Домой Строительство Иудино дерево почему так называется. Цветок церцис — багрянник обыкновенный или иудино дерево

Иудино дерево почему так называется. Цветок церцис — багрянник обыкновенный или иудино дерево

иудино дерево

Альтернативные описания

Дерево рода тополь

Дерево средней полосы с постоянно дрожащими листьями

Дерево, из которого в прошлом изготавливали кол - инструмент казни

Дерево - обладатель дрожащих листьев

Деревья и кустарники

Дрожащее дерево

Лиственное дерево из семейства ивовых

Лиственное дерево, родственное тополю

Под цвет коры этого дерева природа раскрасила крылья бабочки-леночницы

Прикольное дерево вампиров

Дерево Иуды

Вид тополя

Виселица для Иуды

Дерево над красноголовиком

Научное название этого растения - populus tremula - тополь трясущийся

Из этого дерева по преданию был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа

. «никто не пугает, а вся дрожит» (загадка)

На каком дереве повесился Иуда?

Прикольное дерево (для прикола вампиров)

Дерево для изготовления оружия против вампиров

Дерево, трепещущее в темно-синем лесу

Дерево для спичек

Дерево для упыря

Из какого дерева нужно сделать кол, чтобы убить вампира?

Дерево с дрожащими листьями

В родстве с тополем

Родня тополя

Ее листья осенью красные

Осенью краснеющее дерево

Красное осенью дерево

Тополю родня

Дерево с листвой

Никто не пугает, а вся дрожит

Трепещущее дерево

Дерево на кол вампиру

Какое дерево не любят вампиры?

Материал для колов супротив вампиров

Лиственное дерево

Древесный деликатес к столу бобра

Дерево с дрожащими от испуга листьями

Прикольное дерево для вампира

Древесное мерило дрожания

Трепещет в темносинем лесу

Любимое бобрами дерево

Противовампирное дерево

Дерево - бобриный деликатес

Дрожащая сестрица тополя

Древесина для ажурной резьбы

Лесная сестра тополя

. «трясущееся» дерево

Древесина для кольев

Колдовское дерево

Роковое дерево Иуды

Дерево рода тополей

. «... не горит без керосина»

Дерево с дрожащими листьями

Лиственное дерево семейства ивовых с листьями на длинных черенках, очень легко приходящими в движение

. "... не горит без керосина"

. "Дрожащая" сестрица тополя

. "Трясущееся" дерево

Дерево - бобриный деликатес

Дерево с "дрожащими" листьями

Ж. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей, ниж. Горькая осинушка, в песне. Осина проклятое дерево, на нем Иуда удавился, и с тех пор на нем лист дрожит. На осине кровь под корою; кора, под кожицей, красновата. Одна ягода, горькая рябина, одно дерево, горькая осина! На осину зяговаривают лихорадку и зубы: вырезав треугольник из коры (во имя и союз и Св. трут им десны до крови, я прикладывают его опять на свое место. Коли ноги сводит, то кладут осиновое полено в ноги, а от головных болей в головы. На осину б его! удавить. Негодных борзых и гончих на осине вешают. Волкулака, ведьму и знахаря, коли бродят по смерти, переворачивают ничком и пробивают осиновым колом. Чтобы капуста не перекисла, кладут в нее осиновое полешко. Осиновый соболь, в Сиб. низкий разбор. Дрожит, как осиновый лист. Трясется, как лист на осине. Удавлюсь на горькой осинушке, на самой вершинушке! Осина и без ветра шумит. Осина все шепчется, а проклятое дерево. осину (с оглоблю) вырос, а ума не вынес. Ладило б тебя на осину! Как осина задрожать, так и скот в поле сыт. На осине почки большие к урожаю ячменя. Осина в сережках (т. е. богато цветет) урожай на овес (оренб.). Заколоти в него хоть осиновый кол он все будет говорить: соломенка! Осиновая роща, осинник. Живы ельничком да осинничком, Ниж-сем. где хлеб не родится, а промышляют ложками, чашками. Топить осинником, осиновыми дровами. Осиновик, гриб подосиновик или красный гриб, Boletus auratiacua. Осинник, новг. осинка, осиновка ж. арх. долбушка, осиновая однодеревка, лодка, челн, стружек, иногда с набоями, насадами. Осиповка, осиновое лукошко, гнутый короб

Какое дерево не любят вампиры

Родня тополю

. "никто не пугает, а вся дрожит" (загадка)

На каком дереве повесился Иуда

Из какого дерева нужно сделать кол, чтобы убить вампира

Когда, страдая от простуды,
Ай-Петри высится в снегу,
Кривое деревце Иуды
Цветет на южном берегу.
Весна блуждает где-то рядом,
А из долин уже глядят
Цветы, напитанные ядом
Коварства, горя и утрат

Николай Заболоцкий

из сборника «Весна в Мисхоре»

Предрассудки, суеверия, предубеждения…

Поговорим об одном из предрассудков, можно сказать, о целом понятии, а именно - ИУДИНО ДЕРЕВО. Намеренно используем для характеристики слово «понятие», поскольку речь не об одном растении, а о целом ряде растений, которые со времен евагелийской истории обросли массой высказываний, притч и мифов. А они, в свою очередь, и сформировали часто очень суеверные взгляды на ботанический вопрос.

Начнем с Осины. Когда о ней заходит речь, то первое, что слышишь: «Ой! На осине Иуда повесился! Да и крест, на котором Спасителя распяли, был осиновым!» Конечно, даже слова «повешение» и «Иуда» - это своего рода табу, о которых говорят вполголоса.

Почему такое отношение?

В соответствии с Ветхим Заветом «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21, 23). Вот первый негатив, влияющий на наше восприятие, восходящий к архаическим ритуалам казни, как заклания в жертву. Сразу скажем, что повешенный на древе креста Христос, принявший на себя проклятие человечества, и повесившийся Иуда, несущий бремя собственного проклятия, представляют собой многозначительную симметричную антитезу. Задумайтесь над этим.

Но отойдем от ветхозаветной темы и вспомним этиологические мифы, связанные с осиной.

Иуда сначала выбрал березу, чтобы повеситься - береза же побелела от страха. А плоды рябины и древесина ольхи приобрели красный оттенок после того, как на них попала кровь апостола-отсупника. Hа Укpаине и в Польше бyзинy считали проклятым деревом. Здесь известна легенда о том, что на бузине повесился Иуда, отчего ее листья и ягоды издают резкий запах, ее нельзя использовать в бытовых целях и т.п.

Но все же именно осину народ считает проклятым деревом за то, что на нем, по преданию, удавился предатель. И трепет осиновых листьев связывают у восточных славян с этим событием.

Существует еще варианты этого поверья:осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии; или же под осиной укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею за то, что выдала их своим шелестом.

На Украине существовало также поверье, согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся сім"я тремтітиме день і ніч від хвороби так, як тремтить осика». Но, в то же время в русском деревянном зодчестве осина широко использовалась в строительстве домов, даже купола церквей покрывали дощечками из осины (опять антитеза). Возможно потому, что осина плохо горит - «осина не горит без керосина». И строения из нее были устойчивы при пожарах.

Если же брать греко-римскую мифологию, то в две осины превратились сёстры Фаэтона гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом перуна, и тот упал в реку По .

Все-таки перейдем к ботаническому описанию этого дерева.

Осина, или Осина обыкновенная, или Тополь дрожащий (лат. Pópulus trémula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.

Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре. Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро. Старые, крупные и при этом здоровые особи — большая редкость. Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая, ближе к комлю с возрастом растрескивается и темнеет.

Древесина белая с зеленоватым оттенком. Листорасположение — очерёдное. Листья округлые или ромбические (обратите на это внимание, ниже мы вернемся к форме листьев), длиной 3—7 см, острые или тупые на вершине, с округлым основанием, края городчатые, жилкование перистое. У порослевых побегов листья могут иметь гораздо большие размеры (до 15 см) и почти сердцевидную форму. Черешки листьев сплюснуты с боков в верхней части, длинные, поэтому листья легко колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных.

Растения раздельнополые. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красноватые, длиной до 15 см, женские серёжки зеленоватые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев. Плод — очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков — пуховкой. Имеются декоративные формы с плакучими и пирамидальными кронами.

Используют осину в озеленении как быстрорастущее дерево (удобно закрыть кроной неприглядный вид - дорогу, постройки соседей и т.д.).

Кору применяют для дубления кожи. Она служит для получения жёлтой и зелёной краски. С цветков осины в апреле пчёлы собирают пыльцу, а с распускающихся почек — клей, который перерабатывают в прополис. Молодая поросль является зимним кормом для лосей, оленей, зайцев и других млекопитающих.

И все же, почему осина трепещет листвой даже, когда практически нет ветра? Известное выражение «дрожит, как осиновый лист». Должно же быть объяснение, которое не связано с мифами.

Довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок, семейство Ивовых, все-таки).

Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Вот это и есть основная антитеза - ареал распространения. Осина никогда не росла в Палестине. Никак она не могла быть причастна ко всем тем событиям, которые мы описали выше. Обидно, что достоинства Тополя дрожащего задвинули в дальний угол, а выпятили какие-то совсем мифические качества. Ну, никак нельзя назвать осину Иудиным Деревом!!!

Но обелив репутацию осины, мы еще не распутали наш хитрый клубок. Давайте разбираться дальше. Переберемся в Иудею.

«Он давно уже во время своих одиноких прогулок наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было далеко и трудно, и очень устал Иуда из Кариота». Такими полными драматизма строками описывает то дерево, которое получит имя Иуды, Леонид Андреев в своей повести «Иуда Искариот».

Но все же вопрос остается. Что это за дерево? Его ботаническое описание?

По преданиям, Иуда Искариот все-таки повесился на более “подходящем” к местности дереве - Смоковнице.

“Справа от ворот есть оливковая посадка, где находится смоковница, на которой повесился Иуда. Ее ствол стоит огражденный камнями. Городские ворота примыкают к красным воротам, бывшим в храме, от них существует порог и кладка” , пишет паломник Антонин из Плаценции в своей книге “Путник”, путешествуя ок.565-614года н.э.

“Когда-то в этой долине показывали дерево, на котором повесился Иуда. В сообщениях древних пилигримов нередко упоминается смоковница, о которой пишет, например, епископ Аркульф (670 год): “Там же и до сего дня указывается большая смоковница, наверху которой висел в петле несчастный Иуда, как воспел Ювенк, пресвитер, писавший стихи: «Он принял безобразную смерть на верхушке смоковницы»”

Петр Диакон (XI век) в “Книге о Святых местах” цитирует английского богослова Беду Достопочтенного (672-735): “При выходе из ворот Давидовых попадается мост, направляемый через долину к югу; у середины ее к западу стоит большая смоковница, на которой удавился Иуда”.

Но в чем парадокс! Несмотря на такие описания и свидетельства, никто смоковницу не назвал Иудиным Деревом.

В Палестине растет еще одно растение, в перечне его наименований встречается название Иудино дерево. Чаще таким именем одаривают Церцис.

Ботаническое название — Церцис европейский (Cercis siliquastrum L). От греческого "cercis " — ткацкий челнок; плоды по форме напоминают челнок.

На самом деле Церцис европейский - дерево необыкновенной красоты. В природе произрастает в Западном и Восточном Средиземноморье, Западной и Южной Малой Азии, Сирии, Ливане, Северном Иране, на Кубани. Наибольшая высота —15м, часто растет кустообразно. Дерево с кроной шаро- или шатровидной формы, одетое в темную, почти черную, с глубокими трещинами кору, ствол зачастую искривлен, что придает дереву особую декоративность. Листья полукруглые, цельные или вверху слегка выемчатые, до 8 см длиной, кожистые, темно-зеленые, матовые сверху, сизые снизу, осенью светло-желтые. Весной, во время цветения, когда все ветви сплошь покрываются пучками фиолетово-розовых цветков, выходящих как бы из коры, деревья волшебно красивы. Цветки до 2,5 см в диаметре, без запаха, появляются на стволе и ветвях пучками до распускания листьев и опадают через месяц. Плоды плоские, коричневые бобы, до 10 см длиной, очень декоративен в пору созревания плодов.

По преданию после трагической смерти Иуды белое цветение этого дерева стало фиолетово-розовым. В Одессе и Никитском ботаническом саду есть все-таки изящная белоцветковая форма (С. s. f. albidaС. К. Schneid .).

Церцис насчитывает 7 видов листопадных, красивоцветущих деревьев или кустарников. Из них два обитают в Китае: церцис китайский (С. chinensis Bunge .) - в Центральном и Западном, церцис кистистый (С.racemosa Oliv .) - в Центральном. Два вида - церцис европейский (Cercis siliquastrum L. ) и церцис Гриффита (С. griffithii Boiss .) растут в областях древнего Средиземья, юго-западном Памиро-Алтае, горном Туркменистане, Афганистане, Иране и единственном месте Закавказья - в ущелье Шванидзор. Все они очень теплолюбивы, а значит, полюбоваться ими в собственном саду весьма проблематично. Более выносливы североамериканские виды: церцис почковидный (Reniformis Engelm .), церцис западный (С. occidentalis Torr .) и церцис канадский (С. canadensis L. ).

Церцис канадский — Cercis Canadensis L . Происходит из наиболее северных мест среди всех представителей рода, морозо- и засухоустойчив и потому поэтому его можно попытаться вырастить в наших краях. Районы его естественного произрастания - от Нью-Йорка на юг до Северной Флориды, на запад до Айовы, Техаса и Северной Мексики. Крупное дерево, до 12 м высотой, с крупной листвой до 16 см длиной, темно-зеленые с сизоватым отливом, осенью нежного светло-желтого цвета. Листья широкоовальные или сердцевидные, на вершине тупо-заостренные, полу-кожистые, гладкие. Светло-розовые цветки канадского церциса немного меньше, чем у его европейского родича, но это вполне компенсируется их количеством: пушистые пучки из 4-8 цветков делают растение стильным и своеобразным. В конце августа - сентябре созревают бобы (6-10 см длины и 2 см ширины), которые могут висеть на деревьях до двух лет.

Почему же Церцис называют Иудиным деревом?

Скорее всего, это связано с тем, что первыми завезли это растение в Европу французы. Они называли его «Дерево из Иудеи». Культивируется оно с XVI века. В России в культуре с 1813 года. Тут же «Дерево из Иудеи» или «Иудейское дерево» превратилось в «Иудино дерево». Такое малое изменение согласования слов в названии придало драматизм и мрачность. К сожалению, измененное название и вошло в русскую речь.

А осина получила это название, скорее всего из-за своего листа (помните, мы просили Вас обратить внимание на его форму). Сравните описание листа церциса и осины. Листья у этих растений округлые. Кроме осины в ту пору не было еще растений с округлым листом в местах, где жили восточные славяне (многие растения еще не были интродуцированы в наших местах), поэтому, видевшие церцис, перенесли свое отношение к Иудиному дереву на растение наиболее похожее листвой.

Подобные вещи встречаются в христианских традициях. Например: Вербное Воскресенье у восточных славян - Праздник Входа Господнего в Иерусалим. Славяне заменили пальмовые ветви на вербные. Поскольку Спасителя приветствовали все же пальмовыми ветвями, как Царя Израиля. Правильно было бы называть этот день Пальмовым Воскресеньем. Но измененная традиция имеет великую силу.

Мы, возможно, не совсем размотали запутанный клубок, который скрыл под собой истинное Иудино дерево, но многие нити из него мы все же освободили. Думаю, теперь наших у читателей уйдет налет суеверий, возможной ошибочности в суждениях и предрассудков. И они не откажутся увидеть у себя на участках действительно чудесные растения лишь из-за того, что кто-то когда-то их назвал так неблагозвучно.

Гуляя по Риму накануне пасхи на страстной неделе вы непременно заметите яркое красивое яркое дерево, совершенно без листьев, щедро посыпанное пламенеющими соцветиями, то ли ярко розовыми, то ли малиновыми, а кто то видит их фиолетовыми. Это иудино дерево словно напоминает: «Не предай!»

Согласно католическому календарю багрянник зацветает непременно на пасху! Даже если в апреле довольно холодно, как в это было в прошлом году, или пасха выпадет на март — как в этом, иудино дерево в Риме расцветает ярким «цветом стыда предателя» точно в срок – к страстному четвергу все деревья усыпаны яркими цветами.
Известно, что в религии бережно оберегаются сложные расчёты даты Пасхи, с ними тесно связан безупречно функционирующий механизм природного цикла возрождения жизни: цветы на дереве появляются раньше листьев и обязательно накануне праздника. В один год это случилось в конце апреля, в другой — в начале, а нынче иудино дерево, церцис европейский или по-русски «багрянник», окрасился стыдливым багрянцем неизменно к страстному четвергу.

Легенда об иудином дереве сформировалась ещё в средние века. Она повествует, что под цирцисом Иуда свершил свой предательский поцелуй, а после от раскаяния и боли на этом дереве повесился. Багрянник оказался свидетелем и предательства, и горькой расплаты за него. И с тех пор на пасху дерево одевается ярким ‘цветом стыда’.

В русской традиции привыкли верить, что, раскаявшись, Иуда повесился на осине . Осина – прекрасное дерево из семейства ивовых, но не цветёт так ярко, как багрянник.
Незадача получается: история одна, а деревья разные.


Но цирцис на то и европейский, чтобы быть средиземноморским, а осина — дерево средних и северных широт. Я не знаю, растёт ли багрянник в Иерусалиме, где происходили события, и найдётся ли там осина ? Да стоит ли уточнять? Известно, что уже в эпоху Средневековья прочно сложились две разных версии интерпретации христианских историй: католическая и православная. И не удивительно, что у одной истории два непохожих дерева: южное и северное. Найдутся и другие примеры: за неделю до пасхи в католическом мире отмечают пальмовое воскресенье и в Риме дарят оливковые веточки. А где в России взяться пальмам и оливам? В весенних холодах средней полосы такое воскресенье неизменно вербное!

Наверное, не принципиально, как называют дерево Иуды в разных широтах, важно что почитают его в память о расплате за предательство. Христианская культурная традиция по разному, но неизменно хранит память об этом. И в Риме строго согласно пасхальному календарю багрянник зацветает пламенеющем цветом бесконечного стыда.

Или древовидный кустарник. Его особенностью является способность цветков вырастать из-под коры, что придает растению сказочный облик. Родиной церциса является Средиземноморье. В настоящее время кустарник широко распространен в Китае, Северной Америке и Западной Европе, в Крыму и на Кавказе. У растения имеется еще несколько названий - «багрянник», «иудино дерево».

Описание растения

Церцис относится к семейству Бобовых. Взрослое дерево cercis при благоприятных условиях достигает в высоту 15−18 метров. Продолжительность жизни составляет 50−70 лет.

Ствол церциса покрыт корой темно-бурого цвета. На молодых побегах она окрашена в красноватый цвет. С возрастом кора приобретает оливковый оттенок и покрывается мелкими трещинками.

Листья слегка вытянутой формы с сердцевидным основанием. Поверхность листовой пластины неровная, с хорошо выраженными прожилками, расположенными веерообразно. Листва окрашена в светло-зеленый цвет, но к середине лета она приобретает более темный оттенок. Листья располагаются спирально на длинных черешках.

До появления листьев, в конце апреля, на деревьях распускаются почки розового цвета, из которых формируются соцветия. Цветки могут располагаться в пазухах старых листьев или на поверхности ствола.

Продолжительность цветения церциса составляет около 30−35 дней, пока на дереве полностью не распустятся листья. Цветение обильное, но цветки не имеют запаха. В это время, когда крона покрыта цветами, дерево имеет необыкновенно привлекательный внешний вид. Они собраны в кистеобразные соцветия или небольшие пучки неправильной формы. Венчик цветка внешне похож на бабочку, а чашечка - колокольчик. Лепестки имеют лилово-розовую или белую окраску.

После того как кустарник отцветет, на нем формируются плоды в форме стручков длиной до 10 сантиметров, внутри которых находится 5−7 бобов.

Многообразие видов

В настоящее время известно около 7 видов сиреневого дерева церцис. Широкое распространение получили такие разновидности:

Способы размножения церциса

При выращивании культуры используют несколько способов разведения. Наиболее часто дерево размножают:

  • семенами;
  • отводками;
  • черенками.

При размножении семенами следует предварительно подготовить бобы. Поскольку они имеют очень твердую оболочку, их предварительно ошпаривают горячей водой или накалывают в нескольких местах иголкой. Это поможет сократить срок всхожести семян.

Кустарниковые разновидности используются для создания живой изгороди, которая отличается не только необходимой густотой, но и привлекательным внешним видом.

Церцис - необыкновенно красивое садовое растение, которое не доставляет особых хлопот в уходе и служит прекрасным украшением приусадебного участка.

Новые статьи:

Новые записи в блоге:

Новые комментарии:

Иудино Дерево

В конце апреля начале мая в Ужгороде цветет уникальное деревоЦерцис европейский , больше известный в народе как Иудино Дерево . Его еще называют – Багряник европейский (лат. Cercis siliquastrum ). Название происходит от одной из легенд, повествующей об Иуде, который, осознав величину своего Греха, повесился именно на Церцисе. Ученые считают, что название произошло благодаря названию родины дерева – Иудеи.

Цветение иудиного дерева – фантастическое зрелище. Что удивительно, сначала появляются цветки, которые «продержаться» на дереве больше месяца, чуть попозже – молодые листики. Цвета очень много, он очень насыщенного багряно-розового цвета, а растут цветы (без запаха, кстати) не только на ветках…

…но и прямо из стволов, кора которых представлена в виде глубоких трещин…

В Закарпатье церцис интродуцированное дерево, а вот в теплых широтах, например в Крыму и на Кавказе, очень распространено. Растет, преимущественно, на каменистых горных склонах и делает это очень медленно – около метра за 5 лет. Плоды созревают в сентябре и очень похожи на плоды (стручки) акации. Из-за этого эти два дерева часто путают.

Почки дерева используют для приготовления острой приправы. Древесину (в теплых широтах) для столярных целей. Основная функция – декоративная.

Самые большие посадки (в Ужгороде) иудиного дерева на единицу площади – на кругу на площади Дружбы Народов. Они зацветают первыми. Еще один «куст» церциса располагается в зеленой зоне возле универмага «Украина» напротив церкви отца сидора. Он цветет на неделю позже. Самое старое дерево (другой подвид с более бледным цветом) растет при входе в старую зубную поликлинику на набережной. Оно зацветает на пол месяца позже тех, что на площади Дружбы Народов.

Вот по этой фотографии можно оценить насколько бледнее цвет…

03/05/2011 | 18:17

Как известно из тех же канонических Евангелий, Иуда пошел и удавился. В России принято было думать, что дерево, на котором он удавился, - осина, листья которой всегда трепещут, даже при отсутствии ветра. Но Иудиным деревом называется совсем другое: то, у которого цветы очень яркие, пышные, что называется, махровые. Есть рассказ Кэтрин-Энн Портер «Цвет Иудина дерева» - как мексиканский мятежник соблазнял учительницу, и она соблазнилась. Иудино дерево (Cercis siliquastrum), дерево семейства цезальпиниевых. Высота 7-15 м. Листья опадающие, круглые, тупые, цельнокрайные, при основании глубоко сердцевидные. Цветки обоеполые, ярко-розовые, на стволе, старых ветвях и в пазухах листьев по 3-6 в пучках. Плод — плоский многосемянный боб. Цветёт весной, до распускания листьев. Размножается семенами. Дико растет по каменистым склонам и на известковых скалах в Южной Европе и Юго-Западной Азии.

В СССР в одичалом состоянии встречается в садах в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии. Декоративное растение. Древесину используют на столярные поделки; почки — для острых приправ к соусам.

Сверкающая корона рощи.

По непроверенным данным, на нём повесился Иуда. А если серьёзно, то когда на чёрном, безжизненном вроде стволе, появляются яркие цветы а вокруг тебя ещё и пустынная местость Иудеи. Там точно прилично впечатляет и навеваются мысли о силе и слабости всего живого.

Вообще,осина, но глупость это. Осины там не растут. Вроде, листья дрожат. Помнят, как Иуда повесился.

Деревом Иуды называют багряник, эти деревья растут в Крыму. Иудино дерево зацветает раньше, чем на ветках появляются листья (апрель-начало мая). Возможно, название это связано с легендой о том, что Иуда повесился на дереве.

осина есть в Израиле.. называется асфа, откуда взялась без понятия… а церсис выглядит так… вот на нём скорей всего он и повесился… добавлю, что таких заблуждений полно у христиан, т. к они переводили и переписывали трактаты.. а перевод не всегда понятен дословно, поэтому подстраивались под менталитет той страны… например Ева в раю ела вовсе не яблоко…!

Багрянник (церцис) посадка и уход обрезка выращивание из семян

«Красота цветка – в одном цветке» Японская поговорка

Человек всегда стремился сделать природу частью своего дома, и комнатные растения, территория произрастания в природе которых охватывает весь земной шар, могут добавить любому помещению новых красок. Они радуют нас, приносят пользу, наполняя комнаты кислородом, и очищая воздух от вредных веществ. Реагируя на наше состояние, как и наши питомцы, домашние цветы способны поднять нам настроение, и отблагодарить за заботу о них – ярким цветением, и красотой зеленой листвы.

Наш Журнал Домашних растений станет вашим проводником среди разнообразия семейств и видов растений, и поможет вам разобраться: как правильно ухаживать за цветами, удобрять их, чтобы они не болели, и как бороться с их вредителями. Какое освещение, полив и температурный режим, нужны вашему растению, и как гармонично сочетать всю обстановку дома с выбранными цветами.

На нашем сайте вы можете:

  • ознакомиться с каталогом растений и особенностями ухода за ними;
  • узнать какие растения мужские, а какие женские, и какой цветок нужно купить, чтобы в дом пришла любовь или повысился достаток, согласно ученью фэн-шуй;
  • прочитать интересные статьи о комнатных растениях и растениеводстве, которые помогут сделать жизнь ваших цветов более комфортной;
  • получить ответы на вопросы о своем растении, и узнать его название, просмотрев нашу фотогаллерею цветов.

У нас вы узнаете, как ухаживать за кактусами и суккулентами, или создать в доме или на балконе – тропический островок, какие орхидеи самые неприхотливые и какие секреты нужно знать при их выращивании, и к какому семейству относятся растения “Рождественская звезда” и “Иисусово дерево”, как создать дома сад из мини-роз, и какие правила нужно соблюдать, чтобы самому вырастить дома бонсай.

Благодаря широкому ассортименту посадочного материала, сегодня можно создать на своем окне и маленький огород, с полезными пряными и лечебными травами, и мы расскажем вам и о них! А наши Определитель болезней и вредителей, позволит вам установить, отчего болеет ваше растение, и как вылечить его!

Мы надеемся, что наш Журнал Домашних растений поможет как начинающим цветоводам, так и профессионалам освоить домашнее растениеводство, и создать у себя в квартире или загородном доме – настоящий зеленый оазис, и ваше увлечение цветами, поможет вам сделать свой дом более теплым и уютным.

29.01.2002 01:54
balu

Ту би-Шват

Света Кушнер

Законы Ту би-Швата

Хотя Ту би-Шват - обыкновенный рабочий день, принято отмечать его добавлением к обычной трапезе разнообразных плодов - фруктов и орехов. Но главные из них - плоды, символизирующие землю Израиля. Семь видов плодов, связанных с этой землей, упоминаются в Пятикнижии. Два из них - злаки: пшеница и ячмень. Остальные пять: виноградная лоза (гефен), смоковница, гранат, оливка и мед (имеется в виду не пчелиный мед, а финиковый нектар, финики тоже считаются традиционными плодами израильской земли). Эти плоды, если их едят не во время трапезы, благословляются краткой заключительной молитвой.

Пятнадцатый день месяца шват - надежда на возрождение земли, не случайно в этот день сажают саженцы, как и не случайно Тора сравнивает человека с деревом. Человек -?дерево полевое.

Пятнадцатый день месяца шват - Новый год для деревьев. Один из четырех Новых годов, которые насчитывает еврейский календарь: первый день месяца Нисан - Новый год для исчисления порядка годовых праздников, а также для исчисления начала правления еврейских царей; первый день месяца элул - Новый год для отделения десятины от скота, десятина выделялась во время существования Храма; первый день месяца тишрей - всеобщий Новый год, служащий также для исчисления возраста плодовых деревьев (для евреев это важно, так как Тора запрещает, есть плоды дерева, которое не достигло трех лет).

Пятнадцатый день месяца шват - Новый год для фруктовых деревьев. Смысл этого дня - начало сбора нового урожая фруктов. Фрукты, которые созрели до 15 швата, относятся к старому урожаю; после 15 швата - к новому. Для евреев это важно, поскольку таким образом определяется, к какому виду десятины относятся фрукты. Во времена существования Храма такое знание было необходимо, так как десятина каждый год выделялась другая: в первый год - для левитов (членов семьи Леви), во второй - для покупки мяса себе в Иерусалиме во время праздников, в третий год - для нищих. А поскольку все законы, связанные с землей, выполняются только на земле Израиля - сегодня, пятнадцатый день Швата (Ту би-Шват) стал праздником плодов Эрец Исраэль.

Обычай сажать деревья в Ту би-Шват

В Ту би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, введенная 100-150 лет назад. Однако важность посадки деревьев упомянута всюду в Торе. В книге Ваикра сказано: «Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…» - то есть, каждый еврей, поселившись в Земле, обязательно должен посадить дерево. Мидраш объясняет, что даже если ты видишь много деревьев, ты все равно обязан их сажать, ибо это один из способов приближения к Всевышнему: как Всевышний посадил сад Ган-Эден, так и человек должен сажать сад. Есть много других важных дел, например, строить дом, но человек не обязан, придя в Израиль, сам строить дома, это могут сделать другие. Сажать же деревья человек обязан, несмотря на то, что многие тоже сажают. Мидраш говорит о том, что если человек сажает дерево, и ему вдруг сообщают, что пришел Машиах, то человек обязан сначала посадить дерево, и только потом пойти поприветствовать Машиаха. Посадка деревьев - действие на будущее, а приход Машиаха - процесс достаточно длительный, и поэтому не следует с приходом Машиаха все бросать и ничего больше не делать.

Когда первые европейские поселенцы в начале сионистского движения приехали в страну Израиля, то они нашли страну разрушенной и пустой. Большая часть страны была заболоченной, другая часть - пересохшей пустыней, и страна еле могла прокормить своих немногочисленных обитателей. Евреи могли купить только самые неудобные земли в стране Израиля, но они были преисполнены желания обновить страну праотцев для еврейского народа, чтобы он мог возвратиться в не?. Они посадили эвкалипт и осушили болота: на пустынных горах они посадили леса - чтобы сделать эти горы подобными тем, какими они были в древности; они провели воду, посадили сады и засеяли поля. Земля расцвела, и урожая стало хватать на всех с избытком. Земля Израиля хранила верность еврейскому народу, она не давала урожая чужеземцам, которые временно владели ею. В Талмуде наши мудрецы говорили: «Нет признака приближающегося избавления более очевидного, чем расцвет страны Израиля, как сказано в ТаНаХе: «А, вы, горы Израилевы, ветви свои распустите, и будете приносить плоды ваши народу Моему, Израилю, ибо они приближаются. Ибо вот Я к вам обращусь, и будете вы возделаны и засеяны… И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас как прежде, и облагодетельствую более, чем раньше, и узнаете, что Я - Господь».

Почему мы отмечаем Ту би-Шват 15-го швата

В эпоху становления Танаха Новый год деревьев не отмечали, и он не упоминается в Священном Писании. Лишь в 1в. до н.э., в период деятельности двух школ мудрецов - школы Гилеля и школы Шамая, возник вопрос о дате Нового года деревьев. Согласно мнению школы Шамая, это - 1-е швата, согласно мнению школы Гилеля - 15-е. В конечном итоге возобладало мнение школы Гилеля.

Речь шла об определении даты, которая важна для исполнения заповеди отделения маасера («десятины») от плодов деревьев. Тора обязывает каждого еврея отделять маасер от плодов урожая этого года и отдавать его когенам и левитам, служившим в Храме, или беднякам. Нельзя было отделять маасер от плодов одного урожая, намереваясь тем самым исполнить эту обязанность в отношении плодов урожая другого года. Поэтому необходимо было установить точную дату Нового года деревьев.

Наши мудрецы, пришли к выводу, что примерно до середины месяца шват деревья пьют влагу, которая сохранилась в почве ещ? с прошлого года, а начиная с этого времени - воду дождей, выпавших уже в этом году.

Поэтому 15-й день месяца шват и стал Новым годом деревьев. Постепенно Ту би-Шват стал рассматриваться также как своего рода Судный день деревьев, когда решается их судьба на будущий год, подобно тому, как судьба человека решается в Рош-Гашана, Новый год.

Обычаи праздника

Ту би-Шват может выпасть на любой день недели, кроме воскресенья и пятницы. В отличие от прочих еврейских праздников, законы этого праздника немногочисленны. В Ту би-Шват разрешается работать, молитвы этого дня - обычные молитвы будней, без каких- либо добавлении. Но все же Ту би-Шват — праздник, и поэтому в этот день не произносят траурных речей, не читают «Таханун» (молитву, в которой мы раскаиваемся в своих грехах; е? читают каждый день, за исключением тех дней, когда на человеке лежит обязанность радоваться) и «Ав гарахамим» (молитву, составленную в память о евреях, погибших от рук своих ненавистников; е? читают по субботам).

Один из главных обычаев праздника - есть плоды, которые выросли на земле Страны Израиля и которыми она славится. Но принято также есть плоды, напоминающие об Эрец-Исраэль, даже если они выросли в других странах, миндаль, плоды рожкового дерева, яблоки и др.

Сколько сортов фруктов принято есть в Ту?би-Шват? Есть обычай попробовать в Ту би-Шват 15 разных сортов фруктов - в честь 15-ого дня месяца шват. Согласно другому обычаю, едят только 7 видов плодов - те, которыми славиться Страна Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики). Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов, свежих и суш?ных - инжир, изюм, сливы и др.

У многих принято, прежде всего, есть плоды семи видов. Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.

В еврейских общинах Востока было принято сначала есть блюда, приготовленные из пшеницы и ячменя, а затем - фрукты.

Эрец-Исраэль - это «страна, текущая молоком и медом», земля которой дает обильный урожай.

Особое место среди плодов Страны Израиля занимают семь видов, первинки которых евреи были обязаны приносить в Иерусалимский Храм и отдавать священникам. Вот эти семь видов, ставшие символом Страны Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.

(0)

Пшеница

Первой из семи видов растений названа пшеница - благодаря ее исключительной важности. Как в древности, так и в наши дни пшеница входит в число важнейших злаковых, употребляемых человеком в пищу, - из пшеничной муки выпекают хлеб.

(0)

Ячмень

Ячмень созревает раньше пшеницы, его жатва начинается уже в месяце нисан. Во времена Храма на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили в поле в окрестностях Иерусалима, сжинали ячмень и мололи муку. Омер (ок. 2500 куб.см.) этой муки доставляли в Храм. Ячменный хлеб не так вкусен, как пшеничный, и поэтому в древности считался пищей бедняков.

(0)

Виноград

Тора говорит, что, выйдя из ковчега после окончания Потопа, Ноах разбил первый виноградник. Страна Израиля испокон веков славилась своим виноградом. Виноград употребляют, как в сыром виде, так и для изготовления вина, которое, как говорят наши мудрецы, «веселит сердце человека». В повседневной жизни евреев вино занимает важное место, оно необходимо для совершения многих религиозных обрядов - «Кидуша» в субботы и праздники, hавдалы на исходе субботы, четырех бокалов пасхального «седера» и др.

Еще при жизни Моше-рабейну было принято решение, что евреям запрещается пить вино, изготовленное неевреями. Более того: даже вино, изготовленное евреями, до которого дотронулся нееврей, пить нельзя. Нельзя даже покупать нееврейское вино для того, чтобы перепродавать его с целью заработка. Спирт, водка, бренди и т.п., изготовленные из нееврейского вина - даже из косточек и кожуры винограда, который давил нееврей, - запрещены. Вино, изготовленное евреем, но прошедшее через руки нееврея, остается кошерным только в том случае, если пробка или кран сосуда опечатаны двумя печатями.

(0)

Инжир

Смоковница - дерево с густой развесистой кроной; весной оно расцветает, зимой листья его опадают. Инжир созревает в середине лета, его едят, как в сыром виде, так и в сушеном. В Торе смоковница выступает в качестве символа плодородия. Так, инжир был среди плодов, которые разведчики принесли Моше, - в подтверждение плодородия Страны Израиля.

Смоковница стала также символом мира и спокойствия.

Наши мудрецы уподобляют плоды смоковницы Торе, говоря: «У любого плода есть несъедобные части: у фиников - косточки, у винограда - косточки, у гранатов - кожура. Но инжир - съедобен полностью, без остатка».

(0)

Гранат

Гранат - это плод, обладающий многими замечательными свойствами; во многом он подобен еврейскому народу.

Церцис канадский

Гранат может очень долго храниться и не портиться - сок его в зернах не высыхает. И зернышки в гранате отделены друг от друга, каждое обладает своим отдельным вкусом, но только все вместе они образуют целый плод.

Изящные формы этого плода издревле вдохновляли мастеров: изображения граната украшают свитки Торы, двести медных гранатов обрамляли колонны Иерусалимского Храма, металлические гранаты украшали тунику первосвященника. Автор Песни Песней сравнивает висок своей возлюбленной с «долькой граната».

(0)

Масличное дерево

Масличное дерево с давних времен широко распространено в Эрец-Исраэль, в основном в горных районах. Масличное дерево - высокое, широкоствольное и крепкое вечнозеленое растение, могучие корни которого в состоянии прорасти даже в скале.

Плодами масличных деревьев человек пользуется с древнейших времен. Маслины употребляют в пищу, их масло используют, как в пищу, так и для производства лекарств, мыла, косметических средств.

В древности масличное дерево и его плоды считали священными, оливковым маслом совершали помазание священников в Иерусалимском Храме. Чистое оливковое масло горело в Храмовом семисвечнике.

Оливковая ветвь служит символом мира, изображение оливковых ветвей украшает герб государства Израиль, обрамляя семисвечник, ибо масличное дерево является характерной частью пейзажа страны.

(0)

Финиковая пальма

Плоды этого высокого ветвистого дерева Тора называет «медом». Ветвь финиковой пальмы (лулав) входит в число четырех видов растений, над которыми в праздник Суккот произносят благословение. Плоды финиковой пальмы растут крупными гроздьями, на большой высоте. Сладкие финики созревают в конце лета, их едят, как в сыром, так и в сушеном виде. Не случайно Тора называет финики «медом»: из них действительно изготовляют мед.

Наши мудрецы уподобляют народ Израиля финиковой пальме, всем частям которой находится применение: ее плоды съедобны; молодые побеги используют в качестве лулавов; ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в праздник Суккот; из волокон ствола вьют веревки, а древесину используют при строительстве домов. Так же и народ Израиля - ни один еврей не является «лишним», каждый исполняет свою задачу.

И еще, говорят мудрецы: косточка финика похожа на сердце, и она у финика одна; так же и сыны Израиля - у всего народа одно сердце, и обращено оно ко Всевышнему.

Миндальное дерево - символ цветения и обновления

Пожалуй, самый характерный символ праздника Ту би-Шват - миндальное дерево: высокое, красивое, с удивительно ароматными цветами. Не случайно его плоды всегда занимали почетное место на праздничном подносе с фруктами в любом еврейском доме. Возможно, именно миндаль больше других плодов отражает природу Эрец-Исраэль.

Среди всех плодовых деревьев, растущих в Стране Израиля, первым цветет миндаль.

Он начинает цвести в конце зимы, когда в горных районах, где он широко распространен, еще лежит снег. Белые и розовые благоухающие цветы густой пеленой покрывают ветви дерева еще до того, как появляется листва. Покрытое многочисленными цветами миндальное дерево похоже на невесту.

Плоды миндального дерева - весьма питательный продукт. Миндальное дерево много раз упоминается в Танахе. Среди подарков, которые Яаков отправил в Египет, был и миндаль.

В книге Коhелет (Екклезиаст) миндальное дерево символизирует цикл жизни человека.

Деревья Эрец-Исраэль

Фисташковое дерево. Из трех видов фисташкового дерева, распространенных в Стране Израиля, лишь один вид - атлантическая фисташка - обладает широким стволом и раскидистой кроной. Деревья этого вида растут в Иерусалиме и его окрестностях. Деревья, относящиеся к двум другим видам (мастиковая и палестинская фисташка), походят больше на кусты.

Дуб. Вечнозеленые могучие дубы относятся к крупнейшим из деревьев, растущих в Эрец-Исраэль. Широко известен «Дуб Авраама» в городе Хеврон - один из самых почтенных старожилов среди представителей растительного мира страны.

Кедр. Это хвойное дерево отличается большой высотой, могучим стволом и мощной кроной. Кедр - долговечное растение. Прочная и ароматная древесина кедра играла в прошлом большую роль в строительном деле, в частности, кедровые балки использовали при строительстве Иерусалимского Храма.

Сосна. Вечнозеленое хвойное дерево, древесина которого используется в строительстве. Ароматную смолу сосны используют в разных отраслях промышленности.

Тамариск. Небольшое дерево с чешуевидными листьями и белыми и розовыми цветами. Высокорослые тамариски встречаются в окрестностях Беэр-Шевы и не исключено, что дерево этого вида Авраам посадил в Беэр-Шеве.

Кипарис. Вечнозеленое хвойное дерево с шаровидными шишками, широко распространенное в Эрец-Исраэль. Высаживают его обычно длинными аллеями. Кипарис отлично приспосабливается в разных климатических зонах страны.

Платан. Высокое, достигающее высоты 15 метров дерево с широкими листьями и мелкими цветами. В Эрец-Исраэль растет по берегам водных потоков.

Рожковое дерево. Рожковое дерево весьма распространено в средиземноморских странах вообще и в Эрец-Исраэль в частности. Благодаря глубоким корням и узким листьям, которые препятствуют большой потере влаги, оно отлично переносит засушливый климат. Рожковое дерево цветет в конце лета, но плоды созревают лишь следующим летом. Плоды эти кажутся сухими, но съедобны и имеют сладковатый привкус. Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.

Акация. В Эрец-Исраэль растет, в основном, в пустынных районах. К северу от озера Кинерет сохранилась роща акаций того вида, который, очевидно, применялся при строительстве Скинии.

Сикомор (явор) , широкоствольное дерево с раскидистой кроной. В прошлом было широко распространено в Эрец-Исраэль. Сегодня отдельные «ветераны», возраст которых достигает сотен лет, встречаются в разных районах страны.

«Заповеди Страны Израиля»

«Заповеди Страны Израиля» - это те заповеди Торы, которые связаны с сельскохозяйственной продукцией Эрец-Исраэль и потому исполняются только на е? территории. Часть их - лекет, шихеха, пеа, перет, олелот, маасер - обязывают земледельца отделять часть своего урожая в дар беднякам, а другие - дарить часть урожая когенам и левитам, которые несли службу в Храме. Такова, например, заповедь бикурим («первинок»): крестьянин обязан был в праздник Шавуот принести в Иерусалимский Храм первые созревшие на его земле плоды и отдать их когену. В качестве бикурим в Храм приносили плоды только тех семи видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль.

В наши дни, когда у нас нет Храма, есть возможность исполнять лишь часть «заповедей Страны Израиля». Важнейшая из них - шмита, заповедь «седьмого года», хотя и ее мы не можем исполнять полностью. В Ту би-Шват седьмого года не производят лесопосадок.

Седьмой год - шмита

В седьмой год семилетнего цикла Тора запрещает еврею обрабатывать землю в Стране Израиля. Но запрещено производить лишь те работы, которые имеют своей целью улучшение качества растения или увеличение количества его плодов.

Идейный смысл заповеди о седьмом годе ясен: это социальный декрет, по крайней мере, раз в семь лет закрепляющий в умах людей идею всеобщего равенства. Раз в семь лет все - и бедные, и богатые - становятся равными, получая равные права на все, что растет на земле. Заповедь эта напоминает нам также, что истинный хозяин земли - это Б-г.

В седьмой год земля получает «отпуск», возможность набрать силы для следующих шести сельскохозяйственных сезонов. Подобно тому, как Всевышний не создавал ничего в седьмой день после шести дней Творения, так и земле следует давать отдых в седьмой год после шести рабочих лет. А земледельцу седьмой год предоставляет возможность освободиться на время от тяжелой физической работы и целый год посвятить духовному совершенствованию.

Майсы

Один путник бр?л по пустыне, где не было ни воды, ни тени. Когда силы путника совсем иссякли, он увидел вдалеке дерево. Сказал себе путник: «Пойду туда, наверное, есть под деревом и источник». Дош?л до дерева, и действительно, оказался под деревом источник, и дерево было плодоносное и давало глубокую тень. Напился путник воды, насытился плодами, отдохнул, и вернулись к нему силы, а когда собрался снова в путь, решил поблагодарить дерево.

Дерево, дерево! Как благословить тебя?

Чтобы росло большим и могучим? - Но ты, и так, большое и могучее.

Чтоб давало тень путникам? -?Но ты и так да?шь тень путникам.

Чтоб были плоды твои сочными и сладкими? - Но они и так сочные и сладкие.

Чтобы был источник возле тебя? - Но и так есть источник возле твоих корней.

Как же благословить тебя?! - Чтобы были саженцы, которые произойдут от тебя, такими же прекрасными, как ты!

Происхождение слова дерево

Де́рево . Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках. Общеславянское слово имеет вид dervo и образовано от основы der (с той же основой, но измененной гласной мы имеем дело в глаголе драть ). В древнеиндийском находим daru— - «дерево», в греческом dory - «дерево» и т. д. Первоначальное значение существительного дерево - «то, что выдирается». Естественно, наши далекие предки смотрели на дерево с чисто практической стороны - выдери его из земли и пользуйся, как тебе нужно.

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

дерево

Старославянское - древо.

Слово «дерево» вошло в древнерусский язык в XI в., в отличие от старославянской формы, древнерусская характеризовалась полногласием. Слово имеет общую индоевропейскую основу deru-.

Родственными являются :

Литовское - derva (сосна).

Латышское - darva (смола).

Производные : деревянный, древесный, древесина, древко .

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

Де́рево . Очень древнее общеславянское слово, связанное с индоевропейской основой «дэр-». Она встречается и в литовском «дэрва» - «сосна», и в кельтском «дэрвос» - «дуб», и в греческом «дори» - «древко копья», и в санскритском «да́ру», «дру» - «дерево». С ней связано наше «драть, деру»; очевидно, «дерево» первоначально значило «то, что выдирают» (из будущей пашни, расчищая ее; см. Деревня), или «то, что обдирают».

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

де́рево мн. дере́вья (из собир. *dervьje, диал. дерева́), укр. де́рево, ст.-слав. дрѣво, род. п. дрѣвесе и дрѣва ξύλον, δένδρον (Мейе 360), сербохорв. дри̏jево, словен. drevô, drevė̑sa, чеш. dřevo, слвц. drevo, польск. drzewo, в.-луж. drjewo, н.-луж. drjowo. Родственно лит. dervà «сосна», вин. der̃va; с другим вокализмом: darva «смола», лтш.

Ландшафтный дизайн участка украсит чудное Иудино дерево

dar̂va «смола», англос. teru «смола», греч. δόρυ «дерево, брус, копье», δρῦς «дерево (растение), дуб», др.-инд. dāru, dru- «дерево (материал)», авест. dauru, -dru- «дерево», ирл. derucc «желудь», галльск. dervo - в местн. н. Dervus «дубовый лес» сюда же гот. triu, англ. tree «дерево», хетт. taru - то же. - Т., лат. larix «лиственница» с «сабинским» l; см. Бернекер 1, 185 и сл.; М. - Э. 1, 442; Вальде - Гофм. 1, 765; Траутман, BSW 53; Мейе, Et. 372. Ср. также дрова́.

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Де́рево . Общеслав. Суф. производное (ср. древеса ) от той же основы, что и драть (см.), др.-инд. dāru , греч. dory , хеттск. taru и т. д. Первоначальное значение сущ. дерево - «выдранное или ободранное» (ср. диал. деревки «росчисть, подсека», т. е. расчищенное от деревьев место).

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

Опечатки и прочие неточности выделяйте курсором, жмите Ctrl+Enter и отправляйте нам!

См. также: значение слова дерево в толковых словарях.



Новое на сайте

>

Самое популярное