Домой Участок Приспособление для заточки полукруглых стамесок своими руками. Заточка стамесок для резьбы по дереву: самодельное приспособление и правила точения столярного инструмента

Приспособление для заточки полукруглых стамесок своими руками. Заточка стамесок для резьбы по дереву: самодельное приспособление и правила точения столярного инструмента

Мне нравится

19

Введение

Как Вы может, помните, я в прошлый раз, затронул тему возникновения и развития мебели в древнем мире, как предмета быта и интерьера. Мы с Вами окунулись в древность, прошли этапы развития мебели, от Древнего Египта до великой Римской империи. Я хочу продолжить данный экскурс по истории и пути развития человеческой цивилизации. Продолжим наше путешествие по векам истории.

Эпоха Византийской империи.

Следующим этапом развития мебели, и способов ее изготовления, стала эпоха Византийской империи. В IV веке христианство в Древнем Риме, приобрело статус государственной религии. Империя, ослабевшая из-за классовой борьбы и внутренних противоречий, постоянных набегов варваров, распалась на две части. Рим и западная часть империи, пали под натиском варваров. Восточная же часть Римской империи, отделившаяся в 395 году, образовалась Византийская (греческая) империя. В неё входили Египет и Сирия, Передняя Азия и регион Балканы. Столицей государства стал г. «Византий» (был столицей Римской империи с 330 года) - первое название Константинополя, переименованный так в честь христианского императора Константина. Византийское государство, соседи зачастую называли греческим ввиду того, что там преобладал греческий язык. Однако люди, жившие в этом государстве, называли сами себя римлянами. Византийская империя , полностью переняла систему управления и критерии римской цивилизации. Изначально, архитектура и декоративные мотивы были верны римским традициям. Византийская мебель, формами и декоративными мотивами не отличался от позднеримской мебели. Однако позднее, с течением времени, начал вбирать в себя восточные вкусы и нравы, стремясь все более к роскоши и помпезности. В итоге, красота форм и изящество отошли на второй план, первое место заняли применяемые материалы и их стоимость, из которых была изготовлена мебель. Мебель все менее напоминала Римскую, все чаще и больше использовались вычурные украшения, она стала массивной и грубой. В сравнении с греко-римской мебелью, огромное увлечение роскошью, перенасыщение украшениями предметов обстановки, уничтожило изящество мебели. Что привело к значительному упрощению форм. Кровати и столы, сундуки, стулья и кресла, даже для императоров и царей, обладали примитивной формой, это отражено в различных миниатюрах того времени.

При изготовлении мебели, особенно для церкви, делался упор на ценные, дорогостоящие материалы – драгоценные металлы, слоновую кость, инкрустации из смальты, драгоценные камни, цветную эмаль. Делалась также мебель полностью из металла или с отделкой металлом или мрамора. В то же время, в домах обычных ремесленников и крестьян была в употреблении простая мебель. Табуреты и стулья имели обычные формы. Оставались, популярны складные стулья. Их элементы выполнялись в виде животных, широко применялись резьба по дереву с различными мотивами и орнаментами. При хранении вещей использовались сундуки, не отличавшиеся изяществом.

Мебель в основном была представлена изделиями: сундуки (их крышка использовалась для сидения), кровати, табуреты и складные стулья. Кстати, на кровати спала обычно только женщина, хозяйка дома, мужчинам же для этих целей отводились ниши в стенах дома. Использовали византийцы и мягкую мебель, низкие диваны и тахты - позаимствованные у персов и других восточных народов. Так же, как дань востоку в обстановке византийских жилищ - большую роль играли ткани, особенно шёлк. Из щёлка и узорных тканей делали подушки для стульев и кресел, а также скатерти, занавесы, покрывала. В орнаментике на мебели, самыми распространенными были религиозные христианские мотивы: монограмма Христа, голуби, оливковая ветвь, павлины, виноградная гроздь, бараны и т.п. Позже стали использоваться греческие орнаменты, «звериные» мотивы.

Упор, сделанный на чрезмерное увлечение роскошью и использование ценных материалов, способствовал, практически полному уничтожению предметов быта и обстановки византийского жилища. Применение дорогостоящих материалов сыграл важную роль, при захвате г. Константинополь орденами крестоносцев, и его падении в августе 1453 г. К сожалению, до наших дней практически не дошли предметы быта и обстановки византийского жилища, сохранились только отдельные образцы церковной мебели и изображения мебели на миниатюрах.

Византийский стил ь не внёс ничего нового в развитие мебельных форм. Но все же благодаря своей христианской направленности и использованию орнаментики с христианскими мотивами, он оказал значительное влияние на возникновение и развитие стилей средневековой Европы. В первую очередь, это романский стиль. Византийский стиль, интересуют нас как предшественник форм мебели христианского средневековья.

Итак, сделаем следующий шаг по этапам истории, и перейдем к рассмотрению развития мебели, как части быта в средневековой Европе.

«Романский стиль»

На обломках древнеримской империи, христианская церковь, приступила к просвещению европейского региона, к обращению населения в свою веру. Монахи и священники, устремились в самые отдалённые и глухие уголки Европы, а образовывающиеся по следам их деятельности монастыри и церкви, становились новыми культурными центрами. Из византийской мебели до нашего времени дошли только образцы церковной мебели. Мебель остальной Европы была ещё очень проста, груба и примитивна. В период около 800 года в архитектуре и искусстве, образуется «Романский стиль». Он получает наибольшее распространение, только в самом начале II тысячелетия. В это время, по цитатам одного из мыслителей того времени – « Европа покончила с древностью и оделась в белые платья церквей». Римская империи погибла в вихре великого переселения народов. Европа оказалась огромной территорией, заселенная кочевниками и племенами варваров. Торговля и ремесло угасли, остался только примитивный товарообмен. Рабство, как таковое исчезло в феодальном обществе, однако закрепощенность и жесточайшая эксплуатация крестьян были на максимуме. Рыцари и феодалы жили в крепостях. Церковь, её иерархия, полностью соответствовала мирской власти. Наука и искусство, стремления и духовная жизнь человека, любая его творческая деятельность были осуществимы только под ее контролем и указке церкви. «Романский стиль» просуществовал почти 400 лет на Европейском континенте. Своё название он приобрёл в начале XIX веке, в связи с применением в нем элементов римской мебели, но это название обманчиво. Искусство этого периода черпало подпитку из нескольких источников: из византийских и самых ранних христианских форм, из античных и восточных элементов, из искусства народов населявших Европу. В конечном итоге, в результате этих факторов в X веке на европейском континенте, в его различных частях, в независимости друг от друга, появился первый интернациональный стиль, иногда отличавшийся большим своеобразием в различных регионах.

Основополагающей функцией архитектуры этого периода была оборона, от чего-то бы ни было. Вследствие этого, для архитектуры характерны – статичность и закрытые, тяжёлые формы. В этом периоде стремление к удобству и роскоши очень невелико. Поэтому мебельное ремесло, не востребовано и весьма примитивно. Разновидностей мебели было немного. Различные предметы домашнего обихода и изготавливаются в рамках натурального хозяйства, в основном на крестьянских подворьях. Наиболее часто использовавшейся, практичной и универсальной мебелью этого стиля был сундук. Он заменял собой многие предметы - стол и скамью, использовался в качестве кровати, конечно, он также применялся по прямому своему назначению, для хранения вещей. Пропорции и формы сундуков черпают своё начало в античном саркофаге, становясь постепенно все более разнообразной. Первоначально, в церквях и храмах появляются сундуки с ножками и дверцами, они являющиеся своего рода предтечами современных шкафов (сундук, который поставили вертикально, явился прообразом шкафа).


В романский период (X-XII века) появились новые виды мебели: кресла с высокой спинкой, похожие на курульные кресла римской эпохи и трехногие табуреты. Сами стулья, их спинки, были достаточно высокими, это указывала на знатность происхождения восседавшего. Зачастую они покрывались краской и обтягивались холстом, после чего наносился гипс, и далее вся конструкция расписывалась красками. Стулья и кресла, а так же скамьи - собирали из круглых, точеных брусков.

Прямоугольные столы делали из двух боковых щитов, вместо ножек, соединенных брусом, которые затем заклинивали клиньями из дерева. Зачастую столы были разборными, и собирались в нужный момент времени. В простых домах, столом была простая, широкая доска, поставленная на два козла. В этот период все большее значение приобретает факторы комфорта и уюта кровати. Их формы, воспроизведенные на основе византийских образцов, по конструкции напоминают рамы на ножках и окруженные решеткой. Далее, начиная с XII века, во всех богатых домах в качестве дополнения стали применять балдахины, которые в то время выполняли функцию защиты от холода. Балдахин крепился на каркас кровати или к потолочной балке. Для украшения мебели используют многочисленные резные или цветные расписные растительные орнаменты и мотивы. При декорировании мебели зачастую применялись полосы железа, ряды гвоздей или металлические накладки. Материалом при изготовлении мебели были ель, дуб и кедр. Производством мебели в основном занимались плотники и кузнецы. Романский стиль просуществовал почти 400 лет в Европе, он важен, как этап развития цивилизации и представляет интерес для историков.

«Готический стиль»

В процессе хотя и медленного, но непрерывного развития общественных отношений и искусства в средневековье, сложился новый стиль, очень точно отобразивший произошедши перемены в обществе. Новый стиль возник во Франции, на севере этого государства, и просуществовал более 3х веков, начиная с XIII века. Вошел он в историю, как «Готический стиль». Насмешливое прозвище "готика" придумали итальянские гуманисты, в эпоху Возрождения. Термин "готика"- обозначал, всё не относящееся к классическим, античным образцам. Имеющий уродливый вид, связанный с «варварством» (готы - "варварское" германское племя). Одновременно с Францией этот стиль появилась в Бельгии и Швейцарии, немного позже, этот стиль развился и в Германии. Данный стиль, существовал в Европе в XIII - XIV вв., и стал наивысшим синтезом художественных образов средневековья. Главным видом искусства в «готике» - являлась архитектура, с ее достижениями в строительстве кафедральных соборов. В готический период , благодаря повторному изобретению в Европе двуручной пилы, появилась возможность получать тонкие доски, и применять их для изготовления более легкой и прочной мебели. Вследствие этого, изменился конструктив мебели. При изготовлении стали сначала делать каркас, в который после вставлялись филенки - деревянные детали, покрытые искусной резьбой, росписью и позолотой. И все-таки, мебель периода готики была достаточно тяжелой и неуклюжей. Как правило, её располагали вдоль стен. Готическая мебель имеет «напряженную» вытянутую вверх форму. Нередко эта мебель, визуально, делится на несколько частей. Спинка стула напоминает стрельчатые башни готического собора.

Мебель украшали различными элементы церковной архитектуры. Позже, при изготовлении деревянных изделий, начинают применять причудливый и вычурный геометрически точный орнамент. Мебель украшают ажурные архитектурные и растительные мотивы, изображения сцен из жизни, скульптурные украшения, ленточное плетение, так же очень часто применялась оковка изделия железными полосами. Характерный орнамент для того периода - резной орнамент в виде вырезанного или выгравированного свитка или имитации фактуры ткани, причудливо уложенной складками. В этот период, в Англии, получает распространение резьба по мореному дубу. Данный материал также использовался при изготовлении стеновых панелей, что при совместном использовании с мебелью составляло внушительный ансамбль. Своей резьбой славились Германия, Богемия (Чехия). Для Италии, Франции - характерно применение позолоты и инкрустации, живописной росписи. Мебель, типы которой появились в этот период, достаточно долго сохраняются в Европе, особенно в быту у крестьян. Это кресла, столы с подстольем, кровати с деревянным навесом, сундуки-лари (кессоне), поставцы – шкафы, произошедшие из вертикально поставленных сундуков и применявшиеся для хранения посуды.


Сундук остается по-прежнему основным видом мебели, выполняя при этом самые разные функции. Сундук со временем становится сундуком-скамьей.

Мебель для сидения в этот период, была достаточно разнообразной. Повсеместно использовались скамьи. Наряду с сундуками и скамьями, приставленными к стенам, использовались кресла и стулья. Кресла были с основой в форме ящика с подлокотниками и подъемным сиденьем. Спинка кресел была глухой и высокой, украшалась красивой резьбой и небольшим балдахином. Похожими были и скамьи, часто с навесом (балдахином). Навес скамьи иногда украшали элементами, взятыми из архитектуры.

Кровать, если она не была встроена в нишу в стене, снабжалась балдахином или деревянным каркасом - подобно шкафу, на юге Европы, где более мягкий климат, балдахин заменяла деревянная конструкция, украшенная филенками, резьбой, отделкой различными цветами.

Столы этого периода имели множество разновидностей и приобрели более стабильные формы. Наиболее часто изготовляемым, был стол с выступающей столешницей и торцевыми стенками, имевший глубокий выдвижной ящик. Также достаточно часто встречался стол с подножкой для ног, стоящий на четырёх косых опорах.

С развитием общественной городской жизни стали, востребованы и появлялись новые бытовые привычки, вместе с ними появлялись новые предметы интерьера и мебели. Например, шкаф для посуды – «буфет», представляющий собой разделенные дощатые полки, на которые ставили посуду. Так же изобретается письменный стол с поднимающейся вверх столешницей, под которой находится ящик для письменных принадлежностей. Такими письменными столами часто пользовались торговцы в своих конторах.

Материалами, применявшимися при изготовлении мебели, были в основном дуб, орех, сосна, ель, кедр и каштан. Изготовлением мебели занимались – столяр и резчик, отделку производили живописцы и позолотчики. Ремесленники в этот период, начали образовывать профессиональные цеха. При производстве, за качеством и объемом производимых товаров строго следили цеховые общины. Столярное ремесло, несомненно, изменилось. Оно стало более развитым, способным разрешать запросы и потребности общества в области оформления мебели. Изначально, технические навыки мастеров оставались еще, достаточно несовершенны, но с течением времени, цеховые мастера достигли высокого мастерства в производстве рамочно-филеночной конструкции мебели, в изготовлении мелких деталей. Они в совершенстве овладели трудными техниками: резьба, роспись, а чуть позже и инкрустации. В период «Готического стиля» ремесло столяров достигло хороших успехов, что в дальнейшем обеспечило предпосылки для реализации запросов общества и выполнения более сложных задач в следующих эпохах истории, таких например как стиль «ренессанс». Готический стиль – своевременный и один из главных этапов на пути развития мебельных стилей. Благодаря данному стилю, появились другие типы мебели, а также была возрождена забытая мебельная техника античности. Этот стиль возродил и привел ремесло столяров к подъему и возродил оригинальную форму украшения мебели - орнамент.

Мебель эпохи Возрождения.

Повышение внимания к комфорту и удобству быта в период XIII-XIV века, дало толчок к дальнейшему прогрессу интерьера и мебели. Начиная с XIV века, жилое пространство домов все больше наполняется мебелью, но мебель еще не имеет значительных отличий по сравнению с мебелью готического периода. Главным пока остаётся сундук-ларь украшенный карнизом и цоколем с пилястрами. Наступает эпоха Возрождения . Термин "Возрождение" или «Ренессанс» от фр. «Renaissance» или итал. «Rinascimento» («re/ri» - «снова» и «nasci» - «рожденный») - подчеркивает возврат культурных идеалов античности. Возник термин в XIV веке, для обозначения новой эпохи, сменившей Средневековье. Родиной стиля Ренессанс стала Италия, где хорошо развилось мебельное производство. Переход от «Готики» к эпохе «Возрождения» прошёл очень быстро, в период одного поколения, при этом затронув все области мироощущения и мировоззрения человека. Противоположность между «Ренессансом» и «Готикой», не была так глубока, как думали современники. Именно «Готический стиль» создал тип жилого здания, который стал преобладающем в Ренессансе.

В этот период начинают образовываться капиталистические отношения, когда производитель работают уже на рынок (спрос) а не на конкретного потребителя. Все большее число ремесленников начинает образовывать и содержать свои мастерские, для производства и а так же сбыта мебели партиями, а не штучно. В мастерских начинает, применяется труд подмастерий и учеников. В период Ренессанса был изобретен станок, который смог производить тонкие листы древесины - фанеру. Изобретение данного станка, позволило разработать и применить на практике технику фанерования, и вследствие приема украшения мебели способом интарсии (от итал. «intarsio» - вид инкрустации, выполняемой одним видом дерева по другому дереву). Активно проводились обмер и зарисовка древнеримских сооружений. Именно римские образы древности, были взяты за образец, так как любовь к блеску и роскоши в интерьере, присущая периоду эпохи Возрождения, не могла удовлетвориться простыми и довольно строгими формами греческого декора. Количество типов мебели, появившихся в прошлые исторические этапы, немного увеличилось в эпоху Возрождения. Был придуман и реализован на практике раскладной стол с выдвижными опорами. Появляются кабинеты и дрессуары (посудный шкаф).

Появляется новый тип кресла (стула), с ножками и спинкой в виде круглых, витых стержней, со специфическими кубиками в местах сочленения отдельных частей. Сиденье и спинку у стульев, начинают обивать гобеленом или кожей, используя при этом гвозди с крупными шляпками.

Выросло число функциональной мебели - письменный стол, шкафы, секретер, мягкая мебель. В этот период, была разработана и применена в производстве, технология изготовлять больших листов стекла и зеркала. Соответственно становится возможным использование стекла и зеркал в мебели. Вследствие этого становятся популярны и широко распространяются предметы меблировки, как комоды и застекленные буфеты. Производятся ажурные кресла из металла, достаточно красивые и изящные. Мебель все больше декорируют росписью (которую нередко выполняли крупные художники, такие как Учелло, Боттичелли, и др.) и позолотой, богатой резьбой в виде растительных композиций - так популярных в мотивах древних римлян. В декоре преобладает инкрустация, интарсия и каменная мозаика. Плоские поверхности инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепаховой костью.

Внешний вид Мебели подчеркивается элементами архитектуры - пилястрами, колоннами, фризами и капителями, аркадами и нишами. Большое распространение получают детали мебели в виде голов баранов, львиных лап, различных гротескных масок и прочих атрибутов, присущей античной мебели. В период эпохи Возрождения столярное дело достигло очень высокого художественного и эстетического уровня. Столяр был обязан превосходно чувствовать конструкцию и форму мебели, быть технически подготовленным и уметь чертить эскизы и чертежи.

Для различных областей и крупных городов Италии утверждаются разные направления в производстве и обработке материалов, выпускаются характерные для региона виды мебели. В Сиене, Болонье и Риме, производилась мебель с присущей ей декоративной резьбой. Регионы, Ломбардия и Венеция славятся своей мозаикой с применением геометрических узоров из светлого или черного дерева и слоновой кости. Такая мозаика получила название «Чертозской мозаики», по названию Чертоза-Павийская обители, расположенной недалеко от Милана. В Лигурии и Генуе производились поставцы-креденцы, с дверцами и множеством выдвижных ящиков, шкафы-бюро, покрытыми красивой рельефной резьбой. Мебель эпохи Возрождения была достаточно разнообразна, но по-прежнему в быту, наиболее использовавшимися типами мебели были: Ларь-сундук «кассоне» (cassone). Основное предназначение, которого было – хранение, перевозка вещей, использование в роли скамьи. У ларей, имеющих прямоугольную форму ящика, появляются изогнутые, точеные ножки, стенки ларя становятся выпуклыми, на них производят отделку резьбой. Позже из такого сундука развивается предок дивана – скамья-ларь с подлокотниками и спинкой - «касса-панка» (cassapanka). Он предназначался для почетных гостей.

Столы были в основном двух типов: со столешницей прямоугольной формы, закрепленной на четырех массивных опорах, или с круглой (многоугольной) формой столешницы с одной центральной опорой.

Распространены были стулья двух типов - на двух резных досках с многоугольными сиденьями и обычные, на четырех ножках. Кровати - становятся низкими, без балдахина, с добавлением резных столбиков по углам.

Основным и самым распространенным материалом для производства мебели становится - древесина ореха. Она удобна в обработке, имеет красивую текстуру и достаточно прочна. При производстве мебели, исполнители зачастую стремились подчеркнуть естественную текстуру и цвет древесины, и поэтому цветовая гамма ренессансной мебели отличался сдержанностью. Готической мебели, можно сказать, не повезло, из-за невежества и нетерпимости ранних христиан, ко всему языческому. Совершенно иное положение вещей сложилось в эпоху Ренессанса – родственная связь, с этой эпохой, прослеживается практически во всех последовавших стилях мебели, в том числе и сегодняшний стиль ретро. Нужно сказать, что мы живем в макроэпохе, начало которой было положено мастерами эпохи Возрождения.

Примечание

Использованы материалы


→ Дизайн


Мебель и оборудование интерьера в средние века


В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII-XVIII вв.

Византия - одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме (рис. 2.9). Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

Рис. 2.9. Византийское кресло, VI в. н. э.

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием (рис. 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел (рис. 2.10,6) на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа (рис. 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

Рис. 2.10. Романская мебель: а - сундук; б - стул; в - шкаф

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

Рис. 2.11. Примеры орнаментации романской мебели: а -ларь; б-стул

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

Рис. 2.12. Готический стиль в предметно-пространственной среде:
а - фрагмент интерьера храма в Амьене; б- кровать; б - готическое кресло

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное (рис. 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

Рис. 2.13. Мебель французской готики:
а - шкаф; б - кресло; в - сундук

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель (рис. 2.13 и 2.14). Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем (рис. 2.15).

Рис. 2.14. Готическая мебель в стиле Тюдор:
а - кресло; б- мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г - треугольное кресло; д - ларь из древесины дуба

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

Мебель (рис. 2.16) представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением - реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

Рис. 2.15. Индийская мебель: а - церемониальное кресло; б- кровать; в - табурет

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

Япония. Японский дом - это дом-комната (рис. 2.17), т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

Рис. 2.16. Китайская мебель:
а- набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б - парадная кровать; в - бамбуковое кресло

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, - обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели - стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

Рис. 2.17. Интерьер японского дома

Основные материалы в японском доме - полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами - толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205×199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20-40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками (рис. 2.18).

Характерная и центральная деталь интерьера - ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения - свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

Рис. 2.18. Мебель и оборудование японского жилого дома:
а - бумажный светильник; б- сервировочный столик; в- подставка для головы; г - рабочий стол с выдвижными ящиками; д- встроенное оборудование (токоно-ма); е - лакированный шкаф

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.

Романский стиль средневековой эпохи характеризуют: узорность, язычество, животный мир и сочетание ярких красок. Архитектура того времени не отличалась изяществом, а скорее несла оборонительные функции. Замки, крепости, церкви и монастыри тяжелели массивными и статичными формами. Роскошью интерьера и великолепными росписями в декорировании комнат и мебели выделялись только императорские и королевские дворцы.

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

Отделывая мебель, широко используют металл и роспись, окрашивая изделия яркими цветами. Архитектурные мотивы с растительным орнаментом обогащают мебель романского стиля. В создании орнаментов пропорции не соблюдались, но в изображении людей, животных и мистических чудовищ ощущается живость фантазии художников. Романская мебель не отвечала целям комфорта и уюта, она была простой, массивной и функциональной в соответствии с культурой и исторически сложившейся ситуации средневековья.

Мебель романского стиля многое заимствовала у византийской культуры, хотя все лучшее, что было создано в эту эпоху было робкой попыткой воссоздать дух античности.

Готика появилась в период развития западноевропейского феодализма (XI-XIII в.в. н. э.), когда рост и развитие больших феодальных городов стало мощной политической и социальной силой, меняя облик всей средневековой Европы.

Для мебели готического стиля характерными являются церковные мотивы в качестве декоративной отделки - остроконечные купола, изображения церковной утвари. Уже к концу средневековья мебельная отрасль практически полностью сформировалась и в ней присутствуют почти все современные аналоги мебели.

Именно тогда появилась возможность конструировать мебель не из цельных кусков дерева, которая получалась очень массивной и тяжеловесной, а из легких и тонких досок. Для декора в основном используют пластичные филенки в виде ажурного или лиственного орнаментов, ленточного плетения, помимо этого каркас готической мебели украшается разнообразными архитектурными мотивами - башенками, стрелами, иногда целыми замками, что несколько облегчает внешний вид изделий.

Готическая мебель становится более разнообразной по назначению, что свидетельствовало о большом внимании, уделяемому развитию быта, но пока неизменным артибутом любого жилища, как обычных простолюдинов, так и знати остается сундук, который использовался также в качестве мебели для сидения, теперь он начинает отделываться с применением различных рамок и филенок. Были изобретены новые типы мебели, такие как шкаф для посуды - буфет, креденц или дрессуар.

С помощью ножа мы готовим пищу, нарезаем продукты и выполняем другие работы по хозяйству. Поэтому очень важно, чтобы лезвие ножа всегда оставалось острым. Теоретически, в заточке ножей нет ничего сложного, но на практике оказывается, что хорошо наточить лезвие получается далеко не у каждого. Чтобы иметь представление о том, чем точить ножи и как это делать правильно, советуем прочитать нашу статью.

Прежде чем начинать заточку ножа, необходимо выяснить, из какого материала он изготовлен. Ножи бываю нескольких видов:


  • Ножи из углеродистой стали – самые доступные по цене, изготовлены из сплава железа и углерода, легко затачиваются и долго остаются острыми. Из недостатков можно отметить, – окисление лезвия ножа от взаимодействия с пищей или кислой средой, по причине этого, на ноже появляются ржавчина и пятна, а продукты приобретают металлический привкус. Со временем, после образования на лезвии налёта, окисление прекращается.
  • Ножи из низкоуглеродистой нержавеющей стали – изготавливаются из сплава железа, хрома, углерода и в некоторых случаях никеля или молибдена. Ножи из нержавейки уступают в твёрдости углеродистой стали, поэтому они быстро тупятся и требуют регулярной заточки. К достоинствам можно отнести – устойчивость к коррозии.
  • Ножи из высокоуглеродистой нержавеющей стали – более высокий класс ножей, с повышенным содержанием углерода и добавками кобальта или ванадия. За счёт более качественного сплава, данный вид ножей не требует частых заточек и не подвержен коррозии.
  • Ножи из дамасской стали – в основном изготавливаются как холодное оружие, но бывают и кухонные варианты. Нож из дамасской стали это многослойное лезвие из разных сплавов высокого качества. К недостаткам можно отнести высокую стоимость ножей.
  • Ножи из керамики – приобрели популярность из-за своей остроты и способности длительное время не тупиться. Но помимо достоинств, керамические ножи обладают существенным минусом, который заключается в их хрупкости при падении с высоты и слабой устойчивости на излом.
  • Инструменты для заточки

    Оселок (точильный брусок)


    Точильные бруски выпускаются с разным количеством абразивных зёрен на квадратный миллиметр. Поэтому для грубой заточки и финишной шлифовки нужно применять бруски с минимальным и максимальным содержанием абразива. В оселках иностранного производства информация о количестве абразивных зёрен находится на их маркировке. Точильные бруски отечественного производства приходится выбирать «на глаз» или спрашивать у продавца, какой оселок применять для первичной, а какой для финишной заточки.

    Механическая точилка


    Механические точилки используются в основном для заточки кухонных ножей. Процесс заточки хоть и происходит быстро, но качество оставляет желать лучшего. По этой причине, для охотничьих и спортивных ножей, рекомендуется использовать другие способы заточки.

    Электрическая точилка


    Современные модели электрических точилок, позволяют добиться высокого качества заточки, за счёт встроенной функции, автоматического определения угла наклона лезвия. Электрическая точилка отлично подходит как для бытового использования, так и для заточки ножей в организациях общепита. Модельный ряд электрических точилок представлен в широком ассортименте, поэтому цена может быть разной, но если вы хотите чтобы ваши ножи всегда оставались острыми, то покупайте более «продвинутые» и дорогие модели.

    Мусат


    Мусат – предназначен для поддержания остроты кромки ножа. По форме, мусат напоминает круглый напильник с ручкой. Мусаты входят в наборы ножей, и многие хозяева, часто путают их с инструментом для полноценной заточки лезвия. Учтите, что с помощью мусата вы сможете поддерживать остроту заточенного ножа, но если нож окончательно затупился, заточить его мусатом не получится.

    Точилка «Lansky»


    Данная точилка используется для заточки маленьких и средних по размеру ножей. Конструкция точилки, позволяет производить заточку лезвия под выбранным вами углом. Точилка «Lansky» состоит из стержня со съёмным оселком и двух уголков соединённых друг с другом. Уголки одновременно выполняют функции тисков для ножа и шкалы для выбора угла заточки. В комплект точилки также входят точильные бруски разной зернистости с маркировкой ANSI.

    Станки для заточки и шлифовки


    Точильные станки используются в основном на производстве, для высокоточной заточки лезвий вращающихся валов. Помимо высокоточных станков, существуют абразивные круги с электрическим приводом и вращающиеся диски для шлифовки. Заточка ножей на таких станках, должна производиться только опытным мастером, потому что из-за скорости вращения круга или диска и высокой температуры нагрева, при любом неудачном движении, лезвие ножа придёт в негодность.

    Самостоятельная заточка лезвий

    Затачивание ножа с помощью оселка

    Заточка лезвия, произведённая точильным бруском, считается самой качественной, конечно при условии, если её производил опытный мастер. Чтобы наточить нож о точильный брусок сделайте следующее:


    Как заточить нож при помощи точильного бруска смотрите также в ролике:

    Затачивание охотничьего ножа на точилке «Lansky»

    Охотничьи ножи изготавливаются из твёрдой стали, поэтому их первоначальная заточка требует точильные бруски с низким содержанием абразивных зёрен.


    Как затачивать ножи в точилке «Lansky», смотрите в видеоролике:

    Заточка ножниц

    Заточку ножниц необходимо производить на специальном точильном станке. Заточка лезвий с помощью подручных (наждачной бумаги, края стакана и др.) может на время улучшить остроту ножниц, но ненадолго. Если у вас нет возможности наточить ножницы у профессионала, то можно попытаться сделать самостоятельную заточку об абразивный камень. При заточке нужно соблюдать несколько простых правил:


    Производя заточку ножниц, не спешите, терпение в этом деле будет вашим союзником.

    Как быстро заточить ножницы, также можно посмотреть в ролике:

    Затачивание лезвий рубанка и стамески

    Заточка лезвия рубанка и стамески, практически не отличаются друг от друга. Поэтому описанный ниже процесс заточки применим к обоим инструментам:


    Помимо ручной заточки, стамеску можно заточить на станке с крутящимся абразивным диском:


    Не забывайте, что при заточке изделий на станке, образуется много искр и мелких частиц, которые могут попасть в глаза, поэтому обязательно работайте в защитных очках. А чтобы не повредить руки о крутящийся диск, одевайте перчатки.

    Как наточить инструменты вы также можете узнать из видеоролика:

    Советы для быстрого затачивания лезвия подручными средствами

    Камень

    Быстро придать остроту ножу в походе или на пикнике, можно с помощью обыкновенного булыжника. Используйте любой валяющийся на земле камень, вместо точильного бруска и проведите лезвием ножа, по его поверхности. Бритвенной остроты вы не добьётесь, но вернёте нож в рабочее состояние.

    Второй нож

    Наточить два ножа сразу, без точильных камней и приспособлений, вполне возможно. Для этого нужно взять в обе руки по ножу и начать затачивать лезвие одного ножа об лезвие другого. После 5-10 минут такой работы, ножи станут острее, чем прежде.

    Стеклянные предметы

    Лезвие ножа можно слегка заострить о грубый край стеклянных или керамических предметов. Например, о донышко бокала или край кафельной плитки. Главное, чтобы поверхность была шероховатой.

    Кожаный ремень

    Ремень из кожи больше годится для финишной доводки и приданию лезвию ножа бритвенной остроты, чем для грубой заточки. Но если под рукой кроме ремня ничего нет, то можно попытаться наточить нож об него. Для этого, ремню нужно дать натяжку и начать водить по нему лезвием, сильной остроты вы может и не добьётесь, но отполируете нож до блеска.


    Научившись самостоятельно затачивать ножи и инструменты, Вы приобретёте навык, который пригодиться вам в течение всей жизни!

Скульптурная композиция, работа Новоселова А.В.

Д ля выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент.

Инструмент для резьбы можно различать как основной (режущий) и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный). Широко используются также различные электрифицированные бытовые инструменты и приспособления на базе электромотора, которые мастер может сделать сам.

Все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять резные работы любой сложности.

Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным, отлично заточенным так, чтобы дерево резалось, как « масло», содержать его следует в идеальном состоянии.

Тупой инструмент крошит, мнет, а не режет дерево, а порезки и сама резьба выглядят шероховатой, небрежной. Это портит настроение и часто отбивает желание закончить работу. Острым инструментом работать легко и приятно, рисунок получается чистым, точным, красивым. По готовому изделию всегда можно определить не только умение и почерк мастера, но и чем и как он выполнял работу.

Режущий инструмент

Богородский нож, применяется для скульптурной резьбы, берет свое название от Богородской скульптурной резьбы.

Богородский нож

Нож-косяк (угол заточки фасок 20°, угол скоса 35 0 ;45°;60°), применяется для плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, ажурной резьбы.

Нож-косяк

Нож-резак - применяется как вспомогательный инструмент для различных видов резьбы.

Нож-резак

Стамески прямые (угол заточки 18-20°); применяются как вспомогательный инструмент для различных видов резьбы.

Стамеска прямая

Стамески полукруглые - основной инструмент, используют для выполнения всех видов резьбы по дереву. Бывают:- отлогие (R˃H), средние (R=H), крутые (R˂H).

Стамески полугруглые

Самески - клюкарзы это стамески с изогнутым лезвием которое позволяет при резьбе, не задевать рукояткой обрабатываемую плоскость. Существует клюкарза-плоская стамеска, клюкарза-уголок. клюкарза-полукруглая стамеска.

Стамески клюкарзы

Стамески-церазики напоминают крутые полукруглые стамески. Ширина их полотна - 2…3 мм. Предназначены для вырезания тонких прожилок, сечения которых соответствует профилю инструмента.

Стамеска-церазик

Стамески - уголки или гейсмусы. (угол между режущими кромками 50-70°). Используют для выборки V- образного паза, применяются для выполнения элементов контурной резьбы.

Стамеска-уголок или гейсмус

Штихеля. У штихелей всегда есть угол загиба в 15 градусов. Рукоятки у них чаще всего в виде грибка. Применяют для выборки различных прожилок при изготовлении гравюр.

Штихель

Клепики. Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: меч, листик и ноготок. Первые два так и называют: клёпик-меч и клёпик-листик.

Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах.

Клепик-меч, клепик-листик

Стамеска-ноготок. Ноготки отличаются от обычных клёпиков формой заточки. Она у них напоминает ноготь. Назначение ноготков- зачистка в труднодоступных местах и выполнение элементов скобчатой резьбы.

Стамеска-ноготок

Ложечники (ложечные ножи). Самый лучший ложечник - это заточенное колечко с приваренным к нему прутком. Ложечники нужны для удаления большого объёма материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды.

Ложечники

Пуансоны и чеканы - это стальные стержни, имеющие на рабочих концах рисунок. Применяются чаще всего для чеканки фона в плоскорельефной и рельефной резьбе.

Режущий инструмент изготавливается из инструментальных сталей:

1-Углеродистых (У10; У12; У10А; У12А), при заточке определяются белым пучком искр с отдельными звездочками.

2-Легированных (ХВ5; Х12; Ч12М), при заточке дают желтые или оранжевые искры.

3-Быстрорежущие стали (Р18; Р9), при заточке дают темно-красные искры.

Заточка и правка инструмента

Большое значение для выполнения качественной резьбы по дереву имеет правильная заточка инструмента.

Заточка инструмента состоит из двух стадий:

1- снятие фаски;

2- правки.

1. Снятие фаски. Фаску можно снимать на электроточиле (см. рис.), точиле с ручным приводом или вручную на абразивном бруске.

Электроточило для заточки и правки инструмента: а - механизированное двухстороннее точило с приспособлениями для заточки, правки и полировки инструмента: 1 - подвижный упор; 2 - войлочный круг; 3 - защитный экран; 4 - абразивный круг; 5 - двигатель; б - устройство подвижного упора;: 1 - фиксатор горизонтального перемещения; 2 - подвижная площадка для выбора угла заточки; 3 - болт - фиксатор вертикального перемещения; в - приспособление для правки и полировки инструмента (схема): 1 - электродвигатель; 2 - ременная передача; 3 - войлочные круги; 4 - деревянные круги для уголков; 5 каучуковые круги с абразивом; 6 - подшипники; 7 - металлическая рама; 8 - подвижный упор; 9 - вал.

Расположение и перемещение инструмента при заточке показано на рисунках.

Снятие фаски: а - на прямых стамесках; б - на полукруглых и отлогих стамесках: 1 - внешняя фаска; 2 - внутренняя фаска; в - на стамесках-уголках: 1 - внутренняя фаска; 2 - внешняя фаска.

Положение стамески при заточке: 1 - прямая стамеска; 2 - полукруглая и пологая; 3 - стамеска - уголок;

При заточке необходимо:

Выдержать заданный угол заострения;

Выдержать форму лезвия, фаска должна быть ровной без следов заоваливания;

Не допускается засинение инструмента (предотвращают периодическим смачиванием инструмента в воде).

2. Правка. Под правкой инструмента понимают повышение чистоты заточки лезвия, снятия заусенцев, улучшение заострения. Для правки инструмента применяют микрокорундовые оселки (рис.), шкурки, кожу.

Заточка косячка: а - параметры заточки: 1 -

фаска; 2 - носок; 3 - лезвие; 4 - пятка;

б - положение рук при работе;

Для полукруглых резцов делают правочную доску из липы, прорезов на ее поверхности поперечные желобки для резцов разных размеров (рис.).

Правочные доски и ремни

1 - доска с набором профильных брусков и оселков;

2 - правочная доска с профилями стамесок;

3 - кожаный или брезентовый ремень для правки.

Перед правкой в правочную доску втирают пасту ГОИ. Внутреннею поверхность полукруглых резцов правят круглыми деревянными прутиками, обернутыми мелкой шлифовальной шкуркой или кожей натертой пастой ГОИ. Править инструмент можно на вращающемся войлочном круге, натертым пастой ГОИ.

Правильно заточенный инструмент должен иметь заданный угол заострения, форму лезвия, не иметь заусенцев.

При резании поперек волокон сосновой или еловой доске, резец должен оставлять чистый рез, без разрыва волокон.

Литература:

1. Буриков В. Г., Власов В.Н.

Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.

2. Ветошкин Ю.И., Старцев В.М., Задимидько В.Т.

Деревянные художества: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т. 2012.



Новое на сайте

>

Самое популярное