Домой Ландшафтный дизайн Международный терроризм как глобальная проблема современности. Пути решения проблемы

Международный терроризм как глобальная проблема современности. Пути решения проблемы

Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, только подтверждает актуальность работы.

Уже к концу ХХ в. международная преступность приобрела глобаль­ный характер. Международные криминальные организации усилили свои позиции как вследствие усилившихся миграционных потоков, большей открытости государственных границ, развития информацион­ных технологий, облегчающих координацию криминальных организа­ций и усложняющих контроль со стороны властей, так и вследствие нерешенной проблемы бедности, нескоординированности законода­тельств различных стран, слабости и коррумпированности отдельных правительств.

В резолюции Всемирной конференции по организованной транс­национальной преступности, проходившей в Неаполе в 1994 г., указы­вается десять основных угроз, исходящих от международной преступ­ности: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, нацио­нальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения .

В ХXI в. особенную актуальность приобретает такая разно­видность международной преступности, как мировой терроризм. Во всеуслышание об этой проблеме заговорили после террористичес­ких актов 11 сентября 2001 г. в США.

Среди многочисленных причин, порождающих мировой терро­ризм, следует упомянуть формирование «однополярного» мира в пос­леднее десятилетие ХХ в., где в качестве господствующей державы стали воспринимать США и соответственно возлагать на них ответ­ственность за неравномерное экономическое развитие других стран. Глобализация, несущая с собой западные ценности, также способству­ет росту националистических настроений, вызывая отторжение у сто­ронников традиционных взглядов. Явление мирового терроризма сегодня также связывают с явлением «асимметричных войн», где, с од­ной стороны, имеет место продолжение политики глобализации воен­ными средствами, с другой - сопротивление в виде террористических актов, приво­дящих к гибели мирных жителей. Современный мир перенасыщен различными видами оружия массового поражения (ядерным, химичес­ким, биологическим), поэтому возможность попадания такого оружия в руки террористов представляет собой угрозу глобального масштаба.

Глава 1. Глобальные проблемы современности

1.1. Сущность глобальных проблем Происхождение понятия

Понятие «глобальные проблемы современности» получило ши­рокое распространение с конца 60-х - начала 70-х годов, за­няв с тех пор видное место в научном и политическом лек­сиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применя­емый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют «свое» и «общемировое» (например, имея в виду социальные пробле­мы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными).

В философии эта задача решается путем выделения со­ответствующих критериев, по которым та или иная пробле­ма определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.

Этимологически термин «глобальный» происходит от лат. globus - земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагива­ют интересы и человечества в целом, и каждого отдельного че­ловека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят об­щечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Их реше­ние предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества .

Проблемы различных уровней

Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже от­ дельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их от­личие от проблем частных, локальных, региональных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассмат­ривая проблемы различного уровня как конкретное выраже­ние философских категорий «общее», «особенное» и «еди­ничное», их обычно интерпретируют таким образом, что ча­стные проблемы выступают как единичные, локальные и ре­гиональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной критерий, который лежит в основе выделения названных проблем. Он именуется гео­графическим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют мес­то те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые от­носятся к какой-то конкретной сфере деятельности государ­ства, отдельным населенным пунктам или небольшим при­родным объектам.

Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные соци­альные конфликты и т.п.

Понятие «локальный» относится к проблемам более вы­сокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в неболь­шом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуаль­ных вопросов, которые возникают в рамках отдельных кон­тинентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, например, засуха 1968 г. в зоне Сахеля, охватившая 18 государств африканс­кого континента, когда от голода погибло более 250 тыс. че­ловек, около 18 млн. голов скота, возникли эпидемии опас­ных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.

В общественно-политической и научной терминологии нередко употребляется понятие «национальные проблемы», которое отражает определенные трудности, заботы того или иного государства или национального сообщества. В зави­симости от масштаба они могут интерпретироваться как проблемы регионального или локального уровня.

И наконец, глобальные проблемы охватывают весь зем­ной шар; причем не только ту его часть, где непосредствен­но проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Таким образом, когда речь идет о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную единицу ее деления принимается регион. Причем количество регионов и их масштабы определяются характером рассматриваемых про­блем. Например, при исследовании проблемы экономичес­кой отсталости в мировом масштабе обычно ограничивают­ся делением всей планеты на два региона - развитые и развивающиеся страны. При рассмотрении же демографи­ческих, энергетических или сырьевых проблем количество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяет­ся конкретными целями исследования.

Важно при этом отметить, что любая проблема только тог­да может считаться глобальной, когда она актуальна относитель­но любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов (или еще более мелкого масштаба).

Из этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все проблемы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются гло­бальными. Очевидно, количество последних будет несколь­ко меньше. Что же касается других уровней, то глобальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незна­чительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удаленных на достаточно большое рассто­яние от основных центров и источников загрязнения окру­жающей среды, состояние воздушного или водного бассей­нов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущать­ся. Тем не менее, это не ставит под сомнение планетарный характер экологической проблемы, степень остроты кото­рой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локаль­ные, а тем более частные проблемы имеют отношение к гло­бальным, ибо их число несоизмеримо больше.

Введение

1Международный терроризм как фактор геополитического влияния

2 Проблема терроризма в международных отношениях: правовые и политические аспекты

3Противодействие терроризму на государственном уровне

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность исследования. В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо острый характер. Среди острых политических, экономических и социальных проблем, которые приобрела Россия на исходе ХХ века, терроризм представляет одну из главных опасностей. Для России это явление не есть порождение века нынешнего, атрибут урбанизации. Истоки российского терроризма теряются в глубине веков. По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце ХIХ века полагала, что только в форме терроризма она способна защитить свое право на свободу и демократию. Терроризм рассматривался как средство борьбы против самодержавия, способ защиты права двигать историю. За всю историю русских революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.

В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Отличительными особенностями российского терроризма являются: наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т. д.); относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им; и т.д.

Цель работы: изучение проблемы терроризма и ее решение на государственном уровне.

Объект работы: проблема терроризма.

Задачами данной работы являются исследование проблемы терроризма, и решение указанной проблемы на государственном уровне.


1 Международный терроризм как фактор геополитического влияния

Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но всего человечества в целом.

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Терроризм в международных масштабах все более явно становится фактором геополитического влияния мировых центров силы .

Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним. Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Это преступление относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Трансформация проблемы международного терроризма в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений, обусловлена следующими причинами:

1) международный терроризм получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа);

2) международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

3) для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления, острота, негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает, потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты .

Отличительной чертой проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д .

Еще одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является низкий коэффициент ее прогнозируемости. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития. Подготовка терракта, механизм его осуществления, объемы финансирования, глубина и степень воздействия на общество - все стало более масштабным. Этому в немалой степени способствует глобализация мировой экономики, развитие коммуникаций, совершенствование информационных технологий.

Так, проблема международного терроризма представляет реальную угрозу планетарного масштаба для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.


2 Проблема терроризма в международных отношениях: правовые и политические аспекты

Терроризм представляет собой весьма сложное и трудно поддающееся точному определению общественное явление. Оставляя в стороне различные юридические формулировки, характеризующие терроризм с точки зрения уголовного права, обратим внимание на его социально-политические признаки. Можно согласиться с мнением, что неотъемлемое свойство терроризма систематическое применение насилия, причём насилие используется при соответствующей социально-политической мотивации и идеологическом обосновании. Достижение поставленных террористами целей включает два этапа: на первом осуществляется акт устрашения, а на втором этапе террористы управляют поведением людей в выгодном для себя направлении. Следовательно, любая террористическая акция представляет собой сложное по структуре явление, имеющее два объекта преступных посягательств. Первичный объект может быть отдельным физическим лицом, группой лиц или материальным объектом; вторичный - объект управления, которым можно считать общественные отношения в широком смысле .

Примеры двойного стандарта в оценке терроризма можно видеть как в прошлом, так и сегодня. Россия и Запад по-разному смотрели на ситуацию в Чечне или в Косово. Грузинские власти долго отрицали факт присутствия чеченских террористов-боевиков на своей территории, негласно оказывая им содействие. Затем Тбилиси резко поменяло позицию, обратившись к США за помощью в борьбе с чеченскими террористами, но, очевидно, главными мотивами такого обращения были иные мотивы, чем искренне желание покончить с очагом терроризма и бандитизма на своей территории.

Безусловно, после 11 сентября 2001 года ситуация в мире по вопросам борьбы с терроризмом изменилась. Однако, насколько эти изменения фундаментальны и необратимы, пока сказать трудно. Сентябрьские террористические акции в Нью-Йорке для теории и практики международных отношений имели и другие последствия. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчёркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный, очевидный фактор в международных отношениях. Последние события показали, что в мировой политике произошли качественные сдвиги .

Ещё в начале 70-х годов XX столетия многие исследователи отмечали появление и возрастание роли негосударственных факторов международных отношений при одновременном относительном снижении роли отдельных суверенных национальных государств. Сторонники неолиберальных взглядов обращали внимание на позитивный, с их точки зрения, характер подобных процессов. Между тем, сегодня выявилась их негативная сторона. Благодаря техническому и технологическому прогрессу, развитию средств коммуникации неправительственные международные организации террористического толка, к которым, несомненно, относится и «Аль-Каида», получили невиданные раньше для подобных структур возможности. Эти организации в новых условиях способны бросить вызов даже самым сильным в экономическом и военном отношении государствам, создать прямую угрозу для их безопасности. Государства же, как выяснилось, оказались слабо подготовленными к новым вызовам и уязвимыми по отношению к опасности, исходящей от противников, обладающих значительно меньшими ресурсами.

Один из самых популярных курсов в Свортморском колледже (США) посвящен изучению того, как можно противостоять терроризму, не прибегая к насилию. События, которые произошли недавно во Франции, сделали наш курс актуальным более чем когда-либо (программа курса была опубликована в 2009 году в учебном руководстве «Peace, Justice, and Security Studies: A Curriculum Guide» [«Мир, правосудие и безопасность: Учебный план курса»]). Фактически объявленная миром после 11 сентября 2001 года «война против терроризма» почти повсеместно сопровождалась ростом террористической угрозы.

Но знаете ли вы, что невоенные техники ведут, если обратиться к истории, к снижению угрозы террора?

Я подготовил для своих студентов восемь невоенных методов, которые применялись в той или иной стране. По своей сути это восемь «инструментов», с которыми должны были работать студенты. Мы не тратили время на критику военных антитеррористических операций, так как нас гораздо больше интересовало изучение альтернативных путей решения существующей проблемы.

Солдат, охраняющий главную синагогу в Бордо (Франция). Январь 2015 года. Фото: www.gettyimages.com

Каждый студент выбрал страну, находящуюся в той или иной точке Земного шара, которая в настоящий момент подвержена террористической угрозе, и взял на себя роль консультанта этого государства, разрабатывая с помощью ненасильственного инструментария стратегию защиты.

Это была тяжелая работа, и в то же время она была чрезвычайно интересной. Большинство студентов с головой ушли в нее и выработали безупречные стратегии.

Особенно студентам понравился мозговой штурм, направленный на обнаружение синергетического эффекта – что, например, случится, если техника № 3 будет применяться одновременно с техниками № 2 и № 5? В это же время я, находясь рядом, надеялся, что нам удастся провести дополнительный семестр, чтобы научиться применять наши инструменты комплексно, а не только в качестве дополнения друг к другу, чтобы увидеть, что целостный подход становится более действенным, нежели одномоментное применение техник по отдельности.

Некоторые студенты, которые считали, что вооруженное противостояние имеет решающее значение, открыли для себя новое видение решения проблемы. Они поняли, что успех в некоторых странах был достигнут благодаря использованию лишь двух или трех ненасильственных техник, и что существует значительный неиспользованный потенциал: например, если страны будут применять одновременно все методы сразу, используя их синергетический эффект. И у меня возникает вопрос: почему же тогда народы не могут полностью перейти на ненасильственный инструментарий для защиты себя от терроризма?

Какие же это 8 техник?

1. Создание совместных проектов и инфраструктуры с целью экономического развития.

Бедность и терроризм непосредственно связаны. Экономическое развитие может помочь снизить количество рекрутов в ряды террористов и найти союзников, особенно если это развитие происходило демократическим путем. Например, террор, осуществляемый Северо-Ирландской Республиканской Армией был значительно снижен благодаря созданию новых рабочих мест для рядовых членов, а также росту уровня экономического развития.

2. Снижение культурной изоляции.

Как уже убедились Франция, Британия и другие государства, культурная изоляция какой-либо группы от остального населения не является безопасной или разумной: рост числа террористов только провоцируется в этих условиях. Эта закономерность проявляется и на международном уровне. Зачастую такая изоляция не является преднамеренной, однако, и её можно снизить. «Свобода печати» трансформируется в «провокационные публикации», когда есть маргинализированная часть населения, которую большинство ставит на ступень ниже, как например, мусульмане во Франции. Когда англоговорящая часть Канады снизила уровень своей изоляции, это, в свою очередь, снизило угрозу терроризма в Квебеке.

3. Ненасильственные протесты/кампании защитников, а также безоружные гражданские миротворцы.

Терроризм случается во многом ввиду той или иной сопутствующей ситуации и поэтому зависит от нее. Некоторые террористические кампании закончились провалом, так как была прекращена поддержка со стороны населения. Это связано с тем, что стратегия террора часто применяется для привлечения внимания или провоцирования насильственного ответа, чтобы завоевать таким образом еще большую поддержку среди широких масс населения.

Рост и снижение поддержки терроризма соответственно зависят от того, какие методы использует социальное движение: народный гнев или ненасильственную борьбу. Так американское движение за гражданские права безупречно справилось с угрозой для своих активистов, исходящей от Ку-Клукс-Клана (ККК), которая была особенно опасной тогда, когда не было эффективных средств правовой защиты. Ненасильственные тактики снизили привлекательность ККК среди белых сегрегационистов. С 1980-ых годов пацифисты и другие активисты дополнительно начали использовать еще один перспективный инструмент: добровольные отряды подготовленных невооруженных гражданских миротворцев (например, Международные бригады мира ).

4. Обучение про-конфликтному поведению, а также отработка полученных навыков ненасильственной борьбы.

Иронично звучит, но террор чаще случается там, где население пытается на корню подавлять конфликты, вместо того, чтобы поддерживать их открытое выражение. В связи с этим одна из техник снижения уровня террора заключается в том, чтобы распространять про-конфликтную точку зрения, а также ненасильственные техники, что в совокупности поможет людям, стремящимся развить конфликт, максимально полно высказаться на предмет своего недовольства.

5. Восстановительные программы после прекращения террора.

Не всегда террор может быть предотвращен, так же, как и любое другое преступление. Помните, что террористы часто имеют цель разобщить группы населения. Восстановительные программы могут помочь предотвратить поляризацию взглядов, порождающую круговорот ненависти, когда наиболее агрессивные члены одной из сторон подпитывают ненавистью таких же членов другой. Одним из примеров такого круговорота является израильско-палестинский конфликт.

Восстановительные программы повышают устойчивость, таким образом люди не становятся замкнутыми в своем страхе и не придумывают самоисполняющиеся пророчества. Погружение в реабилитационные консультации также можно совмещать с инновационными ритуалами, вроде тех, что использовали норвежцы после террористической бойни в 2011 году.

6. Полицейские как служащие-миротворцы: инфраструктура законов и правил.

Работа полицейских может стать гораздо более эффективной за счет привлечения населения к охране общественного порядка, а также сокращения социальной дистанции между полицией и теми, кому она служит. В некоторых странах это требует переосмысления роли полиции и смены ее основной задачи охраны имущества правящего класса на функцию выполнения обязанностей подлинных служащих-миротворцев; примером может служить невооруженная полиция Исландии. Такие страны как США нуждаются в приобщении к растущей глобальной системе защиты прав человека, которая нашла свое отражение в Конвенции о запрете противопехотных мин и создании Международного уголовного суда . Также нам необходимо признать ответственность своих собственных чиновников, которые вполне вероятно могут являться военными преступниками.

7. Смена политики и концепции безрассудного поведения

Правительства иногда делают такие шаги, которые выглядят как приглашение – почти требование – для террористов совершить ответную акцию. Политолог и в свое время консультант американских военно-воздушных сил Роберт А. Пэйп продемонстрировал в 2005 году, как США постоянно делали это, направляя войска в другую страну. В своей недавно вышедшей книге «Cutting the Fuse» («Ломая предохранитель») он совместно с Джеймсом К. Фельдманом приводит конкретные примеры снижения государством уровня террористической угрозы после отказа от такого безрассудного поведения. Чтобы защитить себя от террора, граждане во всех странах нуждаются в установлении контроля над своим собственным правительством и должны, когда надо, заставлять государство менять свою политику.

8. Переговоры

Правительства часто заявляют «мы не ведем переговоров с террористами», но, когда они говорят это, они зачастую лгут. Государства часто снижали или ликвидировали угрозу терроризма с помощью переговоров, а умение их вести продолжает расти и становится все более эффективным.

Практическое применение невоенных методов защиты против террора

По просьбе группы американских экспертов по борьбе с терроризмом я рассказал им о нашей работе в Свортморе, главным образом, об описанных восьми техниках. Эти эксперты признали, что каждый из этих инструментов на самом деле был использован в реальных ситуациях в том или ином месте с тем или иным успехом. Они также не увидели проблем, которые могут возникнуть при разработке комплексной стратегии, которая создавала бы синергетический эффект между этими методами.

Проблема, которую они увидели, заключалась в том, чтобы убедить правительство сделать такой смелый инновационный шаг.

Как американец, я вижу прямое противоречие между, с одной стороны, огромными усилиями моего правительства убедить налогоплательщиков в том, что мы отчаянно нуждаемся в наших раздутых вооруженных силах и, с другой стороны, новой политикой, которая мобилизует различные силы для эффективного обеспечения безопасности людей. Я понимаю, что для моего государства и для некоторых других таких же, революция образа мышления, возможно, требуется в первую очередь.

Что мне нравится в альтернативных, невоенных методах защиты, которые мы имеем в запасе, так это то, что они несмотря ни на что отвечают реальной потребности моих сограждан в безопасности. Психолог Абрахам Маслоу давно еще указывал на фундаментальную человеческую потребность в безопасности. Однако очевидно, что, анализируя и критикуя милитаризм, мы не добьёмся повышения чьей-либо безопасности. Но держа в голове альтернативный вариант решения проблемы, как это делали мои студенты, мы можем дать людям психологическое пространство, в котором они нуждаются для того, чтобы вложить энергию во что-то более животворящее.

Наша роль на начальном этапе

Хорошие новости таковы – некоторые из этих восьми техник могут быть использованы гражданским обществом без ожидания поддержки со стороны лидеров государства, которая, возможно, так и не поступит. Применение как минимум двух из этих техник – незамысловатая задача: обучение широких масс навыкам и стратегии ненасильственного протеста и донесение до них про-конфликтной точки зрения.

Движение Black Lives Matter («Жизни чернокожих имеют значение») привлекло немало белых людей, которые встали на сторону чернокожих – это конкретный пример снижения социокультурной изоляции и использования концепции, которая создает десятки творческих подходов для того, чтобы увидеть себя частью большинства (христианином, представителем среднего класс и т.д.). Мы можем также инициировать создание восстановительных программ для людей, переживших акты терроризма, как это делалось после теракта во время Бостонского марафона.

Активисты запускают кампании с целью заставить правительство отказаться от некоторых своих безрассудных политических шагов, но иногда могут забыть установить рамки этой деятельности. Испуганным людям важно знать, что активисты тоже испытывают общий страх, и что они находятся на одной стороне вместе с людьми, жаждущими обрести безопасность.

На мой взгляд, эти пять из восьми инструментов могут быть использованы людьми, взявшимися снизу провести инициативы по уменьшению террористической угрозы. Они могут быть объединены с движением Transition Town («Город Перемен») или другими, которые ставят своей целью привнести целостный и позитивный подход вместо страха, который наоборот вгоняет в депрессию и парализует. Ведь как это обычно бывает, тот, кто помогает другим, прежде всего облегчает свою собственную ношу.

Джордж Лейки
2015

Рассматривая способы стабилизации политической системы: политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, силовое давление, в современном российском обществе в борьбе с терроризмом сформировались преимущественно две стратегии.

Первая - исходит из необходимости «мягких» политических решений, принятых на многосторонней основе, нацеленных на вовлечение опасных режимов, а подчас и организаций ведущих вооруженную борьбу и не брезгующих террористическими акциями в международные структуры и усилия, формирование у них системы новых мотиваций, нейтрализующих деструктивные элементы в поведении, как на мировой арене, так и в региональном пространстве.

Вторая - делает ставку на силовые методы. Её исходным положением является представление о том, что угрозы, порождаемые терроризмом слишком опасны, а политическое решения, даже если они в конечном итоге достигают своей цели, слишком медленны.

Террористы и подчиняющиеся их режиму должны быть ликвидированы. То есть наиболее действенный способ борьбы с террором - полное физическое уничтожение террористов. Однако какая бы стратегия борьбы с терроризмом в России не была бы доминирующей, подчеркивается необходимость учета универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

Законность;

Комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

Принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременно оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий; принцип минимальных уступок террористам.

В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях; принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Необходимо отметить о неготовности правоохранительных органов к противодействию резкому всплеску преступности, в том числе насильственной, так и совпадение ее по времени с затяжным реформированием органов государственной безопасности России, что не могло не сказаться на снижении эффективности их противодействия террористическим угрозам.

Рост числа особо опасных насильственных преступлений с элементами террористической направленности ставит вопрос о причинах и условиях, способствующих этому явлению, но применительно к России, этот вопрос изучен явно недостаточно.

Следовательно, эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы. Действенность этой системы мер в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, которые совершаются в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.

Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. География совершения террористических актов показывает ее безграничность и серьезность: Чеченская Республика - 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); Республика Ингушетия - 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); Республика Дагестан - 77 терактов (убито 45, ранено 132); Республика Северная Осетия-Алания - 7 терактов (4 убито, 2 ранено); Карачаево-Черкесская Республика - 3 теракта (2 убито); Кабардино-Балкарская Республика - 8 терактов (23 убито, 47 ранено).

Российская статистика возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности за терроризм (имеется в виду только ст. 205 УК, основной состав террористического преступления, хотя их перечень не исчерпывается им) показывает, что: в 2000 г. в России возбудили 20 уголовных дел в отношении 10 лиц; в 2001 г. - 135 дел в отношении 24 подозреваемых; в 2002 г. - 327 дел в отношении 40 лиц; в 2003 г. - 360 дел в отношении 65 лиц; в 2004 г. - 561 дело в отношении 63 лиц; в 2005 г. - 265 дел в отношении 43 лиц; в 2006 г. - 203 дела в отношении 68 лиц.

Мировое сообщество испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма. Не застрахована от него и Россия. Поэтому, безусловно, правильно российский законодатель относит террористический акт (ст. 205 УК РФ) к наиболее опасным преступлениям. Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и прикладных положений, касающиеся совершенствования уголовно-правовой борьбы с террористическими актами.

В правоприменительной практике необходимо правильно разграничивать термины «террористический акт», «терроризм» и «акт терроризма». Уголовно-правовое понятие террористического акта в свете изменений Федерального закона от 27 июля 2006 года №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» даётся в части 1 статьи 205 УК Российской Федерации. Теперь при характеристике понятия «террористический акт» следует иметь в виду, что этим понятием должны охватываться не только посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей. Террористический актом являются любые насильственные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, против любых лиц, если они сопряжены со стремлением оказать воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Террористическим актом также является угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом преступного посягательства при террористическом акте являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества. Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В связи с этим террористический акт как уголовное преступление, предусмотренное статьёй 205 УК Российской Федерации, входит в группу преступлений против общественной безопасности главы 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Непосредственным объектом террористического акта являются отношения, обеспечивающие общественную безопасность. В рамках этих отношений альтернативными дополнительными непосредственными его объектами являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, либо отношения собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ.

Объективная сторона террористического акта альтернативно имеет одну из двух форм: совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, или угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Оконченным террористический акт в первой форме является с момента наступления последствия в виде указанной опасности, а во второй - с момента выражения угрозы.

Субъект данного преступления - лицо, достигшее 14-ти лет, вменяемое. Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны терроризма является цель, в качестве которой альтернативно выступают: оказание воздействия на принятие решения органами власти или оказание воздействия на принятие решения международными организациями. Мотивы действий террориста не имеют значения для квалификации содеянного.

Квалифицирующими признаками террористического акта, согласно части 2 статьи 205 УК, являются совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК); б) с применением огнестрельного оружия.

К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с частью 3 статьи 205 УК относятся деяния, совершённые: а) организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); б) если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия; в) если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Проведённое исследование позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию действующей уголовно-правовой защиты от совершения террористических актов.

Во-первых, как отмечалось, отдельные правоведы высказывают мнение о неточной конструкции объективной стороны этого преступления. Взрыв и поджог, по мнению этих авторов, создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Такое описание признаков объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно неравнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

Помимо этого, в части 1 статьи 205 УК необоснованно, ограничивается круг объектов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений. Преступники могут оказывать воздействие на международные организации и с чисто политическими целями, например, осложнения отношений России с другими государствами или провоцирования военных конфликтов с ней. Но в этом случае содеянное должно быть предусмотрено самостоятельной нормой, включенной в главу 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»).

Незаконному воздействию могут подвергаться также частные лица в тех же целях, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования редакции статьи 205 УК. В связи с вышеизложенным предлагается следующая редакция её диспозиции:

«1. Террористический акт, то есть подготовка взрыва, поджога или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие органами власти, организациями или физическими лицами решений, выгодных террористам, либо удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) других интересов, - …»

Во-вторых, необходимо ужесточить условие освобождения преступника от уголовной ответственности, указанное в примечании к статье 205 УК, применив опыт белорусского уголовного закона.

Как указывается в примечании к статье 205 УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. При этом, как отмечалось, при неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо, по мнению многих правоведов, должно распространяться действие примечания к статье 205 УК. Для того, чтобы устранить споры о том, должно или не должно распространяться действие примечания к статье 205 УК на лицо, которое способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, но предотвратить данный акт всё же не удалось, данное примечание следует изложить в следующей редакции: «Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке действий, предусмотренных настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности за указанное преступление, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма».

По данным MIPT Terrorism Knowledge Base статистика террористических актов в мировых масштабах возросла. Лидером по количеству терактов стал Кашмир - 920 случаев, которых ранено 2 208 человек, убито 1 236 человек. На втором месте стоит Северная Ирландия - 561 совершенный теракт, 105 раненых, 17 погибших. На третьем месте - Чечня - 220 случаев террористических актов, 768 человек ранено, 362 погибли. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934 Официальные данные: Национальный антитеррористический комитет.

Терроризм – глобальная проблема мира

Введение ………………………………………………………………........................

1. Причины терроризма ……………………………………………………………...

2. Социально-психологические характеристики террориста…………………........

3. Международный терроризм……………………………………………………….

3.1 Полный перечень террористических организаций Мира…………………........

4. Борьба с терроризмом……………………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………….

Список литературы …………………………………………………………………..

Введение

Терроризм сегодня - Это - мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой Властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);

Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки);

уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

1. Причины терроризма

В Уголовном кодексе Российской Федерации терроризм определяется как «со-вершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели лю-дей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иньа общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нару-шения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воз-действия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения ука-занных действий в тех же целях».

Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, веду-щих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения имеющих цель получить максимально возможный международный, региональ-ный отклик и (или) крупные денежные суммы и не обусловленных виной непс-средственно тех лиц, на которых террористы посягают.

От действий террористов страдают люди всего мира. Например, в апреле 1995 г в Оклахома-Сити (США) произошел взрыв 9-этажного административного зда-ния. Погибли 168 человек.

Июнь 1995 г. Во время рейда чеченских «коммандос» захвачен г. Буденновск. За 3 дня, в течение которых бандиты удерживали заложников в городской боль нице и других зданиях, погибли 132 мирных жителя.

1996 г., Москва. В результате взрыва бомбы на Котляковском кладбище погибло 80 человек.

В 2000 г. в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погиб-ли, 791 человек был ранен. За последние 10 лет совершено 6500 актов международного терроризма, в результате которых погибли 5 тыс. и пострадали более 11 тыс. человек.

11 сентября 2001 г., США. При падении самолетов на здания Всемирного торгово-го центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне погибло более 4000 че-ловек.

Терроризм порождают следующие причины:

□ Нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не лю-бых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и само-восприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.

□ Война и военные конфликты, в рамках которых террористические акты ста-новятся частью военных действий. В качестве примера можно привести набе-ги чеченских боевиков на российские города, расположенные за пределами Чечни, во время войны в 1995-1996 гг.

□ Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а так-же, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным груп-пам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются чертами опас-нейшего и вероломного врага, которому, если нельзя его победить в открытом столкновении, можно скрыто нанести отдельные болезненные удары.

□ Существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности, религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессиан-скими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеоб-щего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.

□ В России - давние традиции применения террористических методов борьбы для решения в первую очередь политических задач.

□ Нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны право-охранительных органов. Из-за этого стали повседневностью теракты в отношении названных лиц с целью устрашения и одновременно устранения конкурентов.

2. Социально-психологические характеристики террориста

Участие в терроре требует от террориста внутреннего самооправдания. Используя «возвышенные» мотивы (религиозные, националистические и др.), обычно вовле-кают молодежь, которая в силу умственной и моральной незрелости легко под-дается такому влиянию. Вовлекают молодежь чаще всего через тоталитарные, ре-лигиозные или идеологические секты типа «Аум-Сенрикё» или «Красных бригад».

Длительное пребывание членов террористических групп в конспиративной об-становке, сопровождающееся интенсивной террористической тренировкой, вклю-чающей и специальные технологии психологической обработки, приводит к по-явлению специфической среды, которую можно назвать терроросредой. Людям, составляющим эту среду, присущ особый тип сознания. Мировосприятие терро-ристов религиозно-фанатическое, им не свойственно анализировать конечные цели и результаты террора. Вместе с тем для террористов характерно ощущение своего превосходства над «простыми смертными», что позволяет не задумываться о средствах террора. И наконец, они обладают малой чувствительностью к своим и чужим страданиям при высокой готовности убивать и умирать.

В отличие от уголовного мира, терроросреда провозглашает себя лидером защиты возвышенных идеалов или интересов. Идеологическая платформа организации тщательно разрабатывается группой «теоретиков-интеллектуалов», составляю-щих идеологический центр, вокруг которого и организуются боевые террористи-ческие формирования. Одновременно в сознание населения из оппозиционных групп внедряется мысль, что достижение данных возвышенных целей возмож;-: только при поддержке террористов.

Так возникают благоприятные условия, позволяющие лидерам террористов тре-бовать снабжения, финансирования, укрытия и т. д. В террор втягиваются более широкие слои населения, составляющие его социальную базу и затрудняющие выражение протеста прогрессивными группами населения. Терроросреда, состоя-щая из идеологического центра, боевых формирований и социальной базы, явля-ется довольно эффективным инструментом в руках тех, кто ее контролирует.

3. Международный терроризм

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опас-ных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Любые формы проявления терроризма все больше угрожа-ют безопасности многих стран и их населения, влекут за собой огромные полити-ческие, экономические и моральные потери, оказывая сильное психологическое давление на людей и унося все больше жизней ни в чем не повинных граждан.

Террористические организации в современных условиях характеризуются ши-роким размахом действий, тем, что государственные границы не являются для них препятствием, развитой сетью связи и взаимодействия. Для них характерна жесткая структура, состоящая из руководящего и оперативного звена, подразделе-ний разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия. Жесткая конспирация и тщательный отбор кадров, наличие агентуры в правоохранительных и государственных органах, отличное техниче-ское оснащение, разветвленная сеть конспиративных укрытий, учебных баз и по-лигонов способствуют высокой боеспособности и эффективности проводимых террористических акций.

Важной особенностью современного терроризма является его международный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Регулярно проводятся совещания, встречи руководителей наиболее крупных группировок, где координиру-ется деятельность организаций различной национальной принадлежности.

Террористические организации приобретают экономическую самостоятельность, во-первых, за счет финансовой поддержки своих сторонников, во-вторых, путем самофинансирования (криминальная деятельность). Главный источник финан-сирования терроризма - контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д. Например, основной источник финансирования перуанского движения «Сендеролуминосо» и ливанской «Хез-боллах» - наркобизнес, а цейлонских «Тигров освобождения Тамил Илама» - наркотики и торговля оружием и драгоценными камнями.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен к серьезной самостоя-тельной деятельности не только в масштабах своей страны, но и в других госу-дарствах. Для развертывания криминальной деятельности необходимо наличие структур для «отмывания» денег (контролируемые банки, фирмы, предпри-ятия). Терроросреда и создает новый экономический сектор, именуемый «серой экономикой».

Терроризм стал эффективным и эффектным средством устрашения и уничтоже-ния в непримиримом споре разных миров, кардинально различных по своим нравственным нормам, культуре, миропониманию. Межгосударственные масшта-бы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о прове-дении терактов и их подготовка происходит в одних странах, а сами они совер-шаются в других. Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей.

3.1.Полный перечень террористических организаций Мира.

Организация Абу Нидала (ОАН)
Организация "Абу Нидал" (ОАН), также известная как "Черный сентябрь", Революционный совет Фатах, Арабский революционный совет, Арабские революционные бригады, Революционная организация социалистических мусульман
Группа Абу Сайафа (ГАС)
Группа "Абу Сайяф" (ГАС), также известная как "Аль харакат аль исламийя"
Вооруженная исламская группа (ВИГ)
также известная как "Групман исламик арм", АИГ, "Аль-джама, а аль-исламия аль-мусалла"

Аум Синрике
"Аум синрике", также известная как "Высшая истина Аум".

Организация басков за родину и свободу (ЭТА)
"Отечество и свобода басков" (ЭТА), также известная как "Эускади та аскатасуна"
Гама а эль-Исламийя (Исламская группа, ИГ)
"Гама а аль-исламийя" ("Исламская группа", ИГ), также известная как "Аль-гама ат",
ХАМАС (Движение исламского сопротивления)
ХАМАС (Исламское движение сопротивления), также известное как "Харакат аль-мухавама аль-исламия", "Студенты Айяш", "Студенты инженерного профиля", подразделения "Яхья Айяш", бригады "Изз аль-дин аль-хассим", силы "Изз аль-дин аль-хассим", батальоны "Изз аль-дин аль-хассим", бригады "Изз аль-дин аль хассам", силы "Изз аль-дин аль хассам", батальоны "Изз аль-дин аль хассам"
Харакат эль-Моджахедин (ХЭМ)
"Харакат уль-муджахидин" (ХУМ), также известный как "Харакат уль-ансар", ХУА, "Аль-хадид", "Аль-хадит", "Аль-фаран"
Хезболла (партия Всевышнего)
"Хесболла" ("Партия Бога"). Другие названия: "Исламский джихад", "Организация исламского джихада", Организация революционного правосудия, "Организация угнетенных на Земле", "Исламский джихад за освобождение Палестины", "Организация правоверных против неверных", "Ансар аллах", "Последователи пророка Мухаммеда"
Японская Красная армия (ЯКА)
"Японская Красная армия" (ЯКА). Другие названия: "Антиимпериалистическая интернациональная бригада" (АИИБ), "Ниппон секигун", "Нихон секигун", "Святая военная бригада", "Антивоенный демократический фронт"
эль-Джихад
"Аль-Джихад". Другие названия: "Египетский аль-Джихад", "Новый джихад", "Египетский исламский джихад", "Группа джихада"
Ках
"Ках". Другие названия: "Подавление предателей", "Дикуй Богдим", "
Рабочая партия Курдистана (РПК)
Курдская рабочая партия (КРП). Другое название: "Партия Каркеран Курдистан"
Тигры освобождения Тамиль Элама (ТОТЭ)
"Тигры освобождения Тамил Илама" (ТОТИ). Другие названия: "Тамильские тигры", "Группа Эллалан". Действует под прикрытием таких организаций, как "Всемирная тамильская ассоциация" (ВТА), "Всемирное тамильское движение" (ВТД), "Федерация ассоциаций канадских тамилов" (ФАКТ), "Группа Сангиллан"
Организация Моджахедин-е Хальк (ОМЕ, ОМХ, НССИ и многие другие)
" Другие названия: "Моджахедин-э Кхальк", Национальная освободительная армия Ирана" (НОА, воинственное крыло МЭК), "Народная моджахедская организация Ирана" (НМОИ), "Национальный совет сопротивления" (НСС), "Организация народных священных воинов Ирана",
Национальная освободительная армия (НОА)
"Национальная освободительная армия" (ЭЛН). Другое название: "Эхерсито либерасьон насиональ"
Группа Шакаки Палестинского исламского джихада (ПИД)
"Палестинский исламский джихад" -- группа "Шакаки". Другие названия: "ПИД" -- группировка "Шакаки", "Палестинский исламский джихад" (ПИД), "Исламский джихад Палестины", "Исламский джихад в Палестине", "Отряд абу-Гхунайма" в составе организации "Хесболла Байт аль-Макдис"
Группа "Фронт освобождения Палестины -- Абу Аббас"
Группа "Фронт освобождения Палестины -- Абу Аббас". Другие названия: "Фронт освобождения Палестины" (ФОП), "ФОП-Абу Аббас"
Народный фронт за освобождение Палестины (НФОП)
Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), также известный как Красные орлы, Группа Красные орлы, Группа Красные орлы, Группа Халхул, Команда Халхул
Главное командование Народного фронта за освобождение Палестины (ГК-НФОП)
Народный фронт освобождения Палестины -- Главное командование (НФОП -- ГК)
Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК)
Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК), также известная как Фуэрсас Армадас Революционариас де Коломбия
Революционная организация 17 ноября (17 ноября)
Революционная организация 17 ноября (17 ноября), известная также как Эпанастатики Органоси 17 ноември
Революционная народно-освободительная армия/фронт (РНОА/Ф)
Революционная народно-освободительная партия/фронт, также известная как Девримчи Сол (Революционные левые), Девримчи Халк Куртулус Партиси-Сефеси (ДХКП/С), Дев Сол Силахли Бирликлери, Дев Сол СДБ, Дев Сол вооруженные революционные группы
Революционная народная борьба (ЭЛА)
Революционная борьба народа (ЭЛА), также известная как Эпанастатикос Лайкос Агонас, Революционная народная борьба, Июнь 1978 г., Организация революционной международной солидарности, Революционное ядро, Революционные ячейки, Освободительная борьба
Сияющий путь (Сендеро Люминосо, СП)
"Сияющий путь" (Сендеро Люминосо), также известная как Партидо Комуниста дель Перу эн эль Сендеро Люминосо де Хосе Карлос Мариатеги (Коммунистическая партия Перу на сияющем пути Хосе Карлоса Мариатеги), Партидо Комуниста дель Перу (Коммунистическая партия Перу), ПКП, Сокорро Популар дель Перу (Народная помощь Перу), СПП, Эхерсито Герильеро Популар (Народная повстанческая армия), ЭГП, Эхерсито Популар де Либерасьон (Народно-освободительная армия), ЭПЛ
Революционное движение Тупак Амару (РДТА)
Революционное движение Тупак Амару (МРТА), также известная как Мовимьенто Революцинарио Тупак Амару

Аль-Кайда,

также известная как Каеда, "База", Исламская армия, Всемирный исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев, Исламская армия за освобождение святых мест, Система Усамы бин Ладена, Организация Усамы бин Ладена, Фонд исламского спасения, Группа по защите святых мест.

Основана

Усамой бин Ладеном примерно в 1990 г. с целью объединения арабов, которые боролись в Афганистане против советского вторжения. Оказывала финансовую помощь,комплектовала и обучала экстремистов из числа мусульман-суннитов для афганского сопротивления. В настоящее время преследует цель "восстановления мусульманского государства" во всем мире. Сотрудничает с объединенными исламскими группами экстремистов в целях свержения режимов, которые она считает "неисламистскими", и удаления из мусульманских стран представителей запада. В феврале 1998 г. выпустила заявление под шапкой "Всемирного исламского фронта джихада против евреев и крестоносцев", где утверждала, что все мусульмане обязаны повсеместно убивать американских граждан, как невоенных, так и военных, и их союзников.

.Деятельность

7 августа произвела взрывы в американских посольствах в Найроби, Кения, и Дар-эс-Саламе, Танзания, в результате которых были убиты не менее 301 человека и ранены еще более 5000 человек. Заявляет о том, что в 1993 г. в Сомали сбивала американские вертолеты и убивала американских военнослужащих, а также произвела три взрыва, направленных против присутствия войск США в Адене, Йемен, в декабре 1992 г.

Организация связана с планами попыток совершения террористических операций, включая убийство Папы в ходе его визита в Манилу в конце 1994 г. одновременные взрывы в американском и израильском посольствах в Маниле и других азиатских столицах в конце 1994 г.

взрывы в воздухе десятка самолетов, совершавших рейсы из США над Тихим океаном, в 1995 г. и план убийства Президента Клинтона в ходе его визита на Филиппины в начале 1995 г.

Организация продолжает обучать, финансировать и оказывать материально-техническую поддержку террористическим группам, которые разделяют указанные цели.

4.Борьба с терроризмом

Угроза международного терроризма вынуждает различные государства сотруд-ничать в борьбе с ним. Акты терроризма, являющиеся международными престу-плениями, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку. Вот почему необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона или всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов.

Современное международное право выработало ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые регламентируют взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не де-лать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на стра-ны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать все силы и средст-ва, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставления помощи другим государствам.

В России терроризм отнесен к государственным преступлениям, наносящим ущерб национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяют Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 1997 г. Согласно ст. 6 закона «О борьбе с терроризмом» (1998 г.), непосредственно бо-рются с терроризмом следующие структуры: Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Феде-ральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ и Федеральная погра-ничная служба РФ. В ряде случаев, по решению Президента РФ, могут быть соз-даны антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.

За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и в России был разработан ряд ме-ханизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциаль-ные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных и подготовка антитеррористических сил, усиление охраны особо опасных, в частности ядер-ных, объектов, выработка механизма переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Заключение

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Тайные операции, к сожалению, стали необходимым и повсеместно используемым инструментом межгосударственной борьбы. Россия тоже не может отказаться от них в одностороннем порядке. Но безответственно играть этим – крайне опасно, в чем США убедились на примере Афганистана, попытавшись выступить против Бен-Ладена и его движения «Аль-каида».

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом с учетом изложенного:

Воссоздание устойчивого блокового мира;

Упреждение; блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

Недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п.; развенчание терроризма всеми силами СМИ;

Передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

Использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по

полному уничтожению террористов;

Никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей - потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.

Список литературы

    Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э.А. Арустамов, А.Е. Влолощенко, Г.В. Гусков и др. - 12-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 456 с.

    Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Э.А. Арустамов, В.А. Воронин, А.Д. Зенченко, С.А. Смирнов - М.: 2007. -441с: ил.

    Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности, учебник для вузов, 2-е изд./ Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, Т.А. Беспамятных и др. - СПб.: Питер, 2008.-461с: ил.

    Микрюков, В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В. 2 кн. Кн. Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. Шк., 2004. - 479 с: ил.

    Микрюков, В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В. 2 кн. Кн. Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. -М.: Высш. Шк., 2004. - 333 с: ил.



Новое на сайте

>

Самое популярное