесс текстообразования может пониматься как деконструкция языка, т. е. потеря языком своей прямой формы и существование в форме превращенной. При всех модификациях семиология сохраняет свой нерушимый статус как науки о языковых системах. Семиотика же изначально обладает двойным статусом, о котором писал Ч. Моррис. Она есть общая теория знаков и одновременно система конкретных приложений к исследованию знаков в той или иной конкретной области.

    Семиотика и прагматика (предмет, научный аппарат).

Статус семиотики и ее главные проблемы - символизм, его происхождение и сущность, его познавательная и общекультурная роль, а также природа, структура и функции знака, связь знака, значения и объекта.

Прагматика - это раздел семиотики, в рамках которого изучаются отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют. Прагматика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: семантикой и синтактикой Первая из них рассматривает знаки в их отношении к обозначаемым (не имеющими знаковой природы) объектам, вторая - отношения знаков между собой (синтаксис). Наиболее важным предметом изучения для прагматики является прагматический аспект языка.

Человек – отправитель, человек – получатель.

Прагматика связана с изучением категории полезности, ценности, понятности знака, а также с исследованием семантической информации, где существенную роль играет вопрос об оценке информации, извлекаемой данным адресатом из текста.

Семиотика (семиология) – научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных языковых знаковых, то есть семиотических подсистем, хранящих и передающих информацию.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии.

Семиотика возникла в конце XIX - начале XX века. Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (1839-1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк , в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Семиотические системы действуют в:

1) человеческом обществе (язык и некоторые явления культуры – обычаи, обряды);

2) природе (коммуникация в животном мире);

3) человеке (зрительное и слуховое восприятие предметов).

Семиотика бывает:

- гуманитарная (языка и литературы);

- формальная (логико-математическая, прикладная компьютерная).

Произведения художественной литературы могут исследоваться по 2-м линиям:

Как объект конкретно исторического и литературоведческого и историко-литературного анализа;

Как объект семиотического анализа (язык художественной литературы).

Основной корпус гуманитарной семиотики составляют 2 комплекса понятий :

1) семиотические закономерности

2) семиотические членения

К семиотическим закономерностям относятся:

- оппозиции всех основных элементов языковой семиотической системы , т.е. фонем, морфем, слов, типов предложений и интонаций.

Оппозиции этих элементов выявляют дифференциальные признаки (напр.: «пить» и «бить» - дифференциация глухости и звонкости). Процедура исследования путем замен называется коммутация.

- изоморфизм – структурное подобие формы выражения и формы содержания (напр.: сила звука соответствует силе эмоций).

Существует 3 семиотических членения (предложены Чарльзом Уильямом Моррисом) :

- синтактика – отношения между знаками, главным образом в речевой цепи;

- семантика – отношения между знаком-нисителем, предметом обозначения и понятием о предмете;

- прагматика – отношения между знаками и тем, кто их использует. Исследуются 2 центра: субъект речи и адресат.

* Семиология Ф. де Соссюра

Фердинанд де Соссюр определяет создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества». «Она должна открыть нам, что такое знаки и какими законами они управляются».

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение языка и речи. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Язык - система значимостей. Значение - это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость - с отношениями между несколькими листами.

Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические отношения - это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени. Такие сочетания языковых единиц называются синтагмами. Ассоциативные отношения существуют вне процесса речи, вне времени. Это отношения общности, сходства между языковыми единицами по смыслу и по звучанию, либо только по смыслу, либо только по звучанию в том или ином отношении.

Семиотика Ч. С. Пирса

Чарльз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки - семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon, од греч. eikon - "образ"), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. Например, знак, который предостерегает водителей от быстрой езды неподалеку от школ, детских садов, изображает двоих детей;

2) знаки-индексы (лат. index - "указательный палец"), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Наиболее очевидным примером такого знака есть указатель дороги, который даёт путникам информацию о названии ближайшего населенного пункта (например, Васюки) и направлению, в котором нужно идти, чтобы добраться до Васюков. Выражение лица - например, сморщенные брови - это тоже знак-индекс, потому что «указывает» на эмоциональное состояние человека: гнев;

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник не имеет естественной связи с формой и значением «уступи дорогу». Национальные флаги - также примеры таких конвенций. К символам относятся все слова всех языков, за исключением слов-подражаний.

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. Естественный язык — это открытая знаковая система. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система.


В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Но каждая из отдельных наук изучает знак в каком-либо его одном, отвечающем задачам данной науки, аспекте.

При этом ни одна из названных и других областей не охватывает общую, целостную проблему знака в отвлечении от его конкретных, свойственных данной науке, свойств. Последняя задача – исследование знака как такового – как раз и является делом семиотики.

Но все это становится возможным лишь потому, что семиотика владеет знаниями о частных, конкретных науках, в которых описываются конкретные знаковые ситуации и конкретные приемы использования знаков. Данные отдельных частных наук – база для применения семиотики. Но, объединив все данные отдельных наук, семиотика выводит и формулирует общие положения и законы, связанные со знаками.

Две стороны знака и семиотический треугольник

Начало науке о знаках было положено американским ученым Чарльзом Пирсом (1839–1914). Человек же как создатель и интерпретатор знака занимает в теории Пирса ведущую позицию. Идеи Пирса о знаках развивал американский ученый Чарльз Моррис (1901–1978), который написал работу «Основы теории знаков», являющуюся первым систематическим изложением семиотики.

Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. Она должна, – продолжал он, – открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются».

Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом. Понятие текста в семиотике не обязательно связано только с естественным языком. Любая знаковая система, имеющая целостное значение и связность, является текстом. Следовательно, текст есть то, что создано самими человеком для своих нужд, духовных и материальных.

Текст, обнимающий все вокруг, представлен в известном высказывании французского ученого Ж. Деррида: «Внетекстовой реальности вообще не существует», с чем мы не можем согласиться. Всякий текст как семиотическая система характеризуется четырьмя отличительными признаками: операторным способом, сферой действия, природой и числом знаков, типом функционирования.

Ю.М. Лотман выделил семиосферу по аналогии с биосферой и ноосферой В.И. Вернадского. Культура есть механизм для обработки и сообщения информации. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся семиотические системы кино, музыки, фотографии, архитектуры, географических объектов, рекламы и др., которые можно называть языками культуры. Вторичные моделирующие системы функционируют с помощью соглашений (конвенций, кодов), которые принимаются всеми или большинством членов социума.

Предмет, структура и основные понятия семиотики

Таким образом, культура принимает характер вторичной системы, надстраиваемой над принятым в данном коллективе естественным языком. Язык же выполняет двойственную функцию: среди всех семиотических систем он наиболее развит как средство общения. Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов.

К ним относят все виды культурных текстов, кроме естественною языка, искусство, социальную деятельность, модели поведения,традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Они строятся по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.

Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова - к счастью, женщина с пустыми ведрами - к несчастью и т.д. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу.

Процесс передачи сообщения — знаковый процесс (семиозис)

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.

Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Вербальные знаковые системы — это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они состав- л я ют основу культуры говорящего на нем народа. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Она появилась в начале XX в. и с самого начала была метанаукой, особого рода надстройка над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию, общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839-1914 гг.), который и предложил ее название. Ч. Пирс дал определение знака, классификацию знаков (индексы, иконы, символы), становил задачи и рамки новой науки.

Эта классификация основана на типологии соотношения формы содержания.

Так, иконами (или иконическими знаками) называются шеи, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно.

Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени.

Символами (или ) называют знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках , представления о ее сущности значительно различались; мер, Ч. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру знаний», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке, всего, над гуманитарными науками.

Читайте также: Эмпирическое исследование.

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику .

Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Другое ключевое понятие семиотики — знаковый процесс , или семиозис . Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение и код Д.

Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию.

Читайте также: Христианство - древнейший бренд

Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение. Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода — естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель — слушающим, или также адресатом, а знаки - языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Фактически, знак имеет две стороны, которые невозможно отделить друг от друга. Одна сторона — это то, что знак обозначает (означаемое, содержание), а вторая — это то, чем он обозначен (означающее, форма). Товар также является знаком. Его форма — это то, что может быть воспринято органами чувств (вкус, цвет, запах, размер, вес и т.п.), а к содержанию относятся все те признаки (сигнификаты), которые важны для данного товара (функция, назначение, цена, свидетельства качества, впечатление от товара и т.п.).



Новое на сайте

>

Самое популярное