Домой Печи и системы отопления Из листа фанеры своими руками. Как согнуть фанеру

Из листа фанеры своими руками. Как согнуть фанеру

Притемненный уют, еще не так давно модный и востребованный в оформлении интерьера, практически утратил свою актуальность. На смену ему пришли элементы роскоши и комфорта, наполненные светом и объемом, которые в полной мере дает оригинальный по своей составляющей цвет «беленый дуб». В сочетании с натуральным деревом он является трендом сезона и ярким словом в оформлении дизайна помещения.

Что собой представляет техника «беленый дуб»? По сути, эта же покраска древесины, но с применением особых технологий. Благодаря тому, что элементы мебели, панели или другие деревянные изделия покрываются лаком, хорошо просматривается четкая, ярко выраженная текстура и благородная матовость, присущая дорогим сортам дерева.

Каждый человек хочет, чтоб его жилище выглядело стильно. Но вот позволить себе оформление дома ценными породами дерева может далеко не каждый. Чтобы компенсировать это неудобство, дизайнеры сумели применить качественные заменители, которые по внешнему виду и надежности не уступают дорогим аналогам.

Изначально «выбеливание» дерева имело только практическое значение. Для защиты дерева от гниения или поражения насекомыми его поверхность окрашивалась раствором извести или белым воском, совершенно не преследуя при этом цель превратить изделие в шедевр интерьера.

Но впоследствии в подобной технике дизайнеры рассмотрели возможность за счет выбеливания дерева наполнять пространство светом, зрительно расширяя границы помещения.

Отделка деревянных элементов дизайна «под белый дуб» становится популярной в периоды, когда возвращается неуловимый и загадочный Ар-деко. Это один из наиболее привлекательных стилей в искусстве, в котором оформлены «Метрополь», особняк Федора Шехтеля и другие, не менее знаменитые шедевры строительства.

И сейчас, когда в интерьерах больше всего ценится натуральность и изящная простота, «белый дуб» в очередной раз делает свой виток и вновь возвращается на пик моды.

Такой разный «белый дуб»

Особенностью данного способа покраски дерева является то, что специалисты всячески стараются добиться ярко выраженного контраста между цветом натурального дерева и текстурой выбеленной деревянной поверхности. Чем сильнее такой контраст, тем более ценным являться покрытие.

Тем не менее, реализуя дизайнерские задумки, техникой «под беленый дуб» можно создавать различные цвета дерева:

  • светлых или темных тонов
  • с элементом «состаренности»
  • с желтым или розовым оттенком.

Особенно ценным среди специалистов является сероватый оттенок дерева, на котором проступает легкая сиреневая нотка. Учитывая такое разнообразие вариантов, беленый дуб можно сочетать с различными дизайнерскими изысками и адаптировать под разные художественные стили интерьера.

Перевоплощение старой мебели из оранжевого дуба в белый дуб

Если хочется кардинально изменить свой интерьер, то совсем не обязательно покупать новую стильную мебель модного выбеленного цвета. Это вполне доступно сделать при помощи техники «беленый дуб», поменяв надоевшую мебель цвета оранжевого дуба на модный выбеленный цвет.

Для этого с помощью специальных растворителей со старых поверхностей мебели удаляется лак. Для этого раствор наносят на деревянную поверхности и оставляют на 30 мин. Затем поверхность нужно промыть водой. Движения при этом выдерживаются по направлению текстуры дерева. Финишную чистку лучше делать щеткой с медным ворсом, который при соприкосновении с древом не повреждает его структуру.

Если работа ведется с необработанной поверхностью, то достаточно намочить ее водой и слегка почистить щеткой. После того, как изделие высохнет, поверхность необходимо отшлифовать и тщательно удалить пыль и прочие загрязнения. Правильно подготовленная поверхность должна иметь четко выраженный текстурный рисунок.

Покраска дерева под белый дуб

Перед началом покраски дерева на сухую поверхность нужно нанести немного краски. Следует учесть, что морилку в данном случае использовать недопустимо, так как она сильно впитывается в мягкие волокна древесины. При этом на поверхность она ложится неравномерно.

Поэтому лучше применить краску на основе анилина. Искусственные анилиновые красители изготавливаются из природного индиго, отличаются многообразием цветов и способны окрасить различные типы изделий.

Они пропитывают деревянные поверхности равномерно, не оставляя при этом потеков, а затем быстро высыхают. При подготовке красителя порошок растворяется в денатурированном спирте или воде.

Для покраски дерева «под белый дуб» также можно использовать поникающие типы красителей. Чтобы получить устойчивую матовую поверхность, покраску дерева следует делать в два слоя. Нужно помнить, что красители сделаны на основе ацетона, поэтому при работе с ними следует соблюдать особую осторожность.

Нанесение на дерево защитного слоя

Для того чтобы защитить покрашенные деревянные поверхности от повреждений, идеальным вариантом станет шеллак. Это смолистое вещество, которое при нанесении тонким слоем:

  • быстро впитывается
  • отлично проникает в поры
  • образует красивое покрытие.

Использование шеллака упрощает удаление с обрабатываемых поверхностей лишнюю побелку. Легкая тонировка шеллака придает финишной отделке дерева благородную глубину цвета.

При использовании восковых составов можно приобретать их уже в готовом виде или же смешивать самостоятельно. При этом в качестве составляющей можно брать смесь известкового порошка с восковой пастой или применять белый порошкообразный пигмент. Во время работы с восковым составом следует следить, чтобы он не высыхал слишком быстро.

Покрытие мебели воском после выбеливания дерева

При обработке поверхности воском его нужно равномерно нанести, а затем втереть в поверхность тканевой салфеткой или при помощи стальной мочалки. На этом этапе особый акцент делается на текстуре дерева. Нанесенному слою воска нужно дать высохнуть, после чего проводится повторная обработка. Невпитавшийся воск немедленно удаляется с поверхности дерева.

После высыхания микрокристаллического воска поверхность дерева приобретает хорошую непроницаемость, а ярко выраженная структура «белого дуба» придает мебели ультра-современный вид. Поэтому, применив технику «Беленый дуб», вы без особых затрат сделаете свой интерьер стильным и интересным.

Вагонка из натурального дерева снова набирает популярность, ее можно увидеть не только в дачных домах и на балконах, но и в интерьере кухонь, спален и гостиных городских квартир. И это неудивительно, потому что ее преимущества перед другими отделочными материалами очевидны и неоспоримы. Она долговечна, способствует сохранению тепла, и поддержанию оптимального уровня влажности в помещении. А про эстетические свойства вагонки и бесподобный древесный запах все уже давно сказано. Однако дерево требует особого ухода, в который входит обработка и покрытие различными составами. Кроме того, покраска вагонки решает проблему приевшегося цвета или нежелательного для кого-то ассоциирования с сауной или дачей и позволяет сменить стиль интерьера, не отказываясь от этого превосходного натурального материала.

Чем и зачем окрашивают вагонку?

Вагонка может нуждаться в окраске, покрытии лаком или другими составами по нескольким причинам, которые и определяют выбор конкретного средства:

  • Дереву нужна защита, которая может быть разной. Например, для вагонки на балконе нужно подумать об усиленной защите от УФ-лучей, вызывающих фотостарение (посерение дерева). Некоторые составы делают вагонку более огне- и влагостойкой, защищают от вредителей.

Часто в качестве материала для внутренней отделки используется сосна. Если ее не обработать, со временем дерево может потемнеть.

  • Нужно сохранить цвет дерева и сделать рисунок более выразительным.
  • Требуется изменить цвет вагонки, но при этом сохранить структуру древесины.
  • Интерьер помещения не предполагает использования естественного цвета дерева.

Для окрашивания или другой обработки вагонки можно использовать следующие средства:

  • Защитные составы. Могут быть предназначены для разных целей. Для обработки вагонки на балконе, особенно расположенном на солнечной стороне, лучше использовать состав для наружных работ. Для потолка и стен в помещении подойдет средство для внутренних работ.

Важно! При выборе защитного средства внимательно изучите информацию на упаковке. Некоторые составы окрашивают дерево в розовый и зеленый цвет, который можно будет закрасить только очень темной тонировкой или укрывистой краской.

  • Морилки (составы для тонирования). Придают вагонке определенный оттенок, сохраняя древесную фактуру. Нанесением разного количества слоев можно регулировать интенсивность окрашивания.
  • Лаки. Для вагонки лучше всего подойдут аквалаки – составы на водной основе, позволяющие сохранить паропроницаемость материала и защитить поверхность от впитывания загрязнений. Лаки могут быть глянцевыми, матовыми, полуматовыми, содержать бактерицидные добавки и УФ-фильтры, в них можно добавить колер для изменения оттенка древесины.
  • Краски. Могут иметь самый разный состав, предназначены для полного закрашивания древесины за счет создания на поверхности плотной пленки.
  • Восковые составы. Могут быть твердыми, жидкими, водными, обеспечивают отличную защиту, сохраняют ярко выраженную структуру дерева.

Важно! Чтобы воск ложился равномерно, поверхность вагонки нужно предварительно загрунтовать.

  • Специальные масла. Могут быть прозрачными и пигментированными, защищают дерево от загрязнений и истирания, подчеркивают структуру древесины. Не создают на поверхности пленку, как лаки, а проникают в верхний слой древесины. Создают эффект матового покрытия или шелковистого блеска.

В зависимости от цели нанесения эти средства можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Например, для защиты и получения однородной окрашенной поверхности можно использовать пропитку и краску.

Выбираем краску

Если речь идет непосредственно об окрашивании, вам понадобится краска для вагонки одного из следующих видов:

  1. Масляная краска. Глубоко проникает, защищает от внешних воздействий, подходит для окраски вагонки на балконе. Недостатки: долго сохнет, выгорает со временем.
  2. Алкидная эмаль. Универсальная краска, создающая плотное, чаще всего глянцевое покрытие, стойкое к внешнему воздействию и долговечное. Недостаток – небогатый выбор оттенков.
  3. Акриловая водоэмульсионная краска. Применяется чаще других, создает матовое, полупрозрачное покрытие. При нанесении тонком слоем позволяет сохранить структуру дерева.

Выбираем цвет вагонки

Чем покрасить вагонку, мы выяснили, пришло время определиться с оттенком краски. Многие недостатки помещения можно выгодно обратить в другую сторону, если немного «поиграть с цветом». Требуется расширить пространство? Выбирайте краску белых или светло-бежевых оттенков. Но помните, что они подвержены быстрому загрязнению. Темный тон, напротив, визуально уменьшит размеры комнаты.

Нельзя делать контрастными по цвету потолок, стены и пол. В спальне лучше всего оставить натуральную древесину, а для декорирования кабинета выбрать краску сдержанных тонов.

Красим вагонку по всем правилам

Покраска вагонки предполагает определенную последовательность действий, которой нужно придерживаться.

  1. Очистка от грязи и пыли.
  2. Шлифование поверхности.
  3. Нанесение антисептика и грунтовки.
  4. Покрытие вагонки краской или другим выбранным составом.

В идеале вагонку нужно красить до ее монтажа на стену, прокрашивая каждую дощечку по отдельности, качественно нанести краску на потолок или стены, уже оббитые вагонкой, крайне сложно. Покраска готовой поверхности допускается только при обновлении краски.

Подготовка вагонки к окраске

Если вагонка красится впервые, лицевая сторона отдельных дощечек шлифуется до гладкости с помощью машинки для шлифовки или наждачной бумаги, закрепленной на бруске.

В том случае, если покрываться лаком или краской будет уже красившаяся вагонка на стене или потолке, последовательность действий будет следующей:

  • С помощью скребка или щетки удаляется пыль и остатки старой краски, наждачной бумагой совершаются круговые движения, позволяющие окончательно очистить поверхность. Если лак или краска держатся прочно, стоит промыть вагонку раствором соды (на ведро горячей воды берем 300 грамм порошка). Для удаления плесени существуют специальные химические средства.
  • Если грязь не отмывается, можно использовать отбеливатель или морилку. Чтобы краска или антисептик лучше держались на поверхности, обрабатываем потолок, пол или стены моющими средствами, в состав которых входит щелочь.
  • Шлифуем древесину. Чтобы не пропустить ни один участок, мысленно разделите стену, потолок или пол на несколько квадратов и затирайте их последовательно. Нельзя сильно давить и подолгу шлифовать один кусок.
  • Проводить обработку грунтовочным антисептиком не обязательно, но она повысит долговечность вагонки.
  • Все неровности покрываются специальной шпатлевкой.

Лучше взять шпатель из пластика, в отличие от металлических аналогов, он не оставляет на поверхности царапин.

  • Наносим слой олифы, который будет выполнять защитную функцию.
  • В конце наносится грунтовка. Она защитит вагонку от перепадов температур (если речь идет о неотапливаемом балконе) и закрепит уже нанесенную шпатлевку, кроме того, она позволяет добиться более равномерного распределения краски.

Красим по всем правилам

После окончания подготовки поверхности пора выяснить, как покрасить вагонку.

  • В зависимости от площади можно использовать как кисть, так и валик.
  • Покраска вагонки краской или пигментированным средством предполагает нанесение состава маленькими порциями. Обильно смачивать кисть можно только при использовании прозрачных пропиток и грунтовок.

Важно тщательно перемешивать краску как до, так и во время покраски, чтобы цвет лег равномерно.

  • Движения нужно совершать вдоль дощечек, нанося состав мазками, а затем растирая и растушевывая до получения однородного покрытия.
  • Лучше нанести несколько тонких слоев, чем один толстый.
  • При работе с укрывистой краской или лаком после высыхания первого слоя нужно отшлифовать поверхность еще раз.
  • Не начинайте покраску второй раз, когда еще не высох первый слой.

Чтобы не ошибиться с итоговым результатом, можно сначала выкрасить небольшой участок доски, чтобы проверить, какой цвет получится в итоге.

Покраска с сохранением структуры

Чем покрасить вагонку, чтобы изменить цвет, но сохранить ярко выраженный древесный рисунок? Можно использовать прием браширования, который в данном случае предполагает обработку вагонки в несколько этапов:

  1. Сначала на поверхность наносится пигментированное масло, воск или лазурь.
  2. Затем в небольшом количестве берется выбранный лак или краска для вагонки, наносится по всей длине доски и мягко растушевывается.
  3. Через 10 минут с помощью мягкой ткани без ворса снимается большая часть масла.

Результатом таких манипуляций будет яркий и выразительный рисунок дерева, подчеркнутый пигментом, оставшимся в бороздках и углублениях. Этот метод отлично подходит при использовании вагонки в разных интерьерах: кантри, прованс и многих других.

Эффект беленого дуба

Очень стильно и современно смотрится вагонка, выкрашенная белым цветом. Если белое дерево используется в скандинавском или деревенском интерьере, желательно при покраске создать не плотное непроницаемое покрытие, а сохранить структуру древесины, добившись эффекта выбеленного дуба. Сделать это можно с помощью разных средств:

  • Тонировки (морилки) с соответствующим названием – «беленый дуб», «иней» и т. д. Для создания нужного эффекта средство наносится в несколько слоев, каждый из которых должен быть очень тонким.
  • Масла с воском требуемого цвета. Может наноситься в два слоя для получения практически непросвечивающего покрытия или в один слой, который впоследствии затирается тканью для получения ярко выраженного древесного рисунка.

Теперь вы знаете, чем покрасить вагонку и как ее правильно обработать. С одной стороны, этот процесс достаточно трудоемкий, с другой – увлекательный и приятный.

Не всем известно, что морилка – это не просто жидкий материал, благодаря которому дерево приобретает коричневый тон и множество его оттенков.

На сегодняшний день морилка для дерева богата на цвета. Кроме того она обладает антисептическими свойствами, что способствует древесине прослужить в 2 раза дольше.

Данная статья поможет ознакомиться с современной морилкой. А также ответит на вопросы как сделать морилку для дерева своим руками, какие существуют ее разновидности и как красить морилкой правильно.

Вернуться к содержанию

Морилка для дерева: разновидности и их особенности

Основой для изготовления жидкой пропитки может служить вода, спирт, масло. И каждая разновидность имеет свои особенности.

Водная морилка выпускается в виде порошковой водорастворяемой смеси и смеси, готовой к использованию. Такой бейц, второе название морилки, пользуется наибольшим спросом. Его можно применять как для внутренних, так и наружных работ.

Морилка в порошковом виде хорошо растворяется в воде. Она безопасна для окружающей среды и обладает эластичностью и адгезией. Многообразная палитра оттенков начинается с самого светлого тона и заканчивается темно-красным.

Различные оттенки цветов морилки

Но есть несколько недостатков. Первое – не желательно использовать жидкую пропитку для смолянистых пород. На поверхности дерева могут выступить пятна. И второе – окрашивая деревянную поверхность морилкой на водной основе, волокна древесины приподнимаются. Положительным является то, что структура дерева больше подчеркивается и в тоже время она становится более подверженной влиянию влаги.

Для устранения подобного явления поверхность деревянного изделия необходимо намочить и оставить на некоторое время. Затем древесина ошкуривается и покрывается морилкой на водной основе.

Выбор цвета морилки

Морилка на основе спирта – это анилиновый краситель, растворенный в денатурированном спирте. Она также бывает в готовом и в порошковом виде.

Красящие вещества быстро впитываются в волокна дерева и через полчаса покраска полностью высыхает.

Равномерная покраска морилкой ручным способом вряд ли получится, поскольку сразу после её нанесения спирт улетучивается. Таким образом, могут появиться пятна, поэтому лучше использовать краскопульт.

Разновидности морилок

Масляная морилка способна окрасить деревянное изделие в известный человеческому глазу цвет. Пигментная морилка придает дереву однородный цвет и скрывает текстуру. Пропитывающая жидкость окрашивает дерево изнутри и подчеркивает структуру.

Морилка на основе масла сохнет не так быстро, как спиртовая морилка, но она очень удобна в работе. Наносится равномерным слоем и не приподнимает волокна, а также на поверхности не образует пленку, что позволяет дереву дышать.

Разводят жидкость растворителем Уайт спирит.

Восковая и акриловая морилки обладают теми же качествами, что и вышеописанные тонирующие материалы. В дополнение восковой морилкой реставрируют старое покрытие. Она закрашивает небольшие отличия в окрасе поверхности.

Данные морилки для дерева покрывают поверхность дерева слоем, защищающим от влаги. Проверить это просто. Достаточно вылить небольшое количество воды на пол, и она разлетится по каплям. В тоже время защитная пленка восковой морилки уязвима к механическим воздействиям и нуждается в защите. Для этого её покрывают лаком.

Водная морилка расцветки «беленый дуб», покрытая сверху восковой

Акриловые и восковые жидкости имеют богатую палитру цветов и подчеркивают древесную текстуру, от чего их еще называют рустиковыми.

Вернуться к содержанию

Морилка своими руками

Тонирующую жидкость можно приготовить собственноручно в домашних условиях без использования дорогостоящих ингредиентов, используя растения, кофе и химические компоненты.

Морилки на основе растительных компонентов

Светлому дереву красный тон придают с помощью луковой шелухи. Из нее необходимо приготовить крепкий отвар, который наносится на деревянную поверхность. Можно отвар добавлять к бейцам коричневого цвета.

Изделия из березы, покрытые отваром из коры лиственницы, приобретут красный оттенок.

Раствор из грецких орехов окрасит древесину в коричневый цвет. Слегка подгнившую ореховую скорлупу необходимо подсушить в затемненном месте. А после этого её следует растереть в порошок и сделать отвар. Готовый отвар нужно процедить и добавить туда соды.

Как сделать морилку из скорлупы грецкого ореха

После окрашивания дерева раствором из грецкого ореха, поверхность можно дополнительно обработать. Например, разбавленный в воде бихромат калия придаст древесине красный оттенок. А серый оттенок получится, если покрасить дерево разбавленным уксусом.

Более красивым выйдет коричневый цвет, если порошок ореховой скорлупы перемешать с перетертой корой ивы и дуба, а также сережками ольхи. Эти компоненты необходимо смешать с 1 ч.л. пищевой соды, добавить воды и варить на медленном огне несколько минут. Изготовленная морилка своими руками должна остыть, а после ее нужно процедить. Вместо скорлупы ореха можно использовать кору дуба или яблони.

Настой из плодов крушины, особенно неспелых, дереву придаст желтый оттенок, а добавленные квасцы его усилят.

Кора деревьев, например дуба или ольхи, способна тонировать деревянную поверхность в черный цвет.

Морилки из чая, кофе и уксуса

Чай содержит в себе компонент тианин, который прекрасно окрашивает дерево в различные оттенки, на что влияет концентрация заварки.

Молотые зерна кофе, смешанные с содой, также тонируют деревянные изделия в разные цвета. А сильной концентрации растворимый кофе применяют вместо морилки.

Красный оттенок дереву придаст уксусный раствор. В стеклянной посуде обезжиренные металлические детали, к примеру, гвозди, заливаются уксусной кислотой.

Настаиваются гвозди в течении 1-7 дней в затемненном помещении. Чем больше они будут находиться в кислоте, тем насыщенней будет цвет. Тонировку дерева необходимо проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Просто смесь из уксуса обладает резким запахом.

Морилка для дерева своими руками на основе уксуса способна обычное дерево превратить в эбеновое. Достаточно добавить в нее сильно концентрированный тианин (кора дуба или ореха), который покрасит дерево в антрацитовый черный цвет.

Кора дуба как сырье для изготовления морилки

Вишневого цвета дерево станет от перманганата калия или по простонародному – марганцовки. Её следует развести в теплой воде. Основная пропорция – 50 г марганцовки на литр воды, но ее можно варьировать, чтоб достичь темно-коричневого цвета, приближенного к черному. Наносится морилка, изготовленная своими руками, кисточкой сразу, как только приготовлена. А по истечению 5 минут ее следует протереть влажной губкой. Деревянное изделие можно повторно обрабатывать, если в этом есть необходимость.

Следует учитывать, что марганцовка выцветает, поэтому ее необходимо покрыть защитными растворами.

С содержанием химических веществ

Сок из волчьих ягод в комбинации с разными кислотами способен окрасить дерево не только в черный цвет, но и в разные оттенки. Если в сок добавить пищевой соды, получиться голубой цвет. Глаубертовая соль придаст алый оттенок, а медный купорос – коричневый.

Дуб и другие породы деревьев с высоким уровнем тианина можно тонизировать в тона коричневого цвета, покрыв их гашеной известью. Обработанный известью орех приобретет коричнево-зеленоватый оттенок.

Есть еще один способ окраски дерева с применением тианина. Деревянное изделие сначала необходимо покрыть составом из 75 г кальцинированной соды или 35 грамм карбоната, растворенных в 1 л. воды. Когда поверхность высохнет, её покрывают раствором, состоящим из 50 грамм тианина и литра воды. Спустя час проявится цвет морилки.

Желтый, коричневый и красноватый оттенки

Светлая древесина приобретет желтоватый оттенок, если ее обработать отваром из барбарисового корня и 2% квасцов. Вместо корня барбариса можно использовать побеги тополя. Тогда цвет станет еще больше насыщенным. Такой отвар необходимо приготовить за неделю до окрашивания. Готовится он таким образом: 150 г тополиных побегов необходимо закипятить в литре воды, после добавить квасцы и кипятить еще в течении часа. Отвар следует процедить и дать настояться. Через неделю можно использовать.

Этот же отвар из побегов тополя придаст и зеленый оттенок, если добавить в него крепкий отвар из коры дуба. Такой же эффект создает смесь уксуса с 60-ю граммами порошка медянки. Смесь кипятят около 15 минут, а затем покрывают дерево. Строганные изделия необходимый оттенок приобретут не сразу. Их следует вымачивать в смеси.

В редких случаях древесина должна быть серого цвета. Подобного эффекта можно достичь, смешав по одной части воды и уксуса, и поместив в эту смесь ржавые гвозди или другие небольшие металлические предметы. Но сначала необходимо дать немного времени, чтоб смесь настоялась. А уже после древесину опустить в морилку и подождать приобретения нужного цвета.

Если требуется получить тон дубовой древесины потемнее, используют нашатырный спирт, смешанный с водой. Такая морилка своими руками не должна попадать на слизистые и кожу. Поэтому работу по окрашиванию следует проводить на открытом воздухе. Необходимо учитывать, что жидкость быстро теряет свойства, поэтому и работа должна быть быстрой. А еще морилку можно делать небольшими порциями.

Небольшого размера деревянное изделие, можно положить в плотно закрывающуюся посуду из стекла или керамики. Туда поместить открытую емкость со смесью. Через пару часов изделие можно доставать.

Когда древесина окрасится в необходимый цвет, раствор следует смыть.

Вернуться к содержанию

Чем лучше наносить морилку?

Обработка дерева морилкой производится такими инструментами: кисточка, тампон из поролона или ткани, валиком и краскопульт.

При тонировке поверхности морилкой на основе спирта и нитроморилкой используют краскопульт. Эти жидкости быстро высыхают, а кисточки на поверхности оставляют пятна. Краскопульт также удобно применять для обработки больших площадей.

Инструменты для нанесения морилки на дерево

Для остальных разновидностей морилки используют тампон, ветошь и кисточку. Кисть необходимо выбирать с прочной щетиной, чтоб на покрашенной древесине не остались волоски. Ветошь и тампоны также должны быть качественными, поскольку ворсинки и нитки, оставшиеся на поверхности, создадут непривлекательный вид покраски.

Масляными морилками красят дерево кисточками с натуральной щетиной, а морилки на водной основе можно и синтетическими.

Вернуться к содержанию

Обработка поверхности перед работами

Чтоб покрашенная древесина морилкой была равномерной и красивой, перед тем как покрыть дерево морилкой необходимо подготовить поверхность. Для этого следует:

1. Снять старое покрытие, если оно присутствует, с помощью шлифовки, что не только очистит поверхность, но и выровняет ее.

2. Обезжирить древесину. Жирные пятна необходимо протереть, намоченной губкой в уайт-спирите или бензине.

3. Обессмолить хвойные породы. Смола, находящаяся в древесине, может способствовать образованию пятен и плохой впитываемости морилки. Таким образом, ее необходимо обработать специальным раствором.

При подготовке поверхности возможно вам потребуется содрать старую краску, поэтому рекомендуем ознакомиться с наиболее эффективными способами по ее удалению. Стоит заметить, что натуральные красители, которые были перечислены в статье выше, также широко применяются при производстве мульчи в домашних условиях.

Есть несколько способов приготовления раствора для обессмоливания.

1. 50 г карбоната калия необходимо смешать с 60 г кальцинированной соды и растворить в литре воды, температура которой 60 градусов.

2. 50 г каустической соды растворяется в одном литре теплой воды. Получается 5% раствор соды, которым и следует обработать поверхность.

3. В 0,75 л очищенной воды добавляется 250 г ацетона.

Готовую смесь следует обильно нанести на поверхность древесины. Через полчаса древесину нужно протереть хлопчатобумажной тканью и промыть теплой водой.

Фанера представляет собой склеенные между собой пластины натурального шпона и является на сегодняшний день одним из наиболее распространенных пиломатериалов. Эта популярность обусловлена высокой прочностью, и, в то же время, легкостью в обработке. Использование ее нашло применение в мебельном производстве, строительстве, судостроении, дизайне и прочих отраслях. Одно из важнейших свойств фанеры является ее способность к изменению формы в результате сгибания. Данный процесс только на первый взгляд кажется сложным, однако фанеру как согнуть, может освоить и не специалист.

Достоинства фанеры

Материалу не страшны высокая влажность и перепады температуры окружающего воздуха. Помимо этого, его отличают следующие особенности, говорящие о неоспоримых преимуществах над натуральным деревом в ряде случаев:

  • высокая прочность;
  • долговечность и износостойкость;
  • простота обработки и монтажа;
  • совмещается с другими стройматериалами;
  • трещины, в том числе сквозные, отсутствуют.

Основные различия пиломатериала связаны с породой дерева, из которой они изготовлены, поэтому, приобретая материал, необходимо учитывать последующую область его применения.

Классификация

Говоря о классификации такого материала, как фанера, необходимо отметить, что всего существует четыре сорта этого пиломатериала.

  1. Первый сорт - самый лучший. Однако он и самый дорогой. Его отличает минимум изъянов и деформаций.
  2. Продукт второго сорта допускает незначительное наличие таких дефектов, как трещины и сучки.
  3. Третий сорт отличает наличие многочисленных дефектов, как самой древесины, так и огрехов самого пиломатериала, таких, как вытекание клеевого слоя и наличие вставок.
  4. Пиломатериал четвертого сорта годится только на изготовление упаковочной тары. Однако он и самый дешевый, так как имеет наибольшее количество всевозможных дефектов.

Гибкость фанеры

Фанера обладает очень высоким показателем коэффициента прочности на изгиб. По этой причине гибка является одним из основных методов ее обработки. Гнутая фанера в изделиях весьма широко применяется.

Простота сгибания фанерного листа напрямую зависит от его толщины. Тонкие листы гнуть легче, толстые - сложнее. При этом материал лучше гнется вдоль волокон, нежели поперек, а угол изгиба в данном случае получается наибольшим. О том, как согнуть фанеру при производстве разнообразных изделий, рассмотрим ниже. В настоящее время известны несколько методов этого технологического процесса.

Способ при помощи нагрева или распаривания

Перед сгибанием листа его необходимо тщательно нагреть, используя пар. Для этого может подойти паровой утюг или резервуар с кипятком. При необходимости лист можно подвергнуть пропитке горячей водой. Время обработки напрямую зависит от толщины материала и температуры пара либо кипятка. Однако слишком долгое отпаривание может привести к разрушению клеевого слоя и расслаивания фанеры.

Распарив лист, он сгибается в нужной конфигурации, после чего данное положение фиксируется любым подручным материалом, например, веревкой. Лист фиксируется до полного высыхания и принимает заданную форму.

Способ посредством пропилки и надрезания

Данный метол применяется в том случае, когда толщина фанерного листа не превышает 22 мм. Он заключается в создании на поверхности материала конических пропилов глубиной не более половины от толщины листа. Их желательно делать, используя фрезерный станок, так как иной метод может привести к появлению трещин и расколов.

Сделав необходимые пропилы, сгибаем и фиксируем лист, обрабатываем поверхность клеем и накладываем лист шпона. В таком положении изделие оставляем на 24 часа.

Способ склеивания

Перед тем, как гнуть фанеру таким способом, изготавливается выкройка. Далее лист прогибается по ней, смазывается клеем и накладывается новый лист фанеры. При этом направления волокон должны чередоваться. Склеив слои, фиксируем их с помощью струбцин и оставляем приблизительно на сутки. После этого заготовка подлежит процессу шлифования. Это делается для того, чтобы удалить остатки клея и придать изделию красивый внешний вид.

Следует отметить, что после обработки изделия не следует хранить в сырых помещениях.

Бывают случаи, когда можно использовать специальную тонкую (3-4 мм) фанеру, специально предназначенную для сгибания. Она применяется при производстве таких изделий, как арки в дверных проемах.

Как согнуть листы фанеры без станка

Мало кто знает, что гибка фанеры — очень распространённая операция в столярном деле, ещё меньше мастеров знакомы с правильной техникой выполнения. Предлагаем рассмотреть особенности этого материала и его поведение при сгибании, а также основные техники и приспособления для гибки фанеры в домашних условиях.

Особенности поведения фанеры при сгибании

Шпон, из которого изготавливается фанера, есть ни что иное как набор вытянутых волокон. Они жёсткие и прочные, пространство между ними заполнено мягким связующим. Чтобы придать листам дополнительную прочность и компенсировать коробление в слоях фанеры, шпон имеет разное направление волокон в соседних слоях. За счёт этого фанера — жёсткий, плохо поддающийся сгибанию материал.

Обычно для гибки используют фанеру с чётным числом слоёв шпона, то есть не имеющую преобладающего направления волокон. В обратном случае следует рассчитать направление гибки поперёк минимального числа продольных волокон или наоборот — вдоль, если к детали предъявляется требование повышенной прочности.

Чем тоньше фанера тем проще её согнуть. Листы с тремя слоями легко гнутся поперёк волокон внешнего слоя даже в холодном состоянии

Когда волокна располагаются параллельно линии сгиба, они никак не препятствуют искривлению плоскости. Однако слои, расположенные поперёк, испытывают значительные нагрузки. Что характерно, растягиваться волокна могут достаточно сильно, необходимые для этого условия обеспечиваются их размягчением за счёт нагрева или увлажнения.

В то же время слои, расположенные на внутреннем радиусе изгиба, испытывают нагрузку на сжатие, которая не компенсируются эластичностью материала. При достаточной крутизне изгиба на внутренней его стороне могут образоваться складки. Иногда напряжение в этом месте достаточно высоко, чтобы вызывать расслоение — разрывы клеевого слоя или даже самих волокон. Такое характерное поведение можно компенсировать рядом технических приёмов, которым и посвящена эта статья.

Необходимые инструменты и оборудование

Как всегда, не получится обойтись без качественной оснастки и инструмента. Поскольку основная технология предполагает размягчение листа, его формование, а затем и высыхание в обездвиженном положении с принятием формы, то для сгибания нужен как минимум набор струбцин. В идеале их должно быть не менее дюжины, но сгибать фанеру можно и поэтапно, переставляя крепёж.

В таком случае по каждой линии поперёк изгиба заготовка фиксируется в трёх местах: в самой высшей точке радиуса и по краям. Иначе говоря, при должном усердии можно обойтись и шестью струбцинами, но учтите, что точность соблюдения размеров готовой детали может оказаться существенно ниже требуемой.

Гибка фанеры почти всегда ведётся по шаблонам. Исключение составляют листы произвольного радиуса, которые предварительно сгибают перед обшивкой каркасных конструкций. Для подступенков лестниц, стульев, кресел и прочих предметов мебели форма гнутых деталей заведомо известна с высокой точностью. Поэтому сначала требуется изготовить пространственную фигуру, к которой размягченный лист будет крепиться на время высыхания и принятия требуемой формы.

Существует достаточно много разновидностей оборудования, обеспечивающих технологичное распаривание или размачивание клея. Влажность и температуру нужно держать в допустимых пределах, иначе клей может необратимо потерять свои прочностные свойства. В домашних условиях и для разовых работ можно использовать калориферные нагреватели или плёнки для тёплого пола. Смачивание лучше выполнять не напрямую, а через гигроскопичный материал, способный накапливать и постепенно отдавать влагу, например через поролон, конопляную мешковину или войлок. Также не будут лишними все доступные приспособления для регулируемого стягивания и сжатия, такие как строповочные ремни или ручные домкраты.

Сгибание и размачивание

При сгибании фанеры действует важное правило: чем выше толщина листа и круче радиус изгиба, тем больше потребуется хлопот для размягчения. Если не брать в учёт разницу в качестве фанеры, то после размачивания можно достичь радиуса изгиба порядка 50-70 значений толщины листа. Для более крутых изгибов рекомендуется применять иные методы.

Размачивание или распаривание преследует цель размягчить волокна в шпоне и сделать клей более пластичным с тем расчётом, что после высыхания он схватится и надёжно зафиксирует новую форму детали. При этом не допустимо перенасыщение древесины водой, а также резкое увлажнение и высыхание.

Небольшие листы тонкой фанеры проще всего размягчить на паровой бане в обычной кастрюле или в соковыпарилке

Для правильного размачивания фанеру нужно выдержать в условиях относительной влажности порядка 90-100% в течение от 2 до 12 часов в зависимости от толщины. Периодически нужно проверять, нет ли расслоения шпона на торцах или вздутий по центру. Время от времени можно предпринимать попытки сгиба. Если деталь относительно легко принимает форму и при этом не слышен треск, то фанеру остаётся только основательно зафиксировать до полного высыхания.

Для длинных деталей проще подготовить короб из любого подходящего материала и после размягчить паром от парогенератора

Смачивание рекомендуется проводить, когда фанера уложена на плоское основание и обернута с каждой стороны слоем гигроскопичного материала. Если при этом заготовка не обернута герметично в пленку, следует контролировать уровень влажности и периодически повторно сбрызгивать мешковину водой. Подогрев до 50-60ºС во время смачивания помогает ускорить процесс и сделать набухание клея обратимым. Допускать перегрева фанеры категорически нельзя, поэтому следует постоянно вести контроль температуры.

Альтернатива размягчению смачиванием — распаривание фанеры. При этом лист фиксируется над ёмкостью с кипящей водой или неподалеку от неё. Недостаток способа в том, что влажность поднимается во всём помещении с сопутствующим выпадением конденсата. Преимущество способа — равномерность размягчения и низкий риск переувлажнения или перегрева.

Вакуумный стол ускоряет процесс размягчения фанеры, а так же последующей формовки по шаблону

Размягченным листом фанеры обтягивают заготовленную заранее каркасную конструкцию или шаблон, фиксируют в ключевых точках каждого изгиба. Прижим фанеры выполняется струбцинами или саморезами с шайбой последовательно от одного края к другому, при этому чем чаще устанавливается временный крепёж, и чем он жёстче, тем ниже вероятность, что после снятия с шаблона деталь изменит форму.

Методы механической обработки

В некоторых случаях нет смысла прибегать к размягчению: например, если деталь будет закреплена на достаточно жёстком каркасе, она сама со временем примет нужную форму вследствие естественных перепадов влажности. Другим частным случаем можно назвать необходимость согнуть фанеру под радиусом, меньше допустимого для определённой толщины. Здесь стоит использовать как размягчение листа, так и его механическую обработку.

Один из методов обработки перед сгибанием — нанесение на внутреннюю сторону изгиба ряда надрезов, параллельных оси сворачивания. Надрезы лучше выполнять конусной фрезой с использованием линейной направляющей. Глубина канавок должна быть не больше 3/4 толщины заготовки, при этом в итоге целыми должны остаться не менее двух слоёв шпона.

Если надрезы будут обращены внутрь детали и скрыты из виду, их число и шаг рассчитывать нет смысла. Образованные впоследствии рубцы могут быть при необходимости выровнены автомобильной шпаклёвкой и отшлифованы до гладкого состояния. При должном усердии можно рассчитать сокращение длины дуги при сгибании, используя заведомо известные угол и радиус изгиба. В этом случае число надрезов будет равно частному от деления сокращения дуги на толщину фрезы в самой широкой части захода. Нужное число надрезов нужно равномерно распределить по всему радиусу изгиба.

Перед фиксацией на шаблоне образованные на фанере надрезы заполняют качественным клеем для древесины, например Titebond 2. Выступающий клей можно сразу снять шпателем или отшлифовать после высыхания. На время застывания клея фанера жёстко фиксируется на шаблоне.

Облегчить размягчение толстой фанеры также можно перфорацией заготовки. Отверстия диаметром в 2-3 значения толщины фанеры выполняют корончатой фрезой или сверлом Форстнера в шахматном порядке с шагом около 80-100 мм между ними. Степень перфорации может быть и больше, это определяется как податливостью фанеры к сгибанию, так и требуемой итоговой прочностью детали. Естественно, такой метод изгиба подходит только для скрытых технологических элементов, не образующих финишной плоскости. При желании согнутую деталь можно обшить с одной или обеих сторон шпоном или тонкой фанерой, предварительно размягчив их.

Гибка по шаблонам

В простейшем случае роль шаблона могут выполнять отрезки твёрдой фанеры, имеющие форму профиля изгиба. Поскольку большинство деталей изгибают по одному контуру с обеих сторон, то и шаблоны изготавливают парными, а затем скрепляют между собой распорками чуть меньше ширины детали. Шаблоны также могут быть разными при необходимости согнуть деталь неправильной формы, то есть искривлённую по двум осям.

Другая разновидность шаблона — каркас из брусьев, не образующий точного контура изгиба. В этом случае поперечные брусья располагают в точках прижима, то есть на самых выступающих и вогнутых частях профиля детали. Для крепления в промежуточных точках можно добавить в каркас произвольное количество перемычек.

При изготовлении каркаса нужно учитывать тип используемых прижимных устройств. Так, на вкладышах из фанеры могут быть предусмотрены отверстия для губок струбцин, а сам каркас может комплектоваться дополнительными рёбрами жёсткости в направлении действия прижимных и растягивающих нагрузок. Если деталь имеет равномерный изгиб по всей длине, её можно зафиксировать и без каркаса, например стянуть верёвкой, тросом, цепью с винтовым фаркопом или при помощи строповочных ремней.

Изготовление композитных деталей

Согнуть детали сложной формы можно путём поочередного наклеивания слоёв распаренного шпона на заготовку требуемой формы. На практике это метод избежать возни с толстыми деталями, ибо на крутых изгибах гораздо проще иметь дело с тонкими листами из-за малых значений допустимого радиуса.

В простейшем случае основа образуется относительно толстым перфорированным листом фанеры, допустимый радиус изгиба которой заведомо ниже требуемого. Такая деталь, скорее всего, не будет обладать необходимой прочностью, поэтому впоследствии её «обшивают» ещё несколькими тонкими слоями. В каждом случае выполняется клеевое соединение по всей плоскости, листы предварительно размягчают, чтобы они не выправляли форму сердечника.

Обшивка может выполняться не только с целью придания прочности. В ряде случаев один или несколько внешних слоёв преследуют чисто декоративную функцию. Например, тонкие листы шпона могут скрыть следы крепления заготовки к шаблону, а фанера замаскирует перфорацию или надрезы. Также возможна оклейка детали пластиком, ламинированным шпоном и иными финишными материалами, плохо сохраняющими форму.

Во время ремонта нередко возникают ситуации, когда требуется согнуть фанеру в домашних условиях. Поскольку материал может треснуть в месте изгиба, требуется знание некоторых нюансов и тонкостей. Сложности связаны со структурой древесного материала и индивидуальными особенностями фанеры.

Способы сгибания

Перед тем, как начать процесс сгибания фанеры в домашних условиях, следует учитывать следующие особенности:

  1. Согнуть тонкий материал проще, но при этом для некоторых видов конструкций подходит фанера, имеющая толщину более 10 мм. Таким образом, приходится изгибать толстую слоеную фанеру;
  2. Слои шпона в процессе изготовления фанеры располагают в различных направлениях, они имеют различные углы направлений. Такая технология применяется в целях противостояния материала изгибам.

Согнуть лист фанеры своими руками можно методом увлажнения, надрезания или склеивания. Рассмотрим более подробно, что представляют собой данные технологии.

Сгибание фанеры методом пропаривания

В специальных цехах и мастерских процесс изгиба достаточно прост и не занимает много времени. Лист необходимо пропитать с помощью пара, далее специальными тисками придается нужный угол кривизны.

Чтобы фанера оказалась согнутой, необходимо придать ей гибкость, зафиксировать в нужном положении и дать высохнуть.

Процедура в домашних условиях усложняется сложность подбора необходимой емкости, в которой будет кипеть вода. В связи с чем данный способ применим, чтобы согнуть небольшие куски материала. Этот способ сгибания подходит для листов с толщиной 4 мм, 6мм и 10 мм. Для более толстых листов, толщиной 15 мм, следует провести предварительный эксперимент на небольшом фрагменте.

Чтобы согнуть фанеру своими руками дома можно воспользоваться утюгом, имеющим функцию обработки паром. Либо подержать небольшой кусок материала над емкостью с кипящей водой.

Замачивание фанеры

Можно вместо пропаривания использовать замачивание. Этот метод несколько легче, поскольку можно воспользоваться большой емкостью, например, ванной. Нужно наполнить емкость горячей водой и поместить в нее фанерный лист или фрагмент.

Время замачивания определяется толщиной фанеры. Чтобы материал не расслоился, можно провести предварительный эксперимент. Для этого небольшой кусок аналогичной толщины замачивается в емкости с такой же температурой. После чего через каждый несколько минут проверяется возможность его изгибания. Таким образом можно рассчитать оптимальное время воздействия воды на материал. Температура воды и толщина материала определяют время нахождения материала в воде. Например, для фанеры толщиной 4 мм потребуется от 2 до 4 часов замачивания в горячей воде. Лист толщиной 6 мм необходимо держать в емкости с водой немного дольше.

После взаимодействия материала с водой, необходимо согнуть лист по небольшому радиусу изгиба и зафиксировать. Для фиксирования можно использовать груз, при этом концы материала стягиваются и закрепляются с помощью опор. Можно закрепить лист с помощью заранее приготовленного шаблона, зафиксировав изделие скотчем или веревкой.

Фанера в распаренном виде легко поддается сгибанию и изменению формы, однако если необходимо согнуть лист по радиусу большого значения или полукругом, следует повторить процедуру несколько раз. Особенно это касается более толстого материала.

Тонкую фанеру толщиной 4 мм и менее можно согнуть таким способом не только полукругом, но и даже в трубу. Необходимо будет только зафиксировать ее в таком положении до полного высыхания. На фото, представленных ниже, можно увидеть, какие формы придаются фанерным листам при правильном их сгибании.

Как согнуть материал методом надрезания и склеивания

Метод надрезания используется при необходимости согнуть своими руками толстую фанеру от 15 мм и более. Необходимо сделать небольшие надрезы не более половины толщины листа с помощью фрезы в том месте, где материал будет сгибаться. Чем больше нужно согнуть фанеру по радиусу, тем больше нужно сделать пропилов.

Далее нужно зафиксировать заготовку с помощью шаблона и наклеить сверху дополнительный лист шпона. Заготовку оставляют для просушивания примерно на сутки. Склеить заготовку можно как пропилами внутрь, так и наружу.

Еще одним методом сгибания фанерного листа своими руками будет его склеивание. Для этого требуется разрезать лист на несколько частей и склеить их вместе при помощи клея. Куски следует выкладывать с помощью подготовленного шаблона. Для высыхания изделия требуется около суток. В качестве завершающего этапа все неровности нужно зашлифовать.

Можно увидеть, каким образом правильно согнуть фанеру на видео.

Некоторые нюансы работы

Чтобы деталь получилась качественной и прочной, необходимо придерживаться некоторых советов опытных мастеров:

  1. Поперечные волокна труднее поддаются изгибанию, чем продольные;
  2. Оставлять для просушивания изделия в согнутом виде рекомендуется в помещениях, имеющих низкую влажность. Она не должна превышать 10%;
  3. Если для сгибания, например тонких изделий в трубу, используется метод пропаривания или замачивания, то сгибать фанеру нужно в теплом виде.

Каждый из вышеперечисленных способов достаточно прост в применении и подходят для использования в домашних условиях. Необходимо только предоставить возможность деталям полностью высохнуть при соответствующей влажности. Качественный клей и хорошая фиксация изделий помогут в достижении качественных результатов.

Видео поможет более наглядно разобраться в методах сгибания.

Если существует необходимость сгибания большого числа деталей для создания множества сложных конструкций, есть смысл обратиться в фирму или специальный цех, который занимается изготовлением и обработкой изделий из дерева. Поскольку для работы они имеют различные установки, приспособления, горячий пресс и специальное оборудование для придания самых разнообразных форм.



Новое на сайте

>

Самое популярное