Домой Проекты домов Речевой аппарат. Основные отделы ре­чевого аппарата: периферический и центральный

Речевой аппарат. Основные отделы ре­чевого аппарата: периферический и центральный

Специальных органов, от природы предназначенных для производства и восприятия речевых звуков, у человека как биологического вида нет. Ротовая и носовая полости, зубы, язык, губы и др. - это такие органы, которые выполняли и выполняют прежде всего другие, чисто биологические функции. Однако в ходе длительной эволюции эти органы приспособились для производства и восприятия звуков речи. В речевой аппарат} при широком понимании этого термина, включают также центральную нервную систему, органы дыхания и слуха.

Рис. 4.1.

Управление моторикой речи - это одна из функций центральной нервной системы, за которую «отвечает» центр Брока , а восприятие речи обеспечивает слуховой центр Вернике 1 . Нарушение хотя бы одного из мозговых центров речи приводит к более или менее серьёзным речевым расстройствам - афазиям.

Для того чтобы состоялся речевой звук, необходима работа дыхательных органов. Дыхательные органы - это лёгкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Лёгкие и бронхи - источник и проводник воздушной струи, которая вызывает колебания органов произносительного аппарата, и в первую очередь, голосовых связок.

Артикуляторный аппарат. В узком смысле это органы речи, обеспечивающие за счёт различных движений и положений (артикуляций) всё качественное многообразие звуков человеческой речи.

Речевой (произносительный, артикуляторный) аппарат, таким образом, - это система органов человека, расположенных

в гортани, глотке и ротовой полости и приспособленных для производства звуков речи.

Строго говоря, придыхание немецкого и английского языков не является собственно согласным: буква Ь в англ, him обозначает лишь то, что гласный имеет придыхательное начало. Поэтому недопустимо заменять английское [h] русским [х]. Кстати, англичанам на слух кажется, что русское [х] есть [к], произнесенное с сильным придыханием. Поэтому при транслитерации содержащих звук [х] русских фамилий в английском языке используется буквосочетание kh, напр.: Харламов - Kharlamov.

По характеру участия в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

Активные органы - это органы, которые совершают различные движения, необходимые для образования речевых звуков.

Движения некоторых активных органов мы достаточно хорошо ощущаем (губы, язык), а движения других, более глубоких, - не ощущаем (мягкое нёбо, голосовые связки). Активными органами являются голосовые связки, язык (наиболее активный орган речи, в особенности его передняя часть => [с.], губы, мягкое нёбо, язычок (лат. увула), задняя спинка зева (греч. фаринкс).

Активная работа губ (округление, вытягивание, смыкание или сближение) обеспечивает образование огубленных (от лат. labia - лабиализованных ) гласных (например, рус. [о] и [у]) и губных согласных (например, рус. [б] и [п], англ. [w]).

Очень важную (но совсем не замечаемую говорящим) роль в образовании гласных и согласных звуков в любом языке играет мягкое нёбо, называемое также нёбной занавеской ; оно действительно открывает и закрывает носовую полость: при опущенной нёбной занавеске, когда воздушная струя свободно проникает в полость носа, возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных (во французском, польском, старославянском и некоторых других языках) и согласных - во всех языках. При поднятой нёбной занавеске мягкое нёбо закрывает для воздушной струи проход в носовую полость; при этом возникают неносовые (чистые) звуки речи, которые численно преобладают в любом языке.

В отличие от мягкого нёба, работа которого актуальна для всех языков, увула , представляющая собой его оконечность, используется для образования увулярных согласных лишь в некоторых языках, например [R] во французском.

Пассивные органы неподвижны, но они взаимодействуют

с активными, создавая смычку или щель в месте образования

звука речи.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы (бугорки у корней верхних зубов, от лат. alveolus - желобок), твёрдое нёбо.

Артикуляция звука речи. Для образования каждого речевого звука необходим комплекс работ органов речи, т.е. вполне определённая артикуляция (от лат. articularis - суставный, членораздельный). Таким образом, артикуляция - это совокупная работа органов речи, необходимая для произнесения звука.

Артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, при этом количество и характер совершаемых движений при образовании разных типов звуков - гласных или согласных - неодинаковы => [см. табл. 4.9].

При артикулировании гласных главным является вертикальное и горизонтальное движение языка в полости рта, хотя дополнительно возможна работа губ и нёбной занавески, участие носовой полости. Так, при артикулировании русского [и]:

  • 1)голосовые связки сомкнуты, напряжены и дрожат;
  • 2) нёбная занавеска поднята;
  • 3)язык максимально продвинут по горизонтали вперёд и достаточно высоко поднят к твёрдому нёбу в своей средней части.

Все эти движения не создают речевых шумов, но меняют форму резонатора и - как следствие - тембр гласного.

При образовании согласных очень важно взаимодействие различных активных и пассивных органов, смыкание или образование щели, что создаёт различный тип шума, составляющий основу в тембре согласного. Например, артикуляция звука [б] складывается из совокупной работы четырёх активных органов:

  • 1)голосовые связки напряжены и дрожат (шумный звонкий);
  • 2) нёбная занавеска поднята (неносовой, или чистый);
  • 3) средняя часть спинки языка опущена , т.е. не приподнята к твёрдому нёбу (непалатализованный, или твёрдый);
  • 4) губы сомкнуты (губно-губной, или билабиальный), воздушная струя с силой размыкает преграду , образованную сомкнутыми губами (смычно-взрывной).

Это и есть те движения и состояния органов речи, которые образуют артикуляционно-акустическое единство, воспринимаемое всеми говорящими как типовой звук данного языка.

Приведённые артикуляционные характеристики обеспечивают также различие акустических свойств этих звуков.

Фазы артикуляции. Речь человека на любом языке представляет собой своеобразный звуковой поток. Иначе говоря, те или иные совокупности звуков, которые образуют материальную оболочку слов и морфем как значимых частей в структуре слова, представляют собой отнюдь не простую последовательность изолированных друг от друга единиц. Процесс артикуляции - это процесс комплексный: когда мы говорим, звуки тончайшим образом, и при этом с большой скоростью, приспосабливаются, «притираются» друг к другу. Фактически любой речевой звук, попадая в окружение других звуков, т.е. находясь в окружении разных «соседей», непременно видоизменяет своё звучание. Так, начальный согласный С неодинаково звучит в русских словах сАжа, сТужа, сЛом, сКат, сМолк, сПор, сЫро, (Варка и т.д., потому что за ним следуют различные согласные и гласные (они выделены заглавными буквами в ряду предложенных примеров), каждый из которых будет по-своему воздействовать на этот согласный С.

Приведём ещё ряд примеров: согласные Д, Р, С и др. перед огубленными (лабиализованными) гласными У и О (док, рок, сок, дух, рук, суд) артикулируются не совсем так, как перед гласными А или Ы (дар, раз, сад, дыр, рысь, сыр)] гласные А и О между носовыми М и Н произносятся несколько иначе, чем между неносовыми (чистыми) Б и Д.

В чём же заключаются эти различия и чем они вызваны?

Дело в том, что артикуляция изолированного звука речи осуществляется в три этапа, которые принято называть фазами артикуляции (и эго, в принципе, можно попытаться «отследить», просто сосредоточившись на движениях органов речи, т.е. без специальной аппаратуры).

Первая фаза - экскурсия (от лат. excursio - вылазка, выбегание вперёд), или приступ , - это фаза, при которой органы речи выходят из состояния покоя, совершая движения и занимая положения, необходимые для произнесения соответствующего гласного или согласного.

Допустим, нам нужно произнести русский согласный [з]. Для этого на этапе экскурсии одновременно совершаются следующие артикуляторные действия: голосовые связки смыкаются, напрягаются и начинают дрожать; нёбная занавеска поднимается, закрывая вход в носовой резонатор (носовую полость); средняя часть спинки языка опускается; передняя часть языка сближается с верхними зубами.

Вторая фаза - выдержка, или экспозиция, при которой органы речи сохраняют (выдерживают) в течение необходимого времени определённое - в зависимости от артикулируемого звука - «рабочее состояние».

Третья фаза - рекурсия (от лат. recursus - возвращение), или отступ, при которой органы речи возвращаются в исходное состояние покоя.

Подчеркнём, что так выглядят фазы артикуляции применительно к произношению изолированного звука. В реальности же, в процессе коммуникации, как уже отмечалось выше, имеет место так называемый поток речи, а это означает, что после выдержки первого звука органы речи не возвращаются в состояние покоя. Фактически в зоне контакта любых звуков происходит своеобразное соединение, или, точнее, взаимодействие звуков, при котором одна из фаз, например предыдущего звука, как бы становится исходным положением для артикуляции последующего. Таким образом, в потоке речи происходит тесное переплетение контактирующих звуковых единиц, причём «последствия» такого взаимодействия не только в принципе разнообразны, но могут быть к тому же сугубо специфичными для отдельных языков.

Фазовый характер артикуляции объясняет не только взаимодействие звуков в потоке речи => [с. 130], но и наличие в языке звуков сложной артикуляции (аффрикат и дифтонгов) => [с. 122, 125].

Характер озвучивания слов, а значит, характер и степень глубины взаимодействия звуков внутри и/или на стыке «звукокомплексов», может зависеть как от стиля произношения и типа произнесения (полного, т.е. тщательного и медленного, или нейтрального, или быстрого, т.е. разговорного и даже небрежного), так и от интонации и выражаемого содержания и коммуникативного намерения (интенции ) говорящего.

Носители языка, по объективным причинам, не в состоянии фиксировать всё возможные нюансы звукового видоизменения. Не только потому, что ограничены возможности нашего слуха, но и потому, что отсутствует психологический настрой на их восприятие. Однако некоторые звуковые различия говорящими замечаются и осознаются.

Примеры практики

Носителям русского языка, в частности, довольно хорошо известны примеры различного, ситуативно обусловленного озвучивания таких слов (и это едва ли исчерпывающий список вариаций), как здравствуйте [здраствуйт’и], [здрас’т’и]; сейчас ([с’ич’ас], [ш’ч’ас], [ш’ш’ас] и [пГш’аз!]); сегодня ([с’ивод’н’а], [с’од’н’а]); пятьдесят ([п’ид’:ис’ат], [и ’ии’сат], [пс’ат]); что ([што], [ч’о], [то]);рубль ([рубл’], [руп’]> [руб’эл’]) и др.

Приведите примеры реальных ситуаций выбора того или иного варианта произношения. => [Хр:..., Бондарко, фрагмент 2, а также Хр. к гл. 12, О произносительной манере Реформатского).

  • Центр Брока - участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П. Брока, находящийся в задненижней частитретьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и который представляет собой своегорода речевой анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Центр Вернике - участок коры головного мозга, названный по именинемецкого невропатолога и психиатра К. Вернике, расположенный в заднемотделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи и представляющий собойсобственно вербальный анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Придыхательные согласные, или аспираты (от лат. aspnratio - придыхание),образуются трением воздуха о голосовые связки вследствие сужения междусвя-зочной щели без напряжения мускулатуры. В русском языке таких согласных нет.

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и Сегодня мы подробнее познакомимся со строением речевого аппарата и природой человеческой речи.

Образование звуков

На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать, как рождается звук и что вызывает нарушения речи.

Звуки зарождаются благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают вибрацию а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки складываются в слова. Слова - в предложения. А предложения - в задушевные беседы.

Речевой, или, как его еще называют, голосовой, аппарат имеет два отдела: центральный и периферический (исполнительный). Первый состоит из головного мозга и его коры, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов. Периферический, в свою очередь, представлен совокупностью исполнительных органов речи. К нему относятся: кости, мышцы, связки, хрящи и нервы. Благодаря нервам перечисленные органы получают задачи.

Центральный отдел

Как и другие проявления работы нервной системы, речь возникает посредством рефлексов, которые, в свою очередь, связаны с головным мозгом. Важнейшими отделами мозга, отвечающими за воспроизведение речи, являются: лобная теменная и затылочная области. У правшей эту роль играет правое полушарие, а у левшей - левое.

Лобные (нижние) извилины отвечают за создание устной речи. Извилины, расположенные в височной зоне, воспринимают все звуковые раздражения, то есть отвечают за слух. Процесс понимания услышанных звуков происходит в теменной области коры головного мозга. Ну а затылочная часть ответственна за функцию зрительного восприятия письменной речи. Если рассмотреть подробнее речевой аппарат ребенка, то можно заметить, что у него затылочная часть особенно активно развивается. Благодаря ней ребенок зрительно фиксирует артикуляцию старших, что приводит к развитию у него устной речи.

Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов. Рассмотрим каждый из них.

Дыхательный отдел

Все мы знаем, что дыхание - это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Процесс дыхания регулируется специальными центрами нервной системы. Он состоит из трех стадий, непрерывно следующих друг за другом: вдох, небольшая пауза, выдох.

Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию.

Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой. Диафрагма - эластичный мускул, который в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда она вместе с межреберными мышцами сокращается, грудная клетка увеличивается в объеме и происходит вдох. Соответственно, когда расслабляется - выдох.

Голосовой отдел

Продолжаем рассматривать отделы речевого аппарата. Итак, голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание голосовых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса.

Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок.

Артикуляционный отдел

Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы

Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке.

Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера.

Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Основной орган артикуляции - язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым.

Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков.

Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки. Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым. Причина тому проста - когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы

Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит голосовой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата. Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков. Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании.

Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:

  1. Дефекты в строении органов и тканей.
  2. Неправильное использование речевого аппарата.
  3. Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.

Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений. Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах. Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.

Подготовка органов речи к работе

Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации. Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон. А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.

Первое, что нужно помнить, - речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину - ровно. Плечи должны быть расслаблены, а лопатки - слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова. Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.

Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда голосовые органы сильно устают.

Поза релаксации

Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие По сути, они не представляют собой ничего сложного. Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула. Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.

Маска релаксации

Этот простой прием также очень важен для ораторов и тех, кто по специфике своей деятельности много говорит. Здесь также нет ничего сложного. Суть упражнения состоит в попеременном напряжении различных мышц лица. Нужно «надевать» на себя разные «маски»: радость, удивление, тоску, злость и так далее. Проделав все это, нужно расслабить мышцы. Сделать это вовсе не сложно. Просто произнесите на слабом выдохе звук «Т» и оставьте челюсть в свободном опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевого аппарата. Кроме нее, в данное понятие входит защита от простудных заболеваний и переохлаждения, избегание раздражителей слизистой оболочки и тренировка речи.

Заключение

Вот таким интересным и сложным является наш речевой аппарат. Чтобы полноценно наслаждаться одним из важнейших даров человека - умением общаться, нужно следить за гигиеной голосового аппарата и бережно к нему относиться.

Согласные

Гласные

Гласными называются звуки, состоящие главным образом из голосового тона. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба таково, что воздух проходит через полость рта, не встречая препятствий, которые могут способствовать возникновению шума. В зависимости от положения языка немецкие гласные делятся на гласные переднего (i, e, ä, ö, ü) и заднего ряда (a, o, u). Гласные бывают долгими и краткими (8 гласных букв дают 16 гласных звуков). Их длительность связывается с качеством слога, который они образуют. В этом отношении различают открытые (оканчивающиеся на гласный или состоящие из одного гласного) и закрытые слоги (оканчиваются на одну или несколько согласных). Дифтонгом называется слитное произнесение в одном слоге двух гласных.

[ə]
[ί:] [ı]
[y]
[ε:] [ε]
[ø:] [œ]
[a]
[υ]
[ɔ]
[α:]
Все фонологические признаки немецких гласных звуков представлены схематически в так называемом четырёхугольнике немецких гласных :

Согласными называются звуки, состоящие из голоса и (или) шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. В зависимости от участия голоса немецкие согласные делятся на глухие, звонкие (взрывные и щелевые) и сонорные (звучные). Под аффрикатами понимают слитное произнесение двух согласных.

Залогом правильного произношения является умение правильно управлять своими органами речи, т.е. речевым аппаратом.

Речевой аппарат включает :

  • дыхательную систему (das Atmungssystem)
  • гортань (der Kehlkopf)
  • резонатор (das Ansatzrohr) – полость рта при образовании звуков

Дыхательная система состоит из лёгких (die Lungen ), бронхов (die Bronchien ) и трахеи (die Luftröhre ), иначе дыхательного горла.

Работа органов дыхания является основой для произнесения звуков. В процессе дыхания выдыхаемый воздух через трахею попадает в гортань, где происходит его первое преобразование.

Гортань является верхней частью трахеи и оканчивается надгортанником (der Kehldeckel) который закрывает дыхательное горло во время приёма пищи. Однако для процесса говорения гортань важна тем, что в ней находятся голосовые связки (die Stimmbänder ).

Голосовые связки представляют собой две эластичные мышцы, которые крепятся к перстневидному хрящу при помощи черпаловидных хрящей. Благодаря их подвижности, голосовые связки либо приближаются друг к другу, либо удаляются друг от друга. Возникающая при этом между голосовыми связками щель, является основой для последующего произнесения звуков (ксерокопия) . Выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, задевает края голосовых связок, заставляя их вибрировать. Таким образом, под воздействием этих колебательных движений воздух начинает «звенеть».



Из гортани струя выдыхаемого воздуха попадает в резонатор (das Ansatzrohr ), где происходит его окончательное преобразование в тот или иной звук.

Резонатор составляют три полости: полость рта (die Mundhöhle ), глотка (der Rachen ) и полость носа (die Nasenhöhle ).

В полости рта находятся основные артикуляционные органы:

Ø верхняя губа (die obere Lippe)

Ø нижняя губа (die untere Lippe)

Ø верхние зубы (die oberen Zähne)

Ø нижние зубы (die unteren Zähne)

Ø альвеолы (die Alveolen)

Ø твёрдое нёбо (der Hartgaumen)

Ø мягкое нёбо (der Weichgaumen)

Ø язычок (das Zäpfchen)

Ø язык (die Zunge), который условно делится на 4 части – кончик языка (die Zungenspitze), передняя спинка языка (die Vorderzunge), средняя спинка языка (die Mittelzunge) и задняя спинка языка (die Hinterzunge).

Полость носа выполняет роль резонатора при образовании носовых звуков (m, n, ŋ). При их произнесении задняя часть мягкого нёба – небная занавеска (das Gaumensegel ), опускается, тем самым, закрывая воздушной струе проход в полость рта.

Рис. 1: Речевой аппарат человека


1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.


3. Артикуляционная база немецкого языка.

При общем, одинаковом способе образования звуков каждый язык имеет свою, характерную ему, артикуляционную базу. Под артикуляционной базой языка понимается набор характерных данному языку движений речевого аппарата при производстве звуков.

Вот несколько, характерных для артикуляционной базы немецкого языка черт:

1. Для немецкого языка характерно более сильное, по сравнению с русским языком, напряжение мышц речевого аппарата при произнесении всех звуков.

2. Для немецкого языка характерно контактное положение кончика языка, т.е. при произнесении всех гласных и большинства согласных кончик языка касается передних нижних зубов.

3. При произнесении согласных звуков мягкое нёбо не полностью закрывает струе выдыхаемого воздуха проход в полость носа, что вызывает такое явление, как назализация, т.е. звуки имеют слегка носовой оттенок (Name – нам).

4. Немецкие гласные произносятся при устойчивой установке органов речи в полости рта (ко нтро ль - ко нтро лировать, Ko ntro lle - ko ntro llieren).

5. Артикуляция немецких звуков происходит при более энергичном движении нижней челюсти вверх – вниз, особенно при произнесении открытых звуков.

6. Немецкий язык имеет один звук, в образовании которого участвует язычок – [R].

7. Немецкие согласные не противопоставляются по признаку «мягкость – твёрдость».

8. При произнесении носового звука [ŋ] образуется плотная смычка задней спинки языка и мягкого нёба.

9. В русском языке при сочетании согласных звуков с гласными переднего ряда за счёт подъёма передней и средней спинки языка к твёрдому нёбу происходит смягчение, что для немецкого языка не типично (зима, тишина – sie, Tisch).

4. Понятие фонемы, звука, буквы. Немецкий алфавит и фонетическая транскрипция .

Для того чтобы понять, в чём состоит отличие таких единиц, как звук, буква и фонема, необходимо определить, в чём состоит отличие речи и языка.

Речь конкретна. Она отображает предметы, действия, ощущения в конкретной ситуации в настоящем, прошедшем и будущем.

Язык абстрактен. Он является абстрактным отображением действительности.

При этом если язык является достоянием всех говорящих (в нём существуют определённые грамматические правила, слова, звуки, которые может выучить любой человек), то речь индивидуальна – каждый говорящий использует различный словарный запас, индивидуально использует грамматические структуры, по-разному произносит звуки.

Поэтому звук является единицей речи, он конкретен, а фонема – это единица языка, которая является абстрактным отображением звука.

Def.3: Фонема – это минимальная единица языка, которая служит для

складывания и различения значимых единиц – слов.

Функции фонемы :

ü смыслоразличительная (сигнификативная)

дом – том, die Beeren – die Bären

ü перцептивная – быть объектом восприятия.

В речи под влиянием рядом стоящих звуков один и тот же звук может произноситься с некоторыми акустическими отличиями (вода – воды – водяной, Kiel – kühl – backen). Однако эти изменения не влияют на смысл слова, поэтому рассматриваются только как варианты одного звука. В языке данное изменение называется аллофон .

Def.4: Аллофон – это видоизменения фонемы, которые являются

результатом разных произносительных условий.

Каждый язык имеет ограниченное число фонем. Аллофоны фонем передаются на письме буквами.

Def.5: Буква – графическое изображение звуков .

В немецком алфавите используются 26 пар латинских букв (строчные и прописные); умляутированные буквы ä, ö, ü и лигатура ß (эсцет) в состав алфавита не входят. При алфавитной сортировке ä, ö, ü не различаются с соответственно a, o, u, за исключением слов, отличающихся только умляутом - в этом случае слово с умляутом идёт позже; ß приравнивается к сочетанию ss. Однако при перечислении немецких букв знаки ä, ö, ü дают не рядом с соответствующими «чистыми» буквами, а в конце списка.

A a аF f эфL l эльQ q ку(Ü ü) у-умлаут

(Ä ä) э (а-умлаут)G g гэM m эмR r эрV v фау

B b бэH h хаN n энS s эсW w вэ

C c цэI i иO o о(ß) эсцетX x икс

D d дэJ j йот(Ö ö) о-умлаутT t тэY y ипсилон

E e эK k каP p пэU u уZ z цет

До начала XX в. официально использовался готический шрифт (в частности, существовал особый готический рукописный шрифт). Буквы в общепринятом европейском начертании используются сначала неофициально с XIX в., а после победы Ноябрьской революции 1918 г. вводятся официально. Попытки нацистов вернуть готический шрифт в качестве официального успеха не имели, и в настоящее время он используется лишь в декоративных целях.

Однако буквенное изображение не всегда совпадает со звуками (Schule, Chef, Show). А также, одна и та же буква может обозначать несколько звуков (gehen, Tag, ruhig). Поэтому для адекватного акустического отображения слова существует фонетическая транскрипция.

Def. 6 : Фонетическая транскрипция – это запись речи при помощи фонетического алфавита, в основе которого лежит латинский алфавит .

В транскрипции каждому звуку соответствует только один условный знак.

речевой алалия афазалия логопедический

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Поэтому в речевом аппарате выделяют две тесно связанные между собой части: центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) речевой аппарат.

К центральному речевому аппарату относятся:

  • - корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте. Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного - в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилин;
  • - сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков;
  • - афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов;- корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и затылочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых.

Специфические центры речи (сенсорный - Вернике и моторный - Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи.

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

  • - подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речи;
  • - эфферентные (центробежные) проводящие пути, соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы периферического речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  • 1) дыхательного;
  • 2) голосового;
  • 3) артикуляционного (или звуковоспроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Это - поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата - голосовом.

Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей.

Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу - в дыхательное горло (трахею). В глотке скрещиваются два пути - дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник.

Артикуляционный отдел.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными.

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

  • 1. Формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;
  • 2. Процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки;
  • 3. Процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции;
  • 4. Распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Техника речи

Техника речи

Вместо предисловия

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат

- дыхательные органы

- органы речи пассивные

- органы речи активные

- головной мозг

Органы речи

Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань

Тренировка губ

Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 16. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 17. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 18. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 19. Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 20. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 21. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

Голос - это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнение 23. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Работа над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)
Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

С сожалением протянула она.

Сказала она тихо, но решительно.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Дикция

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

Определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

Проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

Отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

Отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

При возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

Советы начинающему оратору

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.

Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.

Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств - берите для речи только самое существенное.

Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Послесловие

К созданию проекта «Техника речи» нашу команду побудило желание помочь всем желающим овладеть правильной и четкой речью.

По нашему глубокому убеждению, правильная и четкая речь - это еще больше уверенности в себе, силе своего голоса и слова.

Однако, правильная речь не возможна без русского литературного языка, который служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между русскоговорящими людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык.

За пределами литературного языка остаются:

Некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

Жаргонная лексика - особые слова и выражения, свойственные различным группам прошлого (купцам, ремесленникам и др.);

Так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

Бранные (нецензурные) слова и выражения.

Вместе с тем, литературный язык тесно связан с так называемым просторечием - житейской бытовой лексикой народа, обладающей огромной образной силой и точностью определений.

В завершение еще раз хочется подчеркнуть, что тем, у кого «хромает» дикция или произношение, понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная или произносительная ошибка станет невозможной и в этом, мы абсолютно уверены, поможет наш проект «Техника речи».

Работая над проектом, мы для себя решили, что "красота в простоте". Поэтому, мы не стали использовать базы данных и прочие, тормозящие загрузку страниц, технологии, а пошли по классическому пути.

Наш коллектив выражает благодарность всем авторам, книги которых были использованы при написании сборника заданий и упражнений, способствующие выработке необходимых навыков при постановке дыхания, голоса, дикции, под названием «Техника речи» (Technics speech), а также благодарность всем авторам, на которых в своих книгах ссылаются упомянутые авторы, которым мы выразили свою признательность ранее.

Все права на идею, дизайн, тексты и рисунки проекта «Техника речи» (Technics speech) принадлежат коллективу авторов названного проекта. При перепечатке материалов, активная гиперссылка на источник обязательна.

http://technics-speech.ru/

Техника речи

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Наверное каждый в детстве мечтал, слушая четкий и хорошо поставленный голос диктора центрального телевидения или радио, овладеть техникой речи и говорить также как они. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи имеет огромное значение. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить те огромные трудности, которые могут возникать из-за дефектов речи.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

Регулярные занятия по предложенной методике помогут справиться или значительно снизить дискомфорт от заикания. Все очень просто. У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Вместо предисловия

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.

Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

При подготовке этого сборника нами собраны и обобщены теоретические материалы по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса.

Наш сборник состоит из нескольких разделов, где анализируются строение речевого аппарата, основные свойства голоса, даны приемы и упражнения, способствующие совершенствованию конкретных навыков устной речи. Оно адресовано всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки.

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы , поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

- органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

- головной мозг , который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.



Новое на сайте

>

Самое популярное