Домой Ремонт В группу элементных сметных нормативов входят. Виды сметных нормативов

В группу элементных сметных нормативов входят. Виды сметных нормативов

Сметные нормативы


Система сметных нормативов в строительстве

  1. Классификация сметных нормативов

  2. Элементные сметные нормативы

  3. Укрупненные сметные нормативы

Все нормативы, действующие в строительстве, можно разделить на три группы:


  1. Нормы проектирования – обязательны для применения. Стоимостных показателей не содержат, поэтому их не надо часто пересматривать;

  2. Экономические нормативы – носят рекомендательный характер. Например, соотношение численности управленческого персонала и рабочих при составлении штатного расписания;

  3. Сметные нормативы – для объектов, финансируемых из бюджета, - обязательны для применения, для остальных – имеют рекомендательный характер. Но, как правило, используются всеми организациями.
Применение сметных нормативов обеспечивает обоснованность определения стоимости строительства.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники.

Историческая справка:

Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необходимостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющих их подрядчиками.

В России первый опыт производственного нормирования в строительстве относится к 1811-1812гг., когда были разработаны Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, транспортных средств и материалов. Впоследствии для уточнения Урочных реестров проводились нормативные наблюдения и на основе их результатов, а также статистических данных в 1832г. был издан общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях ».

«Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869г. оно было утверждено правительством. Нормативного документа такого уровня, регулирующего организацию и экономику строительного производства, на тот момент не имела ни одна страна мира.

После Октябрьской революции в 20-х годах прошлого века было сделано несколько попыток приспособить «Урочное» положение к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник – «Свод производственных строительных норм» (1927-1930гг.). Однако вследствие громоздкости и сложности изложения, наличия множества формул и использования узкоспециальной терминологии он был малодоступным для практического применения.

В связи с этим в 1931г. были введены в действие Единые нормы выработки и расценки на строительные работы, разработанные методами технического нормирования и соответствовавшие уровню строительного производства того времени.

Сметное нормирование выделяется в самостоятельное направление в начале 30-х годов прошлого века, когда наряду с производственными нормами появились сметные справочники, а затем сборники укрупненных сметных норм (СУСН) и укрупненные показатели ресурсов (СУПР).

Коренной пересмотр сметных нормативов был проведен в 1955-1956гг. В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они расчетно-аналитическими методами путем калькулирования расхода ресурсов на основе производственных норм (ЕНиР) с использованием принципов укрупнения и усреднения.

По мере технического развития строительства накапливался опыт сметного нормирования и сметно-нормативная база пересматривалась, обновлялась и совершенствовалась: в 1965-1969гг., 1984г., 1991г.

Наиболее полно и системно нормативная база разработана в составе СНиП IV.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм м цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организаций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат.

Указанные недостатки пытались устранить при разработке СНиП 4-91; предполагалось, что принципиальной особенностью новых норм будет отказ от чрезмерной централизации и жесткой регламентации сметного нормирования. Однако распад СССР и кризисная ситуация начала 90-х годов не позволили в полной мере решить эту задачу.

В 90-е годы развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм.

Относительная стабилизация цен в строительстве, достигнутая к 1997г., позволила поставить вопрос о переходе на новую сметно-нормативную базу 2001г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях – стесненность, загазованность, вблизи с действующим оборудованием и т.д. – к сметным нормам применяются поправочные коэффициенты, приводимые в общих условиях к сметным нормативам.

Обновление действующих сметных нормативов осуществляется путем пересмотра нормативов в целом или внесения отдельных изменений (например, применения к ним коэффициентов).

Основание для пересмотра сметных нормативов являются результаты научно-исследовательских или экспериментальных работ; изучение отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации.

Требования, предъявляемые к сметным нормативам:


  1. сметные нормативы должны обеспечивать определение стоимости строительства на различных стадиях проектирования (поэтому разрабатываются элементные и укрупненные сметные нормативы);

  2. сметные нормативы должны быть технически и экономически обоснованными (учитывать последние достижения строительной техники и технологии и исключать возможность повторного учета затрат);

  3. сметные нормативы должны обеспечивать оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование природной среды;

  4. сметные нормативы должны обладать максимальной простотой и удобством в применении, давать возможность снижения трудоемкости определения стоимости строительства и сокращения объема сметной документации. Поэтому основополагающими принципами сметного нормирования являются укрупнение и усреднение норм. Например: элементная сметная норма на устройство монолитных железобетонных конструкций учитывает выполнение полного комплекса работ, включающего доставку материалов и изделий к месту укладки, установку и разборку лесов (при необходимости), установку и разборку опалубки с учетом ее оборачиваемости, установку арматуры с применением электросварки, укладку бетонной смеси с уплотнением, уход за бетоном. Нормы разработаны усредненными для определенного интервала основных параметров или конструктивных элементов. Так, нормы на устройство ленточных бетонных и железобетонных фундаментов дифференцированы только по ширине поверху: до 1000 мм и более 1000 мм.
Сметные нормативы можно классифицировать по двум признакам:

  • по уровню применения;

  • по степени укрупнения.
Классификация сметных нормативов по уровню применения:

  1. Государственные (федеральные) сметные нормативы – ГСН.
Разрабатываются по заданию государственных органов управления строительством и вводятся ими в действие. Применяются при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях за счет средств федерального бюджета. Стоимостные показатели содержат для Московской области.

  1. Отраслевые (ведомственные) сметные нормативы – ОСН.
Вводятся в действие министерствами и другими органами федерального управления России , а также крупными корпорациями и используются для определения стоимости строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли народного хозяйства.

  1. Территориальные сметные нормативы – ТСН.
Вводятся в действие органами государственного управления администраций (правительств) регионов России . Используются организациями, осуществляющими строительство или капитальный ремонт на территории субъекта РФ независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

  1. Фирменные сметные нормативы – ФСН - или собственная нормативная база пользователя.
Относятся нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах 1-3 уровней с учетом особенностей и специализации подрядных организаций.

  1. Индивидуальные сметные нормативы – ИСН.
Разрабатываются в случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусмотренным в проекте конструкциям и технологиям работ. Утверждаются заказчиком в составе сметной документации к проекту. ИСН разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Нормативы 2-5 уровней не должны дублировать и противоречить ГСН.

Классификация сметных нормативов по степени укрупнения:


  1. Элементные сметные нормативы

  2. Укрупненные сметные нормативы

Элементные сметные нормативы

Элементные сметные нормы и цены на виды ресурсов

Элементные сметные нормы и единичные расценки на виды работ

Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции

Сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства

Государственные элементные сметные нормы на строительные работы ГЭСН-2001

Шифр 2

Сборники единичных расценок на пусконаладочные работы ФЕР п, ТЕР п, ОЕР п – 2001

Шифр 4

Сборники единичных расценок на ремонтно-строительные работы ФЕР р, ТЕР р - 2001

Шифр 4

Сборники единичных расценок на монтаж оборудования ФЕР м, ТЕР м, ОЕР м – 2001

Шифр 3

Сборники единичных расценок на строительные работы ФЕР, ТЕР, ОЕР – 2001


Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы ГЭСН п -2001

Шифр 4

Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строи-тельные работы ГЭСН р -2001

Шифр 4

Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования ГЭСН м -2001

Шифр 3

Укрупненные сметные нормативы

Сметные нормативы, выраженные в процентах

Шифр 5

Укрупненные сметные нормативы и показатели на здания и виды работ

Нормативы накладных расходов МДС 81-34.2004

Укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС)


Нормативы сметной прибыли МДС 81-25.2001 с изменениями от 18.11.2004 №АП-5536/06


Укрупненные показатели стоимости на виды работ (УПБС ВР, ПВР)

Шифр 7


Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001


Укрупненные ресурсные нормы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по видам строительства

Шифр 8


Сборник сметных норм затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001


Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС): укрупненные сметные нормы на здания, сооружения, конструкции и виды работ (УСН); прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); укрупненные расценки (УР)

Шифр 9

Нормы заготовительно-складских расходов МДС 81-2.99

Государственные элементные сметные нормы

на строительные работы (ГЭСН-2001)

МДС 81-28.01. Указания по применению Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001) (в части, не противоречащей МДС 81-35.2004).

Назначение:


  • для составления смет ресурсным методом;

  • для разработки единичных расценок и укрупненных норм.
ГЭСН-2001 разработаны на строительные, санитарно-технические и специальные строительные работы в составе 49 сборников. Каждый сборник имеет свой шифр:

Земляные работы. ГЭСН 81- 02 – 01 – 2001


Год

Номер сборника

Шифр сметного норматива

Сокращенное обозначение – ГЭСН – 2001 –01.

Каждый сборник содержит техническую часть и таблицы норм, объединенных в разделы. В технической части выделены:


  1. общие указания.

  2. правила исчисления объемов работ.

  3. коэффициенты к нормам.
Таблицы ГЭСН имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель, перечень разновидностей работ и нормативные показатели расхода ресурсов.

Шифр нормы:

ХХ – ХХ – ХХХ – ХХ

В описании состава работ, учтенных нормами, приводится перечень основных операций и видов работ. мелкие и второстепенные сопутствующие операции, как правило,не упоминаются, но учитываются.

Наименования разновидностей работ и конструкций содержат основные характеризующие признаки. Параметры отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т.п.), приведенные со словом «до» следует понимать включительно, а со словом «от» - исключая указанную величину, т.е. свыше.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:


  • затраты труда рабочих-строителей, чел-час;

  • средний разряд работы;

  • затраты труда механизаторов, чел-час;

  • состав с указанием кодов и время эксплуатации строительных машин, механизмов, механизированного инструмента, маш-час;

  • перечень материалов, изделий и конструкций, используемых для производства работ, с указанием кодов, и их расход в натуральных единицах измерения.
ГЭСН – это расход ресурсов Н j .

J – вид ресурса.

Методика разработки ЭСН на виды строительных работ и конструкций:


  1. Анализ действующих норм, составление номенклатуры новых сметных норм, подбор исходных данных (проектов и чертежей, которые будут положены в основу подсчета объемов работ).
На данном этапе разрабатывается номенклатура СМР и выбираются измерители строительных процессов, охватываемых одной нормой. Например: сметная норма на погружение железобетонной сваи включает следующие процессы: разметка сваи по длине; подача сваи к месту погружения; перестановка кондукторов с пригрузом; погружение сваи с выверкой и выравниванием положения; смена наголовников и вкладышей; перемещение свайного агрегата к очередной свае. Одновременно описывается метод производства работ (забивка сваи возможна дизель-молотом или вибропогружателем).

  1. Подсчет объемов работ, учитываемых одной сметной нормой, на основе анализа рабочих чертежей.

  2. Составление калькуляции трудоемкости, времени использования машин и расхода материалов.
Нормы затрат труда определяются выборкой и увеличиваются на 3-5%, чтобы учесть мелкие работы. При определении нормы расхода материалов учитывают трудноустранимые потери и отходы.

  1. Усреднение норм, построение параграфов норм, оформление расчетов.

  2. Экспертиза, исправление и утверждение сметной нормы.

Единичные расценки на строительные работы

МДС 81-32.03 . Методические рекомендации по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации.

МДС 81-36.03. Указания по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001).

Назначение ЕР:


  • для составления смет базисно-индексным методом;

  • для разработки укрупненных сметных нормативов.
ЕР разработаны на строительные, санитарно-технические и специальные строительные работы в составе 49 сборников. Имеют тот же шифр, что и ГЭСН.

Перечень сборников на примере ТЕР для южной зоны Тюменской области:

ТЕР 81-02-01-2001. Земляные работы.

ТЕР 81-02-05-2001. Свайные работы.

ТЕР 81-02-06-2001. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные.

ТЕР 81-02-07-2001. Бетонные и железобетонные конструкции сборные.

ТЕР 81-02-08-2001. Конструкции из кирпича и блоков.

ТЕР 81-02-09-2001. Строительные металлические конструкции.

ТЕР 81-02-10-2001. Деревянные конструкции.

ТЕР 81-02-11-2001. Полы.

ТЕР 81-02-12-2001. Кровли.

ТЕР 81-02-15-2001. Отделочные работы.

Единичная расценка – это калькуляция прямых затрат на выполнение единицы работы или конструктивный элемент.

ЕР содержит:


  • прямые затраты, руб, в т.ч.:

  • оплату труда рабочих;

  • эксплуатацию машин всего и в т.ч. заработную плату механизаторов;

  • стоимость расхода материалов,изделий и конструкций;

  • затраты труда рабочих, чел-час.;

  • нормы расхода материалов, изделий, конструкций, не учтенных ЕР, в натуральном выражении.
Единичные расценки в зависимости от полноты и состава учтенных в них затрат делят на два вида:

  1. закрытые ЕР – расценки, в которых учтена стоимость всех материалов;

  2. открытые ЕР – расценки, в которых не учтена стоимость основных материалов.
При составлении сметной документации стоимость по расценкам второго вида определяется двумя строками: в первой стоимость по расценке; во второй – стоимость не учтенных материалов.

Порядок разработки ЕР

Исходная информация:


  • ГЭСН;

  • Тарифные ставки;

  • Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;

  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции.
Статьи прямых затрат в ЕР определяются умножением норм затрат ресурсов на соответствующие сметные цены, руб.:


Единичная расценка №_____

На (наименование работы)

Основание: ГЭСН (шифр)

Измеритель:


№ п/п

Обоснование принятой стоимости

Наименование работ, затрат

Ед. изм.

Норма ГЭСН

Сметная стоимость, руб.

Ед. изм.

Расчет

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1

Затраты труда рабочих

Чел-час

Тарифная ставка

Гр.5×гр.6

2

1.1

Средний разряд работ

3

2

Затраты труда машинистов

Чел-час

Тарифная ставка

4

3

Машины и механизмы

5

Код Машины по Сборнику сметных норм и цен на ЭММ

Наименование машины

Машино-час

Расценка на ЭММ

Итого

4

Материалы

6

Код материала по ТСЦМ

Наименование материалов

Нат. ед. изм.

Сметная цена

Итого

Итого прямых затрат

В том числе:


Оплата труда рабочих

Расход на эксплуатацию строительных машин

В том числе зарплата механизаторов

Материалы

Наименование материалов, не учтенных единичной расценкой

^ 3

а) Сметные нормативы, выраженные в процентах

Применение укрупненных сметных нормативов направлено на упрощение процесса составления сметной документации, сокращения его трудоемкости при сохранении требуемого уровня точности сметных расчетов.

Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений

Особенностью строительного производства является использование временных зданий и сооружений, возводимых на строительных площадках на период строительства объектов. В зависимости от способа определения стоимости временные здания и сооружения можно разделить на четыре группы:

Классификация временных зданий и сооружений

в зависимости от способа определения их стоимости


Временные здания и сооружения

Пример

Порядок определения стоимости

Титульные временные здания и сооружения, возводимые на территории строительной площадки

  1. временное приспособление вновь построенных зданий и сооружений для обслуживания работников строительства и для производственных нужд строительства, восстановление и ремонт их по окончании строительства;

  2. временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и не отапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки;

  3. временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ;

  4. временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.);

  5. электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные и т.п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы;

  6. временные гаражи;

  7. временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями;

  8. специальные и архитектурно-оформленные заборы и ограждения в городах;

  9. устройство и содержание временных железных, автомобильных землевозных дорог и поездов, проходящих по стройплощадке или трассе;

  10. устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом; сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке и др.

Определяются в процентах от сметной стоимости СМР по итогу глав 1-7 сводного сметного расчета по нормам:

ГСН 81-05-01-2001. Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений;

ГСНр 81-05-01-2001. Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ. Применяются для объектов жилищно-коммунального назначения.

Сметные нормы, приведенные в ГСН 81-05-01-2001, разработаны для условий нового строительства. При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений к нормам применяется коэффициент 0,8. При строительстве в районах со сложными климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) затраты на временные здания и сооружения следует определять по расчету на основании данных ПОС или в соответствии с договором подряда по ГСН 81-05-01-2001.

По решению заказчика сметная стоимость строительства титульных временных зданий и сооружений может быть определена путем составления сметных расчетов (смет) на основании ПОС.

Затраты на приобретение оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря для титульных зданий и сооружений также рассчитываются на основе ПОС.


Временные здания и сооружения, возводимые за пределами территории строительной площадки

  1. временные здания, необходимых для размещения и обслуживания военно-строительных частей и других категорий строителей;

  2. временные подъездные дороги;

  3. временные коммуникации для обеспечения стройки электроэнергией, водой, теплом и т. п. от источника подключения до распределительных устройств на строительной площадке;

  4. временные дороги вдоль трассы (притрассовой дороги) при строительстве магистральных линейных сооружений и т. д.

Определяются расчетам на основании ПОС

Устройства временного характера, необходимые для выполнения отдельных видов работ на объектах

  1. рельсовые пути под грузоподъемные краны (подкрановых путей) с устройством основания под них;

  2. основания для обеспечения устойчивой работы сваебойного оборудования при забивке свай, а также оборудования для производства работ методом «стена в грунте», конвейерных линий для монтажа стальных конструкций крупными блоками;

  3. временные ограждающие конструкции, отделяющие действующие помещения от вновь строящихся, пристраиваемых или ремонтируемых, а также ограждающие конструкции, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию отдельной части зданий;

  4. возведение сетей и сооружений, необходимость которых вызвана вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;

  5. временные дороги внутри строящихся зданий для монтажа каркаса;

  6. причалы для производства берегоукрепительных работ;

  7. кружала;

  8. промежуточные опоры;
9. конструкции для защиты зданий и сооружений от повреждений при производстве буровзрывных работ и др.

Определяются непосредственно в объектных сметах в соответствии с ПОС

Нетитульные временные здания и сооружения

  1. приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;

  2. складские помещения и навесы при объекте строительств;

  3. душевые, кубовые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих;

  4. настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

  5. сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

  6. леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (относимые по времени использования к МБП), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ;

  7. временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметра зданий или осей линейных сооружений);

  8. расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий, вместо строительства указанных выше (нетитульных) временных зданий и сооружений.

Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению предусматриваются в составе Hopм накладных расходов на строительные и монтажные работы

Порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения устанавливается в договоре подряда на весь срок строительства. Расчеты могут проводиться по сметным нормам в процентах от стоимости выполненных работ или за фактически построенные временные здания и сооружения.

Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и по согласованию сторон сдаются в аренду подрядчику (кроме временных автомобильных дорог и архитектурно оформленных заборов). Арендная плата взимается в размере амортизационных отчислений.

Затраты на разборку временных зданий и сооружений оплачиваются подрядной организации при их ликвидации. При этом определяются возвратные суммы, если получаемые при разборке материалы иизделия могут быть реализованы.

Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика, и реализуются подрядчику при его согласии. При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит, возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется в акте, подписанном заказчиком и подрядчиком.

Сметные нормы дополнительных затрат при производстве

Строительно-монтажных работ в зимнее время

Указанные затраты обусловлены необходимостью производства работ при отрицательных температурах, что вызывает:


  1. снижение производительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудшения видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабочего места, подмостей, лесов от снега и льда и др.);

  2. снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материалов, прогрев механизмов и т. п.);

  3. необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых фунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических добавок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, предварительный прогрев материалов иизделий и др.); необходимости устройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грунта, временных водопроводных сетей ибаков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).
Зимние удорожания определяются по нормативам ГСН 81-05-02-2001.Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.

Нормы зимних удорожаний

По видам строительства (раздел I)

На конструкции, виды работ (раздел II)

Установлены в % от сметной стоимости СМР.

Установлены в % от сметной стоимости конкретных СМР.

Это среднегодовые нормы. Предназначены для круглогодичных расчетов между заказчиком и подрядчиком.

Это среднезимние нормы. Предназначены для расчетов между заказчиком и подрядчиком (генподрядными и субподрядными организациями) за работы действительно выполненные в зимний период.

Нормативы дифференцированы по восьми температурным зонам (деление территории страны дано в приложении к сборнику). Центральные европейские районы относятся преимущественно к III зоне южные - к I-II; восточные- к IV-V и северные- к VI-VIII зонам.

Нормами не учтены затраты:

  • на очистку от снега находящихся в ведении строительства подъездных безрельсовых дорог от магистральной к строительным площадкам, а также на первоначальную очистку от снега площади застройки объектов строительства (с учетом организации рабочей зоны), начинаемых в зимний период; эти затраты определяются самостоятельными сметными расчетами и включаются в сводный сметный расчет (гр. 4, 8);

  • на снегоборьбу (ликвидацию снежных заносов) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в сельских местностях, расположенных в IV-VI температурных зонах.
В местностях, подверженных воздействию ветров, скоростью более 10 м/с, к сумме зимних удорожаний, начисленных по нормам, могут осуществляться доплаты в соответствии с установленными коэффици­ентами в зависимости от количества ветреных дней в зимний период:

  • свыше 10%-до 30% - 1,05; свыше 30% - 1,8.
Основанием для оплаты дополнительных затрат, связанных с воздействием ветров, являются данные Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы.

б) Укрупненные сметные нормативы и показатели на здания и сооружения

Предназначены для определения стоимости строительства при разработке обоснований инвестиций, на стадии «Проект», а также при проведении подрядных торгов.


Вид УСН

Единица измерения

Содержит:

Территориальные укрупненные расценки на конструкции и виды работ

Разработаны на укрупненные измерители: земляные работы, фундаменты, кровля – на 100 м 2 площади застройки; стены, перегородки, полы, заполнение проемов – на 100 м 2 ; водопровод, канализация – на 1 квартиру и т.д.

Принятые измерители удобны для определения объемов работ при отсутствии рабочих чертежей и спецификаций: необходимы лишь общие габариты и основные технические характеристики зданий.


прямые затраты. Накладные расходы и сметная прибыль определяются по укрупненным нормативам в обычном порядке при составлении сметной документации.
^

Прейскуранты на здания и сооружения


Прейскурантные цены учитывают полный комплекс работ.

прямые затраты, накладные расходы, сметную прибыль, затраты на возведение временных титульных сооружений, зимние удорожания, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам. Справочник инженера-сметчика и оценщика объектов недвижимости «Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-

Показатели стоимости разработаны на укрупненные измерители зданий и сооружений: 1 м3 строительного объема, 1 м2 площади, 1 км длины инженерных сетей, 1 т оборудования и т.п.

Стоимость строительно-мон-тажных работ, оборудования, мебели, прочих работ и затрат для Московской области. Справочник имеет таблицу коэффициентов для привязки стоимости к природно-клима-тическим условиям строитель-

аналогам» УПБС-2001.

Содержит более 400 объектов-аналогов.


ства (сейсмичность) и территориальным различиям в ценах на ресурсы.

Для учета отклонений в проектных решениях отдельных конструктивных элементов здания и видов работ (конструкция кровли, полов, характер отделочных работ и др.) можно провести корректировку показателей, используя для этого удельные веса стоимости конструктивных элементов, приведенные в справочнике.

Каталог укрупненных расценок на конструкции и виды работ

жилищно-гражданского строительства в Санкт-Петербурге (выборочно)


№ расценок (коды неучтенных материалов)

Наименование и характеристика строительных работ и конструкций

Ед. изм.

Прямые затраты, руб.

В том числе, руб.

Затраты труда рабочих-строителей, чел-час

Оплата труда рабочих

Эксплуатация машин

Материалы

всего

В т.ч. оплата труда

Расход неучтенных материалов

Наименование и характеристика неучтенных расценками материалов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

^ Табл. УР 3-01-001 Свайные фундаменты: устройство фундаментов погружением железобетонных свай копровой установкой на базе экскаватора

100 м 2 застройки


3-01-001-1

Свайные фундаменты: устройство фундаментов погружением железобетонных свай копровой установкой на базе экскаватора

100 м 2

153146

5671

35592

2762

111883

505,03

^ Табл. УР 33-01-003 Водопровод и канализация с централизованным горячим водоснабжением в домах с устройством санузлов из отдельных элементов

1 квартира


33-01-003-1

Водопровод и канализация с централизованным горячим водоснабжением в домах с устройством санузлов из отдельных элементов

1 квартира

14830

1423

9

2

13398

131,41

^ Свайные фундаменты: устройство фундаментов погружением железобетонных свай копровой установкой на базе экскаватора

Измеритель : 100 м 2 площади застройки

^ Состав работ : Полный комплекс работ по устройству свайных фундаментов: погружение свай длиной 16 м копром на базе экскаватора, усиление основания сборными дорожными плитами 3-кратной оборачиваемости под экскаватор, устройство монолитного железобетонного ростверка, пояса и горизонтальной гидроизоляции жидким стеклом, установка блоков стен подвала.

Прейскурант на наружные сети водопровода и канализации П2-2001 СПб (выборка)


Шифр прейскуранта

Наименование и характеристика строительных работ и конструкций (оборудования)

Ед. изм.

Прейску-рантная

стоимость, руб


Прямые затраты, руб.

В том числе, руб

Затраты труда рабочих, чел-час

Оплата труда рабочих

Эксплуатация машин

Мате-риалы

всего

В т.ч. оплата труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-01-001-6

Прокладка уличных и внутриквартальных водопроводных сетей из труб диаметром 300 мм стальных

1 км

1341063

1041990

78701

149546

26533

813743

6817,45

1-01-002-5

То же, из чугунных труб

1 км

1383840

1142324

60994

71063

16959

1010267

5623,02

1-01-003-3

То же, полиэтиленовых

1 км

Установка в тротуарах водопроводных колодцев из сборного железобетона диаметром 1500 мм, глубиной

1-02-001-1

- 2,3 м

1 колодец

10550

8144

638

1149

214

6357

55,92

1-02-001-2

- 2,7 м

1 колодец

11226

5810

699

1375

279

6436

61,28
^

Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам


Объект-аналог – кирпичный 9-этажный жилой дом. Конструктивное решение здания: фундаменты – монолитная железобетонная плита, несущие внутренние перегородки – ж/б, наружные стены – кирпичные, кровля – мягкая рулонная.

Технико-экономические показатели проекта жилого дома


№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм

Показатели здания

1

Количество квартир, общее, в том числе:

шт.

51

- 1-комнатных

шт.

26

- 2-комнатных

шт.

14

- 3-комнатных

шт.

9

-4-комнатных и более

шт.

2

2

Строительный объем, общий

м 3

15903

3

Общая площадь квартир

м 2

3097,5

4

Площадь квартир

м 2

3010,6

Стоимость строительства на 01.01.2000г. без учета НДС

5

Сметная стоимость, общая, в том числе:

руб.

18 082 482

- строительно-монтажные работы

руб.

17 450 419

- оборудование

руб.

632 062

6

Стоимость строительства 1 м 2 общей площади квартир

руб.

5 838

7

Стоимость строительства 1 м 2 площади квартир

руб.

6 006

8

Стоимость строительства 1 м 3 здания (строительного объема здания)

руб.

1 137

Показатели сметной стоимости по видам работ

На расчетные единицы измерения здания


Конструкции и виды работ

Сметная стоимость, руб

Удельный вес стоимости конструкций и видов работ в общей стоимости здания, %

всего

На 1 м 2 общей площади

На 1 м 2 площади квартир

На 1 м 3 здания

Земляные работы

224 223

72

74

14

1,24

Фундаменты и стены подземной части

1 193 444

385

396

75

6,60

Общестроительные работы подземной части

439 404

142

146

28

2,43

Стены наружные

3 762 964

1 215

1 250

237

20,81

Стены внутренние

2 598 453

839

863

163

14,37

Перекрытие

2 350 723

759

781

148

13,00

Кровля

678 093

219

225

43

3,75

Перегородки

273 045

88

91

17

1,51

Лестницы и площадки

128 386

41

43

8

0,71

Полы

265 812

86

88

17

1,47

Окна

585 872

189

195

37

3,24

Двери

99 454

32

33

6

0,55

Витражи

1 016 235

328

338

64

5,62

Внутренняя отделка мест общего пользования

725 108

234

241

46

4,01

Наружная отделка

74 138

24

25

5

0,41

Разные работы

1 350 761

436

449

85

7,47

Водопровод хозяйственно-питьевой, противопожарный, горячее водоснабжение

347 184

112

115

22

1,92

Канализация и внутренние водостоки

81 371

26

27

5

0,45

Отопление

327 293

106

109

21

1,81

Вентиляция и кондиционирование воздуха

236 881

76

79

15

1,31

Внутреннее электроосвещение

443 021

143

147

28

2,45

Электросиловые установки

95837

31

32

6

0,53

Слаботочные устройства

104 878

34

35

7

0,58

КИП и автоматика

480 994

155

160

30

2,66

Технологическое оборудование и трубопроводы

3 616

1

1

0

0,02

Подъемно-транспортное оборудование

195 291

63

65

12

1,08

Итого

18 082 482

5 838

6 006

1 137

100

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 05-01-2004 1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Актуально в 2017 году

2.2. Виды сметных нормативов

2.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

государственные сметные нормативы - ГСН-81;

производственно-отраслевые сметные нормативы - ПОСН-81;

территориальные сметные нормативы - ТСН-81;

фирменные сметные нормативы - ФСН-81;

индивидуальные сметные нормативы - ИСН.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 "Документы по экономике" системы нормативных документов в строительстве. Они принимаются и вводятся в действие Госстроем России в установленном им порядке. Государственные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности, при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации с привлечением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

К производственно-отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами Российской Федерации и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. Производственно-отраслевые сметные нормативы утверждаются соответствующим министерством (ведомством) по согласованию с Госстроем России.

Производственно - отраслевые сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы носят рекомендательный характер и становятся обязательными только после их утверждения или введения в действие соответствующим министерством (ведомством). Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Территориальные строительные нормы утверждаются администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и вводятся в действие после регистрации их Госстроем России.

Территориальные сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ. Территориальные сметные нормативы не должны противоречить государственным сметным нормативам.

Применение иных нормативов на территории субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением отдельных случаев, регламентированных соответствующими решениями Правительства Российской Федерации (при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и т.д.)

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, производственно-отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

Применение фирменных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, допускается после их согласования с Госстроем России.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). При этом, в случае финансирования строительства с привлечением средств федерального бюджета, заказчик (инвестор) несет ответственность за экономное расходование средств.

Применение индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, допускается также по согласованию с Госстроем России.

Индивидуальные сметные нормы и расценки, разработанные в дополнение к действующим сборникам сметных норм и расценок, направляются на регистрацию в Госстрой России.

В тех случаях, когда индивидуальные сметные нормы могут носить массовый характер, они разрабатываются, утверждаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным Госстроем России.

Индивидуальные сметные нормы и расценки должны учитывать конкретные условия производства работ со всеми усложняющими факторами. При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении 10, не допускается.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, и фирменные и (индивидуальные) сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Основные понятия, применяемые в системе, приведены в терминологическом словаре (прил. 1).

2.2.2. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

нормативы накладных расходов;

Нормативы сметной прибыли;

сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)

укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),

укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР),

сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР),

Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,

сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ),

сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

показатели по объектам аналогам;

и другие нормативы.

Перечень действующих нормативно-методических документов Госстроя (Минстроя) России с их полным названием, на основании которых определяется сметная стоимость строительства периодически обновляется Госстроем России.

2.2.3. Применение и разработка элементных сметных норм и расценок

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.

2.2.3.2. Государственные элементные сметные нормы являются составной частью межотраслевой системы документов в строительстве. Порядок разработки, утверждения и применения сборников ГЭСН регламентируется соответствующими методическими документами, вводимыми в действие Госстроем России. Номенклатура элементных сметных нормативов приведена в приложении 11.

В состав государственных элементных сметных норм входят:

Сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСНс);

сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);

сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования, министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).

2.2.3.3 Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ в уникальных зданиях и сооружениях, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для уникальных зданий и сооружений таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Вносить изменения в утвержденные государственные элементные сметные нормы допускается в порядке установленном в разделе 2.2.5 настоящей Инструкции.

2.2.3.4. Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

2.2.3.5. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих (строителей, монтажников) в чел.-ч;

средний разряд работы (звена рабочих);

затраты труда машинистов чел.-ч;

состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;

перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

2.2.3.6. В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:

сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

затраты труда в целом на звено, в чел.-ч;

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

Затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

Применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

2.2.3.7. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

2.2.3.8. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

2.2.3.9. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района, утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они используются во всех отраслях народного хозяйства.

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации. Сборники территориальные единичных расценок признаются введенными в действие с момента их регистрации в Госстрое России и включения в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) представляются на согласование в Госстрой России.

Согласованные Госстроем России сборники утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры) и затем включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Сборники ОЕР, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами по решению Госстроя России могут быть переведены в разряд федеральных сметных нормативов.

После утверждения и регистрации Госстроем России государственные федеральные, территориальные и производственно-отраслевые сметные нормативы издаются и распространяются.

Сборники Государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок являются собственностью Госстроя России.

Госстрой России имеет исключительное право на издание государственных сметных нормативов (ГЭСН и ФЕР).

Производственно-отраслевые и территориальные сметные нормативы издаются и распространяются в порядке установленном соответственно министерствами (ведомствами) и администрациями субъектов Российской Федерации.

Право издания и переиздания сметных нормативов принадлежит органу, который ввел их в действие.

2.2.3.10. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются "единичные расценки" или "расценки") служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции;

сметные цены на оборудование и инвентарь.

2.2.3.11. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, допускается разработка индивидуальных норм и расценок в соответствии с формами и порядком, установленным Госстроем России.

Решение о необходимости разработки индивидуальных норм и расценок принимает заказчик совместно с проектной организацией.

Утвержденные заказчиком (инвестором) индивидуальные нормы и расценки включаются в состав выпускаемой проектно-сметной документации

2.2.3.12. Условия применения расценок, включенных в сборники, приводятся в Общих положениях по применению сметных норм и расценок на строительные работы.

2.2.3.13. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000 г.;

стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

2.2.3.14. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

2.2.3.15. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом "П". При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов в соответствии с правилами, устанавливаемые Госстроем России

2.2.4. Порядок пересмотра и изменения сметных нормативов

2.2.4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) сметных нормативов и органы, которые ввели в действие соответствующие сметные нормативы, должны систематически проверять действующие нормативы для определения их научно-технического уровня и подготавливать предложения по их обновлению.

2.2.4.2. Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением требований сметных нормативов.

2.2.4.3. Каждому изменению, вносимому в соответствующий сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер.

Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак: "Выпуск (далее проставляется порядковый номер)".

Регистрация и нумерация изменений и дополнений осуществляются в том же порядке, что и при первоначальном введении в действие сборников сметных нормативов.

2.2.4.4. При переиздании сметного норматива должны быть учтены все утвержденные к нему изменения. К обозначению (шифру) переизданного с изменениями документа добавляется звездочка. Звездочкой также должны обозначаться измененные пункты в соответствующем сборнике.

    Отраслевые сметные нормативы (ОСН)

    Территориальные сметные нормативы (ТСН)

    Фирменные сметные нормативы (ФСН)

    Индивидуальные сметные нормативы – когда в действующих сборниках отсутствуют нормативы для принятой в проекте технологии работ.

Еще сметные нормативы делятся на:

Элементные

Укрупненные (они выражаются либо в % либо в денежном выражении на определенный объем работ)

Укрупненные сметные нормативы – нормативы накладных расходов; нормативы сметной прибыли; нормы затрат при производстве работ в зимнее время; нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений; индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательных работ; укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС); укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС); прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции; сметные нормы затрат на оборудование, инвентарь, общественных зданий, производственных зданий; показатели по объектам аналогам.

Сборники государственных элементных сметных норм (гсн)

Правила коэффициентов к сметным нормам и правила исчисления объемов работ действуют только к тем расценкам, в сборниках которых они приведены.

Таблица ГСН содержат следующие нормативные показатели:

    Затраты труда рабочих (строители, монтажники), чел-час

    Средний разряд работы

    Затраты труда машиниста, чел-час

    Состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений…, маш-час

    Перечень материалов, изделий и конструкций используемых в процессе производства работ и их расход в физических единицах измерения

Федеральные единичные расценки

Федеральные единичные расценки содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории РФ и разработаны они в базисном уровне цен для первого территориального района. Содержит в себе:

Затраты на оплату труда

Стоимость эксплуатации машины, в том числе оплата труда рабочих обслуживающих машины

Стоимость материалов, конструкций и изделий

Сметная стоимость – сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства, в соответствии с проектными материалами. Она является основой для определения размера капитальных вложений, финансирование строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные работы и возмещение других затрат предусмотренных сводным сметным расчетом.

Лекция 4 - 20.03.12

Виды сметной документации

Локальная смета – документ составляется на отдельные виды работ и затрат п о зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам, на основе объемов, определившихся при разработке рабочеё документации.

Локальные сметы составляются:

    По здания и сооружениям. Строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, монтаж и приобретение оборудования, слаботочные устройства, приобретение мебели, инвентаря и т.п.

    По общеплощадочным работам: вертикальная планировка, устройство инженерных сетей, путей, дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы, при проектировке сложных зданий и сооружений, осуществляемых несколькими проектными организациями, допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных смет, стоимость работ в локальной смете может приводиться в двух уровнях цен:

Базисный уровень (2001)

Текущий уровень

Стоимость, определяемая локальной сметой включает в себя прямые затраты (материальные, трудовые, з/п рабочих и машин, технические), накладные расходы, сметная прибыль.

В составе прямых затрат отдельными строками может учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии отпускаемой энергосистемами России. В тех случаях, когда в соответствии с проектными решениями выполняется разборка конструкции или снос здания или сооружения, и конструкции и материалы пригодны для дальнейшего использования, то за итогом локальной сметы приводятся возвратные суммы, учитывающие затраты на разборку-снос и стоимость реализации этих материалов.

Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, лес, песок…) учитывают в сложившемся регионе ценам. При выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией, отдельные материалы используются несколько раз (опалубка, крепления) в том случае, когда невозможно достичь нормативного числа оборота нормы корректируются и ПОС приводится обоснование.

Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальную смету, при использовании оборудования, числящегося на балансе, но пригодного в дальнейшей эксплуатации, предусматривает средства только демонтаж и повторный монтаж, а за итогом сметы показывают его балансную стоимость.

Нумерация локальной сметы производится: первые 2 цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета. Номер строки в главе – следующие две цифры, следующие 2 цифры – порядковый номер локальной сметы.

Результаты вычислений и итоговые данные в локальной смете, округляют доцелых рублей !

Локально-сметный расчет : тоже, что и в локальной, но локальная смета должна быть закрыта и подписана (изменения вносить нельзя), а в локально-сметном расчете можно вносить дополнительные строчки, в связи с уточнением.

Объектная смета

Объединяет в своем составе на объект данные из локальных смет. На основе объектной сметы может формироваться договорная цена. Составляют ее в текущем уровне цен, соответствующей разбивной раздел «строительные работы», «монтажные работы», оборудование, мебель и инвентарь и прочие затраты. В объектную смету включают средства на покрытие лимитированных затрат: удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений, стоимость непредвиденных затрат по согласованию с заказчиком. Если стоимость определяется по 1 локальной смете, то объектная не составляется.

В итоге приводят показатели единичной стоимости на 1 м 3 объема, м 2 площади здания, м протяженности сетей и т.п.

Номера объектной сметы составляют из первых четырёх цифр. Нормер по порядку не ставится. Итоговые цифры – в тысячах рублях, с округлением до 2 знака после запятой.

Объектно-сметный расчет .

Все тоже самое, что и в локальной смете + 2 пункт.

Сводный сметный расчет

Если строят объект жилищного гражданского назначения, то сводно-сметный расчет состоит из 9 глав, а если производственный расчет – 12 глав.



Новое на сайте

>

Самое популярное