Домой Стройматериалы Значение царского манифеста 17 октября 1905 г. Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка

Значение царского манифеста 17 октября 1905 г. Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка

Они - нарушение равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества и нынешними форматами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к новому строю, в основе которого лежит правовое общество на основе гражданских свобод.

С.Ю. Витте

Русская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг, кратко о которой мы будем говорить сегодня, была одним из первых этапов, указывающих что народ более не желал жить по-старому. Революция 1905 года очень важна, поскольку она предшествовала революции 1917 года, она олицетворяла собой проблемы в русском обществе, а также неразрешенные конфликты внешнеполитического устройства мира.

Причины революции

Основные причины революции 1905-1907 годов следующие:

  • Отсутствие политических свобод у большинства населения Российской Империи.
  • Неразрешенный аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году существенных изменений для крестьян не было.
  • Тяжелые условия труда на заводах и фабриках.
  • Неудачи России в русско-японской войне.
  • Национальный вопрос. Россия была многонациональной страной, но права многих мелких наций являлись.

Фактически революция выступила за ограничение самодержавия. Здесь не стоял вопрос о том, чтобы свергнуть монархию в России, поэтому события 1905-1907 годов следует рассматривать исключительно как подготовку к февральской и октябрьской революции 1917 года. Важный момент, который вряд ли будет отговариваться в большинстве учебников по истории, заключается в финансировании революции. Для того чтобы народ поднялся на активные действия должны появиться те, то будут народ вести за собой. Этим людям соответственно нужны деньги и влияние. Как говорилось в известном фильме, любое преступление имеет финансовый след. И этот след реально нужно искать, поскольку поп Гапон не годится на роль человека, который создал революцию и поднял ее с нуля до активных действий.

Истоки первой русской революции и второй русской революции я предлагаю искать в реформах Витте. Денежная реформа 1897 года, после которой в Российской Империи был введен золотой стандарт, фактически вынесла приговор стране. Российский рубль стал более подконтрольным мировым финансовым институтам, а для того, чтобы окончательно починить струну системе была нужна революция. Это же сценарий был опробован не только в России, но и, например, в Германии.

Основные задачи

В ходе революции ставились следующие задачи:

  • Ограничение или ликвидация самодержавия.
  • Создание демократических основ: политических партий, свобода слова, печати, свободный выбор занятий и так далее.
  • Сокращение рабочего дня до 8 часов.
  • Наделение крестьян землей.
  • Установление равноправия народов в России.

Понимание этих задач очень важно, поскольку они охватывают не один слой населения, а практически всё население Российской Империи. Задачи охватили все слои населения, поэтому удалось охватить широкие массы, которые приняли участие в революции.


Революция 1905-1907 по своей сути была буржуазно-демократической. Буржуазной, поскольку в задачи революции входило окончательное уничтожение крепостничества, а демократической, поскольку в ней приняли участие широкие массы населения: рабочие, крестьяне, солдаты интеллигенция и так далее.

Ход революции и ее этапы

Революция 1905 1907 годов может быть разделена на три основных этапа: январь-сентябрь 1905, октябрь-декабрь 1905, январь 1906 - 3 июня 1907. Рассмотрим более конкретных каждый из этих этапов, но перед этим я хочу остановиться на 3 основных показатели, которые позволили начать революцию и ускорить ее продвижени:

  • Поражение России в ходе русско-японской войны. Многие историки говорят о том, что японская разведка активно финансировала революцию в России. Это было необходимо, чтобы ослабить врага изнутри. Разумеется, никаких следов, доказывающих эту теорию нет, но интересный факт - как только русско-японская война закончилась - первая русская революция 1905 года пошла на спад.
  • Кризис 1900-1903 годов. Это был экономический кризис, который очень больно ударил по основным слоям населения, прежде всего по бедным.
  • Кровавое воскресенье 9 января 1905 года. Именно после этого дня революция стала набирать обороты, поскольку пролилась кровь.

Первый этап революции: январь-сентябрь 1905

3 января на Путиловском заводе началась стачка, которую поддержали большинство крупных заводов Петербурга. Причина - увольнения нескольких рабочих. Во главе стачки стала организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавил поп Гапон. Во время стачки начали писать петицию царю, которую решили отнести к Зимнему дворцу 9 января. Петиция состояла из пяти основных пунктов:

  1. Освобождение всех, кто пострадал за стачки, за политические и религиозные убеждения в стране.
  2. Объявления свободы слова, свободы печати, свободы собраний, свободы совести, свободы религии и неприкосновенности личности.
  3. Обязательное бесплатное образование для всех граждан.
  4. Ответственность министров и министерств перед народом.
  5. Равенство всех перед законом.

Обратите внимание, что сама по себе петиция не является призывом к началу революции. Поэтому события 3-8 января можно рассматривать как подготовка к революции 1905-1907 годов. Но вопрос кто подготавливал и кто организовал первую русскую революцию, если протестующие хотели изменения страны, но не призывали брать в руки оружие? Поэтому очень важно изучить вопросы 9 января 1905 года, которое вошло в историю как Кровавое воскресенье, поскольку это была провокация, которая шла как со стороны попа Гапона, так и со стороны царской армии.

Основные события

Таблица 2. Даты и события первого этапа революции: январь-сентярь 1905
Дата Событие
3 - 8 января Стачки рабочих в Петербурге. Подготовка петиции к царю.
9 января Кровавое воскресенье. Расстрел 140-тысячной рабочей демонстрации, двигавшийся к зимнему дворцу.
Январь февраль Массовые стачки рабочих, выступивших против событий 9 января.
19 января Николай 2 выступает перед рабочими. В выступлении император отмечает, что прощает всех митингующих, что митингующие сами виноваты в расстреле, и что при повторении подобных петиций и демонстраций расстрелы повторяться.
Февраль-март Начало крестьянских бунтов. Захвачено примерно 1/6 часть уезда в России. Начало бойкота со стороны рабочих. В демонстрациях принимают участие рабочие, крестьяне и интеллигенция.
18 февраля Публикуются акты о созыве государственной думы, так называемая, «Булыгинская дума».
1 мая Восстание ткачей в Лодзи. Демонстрации в Варшаве, Ревеле и Риге. Для подавления армия применила оружие.
12 мая - 23 июля Стачка рабочих в Иваново-Вознесенске.
14-25 июня Восстание на броненосце «князь Потемкин-Таврический».
Июль По приказу правительства все фабрики подняли зарплату рабочим.
31 июля - 1 августа Съезд крестьянского союза.
Июль-август Активная стадия репрессий со стороны государства выразившаяся в массовых арестах протестующих.

Стачки в период революции

Изменение числа стачек в России с 1905 по 1916 годы.


Второй этап революции: октябрь-декабрь 1905

Всероссийская стачка

19 сентября московские газеты вышли с требованиями об экономических изменениях. В дальнейшем эти требования были поддержаны рабочими московских предприятий, а также железнодорожниками. В результате началась крупнейшая стачка революции 1905-1907 гг. Сегодня эту стачку называют общероссийской. В ней приняло участие более 2 миллионов человек из более чем 50 городов. В результате протестующие начали стихийно образовывать в городах Советы рабочих депутатов. Например, 13 октября Совет рабочих депутатов появился в Петербурге.

Чтобы понять значимость тех событий нужно ещё раз отметить, что в них принимали участие 2 млн человек, и во время ее проведения были отменены занятия во всех учебных заведениях, перестали работать банки, аптеки, магазины. Именно во время октябрьской стачки впервые прозвучали лозунги «Долой самодержавие» и «Да здравствует демократическая республика». Ситуация стала выходить из-под контроля и царь был вынужден подписать манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года. Этот манифест содержал в себе 3 основных положения:

  1. Все люди получают гражданские свободы и неприкосновенность личности. Также провозглашается свобода слова, совести, собраний и союзов. Под свободой совести понимается свобода вероисповедания.
  2. К работе Государственной думы привлекаются даже те слои населения, которые до 1905 года были лишены гражданских и избирательных прав.
  3. Ни один закон российской империи не мог быть принят без одобрения Государственной думы.

Первые два пункта являются очень важными для населения, но не критичными для страны. А вот последний пункт является очень важным именно для истории России. Признание того, что монарх не может издавать самостоятельные законы, без одобрения Государственной думы, есть конец самодержавия. Фактически после 1905 года в России самодержавие закончилась. Император, который не может принимать все законы, которые считают нужными, не может считаться самодержцем. Поэтому с 1905 по 1917 в России была форма власти, напоминающая конституционную монархию.


Декабрьские события в Москве

Казалось бы, манифест от 17 октября 1905 года должен был погасить очаг революции, но дело в том, что политические партии расценивали подписание этого документа как дипломатический ход царского правительства, которое тем самым пыталось подавить революцию, но не собиралось исполнять манифест. Как следствие началась подготовка к новому этапу революции. Причём этот этап должен был вылиться в вооруженный конфликт, потому что революционеры впервые начали масштабно закупать оружие. 7 декабря 1905 года московский совет рабочих депутатов, который образовался только в ноябре, обратился ко всем гражданам с требованием прекратить работу и начать забастовку. Этому требованию вняли все московские рабочие, а их поддержали и всё и рабочие Петербурга. Правительство решило подавить мятеж с помощью армии, в результате чего начался активный вооруженный конфликт. Случилось это 10 декабря.


Бои в Москве шли 7 дней. На стороне революционеров выступала порядка 6000 человек. Рабочие стали образовывать собственные кварталы, блокируя их баррикадами. 15 декабря в Москву прибыл гвардейский Семёновский полк, который тут же начал артиллерийский обстрел позиций рабочих. Основные события происходили на Пресне. Но силы были неравны, поэтому 19 декабря московский Совет рабочих депутатов постановил, что восстание прекращается. Конкретных данных о жертвах нет, официальные источники говорят только о том, что в этих событиях было убито и арестовано более 1000 человек. Это была кульминация революции 1905-1907 годов, после чего ее интенсивность пошла на спад.

Основные даты и события

Таблица 3. Даты и события второго этапа революции: октябрь-декабрь 1905
Дата Событие Реакця властей
7-15 октября Всеобщая российская политическая стачка. Рабочие выступили организовано, остановив работу практически всех крупных заводов, почты, телеграфа, транспорта, учебных заведений и так далее. В ответ на это Николай 2 12 октября подписывает приказ о применении оружия для подавления стачек, 17 октября манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Октябрь-ноябрь Создаются политические партии. Усиливается крестьянское движение. В европейской части России захвачено примерно 1/2 всех уездных земель. Там образовывались новые «крестьянские республики» со своей властью. В это же время произошло восстание на флоте Кронштадте и Севастополе. Манифест 3 ноября «О сокращении выкупных платежей» в два раза в 1906 года, и о полной отмене выкупных платежей с 1 января 1907 года. Активные стадии восстания, прежде всего на флоте, были подавлены.
Ноябрь-декабрь Стихийные восстания в крупных городах, включая Москву и Петербург, где были образованы Советы рабочих депутатов. Армия арестовала всех руководителей Советов рабочих депутатов.
7-9 декабря Начало и подготовка большой стачки в Москве
10-19 декабря Вооруженное восстание в Москве. 11 декабря принимается новый избирательный закон Российской Империи. 17-19 декабря новый расстрел восставших. Вооруженное восстание было подавлено.
Декабрь Вооруженные восстания в Нижнем Новгороде, на Урале, во Владивостоке, Харькове, Ростове-на-Дону, Красноярске, в Грузии, на Кавказе. Вооруженное подавление восстаний.

Третий этап революции: январь 1906 - 3 июня 1907

Третий этап революции характеризуется значительным снижением количества стачек. То есть, как только закончилась война с Японией, тут же сократилось количество восстаний. Это удивительный факт, который лишний раз доказывает наличие у революционеров японского финансирования.

Одно из первых крупных событий 1906 года - 2 февраля, когда был подписан акт о создании Государственной думы. Дума создавалась на 5 лет, а у царя сохранялось право ее роспуска и объявления новых выборов. С 26 марта по 20 апреля проходили выборы в первую государственную думу российской империи. С 27 апреля по 8 июля продолжалась деятельность первой государственной думы в России, но никаких существенных документов эти заседания не создали. 10 его июля 1906 года были подписаны, так называемые, «выборгские воззрения», в знак протеста депутатов против разгона Думы. В феврале 1907 года начались выборы во вторую государственную думу, деятельность которая началась 20 февраля и продолжалась до 2 июня 1907 года. Председателем думы был кадет Головин, основным вопросом для обсуждения был аграрный вопрос.

Среди важных событий третьего этапа можно выделить следующие:

  • 23 апреля 1906 года публикуется основной свод законов Российской Империи, с поправками, обусловленными революции.
  • 9 ноября 1906 года - указ, разрешавший крестьянам получать наделы в личное пользование после выхода из общины.
  • 3 июля 1907 года - подписан манифест о роспуске думы и принятие нового избирательного закона. На этом революция была окончена.

Итоги революции

Таблица 4. Итоги революции 1905-1907
До революции После революции
Самодержавие Не ограничено никем и ничем Ограничено Государственным советом и Государственной думой
Основные слои населения Лишены политических свобод Обладают политическими свободами, в том числе и неприкосновенностью личности
Условия труда Высокая степень эксплуатации рабочих Увеличение заработных плат и сокращение рабочего дня до 9-10 часов
Земельный вопрос Земля принадлежала помещикам, крестьянский вопрос не решался Наделение крестьян правам на землю. Аграрная реформа

Итоги революции 1905-1907 можно назвать промежуточными. Глобально в стране ничего не изменилось. Единственное серьёзное изменение коснулось того, что царь должен был все законы проводить через Государственную думу. В остальном: крестьянский вопрос решен не был, рабочий день сокращен незначительно, заработные платы не увеличены. Получается, что 2,5 года революции были направлены на незначительное ограничение власти монарха, и на утверждение права создавать профессиональные союзы и проводить стачки? Ответ парадоксальный - именно это и требовалось от первой русской революции. Она не решала проблемы внутри страны, а подготавливала Россию к будущей, более мощной революции.

Профессиональные союзы, стачки и Государственная дума сыграли большую роль в революции 1917 года. Поэтому эти две революции нужно рассматривать в совокупности. Второй не было бы без первой. Ведь революция 1905 не решила никаких серьезных проблем: у власти остался царь, правящие сословия не изменились, бюрократия не пропала, коррупция усилилась, уровень жизни упал и так далее. На первый взгляд кажется нелогичным, что при таких условиях революция успокоилась. Ведь именно против этого люди и выступали. Но если понимать, что революции в России были связаны, то итоги первой революции в конечном итоге должны были стать причинами для второй революции. Так и произошло.


112 лет назад Николай II провозгласил свободу слова и собраний и учредил Государственную думу. Первые дни после реформы запомнились эскалацией революционного насилия, расстрелами, разгоном протестующих и погромами со стороны монархистов.

В октябре 1905 года началась Всероссийская октябрьская политическая забастовка, которая стала апогеем Первой русской революции. Забастовали московские железнодорожники, затем стачка перекинулась на всю страну, в том числе Петербург. В столице бастовали почти все крупные промышленные предприятия. Железнодорожная сеть европейской части России была парализована.

Царская семья оказалась заблокирована в Петергофе, на доклад к императору министры прибывали на пароходах. Почта, телеграф, телефон не работали, не было электричества и газа. Невский проспект был обесточен и освещался только прожектором с Адмиралтейства.

Митинг возле Петербургского университета после царского манифеста. Можно увидеть, как на крест прикрепляют красный флаг

13 (26) октября 1905 года социал-демократы и столичные рабочие образовали Петербургский совет рабочих депутатов, который возглавил стачечное движение и к 17 (30) октября и из-за своего влияния стал альтернативным «правительством» в парализованной забастовкой столице.

Возглавил его беспартийный социал-демократ юрист Георгий Хрусталев-Носарь. Большим влиянием в Совете пользовался «нефракционный социал-демократ» Лев Троцкий.

«Патронов не жалеть»

14 (27) октября появился знаменитый приказ товарища (заместителя) министра внутренних дел и петербургского генерал-губернатора Дмитрия Трепова: «Патронов не жалеть». Советская историография сделала его символом жестокости властей по отношению к протестующим. Однако полная версия цитаты уточняла, что огнестрельное оружие собирались применять только при сопротивлении толпы: «Если бы… где-либо возникли бы попытки к устройству беспорядков, то таковые будут прекращаемы в самом начале и, следовательно, серьезного развития не получат. Войскам и полиции мною дано приказание всякую подобную попытку подавлять немедленно и самым решительным образом; при оказании же к тому со стороны толпы сопротивления - холостых залпов не давать и патронов не жалеть».

Петербургский генерал-губернатор Трепов остался в истории благодаря единственной фразе

Мстислав Добужинский, «Октябрьская идилиия»

Протестующие в намерениях и действиях были не менее жестоки к правоохранителям. Тактика поведения с отдельными полицейскими и солдатами в условиях забастовки и накануне планируемого восстания сводилась к следующему: «На окраинах нападать на городовых, бить их и брать оружие. Получив же достаточное количество оружия незаметно убивать часовых арсеналов и разграблять оружие». Это данные секретных осведомителей - революционное подполье было пронизано ими.

«Даже и без оружия отряды могут сыграть серьезнейшую роль: 1) руководя толпой; 2) нападая при удобном случае на городового, случайно отбившегося казака… и т. д. и отнимая оружие»

Владимир Ленин в статье «Задачи отрядов революционной армии», октябрь 1905 года

В той же статье Ленин предлагал обливать полицейских кислотой, а в одном из октябрьских писем писал, что отряды протестующих должны «начать военное обучение на немедленных операциях, тотчас же. Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка… Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов, которые завтра поведут за собой сотни тысяч». Ещё за несколько дней до манифестаций 18 октября 1905 года в и без того радикализированные массы был запущен сигнал к избиению полицейских, жандармов и солдат.

Наивные мечты

17 октября 1905 года в 6 часов вечера Николай II подписал «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ учреждал Государственную думу и провозглашал целый ряд свобод, в частности, свободу собраний. Многие представители бюрократии встретили эту новость с нескрываемым облегчением. Начальник столичного Охранного отделения Александр Герасимов вспоминал, какой идеалистичный восторг вызвала весть о дарованных свободах среди высокопоставленных силовиков, губернатора Дмитрия Трепова и вице-директора Департамента полиции Петра Рачковского:

Простите, что заставил вас ждать. Только что звонил Сергей Юльевич. Слава Богу, манифест подписан. Даны свободы. Вводится народное представительство. Начинается новая жизнь.

Рачковский был тут же рядом со мной и встретил это известие восторженно, вторя Трепову:

Слава Богу, слава Богу… Завтра на улицах Петербурга будут христосоваться, - говорил Рачковский. И, полушутя, полусерьезно обращаясь ко мне, продолжал: - Вот ваше дело плохо. Вам теперь никакой работы не будет.

Я ответил ему:

Никто этому не будет так рад, как я. Охотно уйду в отставку. Отсюда я поехал к градоначальнику Дедюлину. Там меня встретили с текстом манифеста в руках и говорили теми же словами, что и Трепов:

Ну, слава Богу. Теперь начнется новая жизнь.

Воспоминания Александра Герасимова

Наивным мечтам Рачковского не суждено было сбыться.

Митинги, расстрелы и погромы 18 октября 1905 года: карта

Праздник свободы

Ночью манифест расклеивали на улицах Санкт-Петербурга. Либеральный оппозиционер, юрист Владимир Кузьмин-Караваев стал свидетелем этого: «На полуосвещённом Невском проспекте… то там, то тут попадались кучки людей, тесными кольцами охватившие читающего рукопись или печатный текст. Проходили небольшие группы манифестантов. Раздавалось „Ура“. Вместе со студентами и рабочими внимательно слушали чтение солдаты и городовые». Мальчишки-газетчики с криком «Конституция!» начали продажу вечернего прибавления к «Правительственному вестнику». Ночные зеваки в порыве энтузиазма аплодировали даже казачьим патрулям.

Первые слухи и новости о манифесте появились ночью, а с утра уже собирались первые митинги проснувшихся горожан, затем они превращались в настоящие революционные «праздники свободы». Демонстранты захватили центр города - такого ещё никогда не было в царской России и в следующий раз повторится только в Февральскую революцию.

Митинги проходили у здания Университета, Казанского собора и Технологического института, у которого полиция накануне арестовала студентов после обстрела кавалерийского патруля. Никто не понимал, законны ли демонстрации после издания манифеста. Старые правила и приказы уже не действовали, а новые ещё не были изданы. Но и городские власти, и нижние чины в тот день за редким исключением не препятствовали митинговой стихии.

«Городовые - одни угрюмо прятались в подворотни, другие - немногие - с улыбкой делали под козырек, а иные - с нескрываемой злобой и угрозой смотрели на шествие и красные флаги. Таким молодежь кричала: Эй, фараон, под козырёк! Красное знамя идёт! И, оглядываясь как затравленные, они нехотя козыряли».

Революционер Борис Перес

Расстрел на Загородном и разгон у Технологического института

Одна из демонстраций около 15 часов двинулась с Невского проспекта по Загородному к Технологическому институту, чтобы освободить арестованных накануне студентов. Когда толпа подошла к углу Гороховой улицы и Загородного проспекта, из Бегового переулка вышла одна из рот лейб-гвардии Семёновского полка. Она загородила проспект, препятствуя соединению демонстрантов со второй революционной толпой у Технологического института и попытке освободить арестованных студентов.

Демонстранты начали поворачивать на Гороховую улицу. На фонарный столб забрался молодой человек и начал речь о необходимости свержения государя, удаления войск с улиц в казармы, отставки генерал-губернатора и организации народной милиции. Солдаты Семёновского полка дали залп, он убил оратора и ранил четверых, в том числе семилетнего мальчика. Офицеры превысили свои полномочия, даже согласно приказу Трёпова «Патронов не жалеть». Манифестанты не сопротивлялись, находясь напротив солдат, демонстрация готова была повернуть на Гороховую улицу.

Так революционеры изображали зверства властей возле Технологического института

Ещё до расстрела демонстрации на Загородном проспекте разношёрстная толпа собралась у здания Технологического института. Там же были роты Семёновского полка и эскадрон конной гвардии. Полицейская справка (доклад полицмейстера IV района Галле) сообщала, что семёновцам была дана «инструкция к принятию со своей стороны решительных мер лишь при агрессивных действиях толпы». Гвардейцами командовал капитан Семёновского полка Левстрем, конный эскадрон корнета Фролова был подчинён ему.

Как указывалось в той же полицейской справке, толпа бросала в конных гвардейцев камни. Корнет Фролов попросил у Левстрема разрешение атаковать толпу всем эскадроном. Корреспонденты «Всеобщей маленькой газеты» подробно описывали произошедшее и указывали, что Левстрем формально запретил атаковать и разрешил эскадрону только продвинуться вперёд на толпу. Но Фролов приказал обнажить шашки и жестко и быстро разогнал скопление людей. В этой атаке был ранен приват-доцент университета и один из символов столичной оппозиции историк Евгений Тарле.

Через час после расстрела толпы на Загородном проспекте студент, сын генерала, Александр Смирнов напал на начальника жандармского управления Царскосельской железной дороги генерал-майора Шмакова. Генерал с несколькими офицерами шёл по Загородному проспекту. Смирнов посчитал именно этого жандармского генерала виноватым в расстреле демонстрантов. Нападение не увенчалось успехом: студент только слегка поранил лицо Шмакова тупым финским ножом, был тяжело ранен шашками жандармских офицеров и доставлен в Обуховскую больницу.

В 4 часа дня на углу 8-й Рождественской (ныне 8-й Советской) и Кирилловской улиц толпа с красными флагами с надписью «Свобода» окружила городового Ивана Козловского. Его собирались избить за то, что «он будто бы нанес побои какому-то пьяному старику» (из полицейской сводки о происшествиях). Городовой обнажил шашку и отступил во двор своей казармы на Кирилловской улице. В ворота бросали камни, Козловский несколько раз выстрелил через решётку ворот и ранил двоих. Толпа рассеялась.

Еврейские погромы

В ночь на 19 октября в столице активизировались монархически настроенные погромщики. Толпа около 1000 человек под белым флагом - цвет монархии - у Апраксина рынка напала и избила нескольких евреев, шедших и ехавших от Невского проспекта. Напротив дома № 25 по Садовой улице избили почётного гражданина, фармацевта Льва Гиницынского, у дома № 29 - аптекарского помощника Владислава Беньяминовича. Подоспевший наряд полиции вырвал жертв из рук толпы. Местный пристав и околоточные надзиратели Козловский и Попов получили по удару палкой от погромщиков.

Будущий думский депутат Василий Шульгин в мемуарах с налётом антисемитизма описывал победное неистовство сторонников революции у городской думы в Киеве:

«Во время разгара речей о «свержении» царская корона, укрепленная на думском балконе, вдруг сорвалась или была сорвана и на глазах у десятитысячной толпы грохнулась о грязную мостовую. Металл жалобно зазвенел о камни… И толпа ахнула. По ней зловещим шепотом пробежали слова: – Жиды сбросили царскую корону… Толпа, среди которой наиболее выделялись евреи, ворвалась в зал заседаний и в революционном неистовстве изорвала все царские портреты, висевшие в зале. Некоторым императорам выкалывали глаза, другим чинили всякие другие издевательства. Какой-то рыжий студент-еврей, пробив головой портрет царствующего императора, носил на себе пробитое полотно, исступленно крича: - Теперь я - царь!»

Василий Шульгин «Годы»

Об обоюдно агрессивных схватках в областях дискриминационной еврейской черты оседлости в октябре 1905 года писали разные наблюдатели. О заметной роли евреев докладывал своему руководству германский консул в Харькове Шиллер: «Первые массовые собрания в Екатеринославе, как мне передавали вполне заслуживающие доверия лица, которые были очевидцами, были организованы и руководимы евреями. При этом группою евреев на главной улице был разорван и втоптан в грязь портрет императора».

Конечно, главными действующими лицами в демонстрациях были не только евреи, но у них были свои причины праздновать падение самодержавия.

В конце Манифеста 17 октября 1905 года есть обращение: Николай II призвал «всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле». Это был призыв к верноподданным самоорганизоваться и помочь преодолеть в новых правовых условиях последствия революции. Призыв был понят своеобразно: по всей России начались погромы, избиения евреев, студентов и сосланных оппозиционеров.

Как манифест видели революционеры. Внизу подпись: «К сему листу генерал-майор Трепов руку приложил»

После 17 октября в Российской империи произошло около 650 погромов в 36 губерниях, 100 городах и населенных пунктах. Почти половина - в черте еврейской оседлости.

С 20 по 22 октября в Томске произошёл особенно жестокий погром. Город, как и Петербург, одновременно находился под властью радикалов и царской администрации. 19 октября революционеры Томска создали Комитет общественной безопасности и революционную милицию - дружину из рабочих и студентов - и пытались перехватить власть у губернатора и полиции. Администрация была деморализована: манифест стал для неё неожиданностью. Самодержавие пало, революция победила, какие законы еще действуют, а какие отменены? Полицейские боялись показываться на улице, чиновники медлили с принятием решений. 19 октября, еще до получения указа об амнистии от 21 октября, началось освобождение политзаключенных.

Утром 20 октября горожане правых взглядов, многие из которых несли финансовые убытки из-за всеобщей забастовки, устроили демонстрацию в поддержку императора. По ходу следования были убиты четыре «врага внутренних» - так в правой прессе называли «жидов, социалистов и студентов». На Новособорной площади монархисты столкнулись с революционной милицией, которая открыла огонь по демонстрантам. В ответ казаки арестовали часть милиционеров и заперли их в здании железнодорожного управления. Монархисты подожгли здание и убивали пытавшихся спастись. Полиция и солдаты бездействовали, руководство города не реагировало на происходящее. На следующий день началось избиение томских евреев. Два дня под пение гимна монархисты грабили еврейские магазины, силовики не вмешивались. Только 23 октября власти начали пресекать грабежи и убийства. Ещё неделю студенты боялись показаться на улице в своей легко узнаваемой форме. Всего в эти дни погибли около 70 человек.

Текст: Константин Макаров, Ольга Дмитриевская
Вёрстка и карта: Николай Овчинников

30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года российский самодержец принял «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Манифест распределял прежде единоличное право российского императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом - Государственной Думой ; вводился также ряд гражданских прав и свобод : провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций, свобода совести; предоставлялось избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали.

О том, как развивались события в России после принятия манифеста и как отнеслась к манифесту Церковь, почему стал возможен такой феномен, как священник-революционер Г. Гапон, об ответственности власти и уроках истории мы беседуем с историком Федором Гайдой .

Федор Александрович, 110 лет назад был принят манифест, вошедший в историю как Манифест 17 октября. Практически во всех учебниках истории, справочниках и многих исследованиях говорится, что манифест был принят Николаем II для того, чтобы стабилизировать обстановку в стране. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнить ряд их требований: дать гражданские права и свободы, тем самым прекратив хаос в стране. Как развивались события в стране после принятия манифеста? В каких реалиях стала жить Россия?

Манифест в принципе не мог привести к стабилизации политической обстановки в стране

Преувеличение - считать, что Манифест 17 октября был принят для того, чтобы успокоить волнения в стране, что это уступка рабочим. Так думал основной инициатор манифеста - новоиспеченный граф Сергей Юльевич Витте, только что заключивший Портсмутский мир. Он полагал, что прокатившуюся по России волну забастовок можно сбить, создав новое правительство на новых началах, которое он и должен был возглавить - и возглавил. Но давайте посмотрим текст манифеста. В нем говорится о создании законодательного органа - Государственной Думы, то есть об ограничении самодержавия. Говорилось и о том, что широкие слои населения будут привлечены к выборам в Государственную Думу. Но не было ничего сказано о главных рабочих требованиях, а главные рабочие требования были социально-экономического характера. В первую очередь это, конечно, сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. Вот об этом, прежде всего, надо было беспокоиться, если главная задача - умиротворение рабочих.

Витте, по большому счету, использовал рабочее движение в своих целях и в целях оппозиционной интеллигенции. Он предполагал, что добьется этого манифеста, потом сформирует коалиционное правительство вместе с радикальными либералами, станет премьер-министром и тем самым будет основной политической фигурой в России. Он получил поддержку со стороны великого князя Николая Николаевича, который имел большое влияние на своего племянника - императора Николая II. Вместе они смогли добиться подписания Манифеста. Но никакого умиротворения, как известно, не наступило.

- А что произошло на самом деле?

Манифест оказался сюрпризом для всей страны. Местные власти не знали о том, что он готовится, практически несколько дней вообще не вмешивались ни в какие события, потому что не понимали, как на них нужно отреагировать.

После подписания манифест был распространен по всей стране, вступил в силу с момента опубликования - и тут же на улицах появились демонстрации с красными знаменами. Интеллигенция ликовала - праздновала «свободу». А через несколько дней появились столь же многочисленные демонстрации, но с хоругвями, которые выступали за неограниченное самодержавие. Начались уличные столкновения, а власть никак не вмешивалась, потому что не знала, что она должна делать. Никаких инструкций на сей счет у нее не было: наступила свобода. Позже, в декабре, в целом ряде городов были предприняты попытки вооруженных восстаний. Самая известная - восстание в Москве, на Пресне. И только после московских событий был принят специальный акт, по которому именно рабочие получили несколько мест в Государственной Думе, могли выбирать своих представителей. Но значение их голосов для Государственной Думы было очень небольшое.

Надо отдавать себе отчет в том, что Церковь организационно не имела никакой самостоятельности. Она была частью государственного аппарата. Церковь подчинялась Синоду, а Синод был органом государственного управления, и Церковь без какой-либо государственной санкции никаких самостоятельных шагов предпринимать не могла. Вот когда началась революция 1905 года, Церковь в лице Синода по государственной инициативе выступила с воззванием, где осуждались революционные проявления, эксцессы, насилие. А на события октября 1905 года Церковь как могла реагировать? Не могла же она критиковать царский манифест! А его поддержки и не требовалось.

Манифестом воспользовалась оппозиция самодержавию, и фактически это была попытка передела государственного устройства России, превращение монархии абсолютной в конституционную. Высказывались ли иерархи Церкви по этому поводу?

Консервативно настроенные иерархи Церкви воспринимали всё происходящее с большим скепсисом. Конечно, в душе кто-нибудь и мог надеяться, что провозглашаемые права и свободы положительно повлияют на настроения в стране.

Среди духовенства были представители самых разных политических взглядов - от сторонников неограниченного самодержавия до явных социалистов

Говорить о том, что духовенство, в том числе епископат, имело консолидированную политическую позицию, нельзя. В начале ХХ века среди русского духовенства были представители самых разных политических взглядов - от сторонников неограниченного самодержавия, от тех, кто активно поддерживал «Союз русского народа», до явных социалистов. Всё было крайне сложно. И в значительной степени - это следствие того положения, которое Церковь имела в государстве и обществе. Мы видим полное отсутствие свободы, возможности самостоятельно действовать, потому что Церковь включена в государственный механизм. Но также налицо и то, что обычно называется духовным кризисом. Это сложное явление, которое на самом деле не означает сугубое . Процессы происходили разнонаправленные. Было ведь в части общества и духовное возрождение.

Именно потому, что духовная жизнь находилась к этому времени в своего рода переходном состоянии - ставились новые вопросы, интеллигенция очень живо интересовалась религиозными проблемами, и потому многие из иерархов пытались наладить диалог с интеллектуальной частью общества - так вот, в силу этих сложных процессов внутри Церкви настроения были очень разные. В основном, конечно, консервативные, но далеко не у всех.

Говоря о Церкви, о ее реакции на Манифест 17 октября, хочется вспомнить о событии, которое предшествовало ему, - о 9 января 1905 года, «кровавом воскресенье». Активным организатором шествия к Зимнему дворцу был Георгий Гапон, бывший священник. Вокруг этой исторической фигуры множество мифов. Так кем же был Гапон - провокатором или убежденным революционером? Чего он хотел? Понимал ли он, к каким последствиям его деятельность может привести?

Георгий Гапон был человеком достаточно искренним, но, как часто бывает с людьми увлекающимися, он оказался подвержен игре страстей. Он был тщеславен. Несмотря на свое незнатное происхождение (он из простой семьи, родом из Полтавской губернии), он, благодаря своим способностям, оказался в Петербурге, смог завязать отношения со столичным начальством. У него был дар оратора, он мог внушать свои взгляды простому народу - на этом и попытался сделать карьеру.

Городские власти его заметили и привлекли к т.н. «зубатовскому движению».

- Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это было за движение.

Власти для того, чтобы помешать распространению революционных идей среди рабочих, пытались проводить в рабочей среде свою политику. Организовывались такие сообщества, во главе которых ставились люди, пользовавшиеся авторитетом и влиянием у рабочих и одновременно связанные негласно с полицейским аппаратом. Это была идея начальника Московского охранного отделения Департамента полиции Сергея Зубатова. Эти рабочие общества организовывали досуг рабочих и кассы взаимопомощи, занимались просвещением, боролись с пьянством… Движение имело большой размах. Но когда в воздухе запахло революцией, власть стала движение свертывать, потому что опасалась, что уже не сможет контролировать рабочие объединения. В 1903 году Зубатов был отстранен от этой деятельности. Но многие его соратники продолжили свою деятельность в рабочей среде.

Гапон считал: если нужны жертвы - пускай будут жертвы. Самое главное - «благих» целей добиться

Одним из них был отец Георгий Гапон, который сразу же, как только полиция перестала контролировать рабочие объединения, удалил всех агентов из своей организации. Он завязал контакты с оппозицией, возомнил себя значительной фигурой, которая может влиять на политику. Фактически он использовал рабочих в интересах политической борьбы. Им были поставлены такие требования, которые власть просто не могла удовлетворить в принципе. А расчет был на то, чтобы организовать громадную демонстрацию, попытаться пробиться к Зимнему дворцу, а дальше… Он надеялся, что власти пойдут на уступки, а если не пойдут, то прольется кровь - и тогда уже власти вынуждены будут пойти на уступки. А что с рабочими будет, это его не слишком интересовало. Он считал: если нужны жертвы - пускай будут жертвы. Самое главное, чтобы «благих» целей добиться. А благие цели какие? Всеобщее избирательное право, ограничение самодержавия, земля - крестьянам, 8-часовой рабочий день для рабочих. Такая вот революционная программа. И он был убежден, что, борясь за интересы рабочих, можно их использовать в своих интересах.

Революция началась не 9 января - она началась раньше. Уже были попытки пойти на уступки либеральному движению. И было ясно, что эти уступки должны быть бо льшими, что оппозиция на компромисс не идет, что она совершенно деструктивно себя ведет. Министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский, который как раз ратовал за эти уступки, понял, что его политика зашла в тупик. Он подал в отставку. К 9 января в стране фактически не было конкретного ответственного лица за обеспечение безопасности в государстве. Гапон воспользовался этим замешательством власти. Ситуацию раскрутили либералы, а он хорошо вписался в общую струю, вывел рабочих на улицу. Человеческие жизни приносились в жертву революции. И делалось это совершенно осознанно.

Как Церковь отнеслась к подобной деятельности священнослужителя? И почему, как вы считаете, священнослужитель стал таким рьяным революционером?

Церковь осудила революционное движение - Синод осудил. Было воззвание, в котором паства призывалась к тому, чтобы в революционных эксцессах не участвовать. Гапон был лишен сана, при этом он заявил, что и сам с себя сан слагает. Он бежал за границу, и революционная эмиграция примерно в течение года его считала лидером революционного движения в России - такой колоссальный авторитет был у него в революционной среде. Он хотел объединить все революционные партии в борьбе против самодержавия.

Почему священник пошел в революцию? Потому что в широкой народной среде влияние иметь будет именно такой человек. Ведь профессиональных революционеров рабочая среда не очень принимала. А гонимый духовный пастырь мог иметь влияние. Это понимали все революционеры. Даже Ленин понимал, писал об этом.

Кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? - Представитель духовенства

Россия того времени - это неграмотная и религиозная страна. Кто мог повести за собой широкие народные массы? Священник! Человек, который серьезно претендует не только на политический, но и на духовный авторитет. Он может и на смерть повести. А политическая борьба воспринималась тогда как борьба религиозная. В конце концов, кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? - Представитель духовенства. У всех других просто не будет такой харизмы, чтобы говорить с царем. Вот что надо учитывать.

Гапон говорил: «Цель у меня святая - вывести страждущий народ из тупика и избавить рабочих от гнета». Многие усматривают и в этих его словах, и в других высказываниях претензию на мессианство.

Совершенно верно: человек возомнил, что ему определено такое пророческое служение, что он, подобно Моисею, выведет народ из тьмы египетской и приведет в землю обетованную. В данном случае под землей обетованной понималось социалистическое будущее, где все будут сыты, довольны, рады. Он о себе думал именно таким образом.

Известно, что незадолго до смерти он стал противником революции и если не совсем монархистом, то человеком, который понимает, насколько важно для России, для народа самодержавие. Его взгляды действительно изменились? Или это была такая политическая игра?

Я уже говорил выше, что, оказавшись за границей, он стал поначалу популярной личностью в революционной среде. Потом многие из революционных лидеров начали его побаиваться, воспринимать как конкурента, считать, что он ведет какую-то свою игру. И сам Гапон в революционной деятельности разочаровался. Запил. У него начался душевный кризис. А так как и в революционной среде за границей у правительства тоже была своя агентура, то о перемене настроений Гапона стало известно в России - в определенных кругах. Витте, став премьер-министром, предпринял попытку договориться с Гапоном о том, чтобы тот вернулся в Россию, возглавил бы рабочее движение, которое было бы лояльным по отношению к власти.

Другой вопрос, насколько серьезным было разочарование Гапона в революции и действительно ли он хотел играть в политику по правилам Витте. Это загадка. Боюсь, что ее нам не разгадать. Мы не знаем, что происходило в душе этого человека. Но он приехал нелегально в Россию, заявил, что готов возглавить такое рабочее движение, но, как только это стало ясно, эсеры его убили.

Говорят, что врагам мы должны быть благодарны - они нас многому учат. Ленин Манифест 17 октября оценил как «некий момент, когда пролетарии и крестьянство, вырвав у царя манифест, еще не в силах свалить царизм, а царизм уже не может управлять только прежними средствами и вынужден обещать на словах гражданские свободы и законодательную Думу». Как бы вы прокомментировали эти слова? И чему нас учит это историческое событие - принятие Манифеста 17 октября?

Главный исторический урок этого события таков: управление государством - это огромная . Что произошло в октябре 1905 года? В высших эшелонах власти посчитали, что если пойти на такую серьезную уступку, то можно свернуть революцию. Раз - и всё сразу устроится.

Уступки власти оппозиция расценила как слабость власти. И продолжила наступление на власть

Действительно, уступка была серьезная: манифест ограничивал самодержавие, в России устанавливался новый политический строй. Но в итоге что получилось? Все оппозиционные силы, включая либералов, увидев такую уступку, посчитали: если самодержавие идет на такие серьезные меры, это означает, что и дальше можно требовать новых уступок. Манифест 17 октября вызвал приступ бурного восторга, но как только эйфория прошла, оппозиция начала новые наступления.

Витте думал, что после принятия манифеста он сразу же договорится с либералами - а ничего подобного не произошло. Он предложил либералам войти в правительство - они отказались. Они сказали: «Вы должны организовать выборы в Думу, а после того, как будут избраны депутаты, вы передадите всю власть Государственной Думе. И уже Государственная Дума решит, какую конституцию для России написать, отдать ли крестьянам землю и т. д. Дума проведет уже все необходимые реформы, а вы нам не нужны. Старый порядок должен уйти после того, как состоятся выборы в Думу». И когда Первая Дума была избрана, победу там одержали кадеты, то есть радикальные либералы, которые мечтали превратить Думу в таран против царской власти. И именно потому власть была вынуждена Думу распустить. Поменялось правительство, министром внутренних дел стал Столыпин, премьер-министром - Горемыкин; они и пришли к тому, что - ничего не поделаешь - такую Думу надо распускать.

Потом была Вторая Дума, которую тоже пришлось распускать; потом пришлось менять избирательный закон, порядок выборов, делать Думу более консервативной по социальному составу. А кроме того, проводить реформы. Например, столыпинскую аграрную реформу. И только когда власть взяла себя в руки и стала наводить порядок, но при этом и реформы проводить, революция закончилась.

Речь о том, кто берет на себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации. Если никто не берет на себя ответственность, то ситуация начинает выходить из-под контроля - а это и есть революция.

- Так какой же вывод мы должны сделать?

Те оппозиционные силы, которые вырвали из рук царя Манифест 17 октября, рассчитывали на то, что после они будут получать всё бо льшие и бо льшие уступки. И потому в ситуации политического кризиса надо всегда принимать для себя очень важные решения: на какие уступки идти. Если эти уступки будут восприняты как слабость, то они только ухудшат ситуацию.

Главный исторический урок таков: управление государством - это огромная ответственность

Вспомните, как разворачивались события в марте 1917 года. Император подписывает манифест об отречении, потому что считает: этим шагом он стабилизирует ситуацию в стране. В манифесте он об этом прямо заявляет: если я являюсь препятствием к победе в войне, если моя фигура может стать причиной гражданской войны, тогда - я ухожу. Но поступали ли ответственно те, кто добивался отречения? Эта уступка воспринимается как слабость власти, и дальше начинается развал. В 1905-1906 годах власть смогла вернуть ситуацию под контроль. В 1917 году - уже нет. Политика - дело ответственное, и проводить ее надо ответственно.

Высочайший Манифест от 17 октября 1905 года является законодательным актом верховной власти Российской империи. По одной из версий он был разработан Сергеем Юльевичем Витте по поручению императора Николая II. По другим сведениям, текст Манифеста был подготовлен А.Д. Оболенским и Н.И. Вуичем, а Витте осуществлял общее руководство. Сохранились сведения, что в день подписания манифеста перед царем на столе лежало два проекта: первым вводилась военная диктатура (в диктаторы намечался его дядя Николай Николаевич), а вторым - конституционная монархия. Сам царь склонялся к первому варианту, но решительный отказ великого князя вынудил его подписать Манифест. Принятый под давлением всеобщей октябрьской политической стачки и, прежде всего, забастовки железнодорожников, Манифест даровал обществу демократические свободы и обещал созыв законодательной Государственной думы. Главное значение Манифеста состояло в том, что он распределил ранее единоличное право императора между монархом и законодательной Государственной Думой. В результате принятия Манифеста императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, ставшие фактически первой российской Конституцией.

В условиях Первой российской революции именно с этим актом традиционно связывается переход от самодержавной формы правления в России к конституционной монархии, а также либерализация политического режима и всего уклада жизни в стране. Российским подданным Манифестом 17 октября предоставлялись гражданские свободы, а будущая Государственная дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных, обещанных ранее 6 августа. В основу данного Манифеста лег новый проект Государственной думы, который был направлен к «скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты». Помимо принятия мер по «устранению прямых проявлений беспорядка», на правительство было возложено выполнение трех задач: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечь к участию в Думе те классы населения, которые совсем лишены избирательных прав (речь шла о рабочих); установить, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы. В то же время император сохранял право распускать Думу и блокировать ее решения своим правом вето.

Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России» вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле». Но период с 18 по 29 октября 1905 года был отмечен очередной вспышкой насилия: за эти дни было убито около 4 тысяч человек, и около 10 тысяч ранено. Подобное насилие стало возможным в силу растерянности центральных и, особенно, местных властей, после опубликования Манифеста. Дело в том, что готовился Манифест в полной тайне, а после его издания никаких разъяснений не было сделано. Есть свидетельства, что даже министр внутренних дел узнал о нем одновременно со всеми остальными. Что уж тут говорить о губернаторах и полицмейстерах в провинции, если даже столичные чиновники не знали, как действовать в условиях «конституции».

Манифест был опубликован одновременно с запиской С.Ю. Витте на имя императора, в которой подчеркивалось, что принципы нового для России порядка должны «воплощаться лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку и гражданский навык». На практике, несмотря на отмену телесных наказаний, казаки и крестьяне в общине продолжали пороть провинившихся. По-прежнему «нижним чинам (солдатам) и собакам» в парки для «чистой» публики вход был строго запрещен. Купцы продолжали сажать должников из купеческих гильдий в долговую коммерческую тюрьму.

Указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и положения 7-й главы Свода Основных государственных законов (от 23 апреля 1906 года), которыми православным было разрешено свободно переходит в другие веры, а всем, не принадлежащим к господствующей церкви подданным Российского государства и иностранцам пользоваться «повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной», привели лишь к проникновению в Россию идей прозелитизма и миссионеров, созданию разного рода сект и усилению раскола в высшем православном духовенстве.

Помимо Государственной Думы, Манифест 17 октября 1905 года изменил и функции остальных высших государственных учреждений империи. Указом от 19 октября 1905 года Совет министров превратился в постоянно действующий орган, ответственный перед царем. То есть он не стал кабинетом в европейском смысле, так как был ответственен не перед Думой. Министров также назначал император. Государственный Совет указом от 20 февраля 1906 года был превращен в верхнюю палату парламента как противовес Думе. Теперь половина членов Госсовета назначалась царем (в том числе председатель и вице-председатель), а другая половина избиралась от земств, дворянских собраний и университетов.

Однако надежды на «умиротворение» России не оправдались, так как Манифест был в левых кругах расценен как уступка самодержавия, а в правых - как царская милость. Это, в свою очередь, определило весьма противоречивый и половинчатый характер преобразований, связанных с осуществлением провозглашенных Манифестом гражданских свобод. Прямым следствием выхода Октябрьского манифеста стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

Указ 4 марта 1906 года «О временных правилах об обществах и союзах» регламентировал деятельность политических партий, деятельность которых была легализована Манифестом 17 октября. Это был первый в истории России правовой акт, официально допускающий и устанавливающий определенные правила деятельности различных политических образований, в том числе и оппозиционных. Общества и союзы могли образовываться без «испрошения на то разрешения правительственной власти» на основании соблюдения установленных указом правил. Прежде всего, запрещались общества, преследующие цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом, угрожающие общественному спокойствию и безопасности, а также управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества преследуют политические цели.

В начале века было создано около 100 партий, которые можно разделить на: консервативно-монархические, консервативно-либеральные (октябристы), либеральные (кадеты), неонароднические, социал-демократические и националистические. Конституционно-демократическая партия (самоназвание – «Партия народной свободы») организационно оформилась на своем первом съезде в Москве 12-18 октября 1905 года. В партии весной-летом 1906 года насчитывалось около 50 тысяч человек (из них в Москве и Петербурге - по 8 тысяч). Партия «Союз 17 октября» образовалась после опубликования царского манифеста 17 октября 1905 года. Общая численность партии в 1905-1907 годах составляла около 50-60 тысяч членов. При этом численность московской организации достигала около 9-10 тысяч, а петербургской - около 14 тысяч человек. К числу законопослушных партий центра, позднее слившихся с октябристами, относятся Торгово-промышленный союз (возник в Петербурге в октябре-ноябре 1905 года и распался в конце 1906 года), Умеренно-прогрессивная партия (образована в октябре-ноябре 1905 года в Москве); петербургская Прогрессивная экономическая партия (возникла в октябре-ноябре 1905 года) и Партия правого порядка (возникла в Петербурге в середине октября 1905 года). Что касается черносотенных организаций, то они возникли еще до издания Манифеста. Так, Русское собрание было образовано осенью 1900 года, Союз русских людей (в октябре 1905 года преобразован в Союз русского народа) и Русская монархическая партия – в марте 1905 года. Общая численность этих организаций к лету 1906 года составляла более 250 тысяч членов. Не ждали царского Манифеста и левые партии, чье формирование началось еще в конце XIX века. Формирование профсоюзов также шло явочным порядком, не дожидаясь появления Манифеста.

В полугодичной деятельности кабинета С.Ю. Витте большое место отводилось преобразованиям, связанным с осуществлением провозглашенных Манифестом гражданских свобод, - законам об обществах и союзах, о собраниях и печати. Но с другой стороны, уже в середине февраля 1906 года Витте перешел на позицию сторонника неограниченной царской власти и принялся доказывать, что Манифест 17 октября не только не означал конституции, но и может быть «ежечасно» отменен.

Наглядным примером ограниченного характера реформ в сфере прав граждан может служить цензурное законодательство, которое в результате всех поправок и нововведений к 1904 году свелось по существу к Уставу 1828 года. Другое дело, что на волне революции издатели фактически прекратили обращаться к цензуре за разрешениями. В этих условиях правительство удовлетворилось наскоро подготовленными очередными Временными правилами о повременных изданиях от 24 ноября 1905 года. Ими отменялась предварительная цензура и система административных взысканий. Последняя, однако, продолжала применяться на основании Закона 1881 года об исключительном положении, которое было распространено на значительную часть территории России. Отменялось право МВД воспрещать обсуждение в печати какого-либо вопроса государственной важности, но на отдельные номера газет и журналов мог быть наложен арест по распоряжению должностного лица с одновременным возбуждением судебного преследования.

23 апреля 1906 года, за четыре дня до начала работы Думы Николай II именным указом утвердил «Основные законы» (Конституцию) Российской империи, подготовленные специальной комиссией во главе с С.Ю. Витте. Сам граф определял устанавливаемый режим как «правовое самодержавие». Конституция широко декларировала основные свободы и права: судебная защита частной собственности подданных (принудительная конфискация последней допускалась только по суду и при предварительном равноценном возмещении); право на адвокатскую защиту в случае ареста и передачи дела в суд присяжных; право свободно выбирать местожительство и беспрепятственно ездить за границу. Правда, массового выезда «неблагородных сословий» (80% населения) за границу не последовало, исключая небольшие группы революционеров. Из Основных законов было устранено определение власти царя как неограниченной (он осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Госсоветом), но сохранялся титул «самодержавный». Прерогативами царя объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, объявление исключительного и военного положения, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Но императорская семья была неподсудна по гражданскому и уголовному законодательству.

БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ,
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ,
ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ
И ПРОЧЕЕ, И ПРОЧЕЕ, И ПРОЧЕЕ.

Объявляем все Нашим верным подданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

«НИКОЛАЙ».

Витенберг Б. Политический опыт российского парламентаризма (1906-1917): Исторический очерк // Новый журнал. 1996. № 1. С. 166-192

Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 3-14

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 30-46

Орлова Н.В. Политические партии России: страницы истории. М., 1994

Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993

На каких началах Манифест даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы»?

Какое исключительно право получала Государственная Дума в области принятия законов?

Почему император решился на издание Манифеста?

Какие правовые акты были приняты на основании Манифеста?

110 лет назад, 17 (30) октября 1905 года, был опубликован манифест императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», который декларировал дарование гражданам России политических свобод, неприкосновенность личности, расширение избирательного ценза при выборах в Государственную Думу. Манифест 17 октября 1905 года был подготовлен председателем Совета министров Российской империи С. Ю. Витте, считавшим конституционные уступки единственным средством разрядить революционную атмосферу в России.

Манифест 1905 г. был издан императором Николаем II под давлением нарастающей революционной ситуации: массовых забастовок и вооруженных восстаний. Этот манифест удовлетворил либеральную общественность, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. Либералы получили возможность оказать влияние на власть через парламент. Этот манифест считается началом российской монархии и парламентаризма.

Манифест закреплял свободу совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

Надо сказать, что идея «демократизировать» Российскую империю уже давно витала в обществе. Уже не раз рождались конституционные проекты, которые должны были реформировать Россию «сверху». Среди западников (ведущей части российского образованного общества) «конституционные мечтания» были ведущей идеей и постепенно они радикализировались.

Таким образом, в Российской империи периода XIX - начала XX вв. было две основных идеи «демократизации» России. «Сверху» изменить существующий строй хотели некоторые императоры, представители правящей династии и высшие сановники. Они хотели эволюционным путем устроить в Россию конституционную монархию по образцу Англии. То есть они также следовали примеру Запада и были западниками, но не хотели волнений и смуты. В то время как представители прозападной общественности мечтали о том, что главной ветвью власти в России будет законодательная - парламент. Они желали ликвидировать самодержавие. Об этом мечтали, как декабристы и разночинцы, так либералы и социалисты конца XIX - начала XX вв. Это расхождение в видении будущего России, причём на основе западных концепций, в итоге и привело к катастрофе Российской империи и всей русской цивилизации, которую спас только новый, советский проект.

Первым задумался о реформе Александр I. Ещё будучи наследником престола, Александр критически относился к деспотическим и патерналистским методам правления своего отца. Реформаторский настрой Александра выразился в привлечении к государственной деятельности М. М. Сперанского, который подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершения общественного» и т. д. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При её разработке проявил себя активным сторонником конституционной монархии. Однако дальше этого дело не пошло. Кроме того, Александр отменил крепостное право в прибалтийских губерниях, даровал конституционное устройство Великому княжеству Финляндскому, а затем и Царству Польскому. Александр принял участие в разработке Конституционной хартии Франции, превратившей ее в конституционную монархию. В самой России, кроме Сперанского над конституционными проектами работали Воронцов и Новосильцев, но все их проекты были положены под сукно.

К концу своего правления Александр явно разочаровался в реформаторской деятельности, видя, что она ведёт к росту революционных настроений в обществе, а не стабилизирует его. Так, выступая в 1818 г. в Варшаве на открытии первого Польского сейма, Александр I еще раз вернулся к конституционным проектам и подчеркнул, что остальная Россия еще не созрела, как Польша, для конституционного переустройства. Интересно, что Александр знал о возникновении течения «декабристов», замешанного на западничестве и масонстве. Когда в 1821 г. князь А. В. Васильчиков ознакомил царя с материалами о заговоре и о программах заговорщиков, Александр I бросил список заговорщиков в огонь, заметив, что не может их карать, так как «в молодости разделял их взгляды». Радикальная программа декабристов (особенно Пестеля) ознаменовала собой радикальный, революционный вызов колеблющемуся в своих конституционных планах правительству. Причем вызов правительству бросала наиболее образованная часть общества, основой воспитания которого была западная культура.

Таким образом, заигрывания правительства Александра с либеральной общественностью закончились плохо. Выступление декабристов могло привести к кровавой смуте и только решительные действия Николая спасли империю от весьма тяжелых последствий.

Император Николай, подавив выступление декабристов, был холоден к конституционным проектам и «заморозил» Россию. Следующий опыт на конституционном поле был предпринят царем-реформатором Александром II и закончился не менее трагически. 11 апреля 1880 г. М. Т. Лорис-Меликов, харьковский генерал-губернатор, назначенный председателем Верховной распорядительной комиссии России, подал императору Александру II доклад «О привлечении представителей населения к законосовещательной деятельности». Речь шла об учреждении в Петербурге двух подготовительных комиссий от представителей земств и крупнейших городов России, по аналогии с редакционными комиссиями 1859 г. относительно решения крестьянского вопроса. По существу, в империи планировали ввести законосовещательную деятельность представительных учреждений. Государь наложил на проекте резолюцию: «Исполнить». Однако 1 мата государь был смертельно ранен. Покушение на царя организовали революционеры-террористы, борцы за «народную свободу» и конституционную республику из «Народной воли». Текст «Конституции» так и остался лежать на столе императора.

Восшедший на престол император Александр III, противник преобразований и консерватор, поручил обсудить проект в Совете министров. Он снова был одобрен. А 29 апреля новый император издал свой знаменитый манифест, возвещающий о незыблемости принципов самодержавия. На первой же странице доклада М. Т. Лорис-Меликова царь написал: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан». Новый государь взял курс на неограниченное самодержавие. Эту линию после смерти отца продолжал Николай II, объявивший при вступлении на престол в 1894 г. незыблемость принципов самодержавия.

Александр III и Николай II, в начале своего правления, снова «заморозили» ситуацию. Однако противоречия в Российской империи были коренными и рано или поздно вели к краху здания империи. Империю могла спасти решительная модернизация «сверху», но не по либеральному (западному) пути, а по своему, самобытному. По сути, Николай II должен был сделать то, что уже после крушения Российской империи сделали Сталин и его «железные наркомы».

Когда же Николай поддался влиянию прозападной части правительства (Витте был типичным западником и агентом влияния «мировой закулисы»), он сделал только хуже. Уступки либеральной общественности не могли спасти старую Россию. Они только раззадорили западников и разного рода революционеров, увеличили их возможности по разрушению устоев империи. Так, большая часть прессы в Российской империи, подконтрольной либеральным партиям и движениям, работала на разрушение империи. Столыпин смог неимоверными усилиями отсрочить крушение империи, но когда империя ввязалась в войну, её было уже не спасти.

В первый же год (1906 г.) прожитый Россией в условиях «гражданской свободы» в результате террористических актов было убито 768 и ранено 820 представителей власти. 19 августа 1906 г. Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 г. За восемь месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Премьер-министру Петру Столыпину пришлось распустить две Думы, прежде чем он получил Думу такого состава, с которой мог сотрудничать. Столыпин жесткой рукой наводил порядок в стране.

В результате Манифест 17 октября нельзя считать счастливым приобретением для России начала ХХ в., оппозиция использовала его для того, чтобы усилить борьбу с самодержавием, что привело к новой крови, а власти не знали и не понимали, что такое парламентаризм, политические партии и общественное мнение в условиях свободы печати. Российская империя вошла в качественно иное государственное состояние, будучи абсолютно к этому неготовой. Бюрократия, подчиненная только царю, была абсолютно неспособна к парламентаризму европейского типа. Европейские идеи на русской почве вели к извращениям и только ухудшали ситуацию (это полностью подтверждается и в современной России).

Таким образом, в этот период мы очень четко наблюдаем особенность исторического развития России. Как только власть в лице ее верховного носителя практически берется за демократизацию государства и общества на западный лад и «развинчивает гайки» централизованной имперской системы, либеральное общество немедленно воспринимает это как свидетельство её слабости и использует свои новые возможности не для действий во благо народа, а для того, чтобы политически (или физически) уничтожить верховную власть (недостаточно, по её мнению, демократичную), и форсировать смуту.



Новое на сайте

>

Самое популярное